разработка урока
презентация к уроку (физика, 8 класс) на тему

Овчинникова Полина Михайловна

Урок проектно-исследовательская деятельность по теме Сейсмические волны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Сейсмические волны» 8 класс

Учебник: С.В. Громов, Н.А. Родина, Физика 8 класс

Форма проведения урока: защита проекта по указанной теме.

Учащиеся заранее разделились на группы и проводили работу по сбору и анализу информации о сейсмических явлениях.

Функции проекта:

Ознакомить учащихся с условиями образования сейсмических волн, со способами и устройствами  их регистрации, с методами прогнозирования перемещения сейсмических волн.

Анализировать методы прогнозирования разрушительных землетрясений и исследовать методы прогнозирования разрушительным последствиям сильных землетрясений.

Результатом проекта стали:

Папка с материалами о видах сейсмических волн, о методах их регистрации, о величайших землетрясениях современности, о методах прогнозирования разрушительных землетрясений, о методах изучения внутреннего строения Земли. Презентация.

Выступления учеников:

Сейсмическими волнами называют волны, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений или каких-либо мощных взрывов. Так как Земля в основном твердая, то в ней одновременно могут возникать два вида волн - продольные и поперечные. Скорость этих волн неодинакова.  Продольные волны распространяются быстрее, чем  поперечные. Например, на глубине 500 км скорость поперечных сейсмических волн ≈ 5 км/с, а скорость продольных волн ≈ 10 км/с.

Регистрацию и запись колебаний земной поверхности, вызванных сейсмическими волнами, осуществляют с помощью приборов, называемых сейсмографами. Основной частью сейсмографа является маятник,  начинающий колебаться при каждом появлении сейсмических волн. В простейших конструкциях прибора маятник соединяют с пишущим устройством, вычерчивающим график колебаний на специальной ленте.

Распространяясь от очага землетрясения, первыми на регистрирующую (сейсмическую) станцию приходят продольные волны, спустя некоторое время - поперечные. Зная скорость распространения волн в земной коре и время запаздывания поперечной волны, можно определить расстояние R до эпицентра землетрясения. Чтобы узнать, где именно он находится, используют данные, полученные на нескольких сейсмических станциях. Допустим, что расстояние от эпицентра землетрясения до станции S1 равно R1, до станции S2 - R2, а до станции S3 - R3. Тогда, начертив на карте вокруг станций окружности соответствующих радиусов и найдя точку их пересечения, мы узнаем, где именно находится источник сейсмических волн (точка А на рисунке 46).
Сейсмические волны
Ежегодно на земном шаре регистрируют сотни тысяч землетрясений. Подавляющее большинство из них относится к слабым, однако время от времени наблюдаются и такие, которые нарушают целостность грунта, разрушают здания и ведут к человеческим жертвам.

Интенсивность землетрясений характеризуют с помощью 12-балльной шкалы (табл. 4).
Сейсмические волны
Например, Ашхабадское землетрясение в 1948 г. оценивается в 9-10 баллов, а Ташкентское 1966 г.- в 8 баллов. Во время подобных катастроф гибнет огромное число людей:

 При Спитакском землетрясении в Армении (1988 г.) погибло несколько десятков тысяч человек.

а во время Тайшаньского землетрясения в Китае (1976 г.) число человеческих жертв достигло нескольких сотен тысяч!

Противостоять разрушительным последствиям сильных землетрясений можно лишь путем  строительства  сейсмостойких зданий. Однако подобное строительство является достаточно дорогим и, кроме того, не всегда известно, где именно следует строить подобные дома. Предсказание землетрясений - сложнейшая задача. Решением этой проблемы занимаются специальные национальные службы и научно-исследовательские институты.

Исследование распространения сейсмических волн внутри Земли позволяет изучать глубинное строение нашей планеты. Простейшая схема подобных исследований состоит в следующем. В каком-либо месте внутрь грунта помещают заряд, после чего производят подземный взрыв. Распространяясь во все стороны от места взрыва, сейсмические волны достигают различных слоев внутри Земли. На границе каждого из них возникают отраженные волны. Эти волны возвращаются к поверхности Земли, где регистрируются на специальных сейсморазведочных станциях. Таким образом, например, было установлено, что недра Земли можно разделить на три основные области: земную кору, мантию и  ядро. Измерения показали, что на глубине около 2800 км (на границе между мантией и ядром) скорость продольных волн скачком уменьшается с 13,6 до 8,1 км/с, а скорость поперечных волн - с 7,3 км/с до нуля. Непропускание ядром поперечных волн означает, что внешняя область ядра является не твердой, а жидкой.

Наряду с изучением строения земного шара сейсмическая разведка позволяет обнаруживать места, благоприятные для скопления нефти и газа.
Сейсмические исследования проводятся не только на Земле, но и на других небесных телах. Так, например, в 1969 г. американские астронавты разместили сейсмические станции на 
Луне.  Ежегодно эти станции регистрировали от 600 до 3000 слабых  лунотрясений. А в 1976 г. космическим аппаратом "Викинг" (США) сейсмограф был установлен на Марсе. Однако из-за сильных помех достоверных данных о сейсмичности Марса получить не удалось.

Самозащита при землетрясении

Виды возможного ущерба

Меры защиты при землетрясении: дома, в школе, на работе.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность Сейсмические волны Руководитель проекта учитель физики Овчинникова П.М. Проект выполняли учащиеся 8 «Б»

Слайд 2

Предварительная подготовка к организации проектной деятельности школьников Предварительная деятельность учителя включает поиск ответов на вопросы: 1)Какая проблема вызывает интерес у учащихся? Школьников интересуют проблемы изучения сейсмической активности, исследование методов прогнозирования сроков землетрясений, последствия землетрясений, происходящие на дне мирового океана, сейсмические исследования на других планетах. 2)Какова степень свободы школьников при принятии действий? Школьникам было предложено собрать материал об образовании сейсмических волн, о способах их регистрации, о величайших землетрясениях современности , их характерах, о методах прогнозированиях сроков землетрясений, о последствиях землетрясений, происходящих на дне мирового океана, о сейсмических исследованиях на других планетах. Пожелание участвовать в проекте высказали 16 человек. 3)Какие результаты можно ожидать? Результатом деятельности школьников может стать систематизированный материал о сейсмических волнах, о методах их регистрации, изучения внутреннего строения земли. 4)Сколько времени потребуется на выполнение проекта? На выполнение проекта потребуется 2 месяца, так как работа включает поиск материалов об изучении сейсмической активности, его осмысливание, систематизация, художественно-эстетическое оформление проекта. 5)Какие материалы потребуются для оформления проекта? Писчая бумага, компьютер, папка, научно-популярная литература. 6)На каких этапах проекта можно сделать основной акцент? Основной акцент следует сделать на этапе по изготовлению проекта. Важно координировать деятельность учащихся, поддерживать мотивацию. На этом этапе школьники изготавливают продукт, составляют план, оформляют отчёт, в который включают обоснование выбора темы, описание проекта и ход работы над ним.

Слайд 3

Формирование проектного задания. Название проекта: «Сейсмические волны» Функции проекта: Знакомить учащихся с условиями образования сейсмических волн, со способами их регистрации, с методами прогнозирования перемещения сейсмических волн. Развивать способность и умение анализировать методы изучения внутреннего строения Земли. Анализировать методы прогнозирования разрушительных землетрясений и исследовать методы противостояния разрушительным последствиям сильных землетрясений. Предоставить школьникам возможность определённые природоохранные умения и навыки. Предполагаемый пользователь: Учащиеся школы, учителя естествознания. Результат проекта: Папка с материалами о видах сейсмических волн, о методах их регистрации, о величайших землетрясений современности, о методах прогнозирования и противостояния последствиям сильных землетрясений, о методах изучения внутреннего строения Земли. Презентация: «Сейсмические волны».

Слайд 4

Землетрясение Стихийные бедствия – это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов. «Землетрясение» - русское слово, которое означает трясение земли. Это колебание земной поверхности при прохождении волн от подземного источника энергии. По-гречески землетрясение – seismos ; сейсмические волны, сейсмические приборы(сейсмографы, записи сейсмических колебания(сейсмограммы) сейсмические станции..

Слайд 6

Общие сведения Сильные землетрясения носят катастрофический характер, уступая по числу жертв только тайфунам и значительно (в десятки раз) опережая извержения вулканов. Материальный ущерб одного разрушительного землетрясения может составлять сотни миллионов долларов. Число слабых землетрясений гораздо больше, чем сильных. Так, из сотни тысяч землетрясений, ежегодно происходящих на Земле, только единицы катастрофических. Они высвобождают около 1020 Дж потенциальной сейсмической энергии, что составляет всего 0,01% тепловой энергии Земли, излучаемой в космическое пространство. Где и почему происходят землетрясения ? Территориальное распределение землетрясений неравномерно. Оно определяется перемещением и взаимодействием литосферных плит. Главный сейсмический пояс, в котором выделяется до 80% всей сейсмической энергии, расположен в Тихом океане в районе глубоководных желобов, где происходит под в игание холодных литосферных плит под континент. Остальная энергия выделяется в Евроазиатском складчатом поясе в местах столкновения Евроазиатской плиты с Индийской и Африканской плитами и в районах срединно-океанических хребтов в условиях растяжения литосферы(см. Рифтов мировая система). Параметры землетрясений Очаги землетрясений располагаются на глубинах до 700 км, но большая часть (3/4) сейсмической энергии выделяется в очагах, находящихся на глубине до 70 км. Размер очага катастрофических землетрясений может достигать 100x1000 км. Его положение и место начала перемещения масс (гипоцентр) определяют путем регистрации сейсмических волн, возникающих при землетрясениях (у слабых землетрясений очаг и гипоцентр совпадают). Проекция гипоцентра на земную поверхность именуется эпицентром. Вокруг него располагается область наибольших разрушений (эпицентральная, или плейстосейстовая, область).

Слайд 7

Сейсмические волны Сейсмические волны – это волна распространяющиеся в земле от очагов землетрясений или каких-либо мощных взрывов Сейсмические волны могут быть продольными и поперечными скорость распространения продольных и поперечных волн различна на глубине 500 км V ┴ = 5км/с, V II = 10 км/с

Слайд 8

Сейсмограф Сейсмограф – устройство для регистрации и записи колебаний земной поверхности, вызванных сейсмическими волнами. Основная часть сейсмографа – маятник, начинающий колебаться при каждом появлении сейсмических волн. В простейшей конструкции прибора маятник соединён с пишущим устройством, вычерчивающим график колебаний на специальной ленте

Слайд 10

Определение очага землетрясения S=(V II – V ┴ ) Δ t S 1 =R 1 S 2 =R 2 S 3 =R 3 R 2 R 1 R 3

Слайд 11

Типы землетрясений Классификация по способу образования: Тектонические Возникают, когда в горных породах под действием тех или иных геологических процессов происходит их разрыв 2. Вулканические Лава и раскалённые газы внутри земли производят давление на верхние слои земли 3. Обвальные Возникают в районах, где есть пустоты и горные разработки 4. При развитии крупных оползней (разновидность обвальных) 5. Искусственные возникают при обычных или ядерных взрывах

Слайд 13

Катастрофические землетрясения 7 декабря 1988г в г.Спитаки (Армения) за несколько секунд погибло более 25тысяч человек, несколько сот тысяч получили ранения. 5-6 октября 1948г. Ашхабадское землетрясение – погибло более 100000 человек 1920 – Китай – более 200000 1923 – Япония – более 100000 Этот список может продолжаться бесконечно, т.к. землетрясения разной силы и в разных районах земли происходят постоянно, нанося огромный материальный ущерб и принося многочисленные жертвы.

Слайд 15

Цунами Слово «цунами» - в переводе с японского – «гигантская волна в гавани». Они возникают на поверхности океана в результате извержения подводных вулканов или землетрясений. Длина волны от 150км до 600км. Они безобидны до тех пор, пока под собой имеют большую глубину. Их высота не превышает 1м. Чудовищная сила цунами обнаруживается лишь у берегов. Высота волн может достигать 60м, и несутся они на берег со скоростью 90км/ч, сметая всё на своем пути.

Слайд 17

Наблюдение за землетрясениями Сейсмическая служба осуществляет постоянные наблюдения за землетрясениями. Свыше 2000 сейсмических станций наблюдает за ними. Используются экспедиционные сейсмографы, в т.ч. установленные на дне океанов. Признаки готовящегося землетрясения: Предвестниковые изменения скорости продольных сейсмических волн Выделение инертного газа радона вдоль активных разломов, особенно из глубоких скважин Изменение электропроводимости пород в зоне подготовки землетрясения Регистрируются сильные изменения нормального фона сейсмической активности

Слайд 18

Животные – индикатор ы приближающегося землетрясения Странное, неожиданное поведение живых существ перед стихийными бедствиями – предвестник, издавна известный человеку. За несколько дней до катастрофы из своих нор вышли и разбежались ласки и кроты – 328г до н.э. г. Геликос, Греция. Змеи – самые безошибочные предсказатели приближающихся стихийных бедствий в древней Месопотамии. 1975г – по необычному поведению животных было предсказано наступление сильного землетрясения, предприняты меры, предотвращена гибель множества людей. Зарегистрировано 282 достоверных случая необычного поведения животных перед землетрясениями.

Слайд 20

Самозащита при землетр я сении: Виды сейсмической опасности : Сотрясение грунта Дифференцирован ная осадка грунта Оползни и грязевые потоки Разжижение грунта Переносы поверхности грунта Лавины Смещение горных пород по разлому Цунами Наводнение при прорыве плотины Пожары Меры защиты при землетрясении : Сохраняйте спокойствие Научитесь оказывать первую помощь В помещении оставайтесь у стены, ближе к центру На улице стремитесь на открытое пространство В машине - остановитесь, но не выходите

Слайд 21

Значение исследования распространения сейсмических волн внутри З емли Позволяет изучить глубинное строение планеты . Сейсмическая разведка позволяет обнаруживать места, благоприятные для скопления нефти и газа . Сейсмические исследования на других небесных телах .

Слайд 22

Заключение Землетрясения – бедствия, которые пока не подвержены точному предсказанию. Поэтому нужно быть готовым вести себя в чрезвычайной ситуации адекватно, не паниковать и уметь оказывать первую помощь пострадавшим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...