Методическая разработка урока "Ядерная энергетика: "ЗА" и "ПРОТИВ"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Маленкова Лариса Олеговна

Методическая разработка урока физики 11 класс "Ядерная энергетика: "ЗА" и "ПРОТИВ" в технологии развития критического мышления.

Методический прием "Продвинутая лекция" с электронной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_prodv_lektsiya.doc89.5 КБ
Office presentation icon 11_klass_prodv_lektsiya.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе

Тема: “Ядерная энергетика: «за» и «против»”

Учитель: Маленкова Лариса Олеговна

Технологическая карта урока

Задачи урока

Создание условий для:

Образовательная

Овладения основами современных научных знаний об экологических проблемах использования ядерной энергии, отражающих разные точки зрения ученых на существо проблемы. Овладения умениями использовать полученные знания для решения конкретных практических задач; опытом публичного выступления.

Развивающая

Развития умений представлять информацию в различных формах; критического мышления посредством анализа и осмысления выделенных проблем; умения обосновывать свою точку зрения, аргументировать ответ; опыта коммуникативной культуры

Воспитательная

Воспитания экологической культуры учащихся, толерантного отношения к мнению других людей, культуры командной работы

Используемые технологии

Технология проблемного обучения

Технология развития критического мышления (прием «продвинутая лекция»)

Рефлексивная технология

Технология организации самостоятельной работы

Технология взаимооценки результатов учебной деятельности

Элементы технологии дистанционного обучения

Элементы информационных технологий

Формы организации деятельности учащихся

Групповая (парная) форма

Индивидуальная форма

Техническое обеспечение урока и необходимые материалы

Технические средства для демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей основные этапы урока и задания для учащихся.

Ксерокопии текстов для работы дома (согласно количеству учеников), ксерокопии заданий домашней работы или размещение текстов на ящике электронной почты (что удобнее);

Листы бумаги для проведения обратной связи

Ход урока

Стадия, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. ВЫЗОВ

Общее время 10 минут

1 мин.

7 минут

2 минуты

I. Сообщение вопросов - проблем, которым посвящена лекция: (слайд 2)

1) сущность и причины возникновения одной из острых глобальных экологических проблем, связанной с использованием ядерной энергии.

2) предпринимаемые меры по решению этой экологической проблемы.

II.Постановка проблемного вопроса для индивидуального обдумывания и обсуждения в парах: (слайд 3)

каковы последствия, проблемы использования ядерной энергетики для жизнедеятельности человека и для природной среды?

III.Свои ответы занесите в таблицу:

Последствия для жизнедеятельности человека

Последствия для природной среды

Учитель фиксирует все идеи на доске, а затем, вместе с аудиторией делит их по категориям.

Разбиваются на пары, обдумывают ответ на вопрос, обсуждают в паре.

Рисуют таблицу в тетрадях, заносят ответы в таблицу

После окончания работы пары обмениваются своими впечатлениями со всей аудиторией.

Совместно с учителем делят идеи по категориям

2. Осмысление

Общее время

 26 минут

5 минут

2 минуты

2 минуты

5 минут

1 минута

3 минуты

1 минута

5 минут

2 минуты

Сообщение учащимся задания 1: (слайд 4)

Теперь, вы прослушаете первую часть лекции. При этом вы продолжаете рабботать в парах. Один из пары ставит галочки рядом с пунктами списка, которые упоминались в лекции, и  -  рядом с идеями, которые идут в разрез с содержанием лекци. Другой пусть записывает в таблицу то, что в нашем списке не встречается вовсе. Не обязательно записывать все, важно акцентировать внимание на главном.

Чтение первой части лекции.

Сообщение учащимся задания 2:(слайд 5)

в течении двух минут обсудите в парах результаты своей работы: какие идеи подтвердились по ходу первой части лекции, какие идеи идут в разрез с ее содержанием, какие новые идеи возникли по ходу лекции.

Сообщение задания 3: представьте результаты своей работы для всей аудитории.

Учитель фиксирует эти результаты на доске

Сообщение задания 4: (слайд 6)

Ответьте письменно на вопрос: каковы, на ваш взгляд, самые основные последствия для человека  использования ядерной энергии. Обменяйтесь результатами своей работы в парах. На эту работу вам отводится 5 минут.

Сообщение задания 5: Озвучте результаты вашей работы.

Учитель комментирует ответы

Сообщение сути содержания второй части лекции:следующая часть лекции посвящена предпринимаемым мерам для решения проблемы использования ядерной энергии

Сообщение задания 6: (слайд 7)

В течение трех минут напишите ответ на следующий вопрос: каковы возможные меры (минимум три варианта) для решения проблемы использования ядерной энергии.

Сообщение задания 7: учитель предлагает парам озвучить ответы на поставленный вопрос

Сообщение задания 8 на вторую часть лекции (слайд 8)

теперь вы послушаете вторую часть лекуии, продолжая работать в парах. При этом поменяйтесь ролями. Один из вас будет ставить галочки ил минусы наротив тех идей, которые подтвердились ли не одтвердились по ходу лекции. Другой будет дополнять уже имеющийся список новыми идеями.

Чтение второй части лекции

Сообщение задания 8: (слайд 9)

После окончания второй части лекции обменяйтесь в парах результатами своей работы (2 минуты) и представьте их всей аудитории

Работая в паре, заполняют таблицу согласно полученному заданию

Обсуждение в паре результатов работы

Выступления перед аудиторией

Индивидуальное письменное выполнение задания.

Обсуждение в паре

Озвучивают результаты обсуждения в паре для всей аудитории

Работа в парах, письменный ответ на поставленный вопрос

Озвучивание ответов перед аудиторией

Работа в парах по выполнению задания, поменявшись ролями

Обмен мнениями в парах.

Озвучивание результатов перед аудиторией

Рефлексия

Общее время

6 минут

3 минуты

1 минута

Обратная связь

2 минуты

Взаимооценка работы на уроке

Подведение содержательных итогов лекции:

Из содержания лекции вы узнали об положительных сторонах использовании ядерной энергии,  возможных последствиях этого использования для природы Земли и жизнедеятельности человека, мероприятиях, организуемых для решения этой проблемы. Но, может быть, эта проблема преувеличивается учеными и промышленниками, может быть магнаты хотят выбить у государств деньги для дорогостоещих разработок?

Сообщение задания 1:(слайд 10)

 Обсудите в парах этот вопрос. В процессе обсуждения заполняйте таблицу,:

Проблема имеет острый характер

Проблема преувеличена

После каждого из записанных аргументов оставляйте немного места. Здесь вы сможете дописать факты в поддержку того или иного аргумента. Сейчас очевидно, что этих фактов пока не хватает.

Сообщение задания 2. Озвучьте полученные результаты

Сообщение задания 3: Вспомните все, что происходило и о чем говорилось на уроке. Разделите  лист бумаги пополам. В одной части запишите фразу, мысль, которая вызвала у вас какие-либо чувства: удивление, возмущение, радость и т.д. Во второй части напишите, какие чувства она у вас вызвала и почему.

Оцените работу своего товарища, с которым вы работали в паре или любого ученика в классе, кто проявил себя, на ваш взгляд, на уроке наиболее активно. Напишите его фамилию на листе и поставьте ему оценку, обосновав свое мнение.

Работа в парах: совместное обсуждение.

Индивидуальное заполнение таблицы

Озвучивают результаты своей работы

Индивидуальное выполнение задания

Проводят взаимооценку работы товарищей на уроке

Листы сдаются учителю в конце урока.

Домашнее задание

Общее время 3 минуты

Сообщение домашнего задания на выбор: (слайд 11)

Предлагается выполнить одно из следующих заданий:

1. Письменно в форме эссе ответить на следующий вопрос: будет ли обостряться проблема использования ядерной энергии в 21 веке или эта проблема временна и будет успешно решена.

2. Ознакомьтесь с двумя текстами о проблемах использования ядерной энергии, которые отражают мнения авторитетных специалистов, основванные на серьезных научных исследованиях.. По ходу чтения делайте выписки в уже заполненную вами таблицу. Определитесь, какая из точек зрения для вас ближе и обоснуйте письменно свою позицию.

3. Составьте список «тонких» и/или «толстых» вопросов по рассмотренной проблеме (с ответами).

4. Найдите в различных источниках информации, включая Интернет, ответы на оставшиеся у вас вопросы по рассмотренной теме. Оформите это задание, выбрав наиболее подходящую, на ваш взгляд, форму подачи материала.

Все задания можно прислать в электронном виде на адрес электронной почты учителя

Знакомятся с заданиями.

Задают вопросы учителю по мере необходимости

Источники информации для подготовки к уроку

  1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении/ Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006.
  2. Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мышления”. IIoc.lV. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
  3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М., 2007
  4. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2005.
  6. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мышления”. Пос.Ш. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

Электронные ресурсы:

  1. Специализированный портал «Здоровье и образование»http://www.valeo.edu.ru/
  2. http://www/class-fizika.narod.ru
  3. Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов http://window.edu.ru/window/library
  4. Интернет библиотека электронных книг Elibrus http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
  5. Авторская электронная презентация – иллюстрация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ядерная энергетика: «за» и «против» Урок физики в 11 классе Маленкова Л.О. к.п.н. ГБОУ гимназия 399 Санкт-Петербург

Слайд 2

Проблемные вопросы лекции 1) сущность и причины возникновения одной из острых глобальных экологических проблем, связанной с использованием ядерной энергии 2) предпринимаемые меры по решению этой экологической проблемы.

Слайд 3

Задание (7 минут) Каковы последствия, проблемы использования ядерной энергетики для жизнедеятельности человека и для природной среды? Последствия для жизнедеятельности человека Последствия для природной среды

Слайд 4

Задание (5 минут) Прослушайте первую часть лекции, продолжая работать в парах: один из пары ставит галочки рядом с пунктами списка, которые упоминались в лекции, и рядом с идеями, которые идут в разрез с содержанием лекции. Другой пусть записывает в таблицу то, что в нашем списке не встречается вовсе. Не обязательно записывать все, важно акцентировать внимание на главном

Слайд 5

Задание (2 минуты) Обсудите в парах результаты своей работы: какие идеи подтвердились по ходу первой части лекции, какие идеи идут в разрез с ее содержанием, какие новые идеи возникли по ходу лекции. Подготовьтесь к выступлению по результатам своей работы для всей аудитории.

Слайд 6

Задание (5 минут) Ответьте письменно на вопрос: каковы, на ваш взгляд, самые основные последствия для человека использования ядерной энергии. Обменяйтесь результатами своей работы в парах. Подготовьтесь к выступлению по результатам своей работы для всей аудитории.

Слайд 7

Задание (3 минуты) Напишите ответ на следующий вопрос: каковы возможные меры (минимум три варианта) для решения проблемы использования ядерной энергии. Подготовьтесь к озвучиванию результатов для всей аудитории

Слайд 8

Задание на вторую часть лекции (5 минут) Послушаете вторую часть лекции, продолжая работать в парах. При этом поменяйтесь ролями. Один из вас будет ставить галочки ил минусы напротив тех идей, которые подтвердились ли не подтвердились по ходу лекции. Другой будет дополнять уже имеющийся список новыми идеями.

Слайд 9

Задание (2 минуты) Обменяйтесь в парах результатами своей работы. Подготовьтесь к представлению результатов всей аудитории

Слайд 10

Задание (3 минуты) Возможно, проблема преувеличивается учеными и промышленниками, может быть магнаты хотят выбить у государств деньги для дорогостоящих разработок? Проблема имеет острый характер Проблема преувеличена

Слайд 11

Домашнее задание (на выбор) 1. Письменно в форме эссе ответить на следующий вопрос: будет ли обостряться проблема использования ядерной энергии в 21 веке или эта проблема временна и будет успешно решена. 2. Ознакомьтесь с двумя текстами о проблемах использования ядерной энергии, которые отражают мнения авторитетных специалистов, основанные на серьезных научных исследованиях.. По ходу чтения делайте выписки в уже заполненную вами таблицу. Определитесь, какая из точек зрения для вас ближе и обоснуйте письменно свою позицию. 3. Составьте список «тонких» и/или «толстых» вопросов по рассмотренной проблеме (с ответами). 4. Найдите в различных источниках информации, включая Интернет, ответы на оставшиеся у вас вопросы по рассмотренной теме. Оформите это задание, выбрав наиболее подходящую, на ваш взгляд, форму подачи материала.

Слайд 12

Вопросы второй части лекции Предпринимаемые меры для решения проблемы использования ядерной энергии

Слайд 13

В течение трех минут напишите ответ на следующий вопрос: каковы возможные меры (минимум три варианта) для решения проблемы использования ядерной энергии.

Слайд 14

Характерным проявлением волновых свойств света является дифракция света — отклонение от прямолинейного распространения на резких неоднородностях среды

Слайд 15

Дифракция была открыта Франческо Гримальди в конце XVII в. Объяснение явления дифракции света дано Томасом Юнгом и Огюстом Френелем, которые не только дали описание экспериментов по наблюдению явлений интерференции и дифракции света, но и объяснили свойство прямолинейности распространения света с позиций волновой теории Биографии

Слайд 16

Принцип Гюйгенса — Френеля Для вывода законов отражения и преломления мы использовали принцип Гюйгенса. Френель дополнил его формулировку для объяснения явления дифракции Определите, какое дополнение ввел Френель?

Слайд 17

Принцип Гюйгенса: каждая точка волновой поверхности является источником вторичных сферических волн

Слайд 18

Принцип Гюйгенса-Френеля: каждая точка волновой поверхности является источником вторичных сферических волн , которые интерферируют между собой

Слайд 19

Задание: Попробуйте предположить как будет выглядеть дифракционная картина?

Слайд 21

Задание: Будет ли вид дифракционной картины зависеть от длины волны (цвета)? Как будет выглядеть дифракционная картина в белом свете?

Слайд 22

Задание: Попробуйте предложить идею опыта по наблюдению дифракции

Слайд 23

Построение дифракционной картины от круглого отверстия и круглого непрозрачного экрана

Слайд 24

Дифракция от различных препятствий: а) от тонкой проволочки; б) от круглого отверстия; в) от круглого непрозрачного экрана.

Слайд 28

Зоны Френеля Для того чтобы найти амплитуду световой волны от точечного монохроматического источника света А в произвольной точке О изотропной среды, надо источник света окружить сферой радиусом r=ct

Слайд 29

Зоны Френеля Интерференция волны от вторичных источников, расположенных на этой поверхности, определяет амплитуду в рассматриваемой точке P , т. е. необходимо произвести сложение когерентных колебаний от всех вторичных источников на волновой поверхности

Слайд 30

Зоны Френеля Так как расстояния от них до точки О различны, то колебания будут приходить в различных фазах. Наименьшее расстояние от точки О до волновой поверхности В равно r 0

Слайд 31

Зоны Френеля Первая зона Френеля ограничивается точками волновой поверхности, расстояния от которых до точки О равны: где  — длина световой волны

Слайд 32

Зоны Френеля Вторая зона: Аналогично определяются границы других зон

Слайд 33

Зоны Френеля

Слайд 34

Дифракционные картины от одного препятствия с разным числом открытых зон

Слайд 36

Если разность хода от двух соседних зон равна половине длины волны , то колебания от них приходят в точку О в противоположных фазах и наблюдается интерференционный минимум , если разность хода равна длине волны , то наблюдается интерференционный максимум

Слайд 37

Таким образом, если на препятствии укладывается целое число длин волн, то они гасят друг друга и в данной точке наблюдается минимум (темное пятно). Если нечетное число полуволн, то наблюдается максимум (светлое пятно)

Слайд 38

Зонные пластинки На этом принципе основаны т.н. зонные пластинки

Слайд 39

Зонные пластинки

Слайд 40

Получение изображения с помощью зонной пластинки

Слайд 41

Условия наблюдения дифракции Дифракция происходит на предметах любых размеров, а не только соизмеримых с длиной волны 

Слайд 42

Условия наблюдения дифракции Трудности наблюдения заключаются в том, что вследствие малости длины световой волны интерференционные максимумы располагаются очень близко друг к другу, а их интенсивность быстро убывает

Слайд 43

Границы применимости геометрической оптики Дифракция наблюдается хорошо на расстоянии Если , то дифракция невидна и получается резкая тень ( d - диаметр экрана). Эти соотношения определяют границы применимости геометрической оптики

Слайд 44

Границы применимости геометрической оптики Если наблюдение ведется на расстоянии , где d — размер предмета, то начинают проявляться волновые свойства света

Слайд 45

Соотношения длины волны и размера препятствия На рис. показана примерная зависимость результатов опыта по распространению волн в зависимости от соотношения размеров препятствия и длины волны.

Слайд 46

Интерференционные картины от разных точек предмета перекрываются, и изображение смазывается, поэтому прибор не выделяет отдельные детали предмета. Дифракция устанавливает предел разрешающей способности любого оптического прибора

Слайд 47

Разрешающая способность человеческого глаза приблизительно равна одной угловой минуте: , где D — диаметр зрачка; телескопа  =0 ,02 ''; у микроскопа увеличение не более 2 . 10 3 раз. Можно видеть предметы, размеры которых соизмеримы с длиной световой волны

Слайд 48

Дифракционная решетка Дифракционные решетки, представляющие собой точную систему штрихов некоторого профиля, нанесенную на плоскую или вогнутую оптическую поверхность, применяются в спектральном приборостроении, лазерах, метрологических мерах малой длины и т.д

Слайд 49

Дифракционная решетка

Слайд 50

Дифракционная решетка

Слайд 51

Дифракционная решетка Величина d = a + b называется постоянной (периодом) дифракционной решетки, где а — ширина щели; b — ширина непрозрачной части

Слайд 52

Дифракционная решетка Угол  - угол отклонения световых волн вследствие дифракции. Наша задача - определить, что будет наблюдаться в произвольном направлении  - максимум или минимум

Слайд 53

Дифракционная решетка Оптическая разность хода Из условия максимума интерференции получим:

Слайд 54

Дифракционная решетка Следовательно: - формула дифракционной решетки. Величина k — порядок дифракционного максимума ( равен 0,  1,  2 и т.д.)

Слайд 55

Определение  с помощью дифракционной решетки

Слайд 57

Гримальди Франческо 2. IV.1618 - 28.XII.1663 Итальянский ученый. С 1651 года - священник. Открыл дифракцию света, систематически ее изучал и сформулировал некоторые правила. Описал солнечный спектр, полученный с помощью призмы. В 1662 г. определил величину поверхности Земли.

Слайд 58

Френель Огюст Жан (10.V.1788 - 14.VII.1827) Французский физик. Научные работы посвящены физической оптике. Дополнил известный принцип Гюйгенса, введя так называемые зоны Френеля (принцип Гюйгенса - Френеля). Разработал в 1818 году теорию дифракции света

Слайд 59

Юнг Томас 13 .IV.1773-10.V.1829 Английский ученый. Полиглот. Научился читать в 2 года. Объяснил аккомодацию глаза, обнаружил интерференцию звука, объяснил интерференцию света, и ввел этот термин. Измерил длины волн световых лучей. Исследовал деформацию

Слайд 60

Араго Доменик Франсуа (26. II.1786-2.X.1853) Французский физик и политический деятель. Автор многих открытий по оптике и электромагнетизму: хроматическую поляризацию света, вращение плоскости поляризации, намагничивание железных опилок вблизи проводника с током. Установил связь полярных сияний с магнитными бурями. По его указаниями А.Физо и У.Фуко измерили скорость света, а У.Леверье открыл планету Нептун

Слайд 61

Фраунгофер Йозеф (6.III.1787- 7.VI.1826) Немецкий физик. Научные работы относятся к физической оптике. Внёс существенный вклад в исследование дисперсии и создание ахроматических линз. Фраунгофер изучал дифракцию в параллельных лучах (так называемая дифракция Фраунгофера).Сначала от одной щели, а потом от многих. Большой заслугой учёного является использование(с 1821 года) дифракционных решеток для исследования спектров (некоторые исследователи считают его даже изобретателем первой дифракционной решетки)

Слайд 62

Пуассон Семион Дени (21.VI.1781 - 25.IV.1840) Французский механик, математик, физик, член Парижской академии наук (с 1812 года). Физические исследования относятся к магнетизму, капиллярности, теории упругости, гидромеханике, теории колебаний, теории света. Член Петербургской академии наук (с 1826 года)

Слайд 63

КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...