Мастер-класс
материал по физике (8 класс) на тему

Бочко Маргарита Анатольевна

Лабораторные работы по физике 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Лабораторные работы по физике. 8 класс»

          Перед учителями физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщать учащимся определённую сумму знаний, развивать  ключевые компетенции обучающихся, но и воспитывать у школьников интерес к предмету.

         Стремление школьников к знаниям сопровождается интересом к материалу, который выходит за пределы школьного учебника. Такой материал, преподносимый учителем, развивает познавательные способности учащихся, расширяет их кругозор.

         Использование физического эксперимента – важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки.

         Вместе с тем, образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной деятельности учащихся. Это принципиально изменяет роль, место и функции эксперимента в организации учебного процесса: эксперимент – не только средство обучения, но и основа для освоения обучающимися естественнонаучного метода познания в единстве его экспериментальной и теоретической компонент. Для этого необходимо организовывать такие виды деятельности, как наблюдение и объяснение физических явлений, проведение экспериментальных исследований.        

         Применение ИКТ на уроках физики при решении экспериментальных задач, выполнении лабораторных работ  является одним из способов возбуждения интереса к предмету. Опыт подсказывает, что  экспериментальная деятельность учащихся  на уроках изменяет их отношение к физике, делает физику основой будущей профессии.  

           Учебное оборудование кабинета физики позволяет создать систему экспериментальных средств обучения в соответствии с реализуемыми  уровнем и профилем изучения физики.

         При расширенном изучении курса физики в 8 классе (3 часа в неделю) я предлагаю учащимся две дополнительные лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» и «Изучение магнитного поля постоянных магнитов».

         Перед выполнением лабораторной работы  провожу беседу по технике безопасности (ТБ)  в форме имитационной игры.

 «Авария на нефтеперерабатывающем заводе».

Ситуация: Ночью одна из работниц нефтеперерабатывающего завода почувствовала запах газа. Для ликвидации аварии предлагаются 10 мероприятий:

№/п

Мероприятие

Я

Эталон

Штраф

1

Включить вентилятор

2

Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду

3

Открыть окна

4

Погасить газовые горелки

5

Перекрыть распределительный кран

6

Надеть противогаз

7

Вызвать скорую помощь

8

Оповестить смену об аварии

9

Сделать запись в журнале регистрации происшествий

10

Вывести людей из помещения

Правила игры: 1. Два мероприятия из предложенных  десяти надо вычеркнуть. Для этого в колонке «Я»  поставьте цифру «0» напротив того мероприятия, которого по вашему мнению не должно быть.

2. В колонке «Я» напротив каждого мероприятия поставьте цифру (от 1 до 8) по степени важности или как бы вы поступили в данной ситуации (2 мин.).

3. Сравните свой результат с эталоном.

№/п

Мероприятие

Я

Эталон

Штраф

1

Включить вентилятор

0

2

Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду

2

3

Открыть окна

3

4

Погасить газовые горелки

4

5

Перекрыть распределительный кран

6

6

Надеть противогаз

5

7

Вызвать скорую помощь

8

8

Оповестить смену об аварии

1

9

Сделать запись в журнале регистрации происшествий

0

10

Вывести людей из помещения

7

4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.

Вывод: Если штраф до 20 баллов – выжили, 20 – 25 баллов – возможны жертвы, более

25 баллов – все жертвы аварии.

Правила  по ТБ не обсуждаются, их надо  выучить и выполнять автоматически.

При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении со стеклянным жидкостным термометром и колориметром с горячей водой. При работе с термометром следует выполнять следующие правила:

  1. Для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз.
  2. Помещать термометр непосредственно в вещество (вода), температура которого измеряется.
  3. Снимать показания термометра после того, как установится температура.

Лабораторная работа

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.

Приборы и материалы: калориметр с горячей водой, термометр.

Указания к работе:

  1. Определите цену деления термометра.
  2. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу:

t,  С

Т,мин

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. По полученным данным  постройте график зависимости t (Т).

  1. Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. Сделайте вывод, равномерно или неравномерно остывала вода.

Имитационная игра по ТБ «Кораблекрушение»

Ситуация: В океане далеко от берега около 200 миль (300 км) вы терпите кораблекрушение. Спасаясь с тонущего судна, вы успели взять с собой  в лодку 15 предметов:

№/п

Предмет

Я

Эталон

Штраф

1

Компас

2

Туалетное зеркальце

3

Канистра с пресной водой

4

Москитная сетка

5

Аварийный запас продуктов

6

Карта Тихого океана

7

Надувная подушка

8

Канистра мазута

9

Транзисторный приёмник

10

Средство для отпугивания акул

11

Светонепроницаемый пластиковый лист

12

Ром – 1л

13

Нейлоновый шнур

14

Аптечка

15

Рыболовная снасть

Правила игры:1. В колонке «Я» напротив каждого предмета поставьте цифру (от 1 до 15) по степени важности (3 мин.).

3. Сравните свой результат с эталоном.

№/п

Предмет

Я

Эталон

Штраф

1

Компас

15

2

Туалетное зеркальце

1

3

Канистра с пресной водой

3

4

Москитная сетка

14

5

Аварийный запас продуктов

4

6

Карта Тихого океана

13

7

Надувная подушка

9

8

Канистра мазута

2

9

Транзисторный приёмник

12

10

Средство для отпугивания акул

10

11

Светонепроницаемый пластиковый лист

6

12

Ром – 1л

11

13

Нейлоновый шнур

8

14

Аптечка

5

15

Рыболовная снасть

7

4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.

Вывод: Если штраф более 40 баллов – утонул.

Правила  по ТБ не обсуждаются, их надо  выучить и выполнять автоматически.

При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении с железными опилками. При работе с постоянными магнитами и железными опилками следует выполнять следующие правила:

  1. Помещать постоянный магнит под лист бумаги, а железные опилки -  на лист бумаги.
  2. Распределять железные опилки на листе бумаги с помощью деревянной линейки, не прикасаясь руками к железным опилкам.

Лабораторная работа

«Изучение магнитного поля постоянных магнитов».

Цель работы: изучить магнитное поле полосового и дугообразного постоянных магнитов.

Приборы и материалы: полосовой и дугообразный постоянные магниты, лист бумаги, железные опилки, деревянная линейка, электронная доска, компьютер, электронное учебное издание «Виртуальная физическая лаборатория. Лабораторные работы по физике. 9 класс. ООО «Дрофа» 2006 г.».

Указания к работе:

  1. Выполняйте работу, следуя инструкциям, появляющимся на электронной доске.
  2. Зарисуйте в тетради картину силовых линий магнитного поля постоянных магнитов для каждого опыта.
  3. Сделайте вывод о взаимодействии постоянных магнитов, о картине силовых линий магнитного поля полосового и дугообразного магнитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...