Рабочая программа 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мильковская средняя общеобразовательная школа №1»
«Утверждена»
Директор МКОУ МСОШ№1
________________
Тяпкина И.В.
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО ЗД УР МКОУ МСОШ №1
________Плотникова З.В. _________Чайкина Т.И.
Протокол №____
от «__»_________2013г. «___»________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 11класса
на 2013 – 2014 учебный год
Автор: Ощепкова Анна Валериевна,
учитель физики МКОУ МСОШ №1
Содержание
- Пояснительная записка_______________________________________3
- Требования к уровню подготовки_______________________________4
- Тематическое планирование _____________________________ 5
- Календарно-тематическое планировани_________________________6
- Содержание курса__________________________________________11
- Формы контроля___________________________________________ 13
- Список литературы_________________________________________ 14
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего полного общего образования по физике в соответствии с примерными государственными стандартами.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества ,одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :
- формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
- развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
- развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;
- знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
При составлении программы были использованы:
- планирование В.Ф.Шилов Физика. 10-11 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Просвещение, 2007
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
- региональный базисный учебный план основного общего образования по физике;
Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю (68часов в год) что соответствует региональному базисному учебному плану, но изменено количество часов на изучение некоторых тем в соответствии с опорой на многолетний опыт преподавания физики в старших классах. Выделены часы на решение задач, необходимые для процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на практике
2.Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, ионизирующее излучение, звезда, Вселенная
- Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, элементарный электрический заряд, работа выхода, показатель преломления сред
- Смысл физических законов: классической механики, электродинамики, фотоэффекта
- Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, распространение электромагнитных волн,, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомами, фотоэффект.
- Отличать гипотезы от научных теорий
- Делать выводы на основе экспериментальных данных
- Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления
- Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Тематическое планирование базового уровня стандарта
11 класс | |
Основы электродинамики (продолжение) | 12 |
Магнитное поле | 4 |
Электромагнитная индукция | 8 |
Колебания и волны | 18 |
Механические колебания | 4 |
Электромагнитные колебания | 6 |
Производство, передача и использование электрической энергии | 1 |
Механические волны | 2 |
Электромагнитные волны | 5 |
Оптика | 19 |
Световые волны | 13 |
Элементы теории относительности | 2 |
Излучение и спектры | 3 |
Квантовая физика | 14 |
Световые кванты | 4 |
Атомная физика | 3 |
Физика атомного ядра | 7 |
Элементарные частицы Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 1 |
Строение Вселенной | 3 |
Резерв | 2 |
Всего часов за 11 класс | 68 |
Календарно тематическое планирование учебного материала на 2012 – 2013учебный год
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение) ( 12 часов ) Магнитное поле (4 часа) | Тема урока | Домашнее задание | Дата | |
теория | практика | |||
1.Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции | §1§2 | Упр.1(1) | ||
2. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Лабораторный опыт №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток» | §3 | Упр.1(3) | ||
3. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца. | §6 | Упр.1(4) | ||
4. Решение задач. | §4,5,7 | |||
Электромагнитная индукция ( 8 часов) | 1. Открытие явления электромагнитной индукции. Магнитный поток. | §8,9 | Упр.2(1) | |
2. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. | §10,11 | Упр.2(2) | ||
3. Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции». | §13 | |||
4. Закон электромагнитной индукции ЭДС индукции в движущихся проводниках | §14 | Упр.2(4) | ||
5. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | §15-17 | |||
6. . Решение задач | Упр.2(5) | |||
7. Решение задач | Упр.2(6) | |||
8 . Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция » | ||||
Колебания и волны ( 18 часов ) Механические колебания ( 4 часа ) Электромагнитные колебания ( 6 часов ) | 1. Свободные колебания. Математический маятник | §18- 21 | ||
2. Гармонические колебания. Фаза колебаний | §22, 23 | Упр.3(1,2) | ||
3. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Учет резонанса. | §24-26 | Упр.3(3) | ||
4. Лабораторная работа №3«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Упр.3(4) | |||
1. Свободные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | §27 - 29 | |||
2. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. | §30 - 31 | Упр.4(2) | ||
3. Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. | §32 | Упр.4(3) | ||
4. Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторах. Автоколебания. | §35 | Упр.4(4) | ||
5. Решение задач | §33,34 | Упр.4(5) | ||
6.Решение задач. | §27-35 | Упр.4(1) | ||
Производство, передача и использование электрической энергии ( 1 час ) | 1. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электрической энергии. | §37-41 | Упр.5(1-4) | |
Механические и электромагнитные волны ( 6 часов ) | 1. Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. | §42 - §44 | ||
2. Волны в среде. Звуковые волны. | §45-47 | Упр.6(1,3) | ||
3. Излучение электромагнитных волн.Плотность потока электромагнитного излучения. | §48 -50 | |||
4 Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи. Модуляция и детектирование | §51 - 53 | |||
4. Свойства электромагнитных волн. Радиоволны. Радиолокация. Развитие средств связи. | §54 - 58 | Упр.7(1,3) | ||
5.Решение задач по теме «Колебания и волны» | ||||
6. Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны» | ||||
Оптика Световые волны ( 12 часов ) | 1. Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. 1 Закон преломления света. Полное отражение. | §59, 60 §61, 62 | ||
3. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» | Упр.8(7) | |||
4.Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | §63 - 65 | Упр.9(4) | ||
5. Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | Упр.9(5) | |||
6. Решение задач | Упр.9(6) | |||
7. Дисперсия света. | §66 | |||
8. Интерференция механических волн и света. Применения интерференция | §67 - 69 | |||
9. Дифракция света. Дифракционная решетка | §70 - 72 | Упр.10(1) | ||
10. Лабораторная работа №6«Измерение длины световой волны» | ||||
11.Поперечность световых волн и электромагнитная природа света. | §73 - 74 | |||
12. Решение задач по теме « Оптика» | Упр.10(2) | |||
13. Контрольная работа №3 по теме «Оптика» | ||||
Элементы теории относительности (2 часа) | 1. Постулаты теории относительности. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. | §75 - §78 | ||
2. Решение задач. | §79 | |||
Излучение и спектры (2 часа) | 1. Виды излучений. Источники света. Виды спектров и спектральный анализ. | §80, 83 | ||
2. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.. Лабораторная работа №7«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | §84-86 | |||
Квантовая физика (13 часов) Световые кванты (3 часа) | 1. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.. Фотоны. Применение фотоэффекта | §87-92 | Упр.12(2) | |
2.Решение задач. | Упр.12(3,4) | |||
3. Контрольная работа №4 по теме «Элементы теории относительности. Световые кванты.» | ||||
Атомная физика ( 1 часа) | 1. Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. | §93 §94 | Упр.13(2) | |
Физика атомного ядра ( 7 часов) | 1. Методы регистрации элементарных частиц. Виды радиоактивных излучений. | §97-99 | ||
2. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы | §100-103 | Упр.14(1) | ||
3. Строение атомного ядра. Энергия связи ядер. | §104-105 | Упр.14(2) | ||
4. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | §106-108 | Упр.14(4,5) | ||
5. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | §109-113 | Упр.14(6) | ||
6. Решение задач по теме « Атомная физика. Физика атомного ядра»
| Упр.14(3) | |||
7. Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра» | ||||
Элементарные частицы Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества( 1 час ) | 1. Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира. | §114-115 | ||
Строение Вселенной ( 3 часа ) | 1. Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». | §116-119 | ||
2. Солнце и звезды. | §120-123 | |||
3. Строение Вселенной. | 124-127 | |||
Содержание программы по разделам физики 11 класса с указанием обязательного демонстрационного эксперимента и обязательных лабораторных работ.
Предлагаемое тематическое планирование разработано применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и на основе регионального базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии Г.Я.Мякишев и др. из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год).
Механика
Механические колебания и волны. Свободные колебания. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс. Учет резонанса
Демонстрации:
Превращение энергии в ходе колебательного движения
Явление резонанса.
Лабораторные работы:
«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
Электродинамика (продолжение)
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы распространения света. Оптические приборы.
Демонстрации:
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока
Свободные электромагнитные колебания
Осциллограмма переменного тока
Генератор переменного тока
Свойства ЭМВ
Интерференция света
Дифракция света
Получение спектра при помощи призмы
Получение спектра при помощи дифракционной решетки
Распространение, отражение и преломление света
Оптические приборы
Лабораторные работы
«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
«Изучение явления электромагнитной индукции»
«Измерение показателя преломления стекла»
«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
«Измерение длины световой волны»
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект, Фотон, Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующих излучений на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной.
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция вселено.
Демонстрации:
Линейчатые спектры излучения
Счетчик ионизирующих частиц
Лабораторные работы
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
5. Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
- Контрольная работа №1 по теме « Электромагнитная индукция»
- Контрольная работа №2 по теме « Колебания и волны»
- Контрольная работа №3 по теме « Оптика»
- Контрольная работа №4 по теме «Элементы теории относительности. Световые кванты.»
- Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).
Литература для учащихся
1 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс
- ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
- Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана–Граф, 2007.
- ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 10 -11 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
- Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике – М.:Просвещение, 1995
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...