Главные вкладки

    Выступление "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
    статья по физике на тему

    Егорова Нина Николаевна

    из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

    Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.

    В разные годы естественнонаучное образование обеспечивалось изучением дисциплин, ядром которого служили физика, химия и биология.

    Поиски путей побуждения интереса школьников к физике – одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.

    Таким образом, необходимо обеспечить:

    • развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
    • умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
    • развитие творческих способностей учащихся;
    • раскрытие роли физики в современной цивилизации;
    • помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

    Методика преподавания школьного курса физики в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности ученика на уроках.

    Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты с нагромождением регистрирующей физической аппаратуры, на простых примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.

    Без дорогостоящего экспериментального оборудования, а иногда вообще без эксперимента, можно оживить предмет, заменив лабораторные опыты разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, знакомых ученикам.

    Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

    Схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.

    На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

    Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

    Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

    В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.
    Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся.

    Как же пробудить у учащихся интерес к предмету?   При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников. Провожу опыты по демонстрации электрических, механических, световых, звуковых явлений.

    Выясняем цель наук о природе, связь физики с биологией, географией, химией, астрономией и, конечно, с техникой. Сопровождаю свое объяснение стихами:

    Совершенно непонятно, почему вода течет

    Сверху вниз, а не обратно, так, а не наоборот.

    Совершенно непонятно, почему трава растет

    Снизу вверх, а не обратно, так а не наоборот.

    Совершенно непонятно, что такое свет и тень.

    В общем есть над чем подумать, если думать вам… не лень!

    Я еще не устал удивляться

    Чудесам, что есть на Земле,

    Телевизору, голосу раций,

    Вентилятору на столе.

    Самолеты летят сквозь тучи,

    Ходят по морю корабли –

    Как до этих вещей могучих

    Домечтаться люди могли?

    Я вверяю себя трамваю,

    Я гляжу на экран кино.

    Эту технику понимая,

    Изумляюсь ей все равно.

    Ток по проволоке струится,

    Спутник ходит по небесам,

    Человеку стоит дивиться

    Человеческим чудесам!

    Оригинальный ум и богатое воображение выдающихся писателей, народная мудрость и юмор помогают сделать изучение физики более интересным и эмоциональным. «Наука без литературы бездушна…» А.Франс.

    На уроках использую материал книги С.А.Тихомировой «Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах».

    Тема «Законы Ньютона. Силы в природе»

    Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета,

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лед… (А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»)

    ? Почему коньки хорошо скользят по льду?

    Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено. (А.П.Гайдар «Чук и Гек»)

    ? Почему мальчики «плюхнулись в сено»?

    Тема «Виды теплопередачи»

    У рябчика в снегу два спасения: первое – это под снегом тепло ночевать, а второе – снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. (М.М.Пришвин  «Птицы под снегом»)

    ? Почему под снегом рябчику тепло ночевать?

    Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате (К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона»)

    ? Почему сено хорошо держит тепло?

    Физика – точная и очень серьезная наука. Но физики ценят юмор и любят шутить. При изучении физики наряду со строгими задачами рассматриваем и шутливые, сформулированные на основе литературных анекдотов. В них высмеиваются невежество, лень, нерадивость, безответственность – именно те качества, которые так мешают учебе. Хочется надеяться, что знание физики позволит учащимся избежать ситуаций, подобных тем, которые высмеиваются в предлагаемых шутках.

    Быстрая реакция.

    Сюзанн учится водить машину под руководством своего мужа. Внезапно бросив руль, она кричит:

    - Жерар, нажми там на какую-то педаль. На нас надвигается вон то огромное дерево!

    ? Как с точки зрения физики можно объяснить слова Сюзанн: «На нас надвигается вон то огромное дерево»?

    Разница.

    Учитель спрашивает ученика:

    - Сергеев! Вы знаете разницу между термометром и барометром?

    - Отлично знаю.

    - Прекрасно! Так скажите, в чем она заключается?

    - В совершенных пустяках, господин учитель: один обыкновенно висит внутри комнаты, а другой снаружи!

    ? Прав ли ученик? Как бы вы ответили на вопрос учителя?

     

    На уроке.

    Учитель спрашивает Жан-Луи:

    - Скажи, ты знаешь разницу между молнией и электричеством?

    - Да, мосье: молния это бесплатное электричество.

    ? Оцените, сколько может «стоить» молния. Энергию молнии принять равной 109 Дж. (Тариф 3,04 руб/кВт*ч)

    На уроках использую «Занимательные материалы к урокам» Автор А.И.Сёмке. В книгах есть задачи для любителей географии, биологии, литературы, с техническим содержанием, исторические справки, интересные факты, веселые задачи от Григория Остера.

    Примеры из книги.

    Задачи для любителей биологии.

    1.Речь пойдет о кроте. Этот маленький слепой зверек с широкими ладошками, вывернутыми наружу, действительно трудяга. Длиной всего 10-15 см и весом 100 г, он выносит на поверхность на площади 1 га березового леса за год до 10 т земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина!  Какой объем земли плотностью 2000 кг/м3  перерабатывает крот за год?

    2.На водопое залпом верблюд может выпить 57-60 л воды. А один подопытный верблюд, который шел 17 дней при 35-градусной жаре, выпил сразу почти 100 л! Как при этом изменилась масса верблюда? А вес?

    Задачи для любителей географии.

    Нет в мире другого столь прославленного озера, как Байкал. «Океан-морем большим» назвали бескрайнее озеро впервые увидевшие его русские казаки-землепроходцы XVII в. Глубже Байкала нет озер на материках нашей планеты: 1637 м намерил эхолот к востоку от острова Ольхон. По объему воды Байкал почти в 100 раз превосходит Азовское море и в 30 раз Аральское. Каково Давление воды Байкала в самом глубоком месте?

    На уроках большое внимание уделяю не только решению вычислительных задач, но и качественных – это задачи, которые решаются путем логических умозаключений, основанных на законах физики, построения чертежа, рисунка, выполнения опыта и моделирования физических явлений. В этом мне помогает Сборник качественных задач по физике Авторов А.Е.Марон и Е.А.Марон. Использование качественных задач формирует творческую личность ученика, способствует более глубокому пониманию физических теорий и законов. Кроме того, у ученика начинает развиваться эвристическое нестандартное мышление, а также умение логически мыслить, анализировать и синтезировать явления. Школьник приучается к точной, лаконичной, грамотной речи, а главное - у него развиваются такие личные качества, которые в современном обществе достаточно востребованы. В этом плане наиболее интересны качественные задачи, связанные с фундаментальными физическими экспериментами, а также задачи с техническим, экономическим, экологическим и историческим содержанием. Особое место отводится тем качественным задачам, которые позволят учащимся применить полученные теоретические знания как на производстве, так и в быту.

    Примеры из книги.

    Тема «Испарение».

    1.Исследования показывают, что человек начинает ощущать перегрев тела во влажном воздухе при 300С, а в сухом – при 400С. Почему в сухом воздухе легче переносится жара?

    2.В жарких странах напитки помещают в сосуды с пористыми стенками Зачем это делают?

    3.Почему огурец всегда на 1-20С холоднее окружающей среды?

    4.Почему в сильную жару собака высовывает язык?

    5.Почему вспотевшему человеку вредно выходить на сухой и холодный воздух?

    6.Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь покрывают одеялом?

    При прохождении некоторых тем даются творческие задания: составить  кроссворд по изученной теме, сформулировать и решить задачу по определению плотности масла растительного, сливочного, меда, мыла и т.п.  При изучении темы “Трение” в 7-х классах учащиеся пишут сочинение на тему «Я обвиняю господина Трение» или «Я защищаю господина Трение».

    Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.

    Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, нужно:

    1.Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.

    2.Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: Как?, Почему?, Отчего?

    3.Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.

    4.Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.

    Место занимательности на уроке может быть различным.

    Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.

    Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

    Проявить интерес учащихся к предмету физика...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Обобщение опыта преподавателя Вайтушенко Ольги Анатольевны

    В презентации представлен опыт применения различных методов преподавания предмета с целью активизации познавательной деятельности учащихся проффессионального лицея....

    Роль компьютерной поддержки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики

    Компьютеризация сферы образования позволяет развернуть открытую систему непрерывного образования населения, в том числе дистанционного , изменить процесс учебного познания путем перехода от накопления...

    «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

    Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой педагогики. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

          В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.      Активация учения школьников н...