презентация урока
презентация к уроку по физике (9 класс) на тему

Урок по физике 9 класс "Звуковые волны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovye_volny.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Источники звука ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ (Физика 9 класс) Учитель физики МОБУ СОШ №5 Мярикянов Эрнест Трофимович г. Якутск, 2014г.

Слайд 2

Источники звука Звуковые волны Повторим и вспомним: - что такое колебание и волны; -виды волн. Мы узнаем: - какие тела являются источниками звука; -колебания каких частот способен воспринимать человек; -основные характеристики звука - громкость, высота, тембр; -что такое инфразвук и ультразвук.

Слайд 3

План урока : Источники звука Процесс распространения звука Громкость, тембр звука и высота тона Ультразвук и инфразвук Знаешь ли ты? Вопросы Проверочный тест

Слайд 4

Источники звука Звуковые волны

Слайд 5

Источники звука Звуковые волны

Слайд 6

Механические колебания и волны Что называется волной? Какие виды волн существуют? В чем различие между поперечной волной и продольной волной? Характеристики колебаний и волн формула Единица в системе СИ Длина волны Период Скорость Частота

Слайд 7

Механические колебания и волны Что называется волной? Какие виды волн существуют? В чем различие между поперечной волной и продольной волной? Характеристики колебаний и волн формула Единица в системе СИ Длина волны 1 м Период 1 с Скорость 1 м /c Частота 1 гц

Слайд 8

Понятие. Определение. Звук (звуковая волна) Источник звука инфразвук звук ультразвук Основные понятия. 1.

Слайд 9

Звуковые волны – это упругие волны, способные вызвать слуховые ощущения. Человек живет в мире звуков. Звуки - это, то что слышит человек. Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез.

Слайд 10

Источник звука К ак у любой другой волны, у звуковой волны должен быть источник. Источником может быть любое тело, колеблющееся со звуковой частотой . Источники звука бывают естественные искусственные . Например: Искусственный источник звука –камертон выдает звуковые волны с частотой 440 Гц

Слайд 11

Источник звука К ак у любой другой волны, у звуковой волны должен быть источник. Источником может быть любое тело, колеблющееся со звуковой частотой . Источники звука бывают естественные искусственные . Например: Искусственный источник звука –камертон выдает звуковые волны с частотой 440 Гц

Слайд 12

Источник звука К ак у любой другой волны, у звуковой волны должен быть источник. Источником может быть любое тело, колеблющееся со звуковой частотой . Источники звука бывают естественные искусственные . Например: Искусственный источник звука –камертон выдает звуковые волны с частотой 440 Гц

Слайд 13

Источник звука — физические тела, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым , например, струна или земная кора, г азообразным , например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах или в свистке или жидким , например, волны на воде.

Слайд 14

Причина звука? -вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаметны для нашего глаза. Поперечные волны Продольные волны

Слайд 15

Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах. Звук не распространяется в вакууме. Волны, которые вызывают ощущение звука, с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют звуковыми волнами (в основном продольные сжатия и разряжения) Колебания с частотой меньше 16Гц называются инфразвуком. Колебания с частотой больше 20000Гц называются ультразвуком

Слайд 16

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА Громкость звука Высота тона Тембр звука

Слайд 17

Громкость звука. Громкость зависит от а мплитуды колебаний в звуковой волне: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук . Восприятие громкости звука нашим ухом зависит также от частоты звуковой волны. При равной амплитуде колебаний, как более громкие мы воспринимаем те звуки, частота которых лежит в пределах от 1000Гц до 5000Гц т.е. женский голос с частотой 1000Гц будет для нас громче низкого мужского с частотой 200Гц.

Слайд 18

Громкость звука За единицу громкости звука принят 1 Бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона). Громкость звука равна 1 Б, если его мощность в 10 раз больше порога слышимости. На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б. 10 дБ – шепот; 20–30 дБ – норма шума в жилых помещениях; 50 дБ – разговор средней громкости; 70 дБ – шум пишущей машинки; 80 дБ – шум работающего двигателя грузового автомобиля; 120 дБ – шум работающего трактора на расстоянии 1 м 130 дБ – порог болевого ощущения. Звук громкостью свыше 180 дБ может даже вызвать разрыв барабанной перепонки.

Слайд 19

Высота тона определяется частотой колебаний источника звука: чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук. Звуки человеческого голоса по высоте делят на несколько диапазонов: бас – 80–350 Гц, баритон – 110–149 Гц, тенор – 130–520 Гц, дискант – 260–1000 Гц, сопрано – 260–1050 Гц, колоратурное сопрано– до 1400 Гц.

Слайд 20

Тембр - Частотный спектр звуков Любое колеблющееся тело издает не только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других частот. Эти «спутники» всегда выше основного звука и называются поэтому обертонами , т.е верхними тонами. О бертоны помогают нам отличить звук одного инструмента от другого и голоса различных людей. Каждому звуку обертоны придают своеобразную окраску, или как говорят, тембр. Тембр голоса тоже строго индивидуален, его можно сравнить с неповторимым узором отпечатка пальцев.

Слайд 21

ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН ЗВУКОВ , ВОСПРИНИМАЕМЫХ ЖИВОТНЫМИ Бабочка 8 000 - 160 000 Гц Дельфин 40 - 200 000 Гц Кошка 250 - 100 000 Гц Кузнечик 50 - 50 000 Гц Летучая мышь 2 000 - 150 000 Гц Медведь 300 - 70 000 Гц Попугай 300 - 15 000 Гц Собака 200 - 50 000 Гц Человек 16 - 20 000 Гц

Слайд 22

Инфразвук. Частота менее 16 Гц Частоты инфразвука - ниже границ диапазона, воспринимаемого человеком. Инфразвук мало применим, т.к. болезненно переносится людьми. 1,5 Гц – экстаз 3 Гц – транс 6 Гц – усталость 7-5 Гц – паралич сердца и нервной системы 16-17Гц – резонанс внутренних органов

Слайд 23

Ультразвук Частота более 20000 Гц Эхолокацию применяют летучие мыши, дельфины. Они испускают ультразвуковые волны и принимают отраженные волны от преграды. Ультразвук находит широкое применение в технике и медицине.

Слайд 24

КАКОЕ ЖЕ ОНО - НАШЕ УХО ? Как мы слышим звуки. Ухо человека состоит из наружного уха (ушной раковины и слухового прохода), среднего и внутреннего уха. Среднее ухо представляет собой замкнутую полость объемом около 1 кубического сантиметра, расположенную в толще височной кости . От слухового прохода ее отделяет тоненькая барабанная перепонка. Барабанная перепонка представляет собой гибкое и в то же время достаточно прочное образование. Звуковые волны вызывают колебания этой туго натянутой, как кожа барабана, перепонки.

Слайд 25

Чем отличается полет бабочки от полета пчелы?

Слайд 26

Приведите пр им еры источников звука? Частота колебаний 10 гц . Являются ли эти колебания звуковыми. Почему? Какое выражение верно: всякое звучащее тело колеблется или всякое колеблющееся тело звучит?

Слайд 27

Знаешь ли ты? Почему насекомые часто издают жужжащие звуки? В большинстве случаев у них вовсе не имеется для этого никаких особых органов; жужжание, слышимое только при полете, обусловлено просто тем, что, летая, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду. Комнатная муха (издающая при полете тон F) делает в секунду 352 взмаха крылышками. Шмель взмахивает 220 раз в секунду. Пчела, издающая тон A, взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и всего 330 раз (тон В), когда летит нагруженная медом. Жуки, порождающие при полете более низкие тона, движут крыльями менее проворно. Напротив, комар делает крылышками 500 — 600 колебаний в секунду. Для сравнения заметим, что пропеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в секунду

Слайд 28

Знаешь ли ты? Самолёт, летящий со сверхзвуковой скоростью, обгоняет создаваемые им звуки. Эти звуковые волны сливаются в одну ударную волну. Достигая поверхности земли, ударная волна выбивает стёкла, разрушает постройки, оглушает . Звук издаваемый синим китом громче, чем звук выстрела рядом стоящего тяжелого орудия, или громче, чем звук стартующей ракеты. Звук храпа может достигать 69 децибел, что сравнимо со звуком отбойного молотка. При умелом ударе кнутом вдоль него образуется мощная волна, скорость распространения которой на кончике кнута может достигать огромных значений! В результате возникает мощная ударная звуковая волна, сравнимая со звуком выстрела.

Слайд 29

Знаешь ли ты? Рыбы говорят человеческим языком, только в сказках, но они вовсе не глухи и могут издавать звуки. Различные звуки они издают с помощью зубов, воздушного пузыря, хвоста. Звуки им служат для общения и для отпугивать врагов. Рыбаки знают, что пескарь может пищать, а лещи издавать булькающие звуки. Но также рыбы могут воспринимать звук. Так хищники спешат на то место, где произошел всплеск другой, мелкой рыбы.

Слайд 30

Вопросы 1. Когда человек говорит с вами нормальным голосом, вы слышите его достаточно хорошо, стоит он к вам лицом или спиной. Почему же его шепот слышен лишь только тогда, когда он оборачивается к вам, даже если шепот такой же громкий как и нормальный голос? 3. Как с помощью листа бумаги усилить звук голоса? 4. В глухом лесу опытные туристы используют взятый с собой свисток. Почему они предпочитают свистеть, а не кричать? Если в космосе у человека под самым ухом выстрелить из пистолета, то землянин не услышит выстрела. Правда ли это ?

Слайд 31

Ответы Вы слышите голос человека, стоящего к вам спиной, потому что звуковые волны огибают его как препятствие. Шепот же в основном состоит из высокочастотных звуков, которые значительно хуже огибают препятствия, чем присутствующие в голосе низкочастотные звуки. Да. В вакууме звуковые волны не распространяются . Лист бумаги нужно свернуть в виде воронки и использовать как рупор. Звук будет распространяться в нужном направлении. 4 Свисток – звук определенной частоты. Такой звук лучше огибает препятствие, тем дальше будет слышимость.

Слайд 32

Какой кирпич – пористый или обычный – обеспечивает лучшую звукоизоляцию? Почему?

Слайд 33

Как проверяют наличие трещин в колесах вагонов? В стеклянной и фарфоровой посуде?

Слайд 34

…Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит… А.С.Пушкин О каком явлении идет речь в отрывке А.С.Пушкина? А что сначала: мы слышим гром или видим блеск молнии?

Слайд 35

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 1. Бас у тебя, говорил регент,- хороший, точно пушка стреляет. (Н.Лесков «Соборяне») К каким звуковым волнам относится бас ? А) высокочастотные Б) низкочастотные В) свой вариант 2. Чем определяется громкость звука? А)частотой Б) скоростью В) частотой и амплитудой Г) амплитудой 3. Какие колебания называются ультразвуковыми? А) с частотой ниже 16 Гц Б) с частотой выше 20 Гц В) частоты которых выше 20000Гц 4. На какую характеристику звука реагирует наше ухо? А ) длина волны Б) частота В) скорость Г) на все три 5. Звук - это… А ) продольная волна Б) поперечная волна

Слайд 36

ОТВЕТЫ: 1. Б 2. Г 3. В 4. Б 5. А

Слайд 37

Домашнее задание: параграф 34, 35, 36, упр. 30 , подготовить сообщение «Экология звука» (поиск информации из Интернета).

Слайд 38

Интернет ресурсы: http://elkin52.narod.ru medik / htm http://elkin52.narod.ru poxod / htm http://class-fizika.narod.ru/9_26.htm http://www.2000kalendar.ru/i/gallery/insects/pic019-big.JPG http://xakep.lv/uploads/posts/2007-10/thumbs/1193333156_xakep.lv__1.jpg http://www.pchelovod.info/uploads/av-22055.jpg http://s49.radikal.ru/i123/0904/5d/61f6bd6b70b5.jpg http://s44.radikal.ru/i103/0902/4e/0b3ad266c842.jpg http://www.wahik.ru/albums/jpg/animal/410723365.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/9/822/9822281_a314.jpg http://i437.photobucket.com/albums/qq100/Bodybuilder2007/5166454oak.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/51/valkiiria.13/0_1112f_7bf58f3_XL http://www.infozoom.ru/wp-content/uploads/2009/08/l25_19703547.jpg http://www.stihi.ru/pics/2008/12/28/3642.jpg http://www.aif.ru/application/public/news/323/91f2ecf301f0a85110e02830a68793e0_big.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/476/2425476/f_14871182.jpg

Слайд 39

Интернет ресурсы: http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/36/3182036/f_17782619.jpg http://www.factoryprint.ru/souvenir/upload/6609.jpg http://www.pssp.ru/uploads/posts/2009-01/1232462153_1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/26/819/26819723_LETIT_PCHYOLKA.jpg http://2krota.ru/uploads/posts/2009-06/1245402625_bugs95.jpg http://s13.radikal.ru/i186/1001/95/84a779f59c52.jpg http://goldzub.narod.ru/files/noUFO.jpg http://i4.beon.ru/79/94/299479/94/11231594/0_c282_2666b11c_XL1.jpeg http://i056.radikal.ru/0911/b9/558b272d8ce7.jpg http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2009-08/1250095173_eg101.jpg http://xakep.lv/uploads/posts/2008-08/1220127268_bez_imeni1kopirovanie.jpg http://izmalkov.users.photofile.ru/photo/izmalkov/2414681/xlarge/44286661.jpg http://www.port2all.dp.ua/uploads/posts/2008-10/thumbs/1224967748_16me2.jpg http://www.exponet.ru/venues/pics/vn_vnadministration/vnadministration.jpg http://www.rumbur.ru/f/3717529_more2_big.jpg http://www.zapadpribor.com/static/images/products/7735.jpg http://nashakopilka.ucoz.ru/_ph/6/2/458915124.jpg

Слайд 40

Дальнейших успехов! Благодарю за активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока и презентация урока "Chocolate Is Good For Your Heart" (для 9-10 классов ОУ).

Хочу предложить, в качестве еще одного примера использования материалов статейсайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com, мою презентацию к статье-уроку "Chocolate Is Good For Your Heart"....

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

"Землетрясения". Урок ОБЖ в 7 классе. Презентация урока.

"Землетрясения"., тема урока в 7 классе. В данной презентации (разработке к уроку) автор расскрыл такие вопросы: 1. Происхождение землетрясений. 2. Основные параметры землетрясений. 3. Последствия ...

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

Урок английского языка и презентация урока по теме: "Свободное время".

Разработка включает в себя план-конспект урока и яркую презентацию к уроку по данной тематике....

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Презентации интегрированных к уроков курса географии и химии в 8 -9 классах и презентация урока курса Экономическая и социальная геограия мира

Размещенные материалы являются примерами интегрированных уроков по географии и химии. На современном эпате этот тип уроков позволяет решить ряд актуальных проблем современного обученияИнтегрированный ...