разработка урока по теме "Электромагниты"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

нутфуллина лилия габтелмаликовна

Цели урока:

-   обучающая: изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током; рассмотреть принцип действия электромаг­нита и области его применения; научить собирать электромагнит из
готовых деталей и опытным путём проверять, от чего зависит его магнитное действие;

-        развивающая: развивать умение обобщать знания, применять
знания в конкретных ситуациях; развивать навыки работы с прибора­
ми; развивать познавательный интерес к учебному предмету;

-        воспитательная: воспитывать культуру речи, формировать коммуникативную культуру учащихся, взаимопомощь, аккуратность при выполнении практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektromagnit_urok.zip1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:       Электромагнит.

Цели урока:

-        обучающая: изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током; рассмотреть принцип действия электромагнита и области его применения; научить собирать электромагнит из
готовых деталей и опытным путём проверять, от чего зависит его
 магнитное действие;

-        развивающая: развивать умение обобщать знания, применять
знания в конкретных ситуациях; развивать навыки работы с прибора
ми; развивать познавательный интерес к учебному предмету;
 

-        воспитательная: воспитывать культуру речи, формировать коммуникативную культуру учащихся, взаимопомощь, аккуратность при выполнении практической работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - исследование

Оборудование: интерактивная доска,  физическое оборудование по теме «Электромагнит», портреты ученых.

Формы работы: беседа-диспут, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая.

Межпредметные связи: физика – история (исторические сведения).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.  Этот урок физики у вас проведу я.  Приятно видеть столько любознательных глаз. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем.  

2. Актуализация знаний

- Перед вами три ящика. В одном магнит, в другом гвоздь, в третьем деревянный брусок. Предложите способы, как не открывая крышки, можно определить какие предметы где лежат. ( с помощью магнита, компаса, проводника с током)

- Почему проводник с током поможет найти? (вокруг проводника стоком существует магнитное поле)

- Как можно усилить магнитное поле проводника с током? (свернуть в форме винтовой спирали в катушку)

- Как называют такую катушку? (соленоид) И мы знаем, что такой объект – катушка, по которой протекает электрический ток, выполняет функцию постоянного магнита. У такой катушки есть южный и северный полюс.

3. Изучение нового материала

- Как вы думаете  можно ли  изменить магнитное действие катушки с током? Ваши предположения, гипотезы. (запись на доске)

  • Увеличить число витков
  • Увеличить силу тока
  • Изменить материал проводника
  • Вставить металлический сердечник

- Можно ли проверить наши предположения? (Да, эспериментально)

- Какая задача стоит перед нами сегодня на уроке? ( узнать от чего зависит  магнитное действие катушки с током)

- Как сказал М.В.Ломоносов: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»

-Сейчас вы – исследователи. Работая в группах, выясните от чего зависит магнитное действие катушки с током. У каждой группы своё задание и оборудование. Соблюдая правила безопасности при работе с приборами приступаем к работе. По итогам работы сделайте вывод.

1 группа.

Зависимость магнитного действия катушки с током от силы тока.

Оборудование: источник тока, ключ, реостат, катушка, соединительные провода, металлические опилки, гвоздики, компас.

1.Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа, катушки, соединив последовательно.

2. Замкните цепь и наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий катушки и металлических опилок, гвоздей.

3. Увеличивая силу тока в цепи с помощью реостата, наблюдайте за интенсивностью взаимодействий.

4. Ответьте на вопрос: «Как зависит магнитное действие катушки с током от силы тока?»

2 группа

Зависимость магнитного действия катушки с током от числа витков.

Оборудование: источник тока, ключ,  катушка с малым числом витков, катушка с большим числом витков, соединительные провода, металлические опилки, гвоздики, компас.

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока,  ключа, катушки с малым числом витков, соединив последовательно.

2. Замкните цепь и наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий катушки и металлических опилок, гвоздей.

3. Составьте цепь, поменяв на катушку с большим числом витков,  наблюдайте за интенсивностью взаимодействий.

4. Ответьте на вопрос: «Как зависит магнитное действие катушки с током от числа витков?»

3 группа

Зависимость магнитного действия катушки с током от наличия сердечника.

Оборудование: источник тока, ключ,  катушка, железный сердечник, соединительные провода, металлические опилки, гвоздики, компас.

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока,  ключа, катушки, соединив последовательно.
  2. Замкните цепь и наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий катушки и металлических опилок, гвоздей.
  3. вставьте в катушку железный сердечник и наблюдайте за интенсивностью взаимодействий.
  4. Ответьте на вопрос: «Как зависит магнитное действие катушки с током от наличия сердечника внутри катушки?»

(После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе.

- Запишем дату. Оставим место для темы. Запишем выводы, сделанные группами.

- Магнитное действие катушки с током зависит от:

1) силы тока;

2) числа витков;

3) сердечника внутри катушки.

- Такие же исследования в свое время: в 1825 и 1828 года сделали английский изобретатель У.Стерджен и американский ученый Д.Генри. А катушку с железным сердечником внутри называют электромагнитом.  В 19 веке к этому открытию относились как к достаточно важному, очень интересному открытию.

- Над какой темой будем  работать?  («Электромагнит»)

- Электромагнит состоит из катушки и сердечника внутри. (показать электромагнит)

  1. Закрепление.

Применение электромагнитов.

- необходимость перетащить массивные железные, стальные детали. Очень удобно в изготовлении взять электромагниты нужной формы, ведь мы можем любую форму придать такой катушке. Соответственно, мы можем достаточно легко регулировать магнитное поле, подъемную силу электромагнита и тем самым, соответственно, можем перетаскивать различные железные, стальные детали.

- Сортировка магнитных и немагнитных веществ, например, сепаратор.

- телеграф, телефон

- глазной электромагнит. электромагнит с сердечником специальной формы, предназначенный для извлечения магнитных инородных тел из глаза и окружающих его тканей.

- реле. Давайте отметим, что это такое. Мы можем сказать о том, что электромагнит может замыкать и размыкать электрическую цепь.  Поставить электромагнит, который будет при включении замыкать более сложную, более опасную, может быть, электрическую цепь. Туда, куда, может быть, человеку не стоит заходить или подходить. Такие среды, опасные для человека, можно изолировать при помощи электромагнита.

- электромагнитный замок. Когда на двери стоит электромагнитный замок и сила его магнитная столь высока, что дверь открыть практически невозможно. Только в случае, если мы знаем определенный способ разомкнуть цепь, т.е. отключить электрический ток и тогда магнитная сила пропадет, дверь можно будет спокойно открыть

  1. Итог урока

 

- О чем мы сегодня говорили?

- Что исследовали?

- что узнали?

  1. Рефлексия.

  1. Домашнее задание а) §8.4 ответить на вопросы

б) создать электромагнит в домашних условиях

в) сделать сообщение или презентацию на тему: «Применение электромагнитов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...