Системно-функциональный подход к обучению
учебно-методический материал по физике на тему

Маменишкина Нина Васильевна

Системно-функциональный подход к обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-funktsionalnyy_podhod_k_obucheniyu_2017.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маменишкина Н.В., учитель физики

МБОУ Кутуликская СОШ, Иркутская область

Системно-функциональный подход к обучению

1.Усвоение физических величин

        Каждый учитель физики знает, что в курсе физики средней школы изучается свыше сорока физических величин. Функция физических величин заключается в том, что они являются количественной характеристикой физических тел и физических явлений и служат для описания их свойств.  В дидактических целях их можно классифицировать по признаку назначения и внешней формы выражения на шесть групп:

  1. Основные величины. Их семь, они не выражаются через другие величины. Остальные величины являются производными и выражаются через основные величины.
  2. Величины, определяемые отношением других величин с различным наименованием единиц.
  3. Величины, определяемые отношением других величин с одинаковым наименованием  единиц.
  4. Величины, определяемые произведением других величин.
  5. Удельные величины (вводятся как коэффициенты в формулах, имеющих функции законов).
  6. Величины, вводимые нестандартным путем (площадь, объем, период, частота периодических процессов, частота вращения, оптическая сила).

        По мнению А.Н. Крутского:  «…для них трудно разработать  стандартную технологию усвоения. Здесь следует ориентироваться либо на их математические начала, либо на собственную память».

        Знание о каждой группе величин имеет специфику, но есть знание общего характера, относящееся ко всем величинам.

        Обзор основных требований государственного стандарта к физическим величинам и их единицам,  а также  составленная мною образовательная программа по физике позволила мне определить 10 необходимых элементов структуры знания о физических величинах:

  1. Функция физической величины.
  2. Объем и состав понятия «физическая величина».
  3. Наименование величины.
  4. Обозначение величины.
  5. Уравнение связи величины с основными величинами системы (определяющая формула).
  6. Определение физической величины (словесная формулировка).
  7. Физический смысл величины.
  8. Словесная формулировка единицы физической величины (вообще, в любой системе единиц), т.е. ответ на вопрос: «Что принято за единицу физической величины?»
  9. Словесная формулировка единицы физической величины в Международной системе единиц, т.е. ответ на вопрос: «Что принято за единицу величины в СИ?»
  10. Получение наименования и обозначения единицы физической величины в СИ.

        Из представленных здесь десяти элементов знания шесть (п.5-10) являются технологичными.          Убеждена, что правила системного усвоения дают возможность резко сократить объем информации для механического запоминания. Освоив всего шесть правил системного усвоения физических величин, можно легко применять их ко всем величинам данного вида, а их в школьном курсе значительное число.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.

Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность  в себе....

Дискретный и системно - функциональный подход в изучении электродинамики.

Сущность дискретного подхода заключается в том, что на каждом уроке проводится анализ структуры учебного материала, выделяя главные и второстепенные элементы знания.Выделяя "доминирующие элементы знан...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....