Мастерская построения знаний "О чём думает селёдка?"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Леонтьева Марина Васильевна

Диффузия -  физическое явление. Знакомство с явлением происходит в нестандартной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chyom_dumaet_selyodka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

О чём думает селёдка?

Мастерская построения знаний в 7 классе.

Цели урока: 

Обучающие: формирование представления

  • о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях
  • о непрерывном и хаотичном движении молекул.
  • о значении диффузии.

Развивающие: развитие

  • логического мышления
  • умений обобщать
  • познавательного интереса учащихся
  • умения работать в группе

Воспитывающие: воспитывать

  • трудолюбие
  • уважительное отношение к ответам учащихся

Ход урока.

Необычное название занятия рождает множество вопросов, включает ребят в активную мыслительную деятельность уже на первом этапе урока, поэтому я часто использую этот приём.

Ребята сегодня мы работаем в мастерской с необычным названием «О чём думает селёдка?»

Индуктор: На доске написана фраза « Мы растворились как …. в …!

Дополните фразу и запишите в левую колонку. Социализация в группах. Заслушиваем несколько ответов.

А теперь я предлагаю вам записать в правую колонку, в чем можете раствориться вы. Мы в … Социализация в группах. Заслушиваем ответы групп.

Примерные ответы:

Мы растворились

 как сахар в чае

как соль в супе

как кофе в воде

Мы в толпе.

 Мы в игре.

Мы в зале зрителей.

 

Построение знаний.

 Укажите что общего между этими колонками?

Обсуждение в группе. Заслушиваем ответы. (во всех случаях есть проникновение внутрь чего – либо).

Напишите, благодаря чему удалось такое проникновение. Социализация в группах.

( мы двигались и находились на расстоянии друг от друга)

Предложите название этому явлению. Социализация в группах. Обсуждение в классе. ( примерные ответы проникновение, взаимопроникновение, растворение, разбавление).

А теперь дайте определение этому явлению. Социализация в группах.

Обсуждение в классе.

Как же данное явление определяется в современной науке? Ответ на данный вопрос вы можете найти в этом  сообщении.

Диффузия

Диффузия (от лат. Diffusio — распространение, растекание, рассеивание) - это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Летом, наблюдая за муравьями, мы всегда задумывались над тем, как они в огромном для них мире, узнают дорогу домой. Оказывается,  эту  загадку открывает явление диффузии.  Муравьи помечают свой путь капельками пахучей жидкости

Благодаря диффузии, насекомые находят себе пищу. Бабочки, порхая меж растений, всегда находят дорогу к красивому цветку. Пчелы, обнаружив  сладкий объект, штурмуют его своим роем.

А растение растет, цветет для них тоже благодаря диффузии. Ведь мы говорим, что растение дышит и выдыхает воздух, пьет воду, получает из почвы различные микродобавки.

Плотоядные животные находят своих жертв тоже благодаря диффузии.  Акулы чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров, также как и рыбы пираньи.

       Экология окружающей среды ухудшается за счёт выбросов в атмосферу, в воду химических и прочих вредных веществ, и это всё распространяется и загрязняет огромные территории. А вот деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ с помощью диффузии.

       На принципе диффузии основано перемешивание пресной воды с соленой при впадении рек в моря. Диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений.

Во всех приведенных примерах мы наблюдаем взаимное проникновение молекул веществ, т.е. диффузию. На этом процессе основаны многие физиологические процессы в организме человека и животных: такие как дыхание, всасывание и др. В общем, диффузия имеет большое значение в природе, но это явление также вредно в отношении загрязнения окружающей среды.

А теперь я предлагаю выполнить  задание.

Оборудование: освежитель воздуха известного фруктового запаха, пробирка с холодной водой, растворимый кофе, рисунок диффузия в твёрдом теле.

1. Я распыляю освежитель воздуха, тот, кто почувствует запах, встаньте, пожалуйста. В течение нескольких секунд постепенно встают все учащиеся.

( физкультминутка).

2. Бросьте в воду небольшое количество растворимого кофе. Понаблюдайте за процессом.

3. рассмотрите картинку диффузии в твёрдом теле.

4. Проанализируйте результаты опытов и сделайте вывод. Социализация в группах. В ходе социализации постепенно формулируется вывод о зависимости скорости диффузии от агрегатного состояния вещества.

Разрыв. Наблюдая за вами, мне тоже захотелось проделать опыт с водой и ароматным кофе. Мастер кидает кофе в пробирку. Ребята наблюдают быстрое окрашивание воды в коричневый цвет, чего не наблюдалось в их эксперименте.

Предложите причины, по которым возможно быстрое окрашивание. Социализация в группах. В ходе социализации формулируется вывод о зависимости скорости диффузии от температуры.

Предложите области применения диффузии в жизни человека. Социализация в группе и классе.

Рефлексия: Нарисуйте диффузию.

В конце урока рисунки вывешиваются на доске.

Домашнее задание: написать мини сочинение по теме «О чем думает селёдка?»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Урок мастерская построения знаний в 6 классе по теме: "Ткани растений"

Данный урок проводится в 6 классе при изучении тканей растений. Урок  проходит в форме мастерской, в которой ребята сами. под руководством учителя добывают новые знания. Как правило, на таких уро...

Мастерская построения знаний по теме "Ткани" в 6 классе

Данный урок проводится в 6 классе при изучении темы "Ткани". Такая форма проведения уроков детям очень нравится, так как они совместно с учителем сами добывают знания, которые потом прочнее запоминают...