Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Палаева Нина Павловна

Рабочая программа 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma2013-2014_9klass.docx213.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Согласно приложению 1 письма Министерства образования Республики Мордовия от 12.04.2010 г. №1718

Пояснительная записка.

      Настоящая рабочая программа курса «Физика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

1.  Федерального  государственного образовательного  стандарта ( основного  общего образования, среднего (полного) общего образования)   по  физике .

2.     Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

3.    Примерной программы  основного  общего образования по физике  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия 7-11 классы» /Сост. В.А.Коровин. В.А. Орлов.-3-е издание, пересмортр. М.: Дрофа,. 2010). 

4.    Авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы,   2010г.

5.    Учебного плана МОУ СОШ №13 на 2013-2014 учебный год.

 

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 часов (6%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

УМК, на основе которого ведется преподавание предмета

  Учебник   «Физика-9»  А.В. Пёрышкин. М.: Дрофа, 2008.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики,  учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер) раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированности познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Программа дает представление:

  1. по содержанию образования:

Перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников полностью соответствует.

  1. по организации общеобразовательного процесса:

Учебный материал представлен в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела.

  1. по уровню сформированности у школьников умений и навыков:

В тематическом планировании по разделам и темам в соответствии с программой отражены требования к уровню подготовки обучающихся и включают три направления:

  • освоение экспериментального  метода научного познания;
  • владение основными понятиями и законами физики;
  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
  1. по содержанию и количеству лабораторных работ;

В календарно-тематическом планировании отражено необходимое количество контрольных и лабораторных работ.

Особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечня допускаемых ошибок.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

  • Классноурочная система.
  • Демонстрационный эксперимент.
  • Лабораторные и практические занятия.
  • Применение мультимедийного материала.
  • Решение экспериментальных задач.

Содержание учебного курса

9 класс. (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Законы взаимодействия и движения тел (27 ч)

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная  работа.

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

III. Электромагнитные явления (12 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

IV. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
  2. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

Обобщающее повторение (6 ч)

Демонстрации.

  1. Прямолинейное и криволинейное движение.
  2. Направление скорости при движении по окружности.
  3. Падение тел в разряжённом пространстве (в трубке Ньютона).
  4. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
  5. Образование и распространение поперечных и продольных волн.
  6. Колеблющееся тело как источник звука.
  7. Второй закон Ньютона.
  8. Третий закон Ньютона.
  9. Закон сохранения импульса.
  10. Реактивное движение.
  11. Модель ракеты.
  12. Стробоскопический метод изучения движения тела.
  13. Запись колебательного движения.
  14. Взаимодействие постоянных магнитов.
  15. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
  16. Действие магнитного поля на ток.
  17. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
  18. Электромагнитная индукция.
  19. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
  20. Модель опыта Резерфорда.
  21. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
  22. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Тематическое планирование по физике

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка,ч

Из них

Теоретическое обучение, ч

Лабораторная работа

Контрольная работа

Самостоятельная работа, ч

Экскурсии, ч

1

Законы взаимодействий и движения тел

26

22

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

12

10

1

1

3

Электромагнитные явления

12

10

1

1

4

Строение атома и атомного ядра

14

11

2

1

5

Повторение

4

3

1

Итого

68

56

6

5

1

Календарно- тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения

Лабора

торных работ

Контроль

ных работ

Самостоя

тельных работ

Теорети

ческое обучение

Экскурсии

1.

Законы взаимодействий и движения тел

26

1

-

-

3

-

1четверть

1.1.

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

1

3.09

1.2.

Определение координаты движущегося тела.

1

6.09

1.3

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

13.09

1.4.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

14.09

1.5.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

20.09

1.5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

21.09

1.6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

27.09

1.7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

28.09

1.8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

4.10

1.9

Лабораторная работа № 1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

5.10

1.10.

Контрольная работа № 1. «Кинематика».

1

11.10

1.11

Относительность движения.

1

12.10

1.12

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

  1

18.10

1.13

Второй закон Ньютона.

1

19.10

1.14

Третий закон Ньютона.        

1

25.10

1.15

Свободное падение тел.

1

26.10

1.16.

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

1.11

1.17.

Закон всемирного тяготения.

1

15.11

1.18.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

16.11

1.19

Открытие планет Нептун и Плутон. Решение задач

1

22.11

1.20

Прямолинейное и криволинейное движение.

23.11

1.21

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

29.11

1.22

Искусственные спутники Земли.

1

30.11

1.23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

6.12

1.24.

Реактивное движение. Ракеты.

1

7.12

1.25

Вывод закона сохранения механической энергии.

1

13.12

1.26.

Контрольная работа № 2. «Динамика».

1

14.12

II

Механические колебания и волны. Звук

12

2

1

2.1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы Маятник.

1

20.12

2.2

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

1

21.12

2.3

Лабораторная работа № 2. «Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника».

1

27.12

2.4

Лабораторная работа № 3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

1

28.12

2.5

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

17.01

2.6

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

18.01

2.7

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

24.01

2.8

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

25.01

2.9

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1

31.01

2.10

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

1.02

2.11

Интерференция звука.

1

7.02

2.12

Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук».

1

8.02

III

Электромагнитные явления

12

1

1

3.1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

14.02

3.2

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

1

15.02

3.3

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

21.02

3.4

Лабораторная работа № 4. «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

22..02

3.5

Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

28.02

3.6

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

1.03

3.7

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

7.03

3.8

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

1

14.03

3.9

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

1

15.03

3.10

Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров.

1

21.03

3.11

Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

22.03

3.12

Контрольная работа № 4. «Электромагнитное поле».

1

4.04

IV

Строение атома и атомного ядра

1

2

1

4.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

5.04

4.2

Радиоактивные превращения радиоактивных атомов.

1

11.04

4.3

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

12.04

4.4

Лабораторная работа № 5. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

18.04

4.5

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

4четверть

19.04

4.6

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

  1

25.04

4.7

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

26.04

4.8

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

2.05

4.9

Лабораторная работа № 6. «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

1

3.05

4.10

Ядерный реактор.

Атомная энергетика.

1

10.05

4.11

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

16.05

4.12

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

17.05

4.13

Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

1

23.05

4.14

Контрольная работа № 5. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

24.05

V

Обобщающее повторение

3

5.1

Законы взаимодействия и движения тел. (п.п. 1 – 23)

1

5.2

Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле. (п.п. 24 – 54)

1

5.3

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (п.п. 55 – 73)

1

Резерв. Повторение

1

Требования к уровню подготовки обучающихся в данном классе

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

2. Результаты обучения

Требования к уровню подготовки выпускников, полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

·   смысл понятий: физическое явление, физический закон, резонанс, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

·   смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, высота и тембр звука, амплитуда, частота, длина волны, магнитный поток;

·   смысл физических законов:  Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь

·   описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение,  механические колебания и волны,  электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током,  электромагнитную индукцию, интерференцию света, деление ядер;

·   использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, периода и частоты колебаний;

·   представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины

·   выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·   приводить примеры практического использования физических знаний о механических,  электромагнитных и квантовых явлениях;

·   решать задачи на применение изученных физических законов;

·   осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·   обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

·   контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире

Приложения к программе.

 Основные понятия курса

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Познавательная деятельность

1. Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент моделирование.

2. Формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории.

3. Овладение алгоритмическими способами решения задач.

Информационно - коммуникативная деятельность

1. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

2. Использовать для решения учебных задач различные источники информации.

Рефлексивная деятельность

1. Владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.

Построение курса отличается от традиционного. Обучение физике в основной школе рассматривается как этап непрерывного физического образования, начинающегося в основной школе и заканчивающегося в старших классах, и основывается на социально-личностном подходе.

В соответствии с этим подходом выделяются 4 группы целей.

1. Усвоение опыта предшествующих поколений: формирование знаний основ физики: факта понятий, законов, элементов физических теорий; формирование знаний об экспериментальном метод познания в физике и представлений о роли эксперимента и теории в познании; формирование представлений о логике научного познания, знаний о применении физических явлений и законов в техник экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению практических) теоретических задач; формирование представлений о значении физики для техники и других наук.

2.  Развитие функциональных механизмов психики ребенка: восприятия, памяти, речи, мышления

3. Формирование обобщенных типовых свойств личности: самостоятельности, эстетического восприятия мира, умения оценивать достижения науки, осознавать место нравственных проблем в науке и экологии; развитие общих умственных способностей.

4. Формирование индивидуальных свойств личности: развитие способностей, интереса к физике; формирование мотивов учения.

 Методические принципы построения курса

В соответствии с принципом целостности курс 9  класса формирует представление как о классической, так и современной физике, является логически завершенным и содержит материал классической физики и некоторые вопросы современной физики, изучение которых позволяет сформировать у учащихся первоначальные представления о границах применимости классических теорий.

В соответствии с принципом вариативности предусмотрена уровневая дифференциация: и в программе курса и в учебниках заложены два уровня изучения материала: обязательный, соответствующий минимуму содержания основного общего образования, и повышенный. В соответствии с принципом генерализации материал группируется вокруг стержневых идей (фундаментальных понятий): энергия, взаимодействие, вещество, поле. Особое внимание уделяется формированию у учащихся навыков научного познания, осуществлению перехода от эмпирического уровня познания к теоретическому.

Система оценивания.

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

  4. Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Реализуемая учебная программа        

Учебное пособие для ученика, дидактический материал        

Учебник         

Инструмент по отслеживанию результатов работы        

Методическое пособие для учителей

Общеобразова-

тельная

 Физика 9. Рабочая тетрадь, А. В. Перышкин, 2005 г.

 Сборник задач по физике 9-11  классы

Рымкевич П.А.

А.В.Перышкин  учебник

Физика 9класс И.Д. «Дрофа», 2010

Дидактические материалы. Физика 9 класс. А. Е. Марон.

Поурочное планирование по физике 9  класс. Е.М . Гутник

Сборник задач по физике 9-11  классы

РымкевичП.А.

Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:

Список литературы (основной и дополнительной)

Литература для учителя:

1. Физика в школе. Разумовский В.Г., Владос, М., 2007

 2. Обучение физике в средней школе. Байбородова Л.В. Владос, М., 2007

3. Большой справочник. Физика. Дик Ю.И. и др. Дрофа, М., 2007

 4. Домашний эксперимент по физике. Ковтунович М.Г. Владос, М., 2007

5.Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2010.

6. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)

7.Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 9 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002

8.Поурочные разработки для 9 класса. Волков В.А. Вако, М,, 2005

9.Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике М.: ВАКО, 2004.

10..Демидова М.Ю., Коровин В.А. Методический справочник учителя физики  М.: Мнемозина, 2003..

11. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»  

12. Журнал «Физика в школе»

Медиаресурсы

1. Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7–11». – ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.

2. Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7–11 классы. Практикум. 2 CD. – Компания «Физикон». www.physicon.ru.

3. Интерактивный курс физики-7–11. – ООО «Физикон», 2004-MSC Software Co, 2002 (русская версия «Живая физика» ИНТ, 2003). – www.physicon.ru.

4. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7–11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К.Ханнанова. – Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ. – www.obr.1c.ru/catalog.jsp?top=4.

 5.Открытая физика 1.1 / Полный интерактивный курс физики 7-11 кл. Под ред. профессора С.М. Козелла

6.Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».2003

Интернет ресурсы:

Физика - http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm 

Сеть творческих учителей – http://www.it-n.ru 

ЕОР – www.eor.edu.ru 

                

Контрольно-измерительные материалы по курсу

Контрольная работа  по теме  «Основы кинематики»         Вариант 1

Уровень А

1.Исследуется перемещение слона и мухи. Модель материальной точки может использоваться для описания движения

1) только слона;          2) только мухи;                   3) и слона и мухи в разных исследованиях;

4) ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.  

 2.Вертолет МИ-8 достигает 250 км/ч. Какое время он затратит на перелет между двумя населенными пунктами, расположенными на расстоянии 100 км?

1) 0,25 с;              2) 0,4 с;              3) 2,5 с;                   4) 1140 с.

3.На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

1) х                             2) х                              3) х                          4) х    

4.Велосипедист  съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с². Сколько времени длился спуск?                      

1) 0,05 с;              2) 2 с;                    3) 5 с;                            4) 20 с.

5.Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с². Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была равна 18 км/ч.

1) 39 м;               2) 108 м;                3) 117 м;                       4) 300 м.

6.Моторная лодка движется по течению реки со скоростью 5 м/с относительно берега, а в стоячей воде – со скоростью 3 м/с. Чему равна скорость течения реки?

1) 1 м/с;              2) 1,5 м/с;              3) 2 м/с;                        4) 3,5 м/с.

Уровень В

7.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго  и запишите в таблицу выбранные  цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                               ФОРМУЛА

А) Ускорение                                                                               1) ;

Б) Скорость при равномерном                                                  2) ;

     прямолинейном движении                                                    3) t;

В) Проекция перемещения при                                                 4) ;

     равноускоренном прямолинейном                                       5) .

     движении.

А

Б

В

Уровень С

8. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в 3 раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.

9. Из населенных пунктов А и В, расположенных вдоль шоссе на расстоянии 3 км друг от друга, в одном направлении одновременно начали движение велосипедист и пешеход. Велосипедист движется из пункта А со скоростью 15 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Определите, на каком расстоянии от пункта А велосипедист догонит пешехода.

Контрольная работа  по теме  «Основы кинематики»         Вариант 2

Уровень А

1. Два тела, брошенные с поверхности вертикально вверх, достигли высот 10 м и 20 м и упали на землю. Пути, пройденные этими телами, отличаются на

  1) 5 м;                2) 20 м;              3) 10 м;              4) 30 м.

2. За 6 минут равномерного движения мотоциклист проехал 3,6 км. Скорость мотоциклиста равна

  1) 0,6 м/с;                    2) 10 м/с;                3) 15 м/с;                            4) 600 м/с.

3.На рисунках представлены графики зависимости проекции перемещения от времени для четырех тел. Какое их тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

1)S                             2)S                          3) S                      4) S

                                   

      0                     t             0                    t           0                   t        0                       t

4.Во время подъема в гору скорость велосипедиста, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 18 км/ч до 10,8 км/ч. При этом ускорение велосипедиста было равно

  1) -0,25 м/с²;               2) 0,25 м/с²;               3) -0,9 м/с²;                      4) 0,9 м/с²;    

5. Аварийное торможение автомобиля происходило в течение 4 с. Определите, каким был тормозной путь, если начальная скорость автомобиля 90 км/ч.

  1) 22,5 м;                    2) 45 м;                       3) 50 м;                            4) 360 м.

6.Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с.

   1)0,5 м/с;                   2) 0,1 м/с;                   3) 0,5 м/с;                         4) 0,7 м/с.

 

Уровень В

7.Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.

   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго  и запишите в таблицу выбранные  цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ    ВЕЛИЧИНЫ                                             ЕДИНИЦЫ  ИЗМЕРЕНИЯ  В  СИ

А) скорость                                                                              1) мин

Б) ускорение                                                                            2) км/ч

В) время                                                                                   3) м/с

                                                                                                  4) с

                                                                                                  5) м/с².

А

Б

В

Уровень С

8.Поезд начинает равноускоренное движение из состояния покоя и проходит за четвертую секунду 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?

9.Катер, переправляясь через реку шириной 800 м, двигался перпендикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько будет снесен катер течением, если скорость течения реки 1,5 м/с?

        

Контрольная работа  по теме  «Основы динамики»    Вариант 1

Уровень А

1. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на нее других тел взаимно уравновешено,

1) верно при любых условиях;    

2) верно в инерциальных системах отсчета

3) верно для неинерциальных систем отсчета

4) неверно ни в каких системах отсчета

2.Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2•  Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.


        1) 22,5 Н   2) 45 Н   3) 47 Н   4) 90 Н

3.Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?

        1) 0,3 Н   2) 3 Н   3) 6 Н  4) 0 Н

4.Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу

        1)каждого из тел увеличить в 2 раза

        2)каждого из тел уменьшить в 2 раза

        3)одного из тел увеличить в 2 раза

        4)одного из тел уменьшить в 2 раза

5.На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление импульса тела?

        1) 1                                                   3             2                                                            

        2) 2                                                                            

        3) 3                                                                                  

        4) 4                                             4                         1        

6.Мальчик массой 30 кг, бегущий со скоростью 3 м/с, вскакивает сзади на платформу массой 15 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?

        1 м/с              2)  2м/с                 3)  6 м/с               4)  15 м/с

Уровень В

7.  Установите соответствие между физическими законами и их формулами.

 К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

     ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ                                               ФОРМУЛЫ        

      А) Закон всемирного тяготения                                   1)  

      Б) Второй закон Ньютона                                             2)   F=kx

      В) Третий закон Ньютона                                              3)  

                                                                                                4)  

                                                                                                5)  

                       A

                       Б

                            В

Уровень С

8.К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет это тело за 12 с?

9.Радиус планеты Марс составляет 0,5 радиуса Земли, а масса - 0,12 массы Земли. Зная ускорение свободного падения на Земле, найдите ускорение свободного падения на Марсе. 'Ускорение свободного падения на поверхности Земли 10 м/с2.

Контрольная работа  по теме  «Основы динамики»     Вариант 2

Уровень А

1.Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль

        1)движется равномерно по прямолинейному участку шоссе

        2)разгоняется по прямолинейному участку шоссе

        3)движется равномерно по извилистой дороге

        4)по инерции вкатывается на гору

2.Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

        1)Сила и ускорение

        2)Сила и скорость


3)Сила и перемещение

4)Ускорение и перемещение

3.Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Найдите отношение силы тяготения, действующей на Луну со стороны Земли, и силы тяготения, действующей на Землю со стороны Луны.

        1) 81          2)  9           3)  3             4)  1

4.При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения

        1)увеличивается в 3 раза                              3) увеличивается в 9 раз

        2)уменьшается в 3 раза                                 4) уменьшается в 9 раз

5.Найдите импульс легкового автомобиля массой 1,5 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.

        1)15 кг . м/с    2)54 кг . м/с      3)  15000 кг.м/с    4)  54000 кг.м/с

6.Два неупругих шара массами 6 кг и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 8 м/с и 3 м/с соответственно, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого соударения?

          1) 3,6 м/с

           2) 5 м/с


3) 6 м/с

4) 0 м/с

7.Установите соответствие между видами движения и их основными свойствами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

А)

Свободное падение

1)

Происходит за счет отделения от тела с некоторой скоростью

Б)

Движение по

какой-либо его части

окружности с

2)

Движение под действием только силы тяжести

постоянной по модулю

3)

Движение, при котором ускорение в любой момент времени

на-

скоростью

 направлено к центру окружности.

В)

Реактивное движение

4)

Движение происходит в двух взаимно противоположных

направлениях.

5)

Движение с постоянной скоростью.

А

Б

В

Уровень С

8.Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя. Сопротивлением движению пренебречь.

9.Масса Луны в 80 раз меньше массы Земли, а радиус ее в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Определите ускорение свободного падения на Луне. Ускорение свободного падения на Земле считайте 10 м/с2.

Контрольная работа  по теме

                        «Механические колебания и волны. Звук».       Вариант 1

Уровень А

1.        При измерении пульса человека было зафиксировав 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращения сердечной мышцы.

  1. 0,8 с        3)   60 с
  2. 1,25 с        4)   75 с

2.        Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?

  1. 3 см        3)   9 см
  2. 6 см        4)   12 см

3.        На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Определите амплитуду колебаний.

  1. Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с.  Длина волны равна

        1) 0,5 м    2) 2 м     3) 32 м     4) для решения не хватает данных

  1. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в звуковой волне?

        1) повышение высоты тона      2)  понижение высоты тона

        2) повышение громкости         4)  уменьшение громкости

  1. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.

        1) 0,5 с   2) 1 с    3) 2 с   4) 4 с

Уровень В

  1. Установите соответствие между физическими явлениями и их названиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

НАЗВАНИЯ

А)

Сложение волн в пространстве

1)

Преломление

Б)

Отражение звуковых волн от преград

2)

Резонанс

В)

Резкое возрастание

3)

Эхо

амплитуды колебаний

4)

Гром

 

5)

Интерференция звука

                                     

А

Б

В

Уровень С

8. Тело массой 600 г подвешено к цепочке из двух параллельных пружин с    коэффициентами жесткости 500 Н/м и 250 Н/м. Определите период собственных колебаний системы.

9.С какой скоростью проходит груз пружинного маятника положение равновесия, если жесткость пружины 400 Н/м, а амплитуда колебаний 2 см? Масса груза 1 кг.

Контрольная работа  по теме

                        «Механические колебания и волны. Звук».       Вариант 2

Уровень А

1.При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите частоту сокращения сердечной мышцы.

        1)0,8 Гц

        2)1,25 Гц


3)60 Гц

4)75 Гц

2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?

        1) 0,5 м

        2) 1 м


3)1,5 м

4)2 м


3.На рисунке представлена зависимость координаты центра  шара, подвешенного на пружине, от времени.

                        Х,см

                          20            

                             10                              

                               0

                           -10

                           -20

Период колебаний равен

        1) 2 с          2)4 с   3) 6 с    4) 10 с

4.  Обязательными условиями возбуждения механической волны являются

        А: наличие источника колебаний

        Б: наличие упругой среды

        В: наличие газовой среды

        1)А и В          3)  А и Б

        2)Б и В           4)   А,Б и В

5.Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. Скорость звука 340 м/с. Какова частота колебаний камертона?

        1) 680 Гц           2) 170 Гц    3) 17 Гц   4) 3400 Гц

6.Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2 с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость звука в воздухе 340 м/с.

        1) 85 м         2) 340 м     3) 680 м    4) 1360 м

7 . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                          ФОРМУЛЫ

А) Период колебаний                                                            1)  

Б) Длина волны                                                                      2)                                                                                     

В) Скорость распространения волны                                   3)

                                                                                                 4)

                                                                                                 5)

                                                   

В

С

Уровень С

8.На не которой планете период колебаний секундного земного математического маятника оказался равным 2 с. Определите ускорение свободного падения на этой планете.

9.На рисунке представлен график изменения со временем кинетической энергии ребенка, качающегося на качелях. Определите потенциальную энергию качелей в момент, соответствующий точке А на графике.

Контрольная работа  по теме  «Электромагнитное поле».    Вариант 1

Уровень А.

1. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.

                       

Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена

        1) вниз      2) вверх        3) из плоскости листа на нас

        4) в плоскость листа от нас  

2. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А.

Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.

        1) 0,05 Тл    2) 0,0005 Тл    3) 80 Тл      4) 0,0125 Тл

3. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна.                                          

Ток в кольце возникает

  1. в обоих случаях                          2)ни в одном из случаев
  1. только в первом случае             4)только во втором случае

4.Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 . 108 м/с.

        1)  0,5 м                 2)  5м                  3)  6 м                          4) 10 м

5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если площадь пластин увеличить в 3 раза?

  1. Не изменится
  2. Увеличится в 3 раза
  3. Уменьшится в 3 раза
  4. Среди ответов 1-3 нет правильного.
  1. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре

 (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?

                       

  1.  Уменьшится в 9 раз
  2. Увеличится в 9 раз
  3. Уменьшится в 3 раза
  4. Увеличится в 3 раза

  1. У становите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ

УЧЕНЫЕ

А)Создал теорию электромагнитного поля

1)Т. Юнг

Б)Зарегистрировал электромагнитные волны

2)М. Фарадей

В) Получил интерференцию света

3)Д. Максвелл

4)Б. Якоби

5)Г. Герц

А

Б

В

Уровень С

  1. Если на дно тонкостенного сосуда, заполненного жидкостью и имеющего форму, приведенную на рисунке, пустить луч света так, что он, пройдя через жидкость, по- падет в центр сосуда, то луч выходит из жидкости под углом 300 относительно поверхности воды. Каков показатель прело мления n жидкости, если луч АО составляет 450 с вертикалью?

  1. Детектор полностью поглощает падающий на него свет частотой v = 6∙1014 Гц. За время t = 5 с на детектор падает N = 3∙105 фотонов. Какова поглощаемая детектором мощность? Постоянная Планка 6,6∙10-34 Дж . с.

Контрольная работа  по теме  «Электромагнитное поле».   Вариант 2

Уровень А

1.Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на стороны аб рамки со стороны магнитного поля?

  1. Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас
  2. Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам
  3. Вертикально вверх, в плоскости чертежа
  4. Вертикально вниз, в плоскости чертежа

2.Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течет электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 90° к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля?

        1) 240 Н    2) 0,15 Н    3) 60 Н    2,4 Н

3. Проводящее кольцо с разрезом поднимают над полосовым магнитом, а сплошное проводящее кольцо смещают вправо (см. рисунок).

При этом индукционный ток

  1. течет только в первом кольце
  2. течет только во втором кольце
  3. течет и в первом, и во втором кольце
  4. не течет ни в первом, ни во втором кольце

4. Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряженности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 • 108 м/с.

  1. 1014Гц        3)   1013Гц
  2. 5 • 1013Гц        4)   5 • 1014Гц

5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если расстояние между пластинами увеличить в 2 раза?

  1. Не изменится
  2. Увеличится в 2 раза
  3. Уменьшится в 2 раза
  4. Среди ответов 1-3 нет правильного.

6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?

        1) Уменьшится в 4 раза      3)   Уменьшится в 2 раза

        2) Увеличится в 4 раза       4)   Увеличится в 2 раза

Уровень В

7. Установите соответствие между особенностями электромагнитных волн и их диапазонами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

        ОСОБЕННОСТИ                                      ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ

                 ВОЛН                                                               ВОЛНЫ

        A)        Волны с минимальной                         1)   Радиоволны
                  частотой                                              2)   Инфракрасное

        Б)   Волны, идущие от        излучение          3)   Видимое излучение

               нагретых тел                                              4)   Ультрафиолетовое

        B)        Волны, обладающие                               излучение
                   проникающей способностью         5)   Рентгеновское

                                                                                    Излучение

А

Б

В

Уровень С

  1. Ученик решил использовать лазерную указку для определения показателя преломления неизвестной жидкости. Он взял прямоугольную пластмассовую коробочку с прозрачными стенками, налил в нее жидкость и насыпал детскую присыпку, чтобы луч стал видимым. Для измерения угла падения и угла преломления он воспользовался двумя одинаковыми транспортирами (см. рисунок) и определил, что угол падения 75° (sin75° = 0,97). Чему равен показатель преломления п?

  1. В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.

t, 10-6 c

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

q, 10-6 Кл

2

1,42

0

-1,42

-2

-1,42

0

1,42

2

1,42

Вычислите емкость конденсатора в контуре, если индуктивность катушки равна 32 мГн.

                     Контрольная работа  по теме «Строение атома и атомного ядра»        Вариант 1

Уровень А.

1.β-излучение - это

  1. вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции
  1. поток нейтронов, образующихся в цепной реакции
  2. электромагнитные волны
  3. поток электронов

2. При изучении строения атома в рамках модели Резерфорда моделью ядра служит

  1. электрически нейтральный шар
  2. положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
  3. отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
  4. положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров

3. В ядре элемента  содержится

  1.    92 протона, 238 нейтронов
  2. 146 протонов, 92 нейтрона
  3. 92 протона, 146 нейтронов

4)    238 протонов, 92 нейтрона


4. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому  соответствует схема                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

               

5.Элемент испытал α-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?

1)              2)          3)            4)

6. Укажите второй продукт ядерной реакции

1)           2)           3)            4)

Уровень В

7.Установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

        НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ                                          УЧЕНЫЕ

        А) Явление радиоактивности                             1) Д. Чедвик                                                                                              

        Б) Открытие протона                                          2) Д. Менделеев

        В) Открытие нейтрона                                        3) А. Беккерель

                                                                                        4) Э.Резерфорд

                                                                                        5) Д. Томсон

А

Б

В

Уровень С

8.Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия (тяжелого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейтерия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 . 10 кг, а скорость света с = 3 10 м/с.

9. Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.             

Вычислите энергетический выход ядерной реакции.

Учтите, что 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.

Контрольная работа  по теме «Строение атома и атомного ядра»     Вариант 2

Уровень А

1. -излучение - это

  1. поток ядер гелия             2)  поток протонов

       3)поток электронов             4) электромагнитные волны большой  частоты

2. Планетарная модель атома обоснована

  1. расчетами движения небесных тел
  2. опытами по электризации
  3. опытами по рассеянию  - частиц
  4. фотографиями атомов в микроскопе

 3.В какой из строчек таблицы правильно указана структура ядра олова ?

р- число протонов

n- число нейтронов

110

50

60

50

50

110

50

60

                   1)

                   2)

                   3)

                   4)

4. Число электронов в атоме равно

  1. числу нейтронов в ядре
  2. числу протонов в ядре
  3. разности между числом протонов и нейтронов
  4. сумме протонов и электронов в атоме

5. Какой порядковый номер в таблице Менделеева имеет элемент, который образуется в результате -распада ядра элемента с порядковым номером Z?

1) Z+2                                                                 3) Z-2

2) Z+1                                                                 4) Z-1              

  1. 6.   Какая бомбардирующая частица Х участвует в ядерной  реакции

             Х + ?

  1. -частица Не          2) дейтерий  Н

        3)протон Н                   4) электрон

Уровень В

7.установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ  ВЕЛИЧИНЫ                             ФОРМУЛЫ

А) Энергия покоя                                                    1)

Б) Дефект массы                                                      2) (

В) Массовое число                                                  3)

                                                                                   4) Z+N

                                                                                   5) A-Z

А

Б

В

Уровень С

8. Определите энергию связи ядра гелия  Не (-частицы).

Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра гелия 4,0026 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66  кг, а скорость света с = 3 м/с.

9.Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.

                                 

Какая энергия выделяется в этой реакции? Учтите, что 1 а.е.м.= 1,66  кг, а скорость света с = 3 м/с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ   «КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ».

Первый вариант.

  1. Материальная точка совершила  за 5 минут 1500 колебаний. Определите период  частоту колебаний материальной точки.
  2. Ускорение свободного колебания на луне равняется 1,6 м/с2. Какой длины должен быть математический маятник, чтобы его период колебаний на Луне равнялся бы 1с?
  3. Сколько колебаний совершит материальная точка за 10 секунд при частоте 440 Гц?
  4. Кто в полёте чаще чаше крыльями: муха или комар? Ответ поясните.
  5. Вредным для здоровья считаются инфразвуки с частотой 8 Гц. Определите длину волны этого звука в воздухе, если скорость звука в воздухе 340 м/с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ   «КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ».

Второй вариант.

  1. Грузик, колеблющийся на пружине, совершил 32 колебания за 8 секунд. Определите период и частоту колебаний грузика.
  2. Математический маятник  длиной 99,5 см за одну минуту совершает 30 полных колебаний. Определите период колебаний маятника и ускорение свободного падения в том мете, где находится маятник.
  3. Частота колебаний 2000 Гц. Определите за какое время материальная точка совершит 500 полных колебаний.
  4. Если провести влажным пальцем по стеклу, то получится звук. Почему?

Определите длину ультразвукового генератора в алюминии, если частота ультразвука равна 3МГц, а скорость ультразвука в алюмини

  1. зики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...