Конспект урока по физике для 7 класса на тему "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Летова Лидия Павловна

Формирование понятия физической величины «Плотность вещества» путем решения экспериментальных физических задач.

Цель урока: введение понятия плотности вещества, определение плотности вещества опытным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_fiziki_plotnos_dlya_letovoy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики по теме: «Плотность вещества» (7 класс)

Формирование понятия физической величины «Плотность вещества» путем решения экспериментальных физических задач.

Цель урока: введение понятия плотности вещества, определение плотности вещества опытным путем.

Задачи:

Образовательная: проверить усвоение понятия плотности вещества; проверить знание обозначения физических величин, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработать формулы расчета массы и объема тел при решении задач; отработать навыки самостоятельной работы учащихся с таблицей плотности вещества;

Развивающая: развивать навыки практической работы, проведения сравнения; развивать речь, внимание, память, логическое и креативное мышление;

Воспитательная: воспитывать уверенность в себе, этику групповой работы; формировать положительное эмоциональное отношение и интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Вид урока: урок-практикум.

Оборудование:

№ п/п

Название

Количество, шт.

1

Персональный компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Экран

1

4

Мультимедийная презентация

1

5

Весы

8

6

Тела разной массы, но одного объема

16

7

Тела одной массы, но разного объема

3

8

Виртуальная лаборатория

14

План урока:

№ п/п

Этап урока

Стадия урока

Время, мин.

1

Постановка цели урока.  Групповой эксперимент.

Вызов

8

2

Постановка проблемы. Введение новой физической величины.

Активизация мыслительной деятельности.

8

3

Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации.

Восприятие.

8

4

Здоровьесберегающая пауза.

Расслабление.

2

5

Практическая работа: «Определение плотности игрушечной машинки».

Осмысление.

14

6

Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия.

4

7

Домашнее задание.

Заключение.

1

Ход урока

1 этап урока: Постановка цели урока. Групповой эксперимент (стадия вызова).

Начинаем урок. Ребята, поприветствуйте друг друга  и пожелайте удачи в работе. Я тоже желаю вам успехов в работе. Надеюсь, у нас все получится, а девизом урока послужат слова великого Рене Декарта: «Я мыслю,  следовательно, я существую!». (1 слайд)

О чем пойдет речь на уроке, вы скажете чуть позже. А начнем с небольшого опыта: перед вами на партах находятся приборы. Положите на чаши весов бруски. Что вы можете сказать об их массе? (Ответ: она разная)

А почему? (Ответ: бруски изготовлены из разных материалов)

Вывод: тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы. (2 слайд)

Теперь мне нужна ваша помощь. Приглашается один ученик и на демонстрационном столе проводит следующий опыт: на разные чаши весов помещает два тела из разного материала и разных объемов. Что вы скажете о массе этих тел? (Ответ: они равны) А вещества, из которых изготовлены предметы? (Ответ: они разные).

Вывод: тела с равными массами, изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы. (3 слайд)

Мы провели опыты и сделали два  очень важных вывода. Теперь их обобщим. Скажите, от чего зависят масса и объем тела?  (Ответ: от плотности вещества).

2 этап урока: Постановка проблемы. Введение новой физической величины (стадия активизации мыслительной деятельности).

Итак, тема нашего урока: «Плотность вещества». Запишите тему урока в тетради. А что такое плотность? Вот сейчас нам  и предстоит найти ответ на этот вопрос.  Как вы думаете, что это такое? (Ответ: физическая величина)

Она обозначается ρ (ро).

Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3.     (4 слайд)

ρ=m/V

Мы будем учиться находить плотность вещества. Откройте учебник на странице 49, прочитайте определение плотности, и запишите его в тетрадь. Обратите внимание на таблицы плотности на странице 50 вашего учебника, там представлены плотности различных веществ. Какие единицы измерения имеет  эта величина? (Ответ: кг/м3, г/см3)

Плотность меди 8900кг/м3. Что означает это число?  (Ответ: оно показывает, что 1 м3 меди имеет массу 8900 кг). (5 слайд)

Самостоятельно запишите в тетради плотность цинка. Что означает это число?

3 этап урока: Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации (стадия восприятия).

Зачем нам надо изучать плотность вещества? Где это пригодится? (Ответы: решать задачи, проводить опыты и т.д.)

Правильно. Решаем следующую задачу: Определите массу стальной детали объемом 120 см3. Учитель решает задачу на доске. (6 слайд)

4-5 этап урока: Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления). Практическая работа: «Определение плотности игрушечной машинки» (стадия осмысления).

А теперь вас ждет виртуальная лаборатория. Не забудьте при работе за компьютером сделать физкультминутку для глаз.

В разделе «Ход работы» определяем плотность игрушечной машинки. Почему результаты не соответствуют табличным? (Ответы: машинка полая, изготовлена из различных материалов и т.д.)

6 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия. (стадия рефлексии).

Вопросы учителя к учащимся:

1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.

Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.

Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. (7 слайд)

7 этап урока: Домашнее задание (стадия заключения).

Запишите в дневниках домашнее задание: п.21, упр. 7 (3,4)

Творческое задание на желающих: определите плотность куска мыла.            (8 слайд)

Урок окончен. Спасибо за вашу творческую и активную работу.