Рабочая программа по физике 10 класс (профильный уровень)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Савельева Елена Михайловна

Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, федеральной примерной программы общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profil_10.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 10  «Б» класс (профильный уровень).

Нормативные правовые документы, на основании которых разработано тематическое планирование:

  • закон РФ «Об образовании» (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7);
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • примерная программа среднего (полного) общего образования по физике, профильный уровень, X-XI классы, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. 2008 г.;
  • ООП СОШ №35
  • Положение рабочей программе МАОУ СОШ №35
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.  Утвержден приказом Минобразования РФ № 2080 от 24.12.2010 г

Программа составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования физике (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева с УМК. Данный  учебно-методический комплект предназначен для преподавания физики в 10-11 классах с углубленным изучением предмета. В учебниках на современном уровне и с учетом новейших достижений науки изложены основные разделы физики. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времена отводится на решение физических задач и лабораторные практикумы.

При реализации рабочей программы используется УМК:

  1. Мякишев Г. Я. Физика. Механика. 10 класс. - М.: Дрофа, 2017.
  2. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. -М.: Дрофа, 2017.
  3. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика. Колебания и волны. 10 класс. - М.: Дрофа, 2017.
  4. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3., Слободсков Б. А. Физика. Электродинамика. 10-11 класс Дрофа, 2017.
  5. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика. Оптика. Квантовая физика. 11 класс. - М.: Дрофа, 2017.
  6. Авдеева А.  В.  Методические рекомендации  по использованию учебников под редакцией  Г. Я. Мякишева «Механика.10 класс», «Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс», «Электродинамика. 10-11 класс», «Оптика. Квантовая физика.11 класс» при изучении физики на профильном уровне. -М.: Дрофа, 2005.
  7. Перфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015
  8. Гольдфарб Н. И. Физика. Задачник. 10-11классы. - М.: Дрофа, 2015.
  9. Дик Ю. И. и др. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2005.

(В календарно-тематическом планировании  в графе «Домашнее задание» эти источники будут отмечены только цифрами.)

Курс физики для углубленного изучения отводит на 10-11 классы 340 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю.

Количество контрольных работ - 12. Физический практикум - 20 часа.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Рабочая программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю). В программе запланировано

- контрольных работ: 17

- лабораторных работ: 5

- работ физического практикума: 8

Курс физики 10 класса структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на профильном уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по физике и авторской программой учебного курса. Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.

Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на профильном уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика - точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.

Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира; свойствах вещества и поля, пространственно – временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частиц и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории.

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости.

применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно –популярной информации по физике.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

В задачи обучения физике входят:

развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах механики, известных им из курса 9 класса;

знакомство учащихся с основными положениями молекулярно-кинетической теории, основным уравнением МКТ идеального газа, основами термодинамики;

развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах электродинамики известных им из курса 8-9 класса;

формирование осознанных мотивов учения, подготовка к сознательному выбору профессии и продолжению образования; воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники.

формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картины мира;

развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдения и объяснять физические явления.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Выработка компетенций:

общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного процесса

Учебный процесс при изучении курса физики в 10 классе строится с учетом следующих методов обучения:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

Организационные формы обучения физики, используемые на уроках:

- лекция,

- практическая работа,

- самостоятельная работа,

- внеаудиторная и "домашняя" работа.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики: учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен знать/помнить

Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс; смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, движение, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принцип суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

вклад российских и зарубежных ученыхоказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять результаты работы наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

применять полученные знания для решения физических задач;

определять; характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

измерять; скорость, ускорение свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

анализа и оценки влияния на организм человек и другие организмы загрязнения окружающей среды;

Рационального природопользования и защиты окружающей среды;

Определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Требования к уровню усвоения предмета по темам курса 10 класса.

1. Введение. Основные особенности физического метода исследования

знать/понимать

-смысл понятий:

физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, вещество, взаимодействие.

2. Механика.

Кинематика.

знать/понимать

-смысл понятий:

пространство, время, материальная точка, веществ;

-смысл физических величин:

перемещение, скорость, ускорение;

-смысл законов, принципов:

принципы суперпозиции и относительности.

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;

-определять:

характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-измерять:

скорость, ускорение свободного падения; массу тела;

-приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств.

Динамика. Силы в природе.

знать/понимать

-смысл понятий:

инерциальная система отсчета, материальная точка;

-смысл физических величин:

ускорение, масса, сила;

-смысл законов, принципов:

законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции, закон Гука, закон всемирного тяготения;

уметь

-определять:

характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-измерять:

коэффициент трения скольжения;

-приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств.

Законы сохранения в механике.

знать/понимать

-смысл понятий:

взаимодействие;

-смысл физических величин:

импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы;

-смысл законов, принципов:

законы сохранения энергии, импульса;

уметь

-определять:

характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств.

3. Молекулярная физика. Термодинамика.

Основы молекулярной физики. Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнения состояния идеального газа.

знать/понимать

-смысл понятий:

вещество, идеальный газ, атом;

-смысл физических величин:

масса, давление, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):

закон Паскаля, закон Архимеда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа;

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение;

- определять:

характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твёрдые тела.

знать/понимать

-смысл понятий:

вещество, идеальный газ, атом,

-смысл физических величин:

масса, давление, работа, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания.

Термодинамика.

знать/понимать

-смысл физических величин:

работа, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):

законы термодинамики.

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

- определять:

характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-измерять:

удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда,

-приводить примеры практического применения физических знаний:

законов термодинамики.

4. Электродинамика.

Электростатика.

знать/понимать

-смысл понятий:

взаимодействие;

-смысл физических величин:

элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):

закон сохранения электрического заряда принцип суперпозиции, закон Кулона.

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

электризация тел при их контакте.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов.

Постоянный электрический ток.

знать/понимать

-смысл понятий:

взаимодействие;

-смысл физических величин:

сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, работа, мощность;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):

закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца.

уметь

-измерять:

электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов.

Электрический ток в различных средах.

знать/понимать

-смысл понятий:

взаимодействие;

-смысл физических величин:

элементарный электрический заряд.

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств и бытовых электроприборов.

№ пункта

тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Кинематика материальной точки

28

3

Динамика

24

4

Статика

4

5

Законы сохранения

13

6

Основы молекулярно-кинетической теории и газовые законы

15

7

Основы термодинамики

25

8

Основы статики

22

9

Законы постоянного тока

16

10

Физический практикум

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...

Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс

Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....