Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.
статья по физике на тему

Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным  гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.

Л. Г. Маканова, учитель физики

МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов,

 г. Волгограда

Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным  гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Нынешнему школьнику недостаточно лишь поглощение «готовой» учебной информации, выполнение строго регламентированных заданий учителя (действий по указанию). Нужен самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, в будущей профессиональной деятельности, нужно активное познание реальной действительности, осуществление деятельностного подхода в обучении.

       В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» главной задачей ставиться подготовка компетентных людей, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.В рамках модернизации образования кабинет физики был переоснащен новыми ТСО и ИКТ, в том числе и лабораторным оборудованием. Всвязи с этим появилась потребность в использовании инновационных педагогических технологий.

Опыт работы показал, что наиболее успешным является  применение игровых технологий на уроках физики. Как считает Л.С. Выготский, игра – пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок, именно это позволило через игру развивать компетентности обучающихся на всех этапах изучения курса физики.

Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Реализовать это в условиях образовательного процесса возможно при применении игровых технологий.

       По определению Г.К. Селевко, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

При сравнении функций игровой деятельности и компетентностей, соответствующих  стандарту, ориентированному на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») прослеживается их полное совпадение.

  Они открывают ряд возможностей: максимально приближают обучение к реальным жизненным и производственным условиям; обеспечивают широкую самостоятельность учащихся, обстановку соревнования на уроке, способствует развитию инициативы учеников, развивают коммуникативные навыки, искореняет такие негативные явления, присущие традиционному обучению, как списывание, обман и др.

Деловые игры в учебном процессе могут быть организованы в виде разработки и защиты учащимися проектов на физико-технические темы, группового решения задач с производственным содержанием, выступления учащихся в роли учителей, коллективного решения какой-либо научно-практической проблемы методом беседы за «круглым столом», бригадного выполнения лабораторной работы и т. д.

Рассмотрим для примера методику проведения деловой игры при выполнении фронтальной лабораторной работы «Сборка электрических цепей» в 8 классе.

Замысел  урока: на занятии в игровой форме моделируется деятельность нескольких конструкторских бригад, выполняющих задания по разработке электрических цепей, причем таких, которые могут быть использованы в быту, технике, на производстве.

Задачи урока: научить учащихся самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу по созданию схем электрических цепей и их сборке; внести вклад в развитие умений творчески мыслить и трудиться; сформировать положительное отношение к учебному сотрудничеству; развить коллективную взаимопомощь.

План урока

1.Объяснение порядка проведения игры.

  1. Осуществление игры:

а) работа бригад по выполнению полученных заданий;

б) создание группы приемки;

в) защита собственных конструкций;

г) объявление результатов работы бригад;

д)        выступление бригады-победительницы в соревновании.

  1. Подведение итогов игры.

 Методические рекомендации.

   Для проведения игры класс разбивают на группы (бригады) по 4 человека, которые рассаживаются за разные столы. Желательно, чтобы состав бригад был неоднородным, т. е. чтобы в них входили ученики с разными способностями. Между бригадами проводится соревнование. Педагог поясняет ход работы (ее этапы записаны на доске).

        Распределение обязанностей в бригаде (бригадир, конструктор-монтажник, технический секретарь, контролер-эксперт). Вручение соответствующих значков, которые прикалываются к костюмам.

Работа в бригадах начинается по общей команде. Через 10—12 мин после ее начала создается группа приемки, в которую каждая бригада направляет по одному человеку. Группа выбирает председателя и его заместителя. После краткого инструктажа главного конструктора (учителя) группа по очереди подходит к каждой бригаде, предлагает показать и пояснить собранную цепь.

Учитель подводит итоги игры, отмечает учащихся, проявивших выдумку, творчество, инициативу, организаторские способности; подчеркивает преимущества коллективного труда; анализирует причины неудач в работе.

Аналогичным образом могут быть проведены другие лабораторные работы. Для этого требуется учесть их специфику и видоизменить задания бригадам. Например, при измерении ускорения свободного падения или коэффициента поверхностного натяжения можно предложить бригадам самим выбрать метод измерения этих величин, поставив на столы разные комплекты оборудования; можно выдавать необходимые приборы по требованию бригад. Однако такие формы работы требуют специальной предварительной подготовки учащихся.

Заметим, что уже после проведения первых игр описанного типа отмечается повышенный интерес учащихся к физике. Занятия в условиях моделирования реальной трудовой деятельности заметно активизируют процесс учебного познания.


Список используемой литературы:

1.  Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989.

2.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.

Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ при решении тренировочных задач на уроках физики

Самостоятельная работа - это метод, который  помогает мне, выяснить способности учащихся....

Организация речевой деятельности учащихся на начальном этапе изучения английского языка с использованием игровых технологий

         Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой зада...

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей  с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...