Выступление на семинаре
статья по физике (9 класс) по теме

Солдатова Елена Васильевна

Опытно - проектная деятельность как расширение ИОC в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_k_seminaru.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно - проектная деятельность как расширение ИОC в условиях реализации ФГОС.

 

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций  современной техники, в инструкциях к ней, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека.

Особенность педагогической деятельности состоит в том, что необходимо постоянно изменяться самому и изменять свою деятельность, поскольку этого требует время и люди, которых ты обучаешь. Учитель находится в ситуации постоянного выбора: как это сделать. В нашей профессии нет шаблонов, поскольку то, что хорошо для одного ученика, может быть плохо для другого. А идеальный учитель  - он такой, которого в жизни нет.

А это значит, что очень важно научить ребёнка работать самостоятельно, научить его учиться, применять знания на практике. Одной из  современных технологий, обучающей самостоятельной работе учащихся является метод учебных проектов.

Опытно – проектная деятельность призвана способствовать повышению интереса к изучению физики, развитию познавательных и творческих способностей учащихся, формированию умений применять полученные знания на практике. Достижению этих целей в большей мере способствует процесс самостоятельного познания мира, а не процесс передачи готовых знаний. Поэтому при организации опытно – экспериментальной деятельности целесообразно ставить школьника в положение докладчика, первооткрывателя, изобретателя. Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические знания, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием физических приборов. Интерес учащихся к технике нужно рассматривать как одно из наиболее эффективных средств развития интереса учащихся к изучению физики.

CanSat .

Работа с технической документацией ( в том числе и на иностранном языке)

Знакомство с языками программирования, написание программ

Использование физических знаний, не изучаемых в школьной программе или изучаемых в меньшем объеме

Работа с использованием более сложных электрических или логических схем по сравнению со школьным курсом

Преобразование аналогого сигнала в  цифровой далее в графическую информацию или в численную .

Для многих школьников одним из стимулов к участию в опытно – проектной деятельности служит внимание к его личным достижениям со стороны учителя и товарищей. Примером этого является проведение занимательных опытов по физике учащимися 8Б класса Корнеевым Михаилом и Ступниковым  Михаилом.

Тема  предметной декады задается учителем, исходя из календарно – тематического планирования, памятных дат…

Затем следует подбор литературы, сайтов, иллюстраций, приборов (может быть, рекомендован учителем, может выбираться самостоятельно)

Проводится анализ спектра возможных экспериментов по теме, выбираются наиболее интересные, значимые, зрелищные демонстрации. Проводится анализ возможности и простоты выполнения эксперимента. Проектируется сборка экспериментальной установки, возможны предварительные расчеты с использованием дополнительной литературы (табличные, справочные материалы)

Проводится сборка экспериментальной установки, отладка её работы, создание презентации, демонстрация работы установки, использование презентации при изложении теоретической части материала.

В ходе работы тихий, скромный, ученик стал "героем дня" , проявил свои скрытые способности, увлёк своих одноклассников и ребят из других классов. Стал участником другого проекта "Шаг в науку".

"Шаг в науку"городской конкурс - проект по физике, целью которого является повышение интереса молодёжи к изучению физики и технике.

Выбор темы (самый сложный этап связанный с отсутствием у детей конкретных идей, способом воплощения этих идей, актуальностью, новизной, "изюминкой") На этом этапе идёт активный поиск информации, иллюстраций, литературы в научно - популярных журналах, видеороликах, интернет - ресурсах.

На следующем этапе идет анализ, отбор научной, доступной информации. Учащимся необходимо проанализировать, грамотно изложить доступным  научным языком свою идею. Отстаивать свою точку зрения, аргументировав её. Учащиеся должны предложить идею, модель эксперимента, параметры установки, а для этого необходимо проводить расчеты, знакомиться с технической литературой, справочной литературой. Часть подобранного материала используется в дальнейшем для подготовки презентации, являющейся неотъемлемой и важной частью работы. Поскольку в ней изложен анализ всей работы.

Излагаются цели и задачи самой работы, обоснованность выбранной темы, изложение научной стороны проекта, изложение проблем и особенностей с которыми столкнулись в ходе творческой работы. Учащимися проводится анализ того чему они научились в ходе выполнения работы:

  • самостоятельный поиск, анализ литературы;
  • изучение материала, находящегося за рамками школьной программы, или в большем объёме чем в школьном курсе;
  • привлечение дополнительной литературы учебной, научно - популярной, справочной, технической, работа с графиками;
  • приобретение практических навыков: сборка электрических схем, элементов экспериментальной установки, работа с технической аппаратурой, паяние;
  • умение работать в коллективе и личная ответственность  за успех проекта;
  • анализ успеха и проблем проекта.

 

Список литература:

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: "Просвещение", 2011

 Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 - 9 классы. Естествознание. 5 класс.-2 - е изд. -М.: "Просвещение",2010

Научно - методический журнал "Исследовательская работа школьников" 2010.№1,3

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Выступление на семинаре "Одаренные дети"

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...

Выступление на семинаре

Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....