Календарно-тематическое планирование 7 класс
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Лисицина Дарина Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по физике составлено на основе рабочей программы по физике, содержит пояснительеую записку, цели и задачи обучения, планирование на 70 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem_po_7_klassu.doc.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по физике составлено на основе рабочей программы по физике.

Общая характеристика изучения физики в основной школе:

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Основные цели  изучения курса физики в 7 классе:  

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Учебно-методический комплект:

1.. Учебник «Физика. 7 класс»,  А. В Пёрышкин., 2010 г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»

В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 23 издание, М., Просвещение 2010 г.

3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009 г.


В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

 

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.


Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе

№ урока

Дата

Содержание(тема урока)

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы ( 6 часов)

1

Физика – наука о природе. Наблюдения и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Лабораторный опыт «Измерение длины».

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Измерение длины

Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях.

2

Измерение физических величин

Лабораторный опыт «Измерение размеров бруска», «Измерение объема жидкости и твердого тела».

Измерение размеров бруска. Измерение объема жидкости и твердого тела

Использовать физические приборы для измерения размеров.

3

Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические приборы. Физические законы Лабораторный опыт  «Измерение температуры»

Физические приборы.

Измерение температуры.

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

 Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

5

Физика и техника. Роль физики в формировании научной картины мира.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

6

Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и развитие представлений о материальном мире.

№ урока

Дата

Содержание(тема урока)

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тепловые явления. Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 часов).

7

Строение вещества.

8

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Наблюдение диффузии.

Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Уметь описывать и объяснять диффузию.

9

Взаимодействие частиц вещества.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул.

10

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение явления диффузии  на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества

11

Повторительно-обобщающий урок.

Сжимаемость газов, сохранение объема жидкостей при изменении форм сосуда.


№ урока

Дата

Содержание(тема урока)

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Механические явления. Тема 3 «Взаимодействие тел» (22 час).

12

Механическое движение. Равномерное  и неравномерное движение. Траектория. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Наблюдение и описание различных видов механического движения. Прямолинейное равномерное движение.

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение.

13

Скорость равномерного прямолинейного   движения. Единицы скорости. Измерение скорости, расстояния и времени. Методы их измерения. Лабораторный опыт « Исследование зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости».

Исследование зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости.

Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния и промежутков времени.

14

Решение задач на расчет пути и времени движения.

Выражать результаты  расчетов в единицах Международной системы.

15

График зависимости пути от времени  и скорости от времени. Графическое представление движения.

Лабораторный опыт «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении».

Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении

Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени.

16

Инерция. Явление инерции.

Явление инерции.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

17

Взаимодействие тел. Наблюдение и описание взаимодействия тел

Взаимодействие тел.

18

Масса. Измерение массы. Методы измерения массы.

Знать и понимать смысл физической величины масса тела.

19

Лабораторная работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах». Объяснение устройства и принципа действия весов.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Использовать физические приборы для измерения физической величины массы.

20

Плотность. Методы измерения плотности. Измерение плотности вещества.

Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества.

21

Лабораторная работа № 3 «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела».

Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела

22

Лабораторная  работа № 4 «Измерение объема и определение плотности жидкости».

Измерение объема и определение плотности жидкости

23

Расчет массы и объема тела по его плотности. Подготовка к контрольной работе №1.

Выражать результаты  расчетов в единицах Международной системы.

24

Контрольная работа №1  по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

25

Сила. Методы измерения силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Лабораторный опыт    «Исследование зависимости силы тяжести от массы»

Исследование зависимости силы тяжести от массы.

Знать и понимать смысл физической величины сила.

26

Измерение силы. Сила упругости. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины и от деформации пружины», «Измерение жесткости пружины»

 Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины и от деформации пружины. Измерение жесткости пружины

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации.

27

Вес тела. Невесомость.

Невесомость

28

Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Решать задачи на применение изученных физических законов.

29

 

Лабораторная работа № 5

«Градуирование  пружины и измерение силы динамометром». Объяснение устройства и принципа действия динамометра.

Градуирование пружины и измерение силы динамометром

Уметь использовать физические приборы для измерения силы.

30

Сложение  сил. Правило сложения сил. Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу».

Сложение сил.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу

31

Сила трения. Лабораторный опыт

«Исследование силы трения от силы нормального давления», «Исследование силы трения скольжения», «Измерение коэффициента трения скольжения».

Сила трения.

Исследование силы трения от силы нормального давления. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость: силы трения от силы нормального давления.

32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил».

33

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»


№ урока

Дата

Содержание(тема урока)

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (19 часов).

34

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Методы измерения давления.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Знать смысл физической величины: давление.

Уметь использовать физические приборы для измерения давлении.

35

Давление газа. Лабораторный опыт «Зависимость давления от объема при постоянной температуре». Наблюдение и описание передачи давления жидкостями и газами.

Зависимость давления от объема при постоянной температуре

36

Закон Паскаля.

Наблюдение и описание передачи давления жидкостями и газами на основе закона Паскаля. Лабораторный опыт «Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре».

Закон Паскаля.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре

Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля.

37

Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления  в жидкостях и газах.

38

Решение задач на расчет давления.

Выражать результаты расчетов  в единицах Международной системы.

39

Сообщающиеся сосуды.

40

Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах.

Обнаружение атмосферного давления.

41

Измерение давления. Опыт Торричелли. Объяснение устройства и принципа действия барометра.

Измерение атмосферного давления барометром- анероидом.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления.

42

Манометр.

43

Решение задач на расчет давления.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

44

Гидравлические машины.

Гидравлический пресс.

45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда.

Закон Архимеда.

Знать смысл закона Архимеда.

46

Лабораторная работа № 6

«Измерение архимедовой силы».

Измерение архимедовой силы

47

Условие плавания тел. Плавание судов. Наблюдение и описание плавания тел.

Уметь описывать и объяснять плавание тел.

48

Решение задач на определение архимедовой силы.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

49

Лабораторная работа № 7 «Изучение условий плавания тел». Наблюдение и описание плавания тел на основе закона Архимеда.

Изучение условий плавания тел

50

Воздухоплавание. Решение задач.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

51

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

52

Контрольная работ№3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


№ урока

Дата

Содержание(тема урока)

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (16 часов).

53

Работа.

Измерение работы.

Знать/ понимать смысл физических  величин: работа  и  мощность

54

Мощность. Методы измерения работы, мощности. Измерение мощности. Лабораторный опыт «Измерение мощности»

Измерение мощности

55

Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе. Использование простых механизмов в повседневной жизни. Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов.

Простые механизмы.

Использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для рационального использования  простых механизмов.

56

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Условие равновесия рычага.

Рычаг.

57

Момент силы. Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела». Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Нахождение центра тяжести плоского тела

58

Лабораторная работа № 8 «Исследование условия равновесия рычага».

Исследование условия равновесия рычага

59

Применение законов рычага к блоку.

Блок.

60

«Золотое» правило механики.

61

Коэффициент полезного действия. Решение задач.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Знать и понимать смысл физических законов.

Знать и понимать смысл физической величины КПД.

62

Решение задач на расчет КПД.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

63

Лабораторная работа № 9

«Вычисление КПД наклонной плоскости».

Вычисление КПД наклонной плоскости

64

 Потенциальная энергия  взаимодействующих тел. Кинетическая  энергия.

Измерение энергии. Методы измерения энергии.  Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии».

Изменение энергии тела при совершении работы.

Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии

Знать и понимать смысл физических величин: кинетическая и потенциальная энергия.

65

Закон сохранения механической энергии. Наблюдение и описание закона сохранения энергии.

Превращение механической энергии из одной формы в другую.

Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии.

66

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия».

67

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия» .

69

Роль математики в физике.

69-70

Резерв (2 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...