Метапредметный урок "Измерения в физике и не только" для 7 класса.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Борзунова Наталья Сергеевна

Метапредметный урок на тему "Измерения в физике" для 7 класса. Акцент в представленом материале сделан на тему "Сила Архимеда", практическая работа также по этой теме. Но затем, учащиеся расширяют свои познания и понятие "измерение" соотносят со всеми сторонами жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перед началом урока обратите внимание на небольшую экспозицию измерительных приборов. Подумайте для чего они используются.

(1 слайд) Здравствуйте дорогие ребята и наши уважаемые гости! Рада приветствовать Вас на нашем уроке. Перед началом урока предлагаю назначить командиров команд: Максим, Данил и Маша. Вы следите за тем, что работает на уроке, отвечает на вопросы получает жетон. Они лежат у вас на столах в чашках Петри. В конце урока, у кого будут жетоны, получат хорошие оценки.

Хотела бы вам предложить начать занятие с небольшого мозгового штурма. Итак, возьмите листочки, согните 2 раза, согните уголок. Разверните листочек: в правом верхнем углу нарисуйте неподвижный предмет, левом верхнем – подвижный, левый нижний – неподвижный, правый нижний – подвижный. Посередине в ромбике напишите слово измерение, а под ним приведите пример того, что вы можете измерить у нарисованных вами тел.

Учитель: Отлично, молодцы! А сейчас свяжите данный термин с предыдущей темой урока и сформулируйте тему нашего урока (Измерение силы Архимеда). ( 2 слайд)

Вспомните, каким способом можно измерить Fa?

В виде чего мы с вами получаем результат после любого измерения? (числа)

Затем эти числа мы подставляем куда? (в формулу)

А чтобы получить формулу нам нужно знать, от каких величин зависит сила Архимеда.

(2 слайд) Давайте попробуем сформулировать цели на сегодняшний урок:

- вспомнить способ измерения Fa

- измерить силу Архимеда

-записать полученные значения

- установить опытным путем от каких величин зависит Fa

 - соотнести с формулой

 (3 слайд)- роль измерений  в нашей жизни

Возможно, кто то имеет личные(внутренние) цели?

Давайте с вами посмотрим небольшой видеофрагмент. (1 мин)

О чем видео? (Архимед пытается измерить объем короны, чтобы определить из чистого ли она золота). Кто помнит каким образом он измерил объем короны?

Оказывается, очень важны измерения для нашей жизни. Еще в древности люди изобретали различные методы и приборы для измерения. Попробуем дать определение слову измерение. Как вы считаете, что такое измерение? Соотнесем данное вами определение с определением из словаря. (4 слайд)  Выключить

А сможем ли мы сами измерить сила Архимеда? Что нам для этого потребуется? (динамометр, мензурка с водой, тела).

Вы знаете, что источником физических знаний  являются не только наблюдения, но и что еще? (Опыт) Давайте проведем опыт или исследование по измерению силы Архимеда. Алгоритм вы можете найти у себя на парте, каждый заполняет данные, которые получаются в процессе измерения. По два набора у группы, соответственно с одним набором работают 4 человека.

1 группа

Задание: определить архимедову силу, действующую на тела одинакового объема, но разной плотности, погружённых в пресную воду.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной цилиндры одинакового объема, нить.

Этапы выполнения работы

Результат

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого и стального цилиндра в воздухе.

Ра=

Рс=

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого и стального цилиндра, погруженных полностью в жидкость.

Раж=

Рсж=

  1. Вычислить выталкивающую силу (силу Архимеда) как разность между весом тела в воздухе и в воде

Для алюминиевого цилиндра: Fa= Ра - Раж

Для стального цилиндра: Fa= Рс – Рсж

  1. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

ρа=2700 кг/м3

ρс=7800 кг/м3

Fa(алюм)    Fa(ст)  

  1. Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Сила Архимеда (Fa)

Зависит от        не зависит от

  1.                                    1.

        2.

Формула:

2 группа

Задание: определить архимедову силу, действующую на тело, при погружении его на различную глубину в пресную воду.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

Этапы выполнения работы

Результат

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого цилиндра в воздухе.

Ра=

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого цилиндра, погруженного в жидкость на половину своего объема.

Раж1/2=

  1. Вычислить выталкивающую силу (силу Архимеда) как разность между весом тела в воздухе и в воде

Fa1/2= Ра - Раж1/2=

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого цилиндра, погруженного полностью в жидкость.

Раж=

  1. Вычислить выталкивающую силу (силу Архимеда) как разность между весом тела в воздухе и в воде

Fa= Ра - Раж=

  1. Сравните архимедовы силы, действующие на тела при погружении на различную глубину.

Fa1/2       Fa

  1. Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема погруженной части тела.

Сила Архимеда (Fa)

Зависит от        не зависит от

  1.                                    1.

        2.

Формула:

3 группа

Задание: определить архимедову силу, действующую на тело, при погружении его полностью в пресную воду и в спирт.

Оборудование: сосуд с пресной водой и со спиртом, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

Этапы выполнения работы

Результат

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого цилиндра в воздухе.

Ра=

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого цилиндра, погруженного в пресную воду

Ра вода=

  1. Вычислить выталкивающую силу (силу Архимеда) как разность между весом тела в воздухе и в воде

Faвода= Ра - Ра вода=

  1. Измерить с помощью динамометра вес алюминиевого цилиндра, погруженного в спирт.

Ра спирт=

  1. Вычислить выталкивающую силу (силу Архимеда) как разность между весом тела в воздухе и в воде

Faспирт= Ра - Ра спирт =

  1. Сравните архимедовы силы, действующие на тело в воде и в спирте.

 Faвода          Faспирт

  1. Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

Сила Архимеда (Fa)

Зависит от        не зависит от

1.                                   1.

        2.

Формула:

Учитель: сейчас я попрошу командиров команды огласить к какому выводу, который вы получили, остальные команды в это время заполняют схему, которая представлена у вас в раздаточном материале.

      (5 слайд)                                Сила Архимеда (Fa)

Зависит от                                                не зависит от

  1. Объема погруженной части тела                                   1. Плотности тела
  2. Плотности жидкости

Соотнесем полученные данные с формулой.

Учитель: посмотрите ребята как важны измерения, с их помощью нам удалось установить от каких величин зависит сила Архимеда. На каких предметах вы еще проводите измерения? А что вы измеряете и с помощью чего?  А дома какие измерительные приборы у вас есть?

(математика – длина отрезка, геометрической фигуры – линейка, транспортир, угольник; химия – объем жидкости; география – расстояние по контурной карте)

Еще перед уроком вы обратили внимание на приборы, которые расположены на этой парте, некоторыми из них вы пользуетесь ежедневно, некоторые уже назвали. Какие еще приборы вы здесь увидели? С некоторыми из них вам только предстоит познакомиться.

Мне хотелось бы связать термин измерение с природой. Прошу внимание на экран, у кого готов ответ поднимаете руку. (6,7 слайд)

Сейчас попробуем выполнить тест по измерительным приборам, которые были представлены на нашей выставке (раздаточный материал).

Рефлексия

Подведем итоги урока: - что вы сегодня узнали? Что вспомнили?

- Чему научились?

Что было наиболее сложным?

Выполнили ли свои личные цели??

Я попрошу командиров выставить оценки ребятам из вашей команды на листочках со списком групп. У кого жетончики, получаю пять. Остальные 4.

(8 слайд) Домашнее задание двух уровней. 1 – уровень на 3,4, 2 уровень – 4,5. Оно представлено в нетшколе.

(9 слайд)Время урока подошло к концу. Всем хорошего настроения!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неподвижный Неподвижный П одвижный П одвижный Измерение v , m,s

Слайд 2

Измерения в физике Способ Измерение Данные Зависимые величины Формула

Слайд 3

Задачи: Вспомнить способ измерения силы Архимеда; Измерить силу Архимеда; Записать полученные значения; Установить опытным путем от каких величин зависит Fa ; Соотнести полученные данные с формулой для расчета Fa ; Выявить роль измерений в нашей жизни.

Слайд 4

ИЗМЕРЕНИЕ - Большой Энциклопедический словарь (БЭС) - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (напр., измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.

Слайд 5

Сила Архимеда (F a ) Зависит от 1. Объема погруженной части тела; 2. Плотности жидкости. Не зависит от 1. Плотности тела.

Слайд 6

Растение красный очный цвет может предсказывать погоду: когда становится пасмурно и приближаются осадки, его цветок закрывается, а при улучшении погоды вновь раскрывается. За это он получил название «… для бедных». 1. Термометр 2. Барометр 3. Манометр 4. Компас

Слайд 7

В 1982 году также случился интересный арбузный факт. Знатоки игры "Что, где, когда?" не смогли определить спелость арбуза с помощью простых измерительных приборов. Что это за приборы? 1. Сантиметра и циркуля 2. Весов и циркуля 3. Сантиметра и весов 4. Весов , сантиметра и циркуля

Слайд 8

Ответы Транспортир Весы Динамометр Барометр Ареометр Вольтметр Мультиметр Электрометр Измерительный цилиндр Гигрометр психрометрический

Слайд 9

Домашнее задание 1 уровень п.51 вопр , упр.26 (2,4,6) 2 уровень упр.26 (5) Задание: Если на дно стеклянного сосуда, покрытого тонким слоем парафина, положить кусочек парафина с гладким основанием и аккуратно налить воды, то парафин не всплывает. Чем это объясняется? Если наклонить кусок парафина так, чтобы вода проникла под его нижнюю поверхность, то он сразу всплывет. Найдите ответ на эту задачу, почему так происходит.

Слайд 10

Позитивного настроения!



Предварительный просмотр:

  1. _________________________

Результаты поиска изображений для запроса "транспортир"

  1. ________________________

Результаты поиска изображений для запроса "весы рычажные"

  1. ___________________________

Результаты поиска изображений для запроса "динамометр"

  1. __________________________

Результаты поиска изображений для запроса "барометр"

  1. ___________________________

Результаты поиска изображений для запроса "ареометр"

  1. _____________________________

Результаты поиска изображений для запроса "вольтметр"

  1. _____________________________

Результаты поиска изображений для запроса "мультиметр"

  1. _____________________________

Результаты поиска изображений для запроса "электрометр"

  1. _____________________________

Результаты поиска изображений для запроса "измерительный цилиндр"

  1. ____________________________

Результаты поиска изображений для запроса "психрометр"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок. Продукты питания и здоровье. 9 класс.

Метапредметный урок (физика, химия, экология, география). Исследовательская работа....

\'Brain of Britain\'-метапредметный урок по английскому языку в 5 классе

Обобщающий урок с применением ИКТ. На уроке вводится понятие "Mindmapping". Ученики 5 класса учатся заполнять схему и рассказывать по ней....

Метапредметный урок по английскому языку в 5 классе по теме "London Trip"

Метапредметный урок по английскому языку в 5 классе по теме "London Trip". На этом уроке пятиклассники учатся УДД - mindmapping (ментальной карты), которая может применяться на любом уроке для составл...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Метапредметное внеклассное мероприятие: физико-математическая конференция "Числа, на которых держится мир".

Почему наш мир устроен так, а не иначе? Потому что в нём действуют определённые физические законы. Но что лежит в основе этих физических законов, благодаря которым существует наш мир и мы в нём? Как ф...

Аналитическая справка по мониторингу предметных и метапредметных результатов по физике

Аналитическая справка  по мониторингу предметных и метапредметных результатов освоения ООП по физике...

Внеклассное мероприятие " Виртуальный клуб путешественников" Метапредметная игра "Travelling around Great Britain " 7В класс.(весь класс)

Внеклассное мероприятие " Виртуальный клуб путешественников" Метапредметная  игра "Travelling around Great Britain "  7В класс.(весь класс) 17.03.2022г.Победители:...