Профильное обучение
рабочая программа по физике по теме

Денисова Алевтина Алексеевна

Рабочие программы по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_profil_novyy.doc182 КБ
Microsoft Office document icon 10_fizika_68ch.doc99 КБ
Microsoft Office document icon 8_programma_fizika.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Календарно-тематическое планирование

                                    11 класс / профильный уровень/

                                           2013-2014 учебный год. /5 часов в неделю/

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки прохождения

          Электродинамика (продолжение) /24 часа/ 5 часов в неделю

        Тема № 1  « Магнитное поле « / 12 часов/ 5 часов в неделю 02.09.2013-25.09.2013

   1./1

Стационарное магнитное поле

02.09.2013-

-25.09.2013

  2./2

Индукция магнитного поля. Решение задач на применение правила буравчика

   3./3

Взаимодействие токов. Сила Ампера

   4./4    

Лаб. раб. №1 «Наблюдение магнитного поля на ток»

   5./5

Сила Лоренца

   6./6

Решение задач по теме :сила Ампера и сила Лоренца

   7./7

Магнитные свойства вещества

   8/8

Обобщающее-повтор. Занятие по теме: «Магнитное поле»

   9/9

Зачет по теме: «Стационарное магнитное поле»

   

  10/10

   11/11

Коррекция знаний по теме.

 12/12

Резерв учителя

Итого

12 часов

    Тема № 2 « Электромагнитная индукция»  /12 часов/ 5 часов в неделю.26.09.2013-04.10.2013

   13/1

Явление электромагнитной индукции.

26.09.2013-

-04.10.2013

   14/2

Индукционное электрическое поле( вихревое). Магнитный поток

   15/3

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

   16/4

Электроизмерительные приборы. Решение задач на применение правила Ленца.

   17/5

Лаб. раб .№2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

   18/6

Закон электромагнитной индукции

   19/7

Вихревые токи. Магнитные свойства в-ва.

   20/8

Явление самоиндукции. Индуктивность.

   21/9

Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

   22/10

Обобщающе-повтор. Занятие по теме: «Электромагнитная индукция»

   23/11

Зачет по теме : электромагнитная индукция.

   24/12

Анализ контрольной работы, коррекция знаний.

                         Итого                                         12 часов

      Тема № 3  « Колебания и волны» /31 час/ 5 часов  в неделю 05.10.2013-26.11.2013

                    Механические колебания  /7 часов/ 5 часов в неделю 05.10.2013-15.10.2013

   25/1

Свободные и вынужденные колебания механические колебания.

05.10.2013-

-15.10.2013

   26/2

Динамика колебательного движения. Математический маятник. Уравнения движения маятников.

   27/3

Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний.

   28/4

Решение задач на характеристики пружинного и математического маятников.

   29/5

Лаб. раб № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»

   30/6

Превращение энергии при гармонических колебаниях.

   31/7

Вынужденные механические колебания. Автоколебания. Резонанс.

итого

7 часов

  Электромагнитные колебания /11 часов/ 5 часов в неделю16.10.2013-28.10.2013

   32/1

Свободные колебания в колебательном контуре. Вынужденные колебания.

16.10.2013-

-28.10.2013

   33/2

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

   34/3

Уравнение свободных электромагнитных колебаний в закрытом контуре. Период свободных электрических колебаний.

   35/4

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний

   36/5

Переменный электрический ток

   37/6

Активное сопротивление, емкость в цепи переменного тока

   38/7

Индуктивность. Мощность в цепи переменного тока.

   39/8

Решение задач на различные типы соединений сопротивлений цепи переменного тока.

   40/9

Решение задач. Самостоятельная работа по теме : Электромагнитные колебания.

   41/10

Резонанс в электрической цепи.

  42/11

Электрические автоколебания. Генератор на транзисторе.

           итого

 11 часов

 Производство , передача и использование электрической энергии /2 часа/

   43/1

Генерирование энергии. Трансформаторы.

29.102013-

   44/2

Передача и использование электрической энергии.

30.10.2013

        итого

 2 часа

                     Механические волны. /4 часа/ 5 часов в неделю 11.11.2013-15.11.2013

   45/1

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны.

11.11.2013-

-15.11.2013

   46/2

Уравнение бегущей волны. Распространение волн в упругих средах.

   47/3

Звуковые волны.

   48/4

Интерференция, дифракция волн. Принцип Гюйгенса.

   

Итого  

 4 часа

            Электромагнитные волны /7 часов/  5 часов в неделю 16.11.2013-26.11.2013

   49/1

Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца.

16.11.2013-

-26.11.2013

   50/2

Свойства электромагнитных волн.

   51/3

Изобретение радио А.С.Поповым. принципы радиосвязи.

   52/4

Телевидение. Современные средства связи.

   53/5

Обобщающее- повтор. Занятие по теме: Колебания и волны.

   54/6

Зачет по теме : «Колебания и волны»

   55/7

Анализ и коррекция знаний.

 итого

 7 часов

итого

31 час

  Тема № 4  « Оптика»  /25 часов/  5 часов в неделю 26.11.2013-28.12.2013

   56/1

Корпускулярно-волновой дуализм. Введение в оптику.

26.11.2013-

-28.12.2013

   57/2

Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света.

   58/3

Скорость света и методы ее определения.

   59/4

Призма. Законы преломления света.

   60/5

Законы отражения света. Явление полного отражения. Волоконная оптика.

   61/6

Решение задач по геометрической оптике.

   62/7

Лаб. раб. №4 « Измерение показателя преломления стекла.»

   63/8

Линзы.

   64/9

Формула тонкой линзы. Оптические приборы и их разрешающая способность.

   65/10

Получение изображений с помощью линзы. Построение изображений в линзе.

   66/11

Лаб. раб. №5  « Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

67/12

Светоэлектромагнитные волны. Дисперсия света.

 68/13

Интерференция света. Когерентность .

 69/14

 Дифракция света. Дифракционная решетка.

   70/15

Поперечность световых волн. Поляризация света.

   71/16

Лаб. раб №6 «измерение длины световой волны»

72/17

Решение задач на волновые свойства света.

   73/18

Лаб. раб. № 7 « Наблюдение интерференции и дифракции света»

74/19

Излучение и спектры            

  75/20

Шкала электромагнитных колебаний.

  76/21

Решение задач по теме: Излучение и спектры.

   77/22

Обобщающее- повтор. занятие по теме: Оптика

  78/23

Подготовка к зачету по теме :Оптика

  79/24

 Зачет по теме : Оптика

   80/25

 Анализ контрольной работы, коррекция знаний

      итого

 25 часов

 Тема № 5 « Основы специальной теории относительности» /4 часа/          

                                5 часов в неделю   13.01.2014-17.01.2014                                                

   81/1

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света.

13.01.2014-

-17.01.2014

   82/2

Пространство и время в специальной теории относительности.

  83/3

Релятивистская механика.

   84/4

Связь массы и энергии. Решение задач.

 итого

4 часа

   Тема № 6  «Квантовая физика»  / 36 часов/ 5 часов в неделю18.01.2014-

              Световые кванты / 7 часов/ 5 часов в неделю 18.01.2014-28.01.2014

   85/1

Тепловое излучение. Постоянная Планка

18.01.2014-

-28.01.2014

   86/2

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

   87/3

Решение задач на законы  фотоэффекта.

   88/4

Фотоны. Дифракция электронов. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Опыты Вавилова

  89/5

Применение фотоэффекта на практике.

   90/6

Квантовые свойства света: световое давление, опыты Лебедева.

   91/7

Решение задач . самостоятельная работа по теме: Фотоэффект.

     итого

 7 часов

                    Атомная физика  / 8 часов/ 5 часов в неделю 29.01.2014-08.02.2014

   92/1

Строение атома. Опыты Резерфорда.

29.01.2014-

-08.02.2014

   93/2

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

    94/3

Решение задач на квантовые постулаты.

   95/4

Трудности теории Бора. Квантовая механика. Самостоятельная работа по теме : Квантовые постулаты.

   96/5

Лазеры.

   97/6

Обобщающее- повтор. занятие по теме: Световые кванты. Атомная физика.

   98/7

Зачет по теме: Световые кванты. Атомная физика.

   99/8

Анализ контрольной работы, коррекция

  итого

8 часов

 Физика атомного ядра. Элементарные частицы /21 час/ 5 часов в неделю  10.02.2014-08.03.2014

   100/1

Экспериментальные методы регистрации элементарных частиц.

10.02.2013-

-08.03.2014

   101/2

Лаб.раб. №7 « Изучение треков  заряженных частиц.»

  102/3

Радиоактивность

  103/4

Радиоактивные превращения.

   104/5

Закон радиоактивного распада и его статистический характер.

   105/6

Решение задач на закон радиоактивного распада.

   106/7

Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.

   107/8

Энергия связи  нуклонов в ядре. Дефект масс.

  108/9

Деление и синтез ядер. Ядерные реакции.

   109/10

Цепная ядерная реакция. Ядерная энергетика.

110/11

Решение задач на законы физики ядра.

111/12

Понятие о термоядерных реакциях.

   112/13

Применение физики ядра на практике. Биологическое  действие радиоактивных излучений.

113/14

 Физика элементарных частиц

114/15

Классификация элементарных частиц.

   115/16

Движение  и взаимодействие элементарных частиц.

   116/17

Статистический характер процессов в микромире.

   117/18

Обобщающее повторение

 по теме : Физика ядра, элементарные частицы

   118/19

   119/20

Зачет по теме : Физика ядра. Элементарные частицы.

 20/21

Анализ контрольной работы, коррекция.

 Итого

 21 час

  Тема № 7 « Строение и эволюция Вселенной» /20часов/ 5 часов в неделю 10.03.2013-12.04.2014

  121/1

Звездное небо.

10.03.2014-

-13.04.2014

  122/2

Небесная сфера.

  123/3

Определение расстояний в астрономии.

  124/4

Видимое движение планет.

  125/5

Законы Кеплера- законы движения небесных тел.

  126/6

Строение Солнечной системы.

  127/7

Система Земля- Луна.

  128/8

Планеты земной группы.

  129/9

Планеты- гиганты.

  130/10

Солнце- ближайшая к нам звезда.

   131/11

Звезды и источники их энергии.

   132/12

Физическая природа звезд.

   133/13

Двойные, физические переменные, новые и сверхновые звезды.

   134/14

Наша Галактика.

   135/15

Происхождение и эволюция Галактик. Красное смещение.

   136/16

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик.

   137/17

Жизнь и разум во Вселенной.

   138/18

Освоение космического пространства.

   139/19

Важнейшие этапы в освоении космического пространства.

   140/20

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Итого

20 часов

  Тема № 8 « Значение физики для понимания мира и развития производительных сил» /3 часа/ 5 часов в неделю 14.04.2014-17.04.2014

   141/1

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия.

14.04.2014-

-17.04.2014

   142/2

Физика и научно-техническая революция.

   143/3

Физика и культура.

  Тема №9 « Лабораторный практикум» /15 часов/  5 часов в неделю 18.04.2014-30.04.2014

   144

Ознакомительное занятие по практикуму

   145

Работа № 1 «Изучение прямолинейного равноускоренного движения»

   145

Работа № 2 «Изучение зависимости дальности полета от угла вылета снаряда»

   146

Работа № 3 «Проверка  закона сохранения импульса тел при упругом соударении»

   147

Работа № 4 «Определение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе»

   148

Работа № 5 « Определение удельного сопротивления проводника»

   149

Работа №6                                  « Определение максимальной электроемкости воздушного конденсатора переменной емкости»

   150

Работа №7 «Изучение последовательной цепи переменного тока»

   151

Работа №8 « Изучение резонанса в электрическом колебательном контуре»

   152

Работа №9                              « Определение фокусного расстояние рассеивающей линзы»

   153

Работа № 10 «  Проверка по стробоскопическим снимкам законов сохранения импульса и энергии при упругом столкновении»

   154

Работа № 11                            « Определение  постоянной Планка»

   155

Работа № 12                       « Изучение упругого столкновения частиц ( на модели с магнитами)  

   156

Зачетное занятие по практикуму.

   157

Зачетное занятие по практикуму.

   

итого

15 часов

    Тема № 10 « Обобщающее повторение» /12 часов/ 5 часов в неделю05.05.2014-23.05.2014

                 Всего                    170 часов   /5 часов в неделю/



Предварительный просмотр:

                                Календарно- тематическое планирование.

10 класс /базовый уровень/

№урока

               тема

Сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

Тема №1 Введение. основные особенности физического метода исследования

1 час, 02.09.13

   1.

Физика и познание мира

02.09.2013

Тема №2 «Механика»  /22 часа/        2 часа в неделю, 02.09.13 – 29.11.13

                        Кинематика /7 часов  /   2 часа в неделю 02.09.13.-30.09.2013

   2./1

Основные понятия кинематики

02.09.2013-30.09.2013

   3./2

Скорость равномерное прямолинейное движение

   4./3

Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.

   5./4

Равноускоренное прямолинейное движение

   6/5

Свободное падение тел

   7./6

Равномерное движение по окружности

   8./7

Зачет по теме кинематика

Итого

7 часов

          Динамика и силы в природе /8 часов/,  2 часа в неделю. 01.10.2013-28.10.2013

   9./1

Масса, сила. Законы Ньютона

01.10. 2013-

28.10.2013

   10/2

Решение задач на законы Ньютона

   11/3

Силы в механике. Гравитационные силы

   12/4

Сила тяжести. Вес

   13./5

Силы упругости

   14./6

Лаб. раб.№ 1 « Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

   15./7

Силы трения

   16./8

Зачет по теме : «Динамика, силы в природе»

Итого

8 часов

       Законы сохранения в механике /7 часов/, 2 часа в неделю. 30.10.2013-29.11.2013

   17./1

Закон сохранения импульс

30.10.2013-29.11.2013

   18./2

Реактивное движение

   19./3

Механическая работа

   20./4

Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях

   21./5

Закон сохранения механической энергии

   22./6

Лаб. раб. №2 «изучение закона сохранения механической энергии»

   23./7

Зачет по теме : «Законы сохранения в механике.»

Итого

7 часов

Тема № 3 « Молекулярная физика. Термодинамика»-/ 21 час/ 2 часа в неделю 02.12.2013-24.02.2014

                            Основы МКТ /9 часов/ 2 часа в неделю 02.12.2013-28.12.2013

   24./1

Основные положения МКТ и их опытное обоснование

02.12.2013-

-28.12.2013

   25./2

Решение задач на характеристики молекул

   26./3

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа

   27./4

Температура . определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул

   28./5

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева- Клапейрона

   29./6

Газовые законы

   30./7

Решение задач на уравнение состояния и газовые законы

   31./8

Лаб. раб. №3 «опытная проверка закона Гей - Люссака»

   32./9

Зачет по теме : основы МКТ

Итого

9 часов

                Термодинамика / 8 часов/  2 часа в неделю 13.01.2014-08.02.2014

   33./1

Термодинамическая система и ее параметры

13.01.2014-

-08.02.2014

   34./2

Работа в термодинамике

   35./3

Решение задач на расчет работы термодинамической системы

   36./4

Количество теплоты. Теплоемкость

   37.5

Первый закон термодинамики

   38./6

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос

   39./7

Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Охрана окружающей среды

   40./8

Зачет по теме: термодинамика

Итого 8 часов

  Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.  /4 часа/ 2 часа в неделю 10.02.2014-22.02.2014

   41                                                    

Реальный газ. Насыщенный пар влажность воздуха            

   42./2

Жидкое состояние вещества . Свойства поверхности жидкости

10.02.2014-

-22.022014

   43./3

Кристаллические и аморфные тела

   44./4

Зачет по теме: жидкие и твердые тела

Итого

4 часа

Тема № 4 «  Электродинамика»    / 21 час/ 2 часа в неделю 24.02.2014-24.05.2014

                   Электростатика /8 часов/ 2 часа в неделю  24.02.2014-22.03.2014

   45./1  

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда

24.02.2014-

-22.03.2014

   46./2  

Закон Кулона

   47./3  

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

   48./4

Решение задач на расчет напряженности

   49./5

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков

   50./6

Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов

   51./7

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора

   52./8

Зачет по теме : электростатика

Итого

8 часов

       Постоянный электрический ток /7 часов/ 2 часа в неделю 01.04.2014-26.04.2014

   52/1

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи

01.04.2014-

-26.04.2014

   54./2

Решение задач на закон Ома. Схемы электрических цепей. Типы соединений проводников

   55./3  

Решение задач на расчет электрических цепей

   56./4

Лаб. раб. №4 «изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

   57./5

Работа и мощность  постоянного тока

   58./6

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

   59./7

Лаб. раб.№5 «определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Итого

7 часов

   Электрический ток в различных средах /6 часов/ 2 часа в неделю 28.04.2014-24.05.2014

   60./1

Электрический ток в металлах

28.04.2014-

-24.05.2014

   62./2

Полупроводники . собственная и примесная проводимости полупроводников. Р-п- переход. Полупроводниковый диод. Транзистор

   63./3

Электрический ток в вакууме

   64./4

Электрический ток в жидкостях

   65./5

Электрический ток в газах. Плазма

   66./6

Зачет по теме :электрический ток в различных средах

Итого

6 часов

                                  Повторение (резерв)  / 2час/ 26.05.2014-28.05.2014

                                  Всего   68 часов за год



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике для 8 класса (подготовили: В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин) и авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с новым, утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

Программа рассчитана на  68 учебных часов в год (2 часа в неделю).

Количество плановых контрольных работ -  6

Количество плановых лабораторных работ -10

Данная рабочая программа составлена для изучения предмета по учебнику Пёрышкина А.В., Физика: Учебник для 8 класса  средней школы. – М.: Дрофа, 2012 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики  структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

 

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Цели изучения физики:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.
  • смысл  физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
  • cмысл  физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения  света, отражения света.

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока,  напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний  о тепловых и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля  за исправностью электропроводки в квартире

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

                   Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Содержание программы (68 ч )

  1. Тепловые явления (25 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.
  2. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
  3. Теплопроводность различных материалов.
  4. Конвекция в жидкостях и газах.
  5. Теплопередача путем излучения.
  6. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
  7. Явление испарения.
  8. Кипение воды.
  9. Постоянство температуры кипения жидкости.
  10. Явления плавления и кристаллизации.
  11. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
  12. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
  13. Устройство паровой турбины

Лабораторные работы:

  1. Сравнение количества теплоты при смешивании  воды разной температуры.
  2. Определение удельной теплоемкости твердого тела.

Контрольные  работы:

  1. Тепловые явления
  2. Изменение агрегатных состояний вещества

Учащимся необходимо знать и уметь:

Наблюдение и описание различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.

Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

2.Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Плавкие предохранители. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Проводники и изоляторы.
  5. Электризация через влияние
  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое
  7. Закон сохранения электрического заряда.
  8. Устройство конденсатора.
  9. Энергия заряженного конденсатора.
  10. Источники постоянного тока.
  11. Составление электрической цепи.
  12. Электрический ток в электролитах. Электролиз.
  13. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
  14. Электрический разряд в газах.
  15. Измерение силы тока амперметром.
  16. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
  17. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
  18. Измерение напряжения вольтметром.
  19. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
  20. Реостат и магазин сопротивлений.
  21. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
  22. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Лабораторные работы:

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках электрической цепи.
  2. Сборка электрической цепи и измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
  3. Регулирование силы тока реостатом.
  4.  Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
  5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Контрольные  работы:

  1. Электризация тел. Электрический ток.
  2. Электрические явления.

Учащимся необходимо знать и уметь

Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов, теплового действия тока; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.

Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра.

3. Электромагнитные явления (7 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы:

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока.

Контрольные  работы:

  1. Электромагнитные явления.

Учащимся необходимо знать и уметь

Наблюдение и описание взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током; объяснение этих явлений.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: действия магнитного поля на проводник с током.

Практическое применение физических знаний для изучения устройства и принципа действия электрического звонка, телеграфного аппарата, электромагнитного реле,  динамика, электродвигателя.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электрического звонка, телеграфного аппарата, электромагнитного реле,  динамика, электродвигателя.

4. Световые явления  (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений даваемых тонкой линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Демонстрации:

  1. Источники света.
  2. Прямолинейное распространение света.
  3. Закон отражения света.
  4. Изображение в плоском зеркале.
  5. Преломление света.
  6. Ход лучей в собирающей линзе.
  7. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  8. Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы:

  1. Получение изображения с помощью линзы.

Контрольные  работы:

  1. Световые явления.

Учащимся необходимо знать и уметь

Наблюдение и описание отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: фокусного расстояния собирающей линзы.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.


Календарно – тематическое планирование

Раздел программы

Кол.

часов

Основная цель и задачи

Требования к уровню подготовки

Формы контроля, Дата

Оборудование для демонстрации и т.д.

Срок изучения темы

Тема 1

Тепловые явления

25

-Научить объяснять тепловые явления на основе знаний о молекулярном строении вещества;

-рассмотреть количество теплоты, агрегатные состояния вещества, виды теплообмена и использование их в различных областях человеческой деятельности;

- развитие навыка работы в группе; умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;

-приучать к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, самооценке, умению слушать других;

-продолжать учиться анализировать условия задания; анализировать и оценивать ответ одноклассников; продолжать развивать монологическую речь с применением физических терминов; развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.

    Знать и понимать понятия: внутренняя энергия, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива.

    Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива.

    Уметь применять МКТ для объяснения понятия внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа).

    Уметь пользоваться термометром и калориметром.

    Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.

    Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива.

    Решать задачи с применением формул.

Знать понятия: температура кипения и кристаллизации, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха.

Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении агрегатных состояний вещества.

Уметь применять изучаемые тепловые процессы в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Уметь применять МКТ для объяснения плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении.

Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении и парообразовании.

Находить по таблицам значения удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования, температуры плавления, решать задачи с применением формул.

Лабораторная работа № 1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 04.09.12

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

09.10.12

контрольная работа

№1 «Тепловые явления»

25.10.12

Контрольная работа

 №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

11.12.12

Стаканы с водой – горячей и холодной, термометры

Калориметр, мензурка, термометр, стакан

Карточки с разноуровневыми заданиями контрольной работы

01.09.12-11.12.12

Тема 2

Электрические явления

27

-Изучить понятия: электрический ток, напряжение, сопротивление, способы соединения  проводников, работа и мощность электрического тока;  законы постоянного электрического тока;

-закрепить у учащихся навыки  решения задач;

-научить объяснять электрические явления на основе знаний о строении атома.

Способствовать развитию познавательной компетентности.

- воспитывать активную жизненную позицию учеников.

-формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов; выяснение сущности процесса электризации тел.

-развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.

-развитие интереса к науке и умение работать с научно-популярной литературой.

Знать и понимать понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление, удельное сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Знать и уметь применять формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности тока; количества теплоты, выделяемого проводником.

Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах.

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, при их соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, причины электрического сопротивления, нагревания проводника эл. Током.

Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в цепи, напряжение на концах проводника, определять сопротивление, пользоваться реостатом.

Решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, удельного сопротивления, работы, мощности эл. тока, количества теплоты, выделяемого проводником; читать графики и находить нужные величины. Находить по таблице удельное сопротивление.

Решать задачи с применением формул для параллельного, последовательного соединений.

Лабораторная работа № 3 «Измерение силы тока»

24.01.13

Источник питания, две низковольтные лампы на подставках, ключ, амперметр, соединительные провода

12.12.12 – 19.03.13

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения».

31.01.13

Источник питания, две низковольтные лампы на подставках, ключ, соединительные провода, вольтметр

Лабораторная работа № 5 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра»

07.02 .13

Источник питания, исследуемый проводник, амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода

Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»

12.02.13

Источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода

Контрольная работа №3: «Электризация тел. Электрический ток»

14.02.13

Карточки с контрольной работой

Лабораторная работа № 7

 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

05.03.13

Источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер

Контрольная работа №4: «Электрические явления». 14.03.13

Тест; карточки с контрольной работой

Тема 3

Электромагнитные явления

7

-Дать понятие магнитных линий

- Установить связь между направлением магнитных линий магнитного поля тока и направлением тока в проводнике;

- обосновать связь между направлением магнитных линий магнитного поля тока и направлением тока в проводнике;

 - показать причинно- следственные связи при изучении магнитного поля прямого тока и магнитных линий, что беспричинных явлений не существует, что опыт- критерий истинности знан

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщать знания о магнитном поле и его характеристиках;

-Показать, что Земля — это большой магнит, у которого есть 4 полюса: 2 географических и 2 магнитных (они не совпадают). Рассмотреть причины геомагнетизма и роль геомагнитного поля;  что результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние, а  возмущение магнитного поля приводит к магнитным бурям, которые оказывают влияние не только на различные приборы, но и на живые организмы;

- Сформировать умение объяснять физические явления, чётко излагать мысли, делать выводы, систематизировать информацию и выделять главное.

Понятия: магнитное поле, линии магнитного поля, постоянный магнит.

Пользоваться миллиамперметром.

Уметь исследовать свойства постоянных магнитов.

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

02.04.13

Полосовые магниты, катушки, подковообразный магнит, компас, стальные скрепки, медный провод, карандаши, ластик, железные опилки, кусок картона размером в 2-3 длины полосовых магнита

20.03.13-20.04.13

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

11.04.13

Модель электродвигателя , лампочка на подставке

Разноуровневая контрольная работа № 7 «Электромагнитные явления»

16.04.13

Тест; карточки с контрольной работой

Тема 4

Световые явления

9

-дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления; выявить естественные и искусственные источники света; дать понятие светового луча, геометрической оптики, законов  распространения, отражения и преломления света; построений изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами;

-выявить особенности распространения света.

-раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

 -развивать мышление учащихся в ходе решения задач и обсуждения опытов; самостоятельность учащихся, трудолюбие, навыки групповой работы.

-воспитывать у учащихся чувство коллективизма;

Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Знать законы распространения, отражения и преломления света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Решать качественные задачи на законы отражения света.

    Систематизация знаний: знание законов; физических величин, их условных обозначений и единиц измерения, названий и назначения измерительных приборов

Лабораторная работа №10: «Получение изображения при помощи линзы»

09.05.13

Разноуровневая контрольная работа № 8 «Световые явления»

16.05.13

Две одинаковые парафиновые свечи, экран, линейка, карандаш, спички, линейка, собирающая линза

Тест; карточки с контрольной работой

21.04.13- 27.05.13


Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;
  • условия, при которых протекает явление;
  • связь данного явлении с другими;
  • объяснение явления на основе научной теории;
  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия,  при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
  • определение понятия (величины);
  • формулы, связывающие данную величину с другими;
  • единицы физической величины;
  • способы измерения величины;

о законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;
  • опыты, подтверждающие его справедливость;
  • примеры учета и применения на практике;
  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;
  • основные понятия, положения, законы, принципы;
  • основные следствия;
  • практические применения;
  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;
  • применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

  • Определение цены деления и предела измерения прибора.
  • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
  • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
  • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной         погрешности измерения.  Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
  • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
  • решать задачи на основе известных законов и формул;
  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;
  • собирать установку по схеме;
  • пользоваться измерительными приборами;
  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
  • оценивать и вычислять погрешности измерений;
  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Контрольная  работа  № 1 по теме «Тепловые явления»

Вариант 1.

1.     Стальная  деталь  массой  500 г  при  обработке  на  токарном  станке  нагрелась  на  20  градусов Цельсия..  Чему  равно  изменение  внутренней  энергии  детали? (Удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С)  )

2.     Какую  массу  пороха  нужно  сжечь,  чтобы при  полном  его  сгорании  выделилось  38000  кДж  энергии? (Удельная теплота сгорания пороха 3,8 * 10 6 Дж/кг)

3.     Оловянный  и  латунный  шары  одинаковой  массы,  взятые  при  температуре  20 градусов Цельсия опустили  в  горячую  воду.   Одинаковое  ли  количество  теплоты  получат  шары  от  воды  при  нагревании? (Удельная теплоемкость олова  250 Дж/(кг С), латуни  380 Дж/(кг С) )

4.     На  сколько  изменится  температура  воды  массой  20  кг,  если  ей  передать  всю  энергию,   выделяющуюся  при  сгорании  бензина  массой  20  кг?
(Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота сгорания бензина 4,6 * 10 7 Дж/кг) 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант  2.

1.   Определите  массу  серебряной  ложки,  если  для  изменения  ее  температуры  от  20  до  40 градусов Цельсия   требуется  250  Дж  энергии. (Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг С) )

2.    Какое  количество  теплоты  выделится  при  полном  сгорании  торфа  массой  200  г?  (Удельная теплота сгорания торфа 14 * 10 6 Дж/кг)

3.    Стальную  и  свинцовую  гири  массой  по  1  кг  прогрели  в  кипящей  воде,  а  затем  поставили  на  лед.   Под  какой  из  гирь  растает  больше  льда?(Удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С), свинца 140 Дж/(кг С)  )

4.  Какую  массу  керосина  нужно  сжечь,  чтобы  получить  столько  же  энергии,  сколько  ее  выделяется  при  сгорании  каменного  угля  массой   500 г. 

(Удельная теплота сгорания керосина  46 *106 дж/кг,  каменного угля 30 * 10 6 Дж/кг)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант  3

1.     Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С)  )

2.     Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты?  (Удельная теплота сгорания угля 3 * 10 7 Дж/кг)

3.       В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном ? Почему?

4.     Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия?   Потерями тепла пренебречь.  (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С)  

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант  4

1.     Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107  Дж/кг)

2.     Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С)  )

3.     Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?

4.     Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 л воды в алюминиевой кастрюле массой 300 г от 20 до 100 градусов Цельсия?  (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С),
 алюминия  920 Дж/(кг С),   плотность воды 1000 кг/м3)

Контрольная работа №2 «Нагревание и плавление кристаллических тел»

Вариант I

I. При плавлении кристаллического вещества его температура...

1. не изменяется. 2. увеличивается. 3. уменьшается.

II. При какой температуре цинк может быть в твердом и жидком состоянии?

1. 420 0С. 2. -39 0С. 3. 1300 – 1500 0С.

4. 0 0С. 5. 327 0С.

III. Какой из металлов: цинк, олово или железо – расплавится при температуре плавления меди?

1. Цинк. 2. Олово. 3. Железо.

IV. Температура наружной поверхности ракеты во время полета повышается до 1500 – 2000 0С. Какие металлы пригодны для изготовления наружной обшивки ракет?

  1. Сталь. 2. Осмий. 3. Вольфрам. 4. Серебро. 5. Медь.

-------------------------------------------------------------------------------------

Вариант II

I. Алюминий отвердевает при температуре 660 0С. Что можносказать о температуре плавления алюминия?

1. Она равна 660 0С.

2. Она выше температуры отвердевания.

3. Она ниже температуры отвердевания.

II. При какой температуре разрушается кристаллическое строение стали?

1. 420 . 2. -39 0С. 3. 1300 – 1500 0С. 4. 0 0С. 5. 327 0С.

III. На поверхности Луны ночью температура опускается до -170 . Можно ли измерять такую температуру ртутным и спиртовым термометрами?

1. Нельзя. 2. Можно спиртовым термометром. 3. Можно ртутным термометром. 4. Можно как ртутным, так и спиртовым термометром.

IV. Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?

  1. Сталь. 2. Цинк. 3. Вольфрам. 4. Серебро. 5. Ртуть.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Контрольная работа №3 по теме
 «Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

4.  За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг 

Вариант 2.

1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при – 20 градусах Цельсия.  Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %

Контрольная работа № 4  по теме «Постоянный ток»

Вариант 1.

1.       Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.

2.       По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут.  Чему равна сила тока в лампе?

3.       При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?

4.       Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

5.       По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

Вариант 2.

1.       Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления.
(Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)

2.       Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?

3.       Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.

4.       Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина
0,4 Ом мм2 / м)

5.       Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2/м

Контрольная работа №5 «Соединение проводников»

5.01. Как зависит сопротивление проводника от его длины и площади поперечного сечения?

А) прямо пропорционально длине, обратно пропорционально площади поперечного сечения;

Б) прямо пропорционально длине и площади поперечного сечения;

В) обратно пропорционально длине, прямо пропорционально площади поперечного сечения.

5.02. По какой формуле определяется сопротивление проводника?

А) ;                Б) ;        В) ;        Г) .

5.03. В каких единицах измеряется удельное сопротивление проводника?

А) ;        Б) ;                В) .

5.04. Какая из перечисленных величина одинакова для всех последовательно соединенных проводников?

А) напряжение;        Б) сила тока;                В) сопротивление.

5.05. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?

А) при параллельном;        Б) при последовательном;

В) при параллельном и последовательном.

5.06. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?

                                        1                                     2                                         3  

А) только 1;        Б) только 2;         В) только 3;        Г) 1 и 2.

5.07. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?

А) напряжение;        Б) сопротивление;        В) сила тока.

5.08. Для чего в электрической цепи применяют реостат?

А) для увеличения напряжения;        Б) для уменьшения напряжения;

В) для регулирования силы тока в цепи.

5.09.                                                                            Напряжение на проводнике R1 4 В. Какое

                                                                                       напряжение на проводнике R2?

                                                                                       А) 8 В;        Б) 2 В;                В) 4 В;                Г) 16 В.

5.10.                                                                                Чему равно общее сопротивление в цепи, если

                                                                                        R1 = 2 Ом, R2 = 4 Ом?

                                                                                        А) Rобщ= 6 Ом;        Б) Rобщ= 2 Ом;

                                                                                        В) Rобщ= 12 Ом;        Г) Rобщ= 1 Ом.

5.11. Длина медного проводника равна 1000 м, площадь его сечения 0,5 мм2. Определите сопротивление проводника (удельное сопротивление меди 0,017).

А) 3,4 Ом;        Б) 340 Ом;        В) 0,34 Ом;        Г) 34 Ом.

5.12. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.

А) 50 Ом;        Б) 60 Ом;        В) 600 Ом;        Г) 12 Ом.

5.13. Проводники сопротивлением 2 Ом и 6 Ом соединены последовательно и включены в сеть напряжением 36 В. Вычислите силу тока в проводнике.

А) 3 А;        Б) 0,33 А;        В) 432 А;        Г) 4,5 А.

5.14. В каждом из двух нагревательных элементов кипятильника сила тока 5 А. Определите силу тока в подводящих проводниках, если элементы соединены последовательно.

А) 25 А;        Б) 5 А;                В) 10 А;        Г) 2,5 А.

5.15. Требуется изготовить елочную гирлянду из лампочек, рассчитанных на напряжение 6 В, чтобы ее можно было включить в сеть напряжением 120 В. Сколько для этого нужно взять лампочек?

А) 4;                Б) 2;                В) 16;                Г) 20.

5.16. Провод длиной 1,5 м имеет сопротивление 0,75 Ом. Сколько метров этого провода пойдет на изготовление катушки сопротивлением 12,5 Ом?

А) 0,5 м;        Б) 2 м;                В) 25 м;        Г) 1,8 м.

5.17.                                                 Сила тока в проводнике R1 = 2А, в проводнике

                                                                                       R2 = 1 А. Что покажет амперметр, включенный в

                                                                                       неразветвленную часть цепи?

                                                                                       А) 8 А;        Б) 1,5 А;        В) 4 А;        Г) 3 А.

5.18. Для освещения классной комнаты последовательно установлено 10 ламп сопротивлением 440 Ом каждая. Каково их общее сопротивление?

А) 44 Ом;        Б) 4,4 Ом;        В) 4400 Ом;        Г) 120 Ом.

5.19.                                                 Рассмотрите электрическую цепь. Какова сила тока

                                                                                       на реостате, если на каждой лампе по 1,5 А?

                                                                                       А) 3 А;        Б) 1 А;                В) 1,5 А;        Г) 6 А.

5.20. Длина константанового провода 10 м, площадь поперечного сечения 2 мм2. Чему равно электрическое сопротивление провода? (Удельное сопротивление 0,5 ).

А) 0,025 Ом;                Б) 0,1 Ом;        В) 0,4 Ом;        Г) 2,5 Ом.

5.21.                                                 На рисунке представлена схема электрической

                                                                                       цепи. Каково общее сопротивление цепи?

                                                                                       А) 1,5 Ом;        Б) 3 Ом;        В) 6 Ом;        Г) 12 Ом.

5.22.                                                 

Найдите сопротивление проводника R3 и величину

                                                                                       тока I3, если R1= R2= 10 Ом, I1= 1 А, I2= 0,5 А.

                                                                                       А) 9 Ом, 1 А;                Б) 15 Ом; 0,4 А;

                                                                                       В) 10 Ом; 0,4 А;        Г) 10 Ом; 0,5 А.

5.23. Две электрические лампы сопротивлением 250 Ом и 190 Ом включены последовательно в сеть напряжением 220 В. Вычислите силу тока в лампах.

А) 3 А;        Б) 2 А;                В) 4 А;        Г) 0,5 А.

5.24. Сколько метров алюминиевой проволоки сечением 5 мм2 надо взять, чтобы его сопротивление было 15 Ом?

А) 5 м;        Б) 3360 м;        В) 40 м;        Г) 3000 м.

5.25. Манганиновая проволока длиной 8 м и площадью сечения 0,8 мм2 включена в цепь с аккумулятором. Сила тока в цепи 0,3 А. Определите напряжение. (Удельное сопротивление 0,43 ).

А) 13 В;        Б) 1,3 В;        В) 26 В;        Г) 2,6 В.

5.26. Два проводника сопротивлением 10 Ом и 15 Ом соединены параллельно в цепь к напряжению 12 В. Определите силу тока до разветвления.

А) 10 А;        Б) 20 А;        В) 2 А;        Г) 4 А.

5.27.                                                 Определите напряжение в электрических лампах,

                                                                                       если сопротивление каждой из них 2 Ом.

                                                                                       Амперметр показывает ток 3 А.

                                                А) 12 В;        Б) 8 В;                В) 3 В;                Г) 24 Ом.

5.28. Длина одного провода 20 см, другого 1,6 м. Площадь поперечного сечения и материал проводов одинаковы. У какого провода сопротивление больше и во сколько раз?

А) первого — 8 раз;                Б) второго — 8 раз;

В) первого — 4 раза;        Г) второго — 4 раза.

5.29. Две одинаковые лампы, рассчитанные на 220 В каждая, соединены последовательно и включены в сеть напряжением 220 В. Под каким напряжением будет находится каждая лампа?

А) 100 В;        Б) 110 В;        В) 50 В;        Г) 55 В.

5.30. Кусок проволоки сопротивлением 10 Ом разрезали посередине и соединили параллельно. Каково сопротивление двух параллельно соединенных проволок?

А) 2,5 Ом;        Б) 5 Ом;        В) 10 Ом;        Г) 25 Ом.

Ключи правильных ответов

Уровни заданий

Номера заданий и правильные ответы

5. Последовательное, параллельное соединение проводников.

Удельное сопротивление

1 уровень (1 балл)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

В

А

Б

Б

Б

А

В

В

А

2 уровень (2 балла)

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Г

Г

Г

В

Г

В

Г

В

А

Г

3 уровень (3 балла)

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

В

Г

Г

Г

Б

В

В

А

Б

А

Контрольная работа №6  по теме «Постоянный ток»

Вариант 1

1 Почему вместо перегоревшего предохранителя нельзя вставлять какой-либо металлический предмет (гвоздь)

2 Сила тока в электрической лампе 0,2 А при напряжении 120В.  Найдите:

а) её сопротивление     б)мощность

в) работу тока за три минуты

3 Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 0,5мм2, чтобы при напряжение 68В сила тока в ней была 2А?

4 Три сопротивления по 10 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,9А, вольтметра 6В. Найдите:

А)Общее сопротивление

Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.

Вариант 2

1. Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?

2. Сопротивление лампы 60 Ом, сила тока в ней 3,5А.

Найдите:

А) Напряжение,

Б) Мощность

В) Работу тока за 2 минуты

3. Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 2мм2, чтобы её сопротивление было таким же как сопротивление алюминиевой проволоки длинной 1км и сечением 4мм2.

4. Три сопротивления по 20 Ом каждое соединены как показано на рис. Показание амперметра 1,5А вольтметра 15В.

Найдите: а) Общее сопротивление   б)напряжение и силу тока на каждом участке.

Контрольная работа №7 «Электрические явления»

Вопросы для зачета по теме «Электрические явления»

  1. Каким зарядом зарядятся листочки электроскопа, если к стержню поднести, не касаясь, положительно заряженное тело?
  2. Каким зарядом зарядятся листочки электроскопа, если к стержню поднести, не касаясь, отрицательно заряженное тело?
  3. Как при помощи отрицательно заряженной палочки определить каким зарядом заряжен электроскоп?
  4. Как при помощи положительно заряженной палочки определить каким зарядом заряжен электроскоп?
  5. Положительно заряженное тело соединяют с Землёй. Объясните явление на основе электронной теории.
  6. Отрицательно заряженное тело соединяют с Землёй. Объясните явление на основе электронной теории.
  7. Как определить знак заряда тела, имея в распоряжении эбонитовую палочку, сукно и электроскоп?
  8. Тело заряжено положительно: избыток или недостаток в нем электронов? Объясните на основе электронной теории.
  9. Можно ли эбонитовую палочку заряжать один раз отрицательно, а другой раз -положительно?
  10. Почему стеклянная палочка при трении о шелк электризуется положительно, а шелк - отрицательно?
  11. Почему заряженная полоска бумаги, подвешенная на нити, притягивается к поднесенной руке?
  12. Как при помощи отрицательно заряженного предмета зарядить другой предмет положительным зарядом?
  13. На нитях подвешены две одинаковые бумажные гильзы,- одна заряжена, другая –нет. Как определит, какая гильза заряжена, а какая нет?
  14. Концу металлического стержня на близкое расстояние, не касаясь, поднесли положительно заряженное тело. Как зарядится конец металлического стержня? Почему листочки электроскопа расходятся, если к нему поднести, не касаясь, наэлектризованное тело?
  15. Что такое электрическое поле?
  16. Чем отличается поле от вещества?
  17. Что представляет собой электрон?
  18. Как при помощи двух электрометров, стеклянной палочки, металлического стержня и шелка разделить заряд пополам?
  19. Какой опыт можно провести, чтобы убедиться, что электрическое поле существует? Чем отличается электроскоп от электрометра?
  20. Что представляет собой электроскоп?
  21. Что представляет собой электрометр?
  22. Как ведут себя бумажные гильзы, если они обе наэлектризованы положительным зарядом?
  23. Как ведут себя бумажные гильзы, если они обе наэлектризованы отрицательным зарядом?

Контрольная работа №8 по теме «Оптика»

Вариант 1.

1. По  рисунку   1   определите,   какая   среда  1  или  2   является   оптически   более   плотной.

2.        Жучок   подполз  ближе   к  плоскому  зеркалу  на  5 см.  На  сколько  уменьшилось   расстояние   между  ним  и  его  изображением?

3.        На  рисунке  2  изображено  зеркало  и  падающие   на   него  лучи  1—3.  Постройте  ход   отраженных   лучей  и  обозначьте   углы   падения   и  отражения.

4.        Постройте  и  охарактеризуйте  изображение  предмета  в  собирающей  линзе,  если  расстояние  между  линзой  и  предметом  больше  двойного  фокусного.

5.        Фокусное  расстояние  линзы  равно  20  см.  На  каком  расстоянии  от  линзы  пересекутся  после  преломления  лучи,   падающие  на  линзу  параллельно  главной   оптической  оси?

 

                                                                      1             2

 Среда 1                                                                                     3

  Среда 2

                          Рис. 1                                                 Рис.  2

Вариант  2.

На  рисунке  1  изображен  луч,  падающий  из  воздуха  на  гладкую  поверхность  воды.  Начертите  в  тетради  ход  отраженного  луча  и  примерный  ход  преломленного  луча.

На   рисунке   2  изображены   два  параллельных  луча  света,  падающего  из  стекла  в  воздух.  На  каком  расстоянии  из  рисунков  а---в  правильно  изображен  примерный  ход  этих  лучей?

Где  нужно  расположить  предмет,  чтобы  увидеть  его  прямое  изображение  с  помощью  собирающей   линзы?

Предмет  находится   на  двойном  фокусном  расстоянии  от  собирающей  линзы.  Постройте  его  изображение   и  охарактеризуйте  его.

Ученик  опытным  путем  установил,  что  фокусное  расстояние  линзы  равно  50  см.   Какова   ее  оптическая   сила?

                                                     

  воздух                                       стекло

                                                     воздух

    вода                                                         А                    Б                             В

                    Рис. 1                                                            Рис. 2

Литература

  1. Перышкин,А.В.Физика 8: Учеб. для  общеобразоват. учреждений/А.В.Перышкин.  - 7-е изд.- М.:Дрофа, 2012. – 256с.
  2.  Золотов, В.А.Задачи по физике в 6-7 классов/А.В.Золотов - М.:Просвещение,   1998

  1. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-8 кл средней  школы/И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 2012. – 191 с.
  2. Степанова, Г.Н. Сборник  вопросов  и  задач по физике для 7-8 классов/Г.Н.Степанова. -Санкт-Петербург,1995. –316 с.

  1. Рымкевич,А.П. Сборник задач по физике / - М.:Просвещение,2011.-191 с.

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2001

  1. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин «Физика. 8 класс»/ сост. И.И. Мокрова. – учитель АСТ, Волгоград 2003
  2. Р.И.Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.Просвещение 1993

  1. «Физика-9». Самостоятельные и контрольные работы», Л. А. Кирик, 2006 г.

  1. Газеты «1 сентября» приложение Физика.

  1.  Мультимедийные программы.

Дополнительная учебная литература

1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева,  и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.

2. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А.  Кирик– М.: Илекса, 2003.

3. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

4. Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008.

5. Кортукова, Л.К. Сборник олимпиадных заданий для  8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007

6.Орлов, В.А. Сборник  тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

7. Фадеева, А.А.Физика: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.: книга для учителя / А.А. Фадеева и др. – М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению

План   1.     Профильное обучение на современном этапе.2.     Особенности обучения математике в профильных классах:2.1  Место математики в индиви...