Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.
статья по физике на тему

Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным  гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.

Л. Г. Маканова, учитель физики

МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов,

 г. Волгограда

Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным  гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Нынешнему школьнику недостаточно лишь поглощение «готовой» учебной информации, выполнение строго регламентированных заданий учителя (действий по указанию). Нужен самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, в будущей профессиональной деятельности, нужно активное познание реальной действительности, осуществление деятельностного подхода в обучении.

       В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» главной задачей ставиться подготовка компетентных людей, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.В рамках модернизации образования кабинет физики был переоснащен новыми ТСО и ИКТ, в том числе и лабораторным оборудованием. Всвязи с этим появилась потребность в использовании инновационных педагогических технологий.

Опыт работы показал, что наиболее успешным является  применение игровых технологий на уроках физики. Как считает Л.С. Выготский, игра – пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок, именно это позволило через игру развивать компетентности обучающихся на всех этапах изучения курса физики.

Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Реализовать это в условиях образовательного процесса возможно при применении игровых технологий.

       По определению Г.К. Селевко, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

При сравнении функций игровой деятельности и компетентностей, соответствующих  стандарту, ориентированному на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») прослеживается их полное совпадение.

  Они открывают ряд возможностей: максимально приближают обучение к реальным жизненным и производственным условиям; обеспечивают широкую самостоятельность учащихся, обстановку соревнования на уроке, способствует развитию инициативы учеников, развивают коммуникативные навыки, искореняет такие негативные явления, присущие традиционному обучению, как списывание, обман и др.

Деловые игры в учебном процессе могут быть организованы в виде разработки и защиты учащимися проектов на физико-технические темы, группового решения задач с производственным содержанием, выступления учащихся в роли учителей, коллективного решения какой-либо научно-практической проблемы методом беседы за «круглым столом», бригадного выполнения лабораторной работы и т. д.

Рассмотрим для примера методику проведения деловой игры при выполнении фронтальной лабораторной работы «Сборка электрических цепей» в 8 классе.

Замысел  урока: на занятии в игровой форме моделируется деятельность нескольких конструкторских бригад, выполняющих задания по разработке электрических цепей, причем таких, которые могут быть использованы в быту, технике, на производстве.

Задачи урока: научить учащихся самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу по созданию схем электрических цепей и их сборке; внести вклад в развитие умений творчески мыслить и трудиться; сформировать положительное отношение к учебному сотрудничеству; развить коллективную взаимопомощь.

План урока

1.Объяснение порядка проведения игры.

  1. Осуществление игры:

а) работа бригад по выполнению полученных заданий;

б) создание группы приемки;

в) защита собственных конструкций;

г) объявление результатов работы бригад;

д)        выступление бригады-победительницы в соревновании.

  1. Подведение итогов игры.

 Методические рекомендации.

   Для проведения игры класс разбивают на группы (бригады) по 4 человека, которые рассаживаются за разные столы. Желательно, чтобы состав бригад был неоднородным, т. е. чтобы в них входили ученики с разными способностями. Между бригадами проводится соревнование. Педагог поясняет ход работы (ее этапы записаны на доске).

        Распределение обязанностей в бригаде (бригадир, конструктор-монтажник, технический секретарь, контролер-эксперт). Вручение соответствующих значков, которые прикалываются к костюмам.

Работа в бригадах начинается по общей команде. Через 10—12 мин после ее начала создается группа приемки, в которую каждая бригада направляет по одному человеку. Группа выбирает председателя и его заместителя. После краткого инструктажа главного конструктора (учителя) группа по очереди подходит к каждой бригаде, предлагает показать и пояснить собранную цепь.

Учитель подводит итоги игры, отмечает учащихся, проявивших выдумку, творчество, инициативу, организаторские способности; подчеркивает преимущества коллективного труда; анализирует причины неудач в работе.

Аналогичным образом могут быть проведены другие лабораторные работы. Для этого требуется учесть их специфику и видоизменить задания бригадам. Например, при измерении ускорения свободного падения или коэффициента поверхностного натяжения можно предложить бригадам самим выбрать метод измерения этих величин, поставив на столы разные комплекты оборудования; можно выдавать необходимые приборы по требованию бригад. Однако такие формы работы требуют специальной предварительной подготовки учащихся.

Заметим, что уже после проведения первых игр описанного типа отмечается повышенный интерес учащихся к физике. Занятия в условиях моделирования реальной трудовой деятельности заметно активизируют процесс учебного познания.


Список используемой литературы:

1.  Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989.

2.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.

Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ при решении тренировочных задач на уроках физики

Самостоятельная работа - это метод, который  помогает мне, выяснить способности учащихся....

Организация речевой деятельности учащихся на начальном этапе изучения английского языка с использованием игровых технологий

         Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой зада...

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей  с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...

«Региональный ресурсный центр как основа трудового воспитания подрастающего поколения: инновационные аспекты»

Региональный Ресурсный центр по трудовому обучению и профессиональной ориентации «Радуга профессий» на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекц...