Методическая копилка
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе.

Тема: Кипение. Количество теплоты необходимое для парообразования

Цель урока: - Познакомить учащихся с явлением кипения.

                       - Научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно – кинетической теории.                    

                       - Рассмотреть физические особенности кипения.

                       - Определить способ расчета тепла при изучаемом процессе.

Задачи:

образовательные: - выяснить уровень усвоения знаний по теме испарение (как виде парообразования,    его особенности).

                                 - сформировать представление о процессе кипения, как вида парообразования, выявить основные особенности кипения,   постоянство температуры кипения.

Развивающие:   -  научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять.

- формирование общеучебных (информационных) компетенций.    

- совершенствовать способность наблюдать и делать выводы.            

Воспитательные: - на материале урока показать важность понятия кипения в жизнедеятельности человека.

                                  - повышать интерес к предмету.

                                  - умение работать в классе (выслушивать одноклассников)

Тип урока: комбинированный.

Демонстрации: 1.Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе.

                            2. Кипение воды при пониженном давлении (видео).

                            3. Гейзеры (видео).

                            4. Слайд-презентация

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, документ-камера,  колба с водой, спиртовка, штатив, термометр, кусочек марли, стакан с водой, задачник.

Структура  урока:

1.Орг. момент
2. Этап актуализации знаний
3. Изучение нового материала.
4. Упражнения на закрепление
5. Домашнее задание

6. Итог урока

Ход урока

  1. Орг. Момент    

  проверка

  • присутствующих
  • готовность к уроку

Мотивация.     

         Давайте посмотрим на изображения, представленные на экране:

Слайд 1.        Скажите, что вы видите? (над водоёмом пар)

Слайд 2.        Что видим здесь? (кипит вода, над водой пар)

Слайд 3.        На этом изображении что наблюдаете? (гейзер, пар)

Слайд 4.        Что объединяет все просмотренные изображения (пар)        

      Слайд 5.        Скажите: 1. Какой процесс называют парообразованием?    

                                              2.  Какие два вида парообразования вы знаете?    

                                              3.  Что такое испарение?                                          

  1. Актуализация знаний.  

       Слайд 6.  Обратите внимание на таблицы, лежащие у вас на столе. Мы заполним с вами в течение урока.   Сейчас вы заполните второй столбик самостоятельно. И через несколько минут я выслушаю ваши ответы.                                                                      

       Слайд 7.   Проверяем                                                                                

       Слайд 8.    ответим на вопросы:

       Слайд 9.        - Как изменится температура жидкости при испарении?

                  - Почему при испарении жидкости температура понижается?

       Слайд 10.      - Что видите на экране?

                              - В результате, какого процесса образовались облака и роса?  

                              - Какой процесс называется конденсацией?      

                        - Поглощается или выделяется энергия при конденсации?       

                        - что такое кипение?

А можете ли вы мне сейчас сказать, что такое кипение?

Значит, мы сегодня будем изучать процесс…?          

       Слайд 11.         Тема урока: «Кипение»      

                 - попробуйте сформулировать цель урока ….

         Цель урока: 

               - изучить процесс кипения жидкости как вида парообразования  с точки    зрения МКТ,

               - выявить и объяснить особенности кипения.

               - Определить способы расчета тепла при изучаемом процессе.

3. Изучение нового материала 

      I.  Наблюдаем процесс нагревания и кипения в стеклянной колбе

      Опыт: кипение воды

- что происходит?

- что наблюдаем?

- что происходит внутри жидкости?

- если перестать нагревать,  что произойдет?

      Убираем спиртовку из-под колбы. Что наблюдаем? (кипение прекращается)

           - Для продолжения кипения необходимо подводить энергию к кипящей жидкости.

       Слайд 12.    Рассмотрим еще раз механизм кипения воды:    

-переход жидкости в пар с непрерывным образованием и ростом в жидкости пузырьков пара:

  1.    вода насыщена воздухом с комн. Темпер;  

  2.    нагреваем->  воздух - выделяется на стенках и дне сосуда;

  3.    появляются пузырьки – в них испаряется вода;

    4.    при нагревании газ внутри пузырька расширяется -> поднимается под действием     увеличивающейся силы Архимеда;

  5.  появляется шум;

  6.  на поверхности – лопаются, пар из них выходит  в атмосферу.

       Сформулируем определение:

          Слайд 13.            Кипение - это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с  образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.  (ОК)

     Как происходит кипение?

        - через какое время начнут кипеть жидкости?    

        - при какой температуре жидкости закипают?    

        - из какой части жидкости будет происходить кипение?  

        - что происходит с подводимой энергией?  

Сформулируем особенности процесса кипения:

          Слайд 14.   происходит:

                            -  с поглощением теплоты;

                            - при нагревании жидкости не только с поверхности, но и внутри неё

                            -  при определенной температуре для каждой жидкости (t кипения);  

        - какую температуру будем называть температурой кипения?  

        - как изменяется температура кипения?      

          Слайд 15.      Зависимость температуры кипения от времени можно представить в виде  графика  

             - От чего зависит процесс кипения?

       Видео:     Демонстрация  видео с опытом «Кипение при пониженном давлении»

         Слайд 16.            Температура кипения зависит:

                                   -  от давления, оказываемого на   свободную  поверхность жидкости. (ОК)

        При понижении давления температура кипения жидкости уменьшается (высоко в горах температура    кипения воды меньше 1000С)

        При увеличении давления температура кипения жидкости увеличивается (скороварка) 

              -  от чего еще может зависеть кипение?

                                    -от рода вещества;   Таблица

        Обобщение:      

  • кипение – это..
  • происходит -…
  • зависит - …

II.        Кипение зависит от рода жидкости. 

Для продолжения кипения необходимо подводить энергию к кипящей жидкости.

Значит, разные жидкости одной и той же массы требуют разное количество теплоты для обращения жидкости в пар.

Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы превратить в пар 1 кг данного вещества при температуре кипения называется  удельной теплотой парообразования (уч-к)

         Слайд 17.          [ L ]= 1 Дж/кг единица удельной теплоты парообразования в системе СИ:

 Количество теплоты, необходимое для перевода жидкости в пар в процессе кипения можно определить по формуле:

         Слайд 18.      где m- масса жидкости,

                                L- удельная теплота парообразования .  

              Кол-во тепоты равно  произведению массы жидкости, взятой при температуре  кипения, на удельную теплоту парообразования.  

         Слайд 19.  В природе так же встречается интенсивное парообразование   -  Гейзеры (    Рассказ о гейзерах)

      видео.       Гейзеры

        Обобщение:  

  • кипение -…
  • зависит -….
  • происходит -…

                   Кол-во тепл. =

                     [ L ] = 1 Дж/ кг

                         Удельная теплота парообразования-…

                        T=const

4. Упражнения на закрепление 

       Слайд 20. Ответьте на вопросы:

- На что расходуется энергия, подводимая к жидкости при кипении?  - Как понимать, что удельная теплота парообразования воды равна 2,3*106Дж/кг?   (…)

    - Какая энергия выделится при конденсации паров спирта массой 1кг при температуре 780С?      

Слайд 21.  А теперь давайте заполним таблицу, которая представлена у меня на экране.

                         Решите задачи:   (1 задача у доски, остальные самостоятельно)                  Дополнительно   №905 (Лукашик)

       Слайд 22.     Вновь возвращаемся к таблице.

                            -  Заполните третий столбик.

  5.       Слайд 27.  Домашнее задание:         §18, §20

                                                                                 упражнение 10 (3-5)

                                                                                 №1106 (Лукашик)

   6. Итог урока:    

       Оценки за работу наиболее активным ученикам



Предварительный просмотр:

Урок физики в 8-м классе

Тема урока: "Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами магнитного поля постоянных магнитов и особенностями магнитного поля Земли.

Оборудование: магниты разных видов - полосовые, дугообразные, кольцевые; магнитные стрелки; железные опилки или порошок железа; компасы; спектры магнитных силовых линий; интерактивная доска.

Цели:

  • образовательные: изучение постоянного магнита и формирование представлений о магнитном поле Земли;
  • развивающие: развитие мышления (анализ, умозаключения, аналогии, сравнения), произвольного внимания, познавательного интереса (в процессе проведения демонстрационного эксперимента);
  • воспитательные: развитие мировоззренческих представлений о познаваемости мира, воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, трудолюбия, ответственности и чувства значимости изучаемого материала.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);
  • парная (проведение опытов);
  • индивидуальная (выполнение теста).

Приемы реализации методов:

  • словесные, интонационные, постановка вопросов;
  • объяснительно-иллюстративные (с помощью мультимедийного оборудования, рисунков, фронтального опыта);
  • самостоятельная работа учащихся (с учебником и при составлении опорного конспекта в тетради);
  • задание учащимся на осмысление изученных знаний.

Средства обучения: учебник "Физика-8" А.В. Перышкин, компьютер, диск из серии “Электронные уроки и тесты” по физике под названием “Магнитное поле”.

Оборудование: на столах у учащихся лабораторные наборы «Магнитное поле», компасы, скрепки.

Содержание

1 Организационное начало урока

2 Подготовка учащихся к работе на основном этапе

2.1 Обеспечение мотивации учащихся

2.2 Формулировка темы урока

2.3 Постановка цели урока

2.4 Актуализация опорных знаний

3 Усвоение новых знаний и способов действий

 3.1. Историческая справка.

3.2.  Постоянные магниты и их свойства.

3.3. магнитное поле Земли.

4 Первичная проверка понимания, закрепление

5 Информация о домашнем задании

6 Подведение итогов, рефлексия

Ход урока

  1.  ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА

Образовательные задачи этапа: проверка готовности учащихся к занятию.

Деятельность учителя: доброжелательное приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

Деятельность учащихся: приветствие, подготовка рабочего места.

  1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ
  1. Образовательные задачи этапа: Обеспечение мотивации учащихся.

Деятельность учителя: урок начинается со стихотворения, зачитываемого учителем:

Деятельность учящихся: внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится в стихотворении

слайд 1             Полярное сияние

Дальний север-северок,

Ветер гонит из-под ног
Мёрзлые снежинки
Жёсткие, как льдинки.

Там при звёздах и луне
Небо плещется в огне
Цветоизлиянием –

Северным сиянием.

постановка проблемного вопроса. «Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?»

В: Сегодня на уроке мы будем изучать тела и явления, которые помогут ответить на вопрос.

  1. Образовательные задачи этапа: Формулировка темы урока.

 Деятельность учителя: координация действий учащихся по проведению демонстрационного опыта.

 Деятельность учащихся: Делают опыты. Отвечает на вопросы учителя формулируют тему урока, записывают её в тетрадь.

(Беседа с учащимися. Проведение фронтального опыта, формулирования темы урока вместе с учениками.)

– Поднесем карандаш к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
- Возьмем магнит и поднесем к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
- Почему к магниту притягивается скрепки, а к карандашу – нет?

-  Как вы думаете, что явится предметом изучения, о чём пойдёт речь   сегодня   на   уроке?   (Ученики   отвечают   на   поставленный   вопрос).

 - Как Вы думаете какова тема урока?

Действительно, речь пойдёт о постоянных магнитах, а также о магнитном поле Земли.

слайд 2       (тему – в тетрадь)

Сегодня мы с вами осуществим погружение в мир науки магнетизма, исследований, интересных фактов, связанных с магнетизмом.

  1. Образовательные задачи этапа: Постановка цели урока.

Деятельность учителя: организует диалог со школьниками. (Общение с учащимися по теме урока. Проведение фронтального опыта, формулирования темы урока.)

Деятельность учащихся: участвуют в обсуждении с учителем, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока, осознают социальную и личную значимость изучаемого материала.

- наблюдали ли Вы действие постоянных магнитов и магнитного поля Земли в природе, быту и технике?  (Обращение к личному субъективному опыту школьников, создание ситуаций успеха. Подводит к постановке целей урока.)

– Молодцы, действительно, примеров применения постоянных магнитов в быту и технике, а также проявлений магнитного поля в природе можно привести очень много.

 А раз это так, необходимо изучить свойства постоянных магнитов и магнитного поля Земли.

-  Тогда какова цель нашего урока?

        ((Позн с понят МП магнита, изучить его свойства, позн с магн полем Земли))

  1. Образовательные задачи этапа: Актуализация опорных знаний.

Деятельность учителя: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, актуализация знаний.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, актуализируют знания, необходимые для изучения нового материала.

– Для изучения нового материала нам нужно вспомнить то, что мы изучали раньше.

 Повторим:

  1. Работа на индивидуальных карточках (6 чел)
  2. Фронтальный опрос.

-  Ч.т. магн поле?

- Что является источником магнитного поля?

-  Какая связь сущ м-у эл. и магн. полями?

- Как располог мет.опилки в магн поле прямого тока?

- что назыв магнитной линией магн поля?

- Что назыв электромагнитом?

- Как изменить магн св-ва электромагнита?

  1. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа: сформировать представление о следующих понятиях:

  • постоянный магнит и его свойства, магнитное поле, создаваемое постоянным магнитом;
  • магнитное поле Земли.

Деятельность учителя: Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, провести эксперименты и составить по ответам ОК

Деятельность учащихся: слушают учителя, с помощью письменно отвечают на вопросы, выполняют фронтальный демонстрационный эксперимент. Составляют опорный конспект в тетради. Отвечают на проблемный вопрос.

I.  историческая справка

  - Откуда же произошло слово “магнит”? История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет.

  Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем “Магнуса” или просто “магнитом”. Но известно и другое предание о том, что слово “магнит” произошло от названия местности, где добывали железную руду (холмы Магнези в Малой Азии). Таким образом, за много веков до н. э. было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в VI в до н. э. греческий физик и философ Фалес. В те времена свойства магнитов казались волшебными. В той же древней Греции их странное действие связывали напрямую с деятельностью богов; иначе магнит называли “камнем Геркулеса”.

Магнит был хорошо известен и в древней Индии, и в древнем Китае – именно там впервые догадались, что намагниченной иглой можно пользоваться как указателем севера, так и юга.

Что же такое постоянный магнит и вокруг любого ли магнита существует магнитное поле?

  1. Изучение постоянных магнитов и их свойств.  

(Работа по карточкам) демонстрация через документ-камеру.

  1. Используя  материал из учебника § 59 стр. 138, ответьте на вопрос: что такое постоянный магнит?
  • Постоянный магнит – это …  тела, длительное время сохраняющие     намагниченность.   [ОК]

А сейчас в ходе выполнения экспериментального заданиявам  предстоит исследовать некоторые свойства магнитов. Задания и приборы уже лежат на ваших столах. Выполняя задания, будете делать рисунки и соответствующие выводы.[ОК]

2. Поднимите с помощью магнита скрепки. Уберите магнит. Что можно сказать про скрепки? (тоже притягиваются, сами становятся магнитами) 

  • Ответьте на вопрос: на какие виды можно разделить магниты?    

(естественные и искусственные)  [ОК]

  • Приведите примеры…
  1. На магнит положить лист бумаги. Посыпать аккуратно железные опилки. Нарисовать полученную картинку на листе бумаги.
  • Где действие магнитного поля магнита  минимально? Максимально?

(Вывод: притяжение опилок неравномерное по всей длине магнита, крайние части магнита оказывают наиболее сильное действие, являются полюсами магнита)

(!)    месторасположение полюса магнита зависит от его формы и определяется опытным путём. Наблюдение разных магнитов: полосовой, дугообразный, кольцевой.

  1. Исследование взаимодействия  магнитных полюсов магнитов.
  • Поместите магниты в тележки. Пронаблюдайте за их поведением.
  • Изучите взаимодействие одноименных и разноименных магнитов.
  • Сделайте схематичный рисунок одноименных и разноименных магнитных полей.

Вывод:     проверить ОК

  • Всегда ли вещество сохраняет свои магнитные свойства? Как сохранить их в течение длительного периода времени?

- Могут ли магнитные свойства магнита измениться и  исчезнуть?

  1. Магнитное поле Земли.   Слайд 5

-опыт с компасом

- как магнитная стрелка взаимодействует с магнитом?

-если поворачивать компас, что произойдет с магнитной стрелкой?

(не меняет своего направления)

- что является причиной такого поведения стрелки?

(действие постоянного магнитного поля)

Вывод: вокруг Земли существует магнитное поле.

Слайд 6

- почему стрелка компаса северным полюсом показывает на север, а южным на Юг?

Знаем, что одноименные полюсы отталкиваются.

- Какой полюс – северный или южный лежит в той стороне, куда указывает северный конец магнитной стрелки?

Слайд 7

 ( на севере Земли лежит южный магнитный полюс, а на южном географическом – северный магнитный)

Слайд 8   расположение полюсов…

Поговорим об истории исследований магнитного поля Земли.   (сообщение)

 Слайд 9  

Слайд 10  

Слайд 11 

Слайд12

  - в чем причина существования м.п.З.?

Слайд 13, 14   Основная причина: ядро Земли состоит из раскаленного железа

М.П.З. образует магнитосферу – защищает от вредного влияния  и определяет характер погоды.

 

Известно, магн. св-ва магнитов изменяются. Изменяется ли магнитное поле Земли?

(сообщение)

Слайд15, 16,17

Сущ. Еще одна причина изменения М.П. – смещение магнитных полюсов

Слайд18

ВЫВОД:  обобщение по М.П.З.

  1. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Образовательные задачи этапа: первичная проверка правильности и осознанности усвоения материала, выявление недостатков, неверных представлений и их корректировка.

Деятельность учителя: - проверяет правильность ответов, озвучиваемых учащимися;

                                           -  в случае необходимости корректирует ответы.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы теста, проводят взаимоконтроль и самоконтроль   с помощью учителя. Участвуют в обсуждении вопросов вызываемых затруднения.

Подведение итога: по изученному материалу …..

ОК на доске + МПЗ

Выполнение теста:  

  1. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Образовательные задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя: задает домашнее задание для всех учащихся

Деятельность учащихся: записывают информацию о домашнем задании

: §59, 60.

  • Возможно ли таким образом распилить магнит, чтобы получить северный и южный полюса отдельно?
  • Сообщения:   1. Магнитные аномалии.
  1. Жизнь и магнитное поле Земли.
  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Образовательные задачи этапа: обеспечение анализа успешности достижения цели и постановки перспективы следующей работы, осознание процесса и результата своей учебной деятельности.

Деятельность учителя: обеспечивает возможность учащимся самостоятельно оценить свои успехи и неудачи в процессе проведенного занятия, предлагает определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы. Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

Учитель благодарит всех за урок.

Деятельность учащихся: самостоятельно, каждый для себя, определяют уровень достижения цели.

Предлагаю вернутся к ОК и определить уровень достижения цели урока,

Проанализируйте результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

Учитель благодарит всех за урок

Задание.

  • Используя  материал из учебника § 59 стр. 138, ответьте на вопрос: что такое постоянный магнит?
  1.   Определение видов магнитов.
  • Поднимите с помощью магнита скрепки.
  •  Уберите магнит.
  •  Что можно сказать про скрепки?
  • Ответьте на вопрос: на какие виды можно разделить магниты?    
  • Приведите примеры.
  1. Изучение спектра магнитного поля
  • На магнит поместить  железные опилки.
  • Нарисовать полученную картинку на листе бумаги.
  • Где действие магнитного поля магнита  минимально? Максимально?
  1. Исследование взаимодействия магнитных полюсов магнитов.
  • Поместите магниты в тележки. Пронаблюдайте за их поведением.
  • Изучите взаимодействие одноименных и разноименных магнитов.
  • Сделайте схематичный рисунок одноименных и разноименных магнитных полей.

Задание.

  1. Используя  материал из учебника § 59 стр. 138, ответьте на вопрос: что такое постоянный магнит?
  2.   Определение видов магнитов.
  • Поднимите с помощью магнита скрепки.
  •  Уберите магнит.
  •  Что можно сказать про скрепки?
  • Ответьте на вопрос: на какие виды можно разделить магниты?    
  • Приведите примеры.
  1. Изучение спектра магнитного поля
  • На магнит поместить  железные опилки.
  • Нарисовать полученную картинку на листе бумаги.
  • Где действие магнитного поля магнита  минимально? Максимально?
  1. Исследование взаимодействия магнитных полюсов магнитов.
  • Поместите магниты в тележки. Пронаблюдайте за их поведением.
  • Изучите взаимодействие одноименных и разноименных магнитов.
  • Сделайте схематичный рисунок одноименных и разноименных магнитных полей.

Тест по теме: «Магниты. Магнитное поле Земли»

Ф.И. __________________________________________класс ____________

1. Тела, долго сохраняющие намагниченность называют

 

магнито-твердыми

 

постоянными магнитами

 

магнитно-мягкими

 

переменными магнитами

2. Какая часть магнита не оказывает влияния на железные предметы

 

вся поверхность

 

середина магнита

 

Крайние части

 

определить не возможно

3. По какому признаку можно судить, является ли тело магнитом?

 

притяжение всей поверхности к магниту

 

притяжение к полюсу одной части и отталкивание противоположной

 

отталкивание от полюса хотя бы одной части

 

Полностью отталкивается

4. Как взаимодействуют одноимённые полюса магнитов?

 

отталкиваются

 

притягиваются

 

не взаимодействуют

 

сначала притягиваются, потом отталкиваются.

5. Как направлены линии магнитного поля вокруг магнита?

 

выходят из южного полюса, входят в северный.

 

выходят  и входят не зависимо от полюса магнита.

 

выходят из северного полюса, входят в южный.

 

Существуют только внутри магнита.


Магнитное поле

Вариант 1

  1. В чем заключается магнитное действие тока?
  2. Как при помощи электромагнита отделить железные опилки от медных? Какое действие тока при этом используется?

Магнитное поле  

 Вариант 2

  1. Сколько полюсов имеется у магнитной стрелки? Как они называются? Что называют осью магнитной стрелки?
  2. Как сделать гвоздь магнитом с помощью электрического тока? Какое действие тока при этом используется?

Магнитное поле  

Вариант 3

  1. Что обнаружил в 1820 году датский физик Эрстед в своем известном опыте?
  2. Магнитная стрелка расположена вблизи проводника и некоторое время сохраняет неизменное положение. Затем стрелка поворачивается и занимает новое положение. Какие изменения произошли с проводником?

Магнитное поле  

Вариант 4

  1. Что является источником магнитного поля?
  2. Вблизи проводника с током расположена магнитная стрелка. Как изменится поведение стрелки при изменении направления электрического тока в проводнике на противоположное?

Магнитное поле  

Вариант 5

  1. Что непосредственно действует на магнитную стрелку, расположенную вблизи проводника с током?
  2. Останется ли в покое магнитная стрелка вблизи проводника с током? Почему?  

Магнитное поле  

Вариант 6

  1. Какое поле существует: а) вокруг неподвижных электрических зарядов; б) вокруг движущихся электрических зарядов (электрического тока)?
  2. Какие силы называют магнитными?


Предварительный просмотр:

Епанчинцева Анна Васильевна

МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганск

Учитель физики

Урок физики в 7 классе

Тема: Лабораторная работа№5 «Измерение плотности твердого тела»

Цель: научить определять плотность твердого тела.  

Задачи урока:

Образовательные:   -  актуализировать знания учащихся о плотности как характеристике вещества;

- сформировать умения определять плотность вещества по результатам измерений массы и объема тела;

- определять цену деления, инструментальную погрешность измерительного прибора, переводить единицы измерения плотности;

Развивающие :     -  формирование общеучебных компетенций  (умение работать по плану,  умение пользоваться                      табличными данными, записывать результаты измерений в таблицу;

                               -  умение применять полученные знания на практике, делать вывод;

                               -  развитие логического мышления, внимания;

Воспитательные:  -  продолжить формирование интереса к предмету, представлений школьников о целостной  картины мира.

                                   - умение работать в парах.

                                   - работать аккуратно с лабораторным оборудованием и в тетрадях.   

Тип урока: лабораторная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор,  ПК, лабораторное оборудование: весы с разновесами,  измерительные цилиндры с водой, тела на нити.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация.
  3. Выполнение лабораторной работы.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Слайд 1        Проверка присутствующих и готовности к уроку 

  1. Актуализация знаний.

Подумайте и ответьте:

Слайд 2      (форма и размеры,  цвет-вещества разные)

                            Учащиеся: Тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы.

Слайд 3     (размеры разные, -> массы д.б .одинаковые)

                           Учащиеся: Тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы.

               Учитель: что вы можете сказать по этому поводу?   Чем это можно объяснить?

                 Вывод:    Учащийся: Тем, что разные вещества имеют разную плотность.

Давайте повторим все, что знаем о плотности:

Слайд 4      (ф.в.=отнош м.к v.,  ро, … кг/м3,г/см3) 

              Учитель: Запишите формулу, которая позволяет определить плотность тела.

                    mhtml:file://F:\лаборат\Исследование%20на%20уроке%20физики%20Определение%20плотности%20твердого…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival.1september.ru/articles/516647/img1.gif

Учитель: Что является единицей измерения плотности вещества в СИ?

              Учащиеся: Килограмм на метр кубический – кг/м3.

Учитель: Какая еще единица измерения часто используется на практике?

             Учащиеся: Грамм на сантиметр кубический – г/см3.

Слайд 5    Учитель: Как можно перевести г/см3 в кг/м3?

                Учащийся: Для этого необходимо 1 г умножить на столько, сколько в грамме килограммов,   т.е. на 0,001кг и    разделить на столько, сколько в сантиметре кубическом метров кубических, т.е. на 0,000001м3. Получаем, чтобы перевести г/см3 в кг/м3, надо данное число умножить на 1000.

Слайд 6   Учитель Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает?

                                         Учащиеся: 1м3 осмия имеет массу 22600кг

Слайд 7     Учащийся: разные, т.к. массы одинаковые и объемы разные, у красного –меньше, чем у синего

Слайд 8     (…по таблице с.50)

                 Учащиеся: Различна.

Слайд 9      Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и   газообразном состояниях?  С чем это связано?

                                           Учащиеся: связано с особенностями молекулярного строения вещества.

Как определить  плотность?

Учитель: Какие физические величины необходимо измерить для того, чтобы определить плотность?

                 Учащиеся: Массу и объем.

Учитель:  Какие измерительные приборы необходимы для этого?

                  Учащиеся: Весы и мензурка.

Учитель:  В какой последовательности необходимо провести измерения?

Слайд 10           Учащиеся: ……

  1. Выполнение лабораторной работы.

Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать?

                Учащийся:  л/р

Учитель: чему мы должны научиться?

                Учащиеся: определять плотность вещества.         

Сначала вспомним правила техники безопасности, прежде чем приступим к работе.

1. Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы   исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.

5.  При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

6. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

 Слайд 11        в тетрадях: число, л/р №5, тема….

                 Учитель:  сформулируйте цель работы?

                                 Учащийся: …

                 Учитель: какое оборудование необходимо? –на столах ….

Начинаем оформлять….      

           А сейчас немного отдохнем: физ. минутка

Давайте обсудим порядок выполнения работы:

 Слайд 12      ……

          Учитель:  как оформить?

 Слайд 13     

Начинаем выполнять работу

          Учитель:  Кто справится с работой быстро, могут выполнить дополнительное задание после лаб.работы

 Слайд 14     

  1. Подведение итогов.

Учитель:  чему вы научились?

                 Учащиеся:  определили плотность твердого тела

 Учитель  Точные ли у вас получились результаты? Почему?

                Учащиеся: нет, т.к. каждый измерительный прибор измеряет неточно, т.е. с погрешностью.

  1. Домашнее задание.

 Слайд 15      итак, вы научились определять плотность твердого тела, пользуясь знаниям и умениями полученными на уроках. «Но жизнь она особенный предмет», как поется в песне, «задаст вопросы новые в ответ…»  И вот вам домашнее задание: повторить §21,22, выполните задание 5 (стр. 54)

На следующем уроке мы обсудим полученные вами результаты.



Предварительный просмотр:

Учитель:  Епанчинцева А.В.

Предмет: физика. Класс: 7

Базовый учебник: А. В.«Пёрышкин «. Физика-7» - М.: Дрофа, 2013.-190с.

Тема урока: Давление. Давление твердых тел.

Цель урока: ввести понятие давления, сформировать представление о зависимости давления от силы давления и от площади опоры.

Задачи урока:

Познавательные: углубить и закрепить знания о силе как физической величине; ввести понятие давления - физической величины; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы), развитие речи- владение физическими понятиями и терминами.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие - позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.

Образовательные результаты:

Предметные :

  • уметь формулировать понятие давления;
  • выражать единицы измерения давления в различных системах единиц измерения;
  • наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении;
  • уметь записывать формулу для вычисления давления;
  • уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления давления твердых тел;
  • уметь рассчитывать давление по известным силе и площади, на которую оказывалось давление;
  • формирование целостной научной картины мира;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

Метапредметные:

регулятивные:

  • развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
  • построение цепи рассуждений и речевого высказывания;
  • работать и оценивать свои действия по эталону,

коммуникативные :

  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • умение аргументировать свою точку зрения,

познавательные:

  • сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), приводящих к выводу физических величин,
  • проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры;
  • объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры»;
  • сравнивать, анализировать и делать выводы.

Личностные:

  • сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения;
  • развивать ценностное отношение к друг другу, к результатам обучения;
  • самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу

Тип занятия: урок-открытие и получения новых знаний

Ведущие методы: проблемные: проблемное изложение материала, частично - поисковый.

Оборудование: бруски из набора по «Механике», доски с гвоздями, вбитыми шляпками вверх, вниз; ящики с песком, компьютер; проектор; ИАД, учебник А.В. Перышкин «Физика 7», листы заданий и контроля.

Вид доски (экрана), которая формируется в процессе урока.

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Организационный этап.

-Приветствие учителя, друг друга.

-Здравствуйте ребята. Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.

Речевое взаимодействие, с соблюдением норм речевого этикета, психологическая готовность к учебной деятельности.

2.Мотивирование к учебной деятельности.

-Волнение, магнитные бури, погода, перепады давления.

Дети читают и вставляют слово:

-ДАВЛЕНИЕ

-Это слово пропущено во всех предложениях!

Учащиеся читают: «Гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью, жать силою»

-Жать силою.

-Давление.

-«Давление. Давление твердых тел».

Учащиеся записывают:

- определение величины

- что она характеризует?

- как она обозначается?

-в каких единицах измеряется?

- по какой формуле находиться?

(цели прописаны на слайде№1)

.-Ребята, как ваше самочувствие? Никто не болеет? А вот я накануне чувствовала себя не очень хорошо, что могло стать причиной моего недомогания?

Я даже вот этот прибор принесла на всякий случай. (Демонстрация медицинского тонометра)

Что с его помощью я могу измерить?

Обратите внимание на экран, попробуйте прочитать предложения полностью. Какое слово пропущено во всех предложениях?

На слайдах:

  • У больного повысилось кровяное ………..
  • Атмосферное……….резко падает, возможен дождь.
  • Тренер пытался оказать психологическое …… на судью.

Часто в жизни мы сталкиваемся с этим словом, только в разных ситуациях. Родственным к слову давление является глагол «давить». Прочитайте, что означает это слово в толковом словаре Владимира Ивановича Даля.

А что с точки зрения физики оно может означать?

-Я думаю, что вы уже поняли какая тема нашего урока. Какая? Правильно. Молодцы!

Давление могут оказывать твердые тела, жидкости и газы. Сегодня мы рассмотрим давление твердых тел. Поэтому как будет сформулирована полная тема урока? Итак, тема урока «Давление. Давление твердых тел». Для вас данная тема является новой. Мы увидели с вами, что в жизни с этим словом сталкиваемся часто, а что бы вы хотели узнать об этой величине? Я вас слушаю, можно выйти и записать на доске.

Записываем тему урока в тетради. Делим стр. тетради на три части и подписываем:

1 колонка- «Я знаю»,

2-«Я узнал»

3-«Я не понял, но хочу узнать» и работаем в тетради .В конце урока вы проанализируете ваши таблички и сделаете для себя вывод.

Воспроизводить полученные ранее знания.

Умение самостоятельно сформулировать тему урока.

Работать со справочной литературой.

Выделять признаки физического явления.

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.. Кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу.

Использование основных интеллектуальных операций; формулирование гипотез, анализ и сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

3.Актуализация знаний.

-Их действие, тяжесть, тела давят на ладонь.

- На грузы действует сила тяжести со стороны Земли, которая направлена вертикально вниз.

- F = m*9.8 Н/кг.

-Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.

-Сила - это физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое, в результате оба тела изменяют свою скорость.

-От точки приложения, от модуля, от направления.

-Да, нет, не знаю….

-У вас на столах лежат бруски массой 100 грамм. Возьмите их в ладонь. Что вы ощущаете?

- А почему это происходит?

-По какой формуле рассчитывают силу тяжести, действующую на тело?

-Какие еще силы действуют на груз?

- А что такое сила?

-От чего зависит результат действия силы?

- А зависит ли результат действия этой силы от того на какую грань мы положим этот брусок? (Показываю различные положения бруска.) слайд№2

(Приложение №1)

- Итак, в данный момент ответа на вопрос нет.

Давать определения ранее изученным понятиям, применять ранее изученные расчетные формулы.

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

3Первичное усвоение новых знаний.

-Опыт, эксперимент.

Работа в парах

-Да зависит. Когда кладем большей гранью - брусок чуть-чуть проваливается, след неглубокий. А когда узкой гранью - след глубокий.

-Результат действия силы на опору разный в зависимости от того, на какой грани лежит тело на опоре.

-Сила действует на всю площадь!

-Сила распределяется по всей площади.

-формулу для расчета физической величины.

- учащиеся работают в парах.

- проговаривают и обсуждают вывод из опыта.

-с помощью этого опыта установили зависимость между силой давления, площадью и давлением:

-чем больше площадь, тем меньше глубина погружения, т.е. давление.

- чем больше площадь, тем меньше глубина погружения, т.е. давление)

- выбирают формулу

p= F/ S

Учащиеся читают это определение в учебнике: «Давление - величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности», и формула расчета:

p= F* S.

-Да, верно!!!

-в ньютонах.

- в метрах квадратных.

- Н/м2.

-Эта единица называется Паскалем, в честь французского ученого Блеза Паскаля. Зачитывают кратные и дольные единицы измерения р:

1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 МПа(Записывают в тетради)

-Как же решить проблему.? С помощью чего в физике можно проверить истинность того или иного высказывания? Другими словами: «Какие методы познания используют при изучении физики?»

-Правильно. Давайте, проверим наши сомнения на опыте.

Опыт. У вас на партах лежит брусок и коробка с песком. Опустите сначала брусок большой гранью, а затем маленькой гранью. Посмотрите на глубину следа, который оставил брусок.

-Зависит ли результат действия силы на опору от площади грани?

Какая зависимость?

-А теперь главное: Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.

-Итак, мы познакомились с понятием давления.

-давление обозначается латинской буквой р.

-Что еще нам нужно узнать о давлении как о физической величине? (Повтор слайд№1)

-Давайте получим формулу для вычисления давления с помощью следующих опытов.

Опыт: У вас на столе коробка с песком, дощечка с вбитыми гвоздями. Проделайте опыты:1.Опустив гвозди в песок шляпками вверх.2.Опустив гвозди в песок шляпками вниз. 3. Повторите опыты нагрузив доску гирей. Какие выводы вы сделали? Сначала проговорите между собой, а затем озвучьте вывод. Какие предложения?

А теперь посмотрите на экран, по какой формуле будет вычисляться давление? (На слайде№3 представлены несколько вариантов формул ) Итак, ребята мы с вами вывели опытным путем формулу.

А теперь проверим истинность сформулированного нами понятия физической величины и формулы расчета, обратимся к учебнику на стр. 78.

Верно мы определили?

-Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения в СИ. Давайте, ее определим. В чем измеряется сила, площадь?

-Тогда, единица измерения давления -это…?

- Найдите в учебнике, кто ввел в физику эту единицу и как она называется? Какие кратные и дольные единицы измерения есть у этой величины?

Овладение научной терминологией, вывод формул, наблюдать и описывать физические явления. Овладеть практическими умениями.

Уметь работать в паре для нахождения верного ответа.

Уметь сравнивать результаты эксперимента и делать вывод.

Устанавливать зависимость между физическими величинами и выводить формулу

Сравнивать и

проводить аналогию.

Уметь преобразовывать единицы измерения физических величин.

Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Способность участвовать в совместном проведении эксперимента, принятии решения, генерировать мысли и идеи, выводить из экспериментальных фактов физические законы.

Формировать умение воспроизводить и перерабатывать информацию в словестной, образной и символической форме.

Формировать умение преобразовывать информацию в символы.

4.Первичная проверка понимания.

-прыжок на одной ноге увеличит давление, на двух уменьшит давление.

-встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек…

-съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым, увеличив модуль силы.

-сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь.

-Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.

-Учащиеся обсуждают в парах, отвечают на качественные задания.

Мы потрудились, давайте немного разомнемся и применим полученные знания -ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-встаньте ровно, разведите руки в стороны. Как уменьшить и увеличить давление на пол? Какие упражнения и действия нужно сделать?

-тоже вариант!

-Молодцы, садитесь.

После таких активных действий и верных предложений , подумаем обсудим с товарищем и ответим:(слайд №5)

-Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?

-Почему на простом табурете сидеть жёстко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жёстко?

-Почему мягко лежать в верёвочном гамаке, который сплетён из довольно твёрдых шнурков?

-К человеку, под которым провалился лёд, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Почему таким способом можно спасти провалившегося?

-Для рыхления почвы используют бороны. При рыхлении плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы.

- Охотник, придя на зимовье, взял запас продуктов. Чтобы не проваливаться в снег, он поменял беговые лыжи на более широкие и отправился в тайгу.

-Канистра с водой кубической формы, стоявшая на скамье, ушла на пол, перевернувшись при этом на боковую грань.

-Гвоздь пытаются вытащить из стены сначала плоскогубцами.,а затем клещами, действуя на него одинаковой силой.

-Турист нес рюкзак, имеющий узкие ремни. После того как ему пришлось забрать часть вещей товарища, он подложил под ремни широкие кожаные прокладки, чтобы они не врезались в плечи.

Уметь применять формулу расчета давления для решения качественных задач.

Приводить примеры проявления давления в быту.

Решать практические задачи по обеспечению безопасности жизни

Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других

Отвечать на вопросы, вырабатывать свое собственное мнение на основе осмысления предлагаемых задач, идей и представлений.

5.Первичное закрепление новых знаний

учащиеся получают задание на карточках и выполняют задание.(7 мин.)

Выполняют тест, выполняют взаимопроверку. Оценивают выполнение работы. Листы с проверенными заданиями передают учителю..

Мы узнали, что такое давление, как вычисляется и в чем измеряется, теперь, я вам предлагаю выполнить тестовое задание, зафиксировать правильный ответ, передать свой лист соседу, который проверить правильность выполнения сравнив с ответами на слайде№4. 

Осмыслить и конкретизировать первичные знания по новой теме для выполнения тестовых задач.

Оценка умений использовать научный язык для объяснения полученных результатов.

Выявлять причинно-следственных связей, поиск верных решений.

6. Иформация о домашнем задании.

Записывают д/задание

Предлагаю вам побывать учеными, философами, писателями ,но для этого необходимо выполнить домашнее задание: § 33; и вы можете выбрать одно из интересных для вас практических заданий:

1). Задача про юного фокусника (Приложение3) 2).Вычислить собственное давление на пол.

3).Подготовить сообщение о Б.Паскале.

4).Написать небольшое физическое сочинение на тему «Человек и давление»

7.Рефлексия(подведение итогов занятия

Учащиеся отвечают на вопросы.

-проговаривают, что было выполнено.

Зачитывают записи.

-Третья колонка «Я хотел бы узнать: как можно изменить давление твердого тела?»

Отвечают на вопросы.

--Б А Х!!!!

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог:

-Выполнили ли мы все поставленные задачи? (слайд №1)

Давайте проанализируем заполнение наших табличек в тетради.

- Это, ребята , вопрос следующей темы, запомните его и мы изучим его на следующем уроке. А сейчас продолжите предложения, используя записи в своей тетради::

Сегодня я узнал(а)…

Я научился…

Я научилась…

Было интересно…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Я рада, что вы много узнали, многому научились. Ребята! В заключение хочу сказать: «Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость - понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке»

У вас на столах лежат воздушные шары трех цветов, выберите, тот, который соответствует вашему состоянию на уроке. Надуйте выбранный шарик. Выберите из предметов на вашем столе тот (спичка, счетная палочка, английская булавка), который сможет создать максимальное давление на поверхность шарика, и продемонстрируйте нам это.

Вашим выбором я довольна, спасибо за сотрудничество на уроке!

Анализировать и оценивать полученную информацию.

соотносить полученную информацию со своей деятельностью на уроке, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Анализ, оценка результатов и способов работы над заданием, высказывание оценочного суждения по итогам урока. Строить понятные высказывания для окружающих; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, обобщать имеющиеся знания по теме, выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Рекомендация: чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить отдельными приложениями.

Приложение №1 

Приложение №2 

Самопроверка знаний (выполнение теста с последующей самопроверкой) Индивидуальная работа (слайд4)

Тест по теме «Давление» выполнил(а) _____________________ класс______

Вариант 1.

1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно

к поверхности, к площади этой поверхности?

А. Сила трения. Б. Сила упругости. В. Давление. Г. Сила давления.

2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?

А. 1Н. Б. 1Па. В. 1кг. Г. 1кг/м2 .

3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке.

В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим?

А.1. Б. 2. В. 3. Г. Во всех случаях одинаковое.

4. Как изменится давление бруска на стол, если его поставить на ребро?

А. увеличится Б. не изменится В. уменьшится Г. может как увеличиться, так и уменьшиться.

5. Выразите в Па давление 10 кПа

А. 10 Па. Б. 100 Па. ВПа. Г. 0,010 Па

Тест по теме «Давление» выполнил(а) ______________________ класс_____

Вариант 2

1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать давление?

А. mg Б. pS В. F/ S Г. mV

2 Именем, какого ученого названа единица измерения давления в Международной системе единиц (СИ)?

А. Галилей Б. Гук В. Ньютон Г. Паскаль

3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление?

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. Все бруски производят одинаковое давление.

4. Как изменится давление бруска на стол, если его переставить с меньшей грани на большую?

А. Увеличится Б. не изменится В. уменьшится Г. может как увеличиться, так и уменьшиться

5. Выразите в кПа давление2000 Па?

А. 20 кПа. Б. 2 кПа. В. 200 кПа. Г. 0,020 кПа

Приложение №3

Домашняя задача про юного факира.

Начинающий факир составил для себя следующий план подготовки к лежанию на гвоздях: сначала привыкнуть лежать на 200 гвоздях, затем на 300 гвоздях и т.д., постепенно доводя число гвоздей до 2000.каков недостаток этого плана?



Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Схема

проектирования хода  урока в технологии проблемного обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (3 мин.)
  1. Приветствие
  2. Проверка отсутствующих
  3. Проверка готовности к уроку
  4. Психологический настрой на урок

Приветствуют стоя

Староста или дежурный

Учебник, атлас, тетради

II.Повторение изученного, проверка домашнего задания (5 мин.)

Задания для письменного опроса:

Дидактические карточки с вопросами, кроссвордами, датовордами, задачами, заданиями; перфокарты, тесты

Задания для устного опроса:

Вопросы контрольной беседы, пересказа, показа по карте и т.д.

Кол-во человек у доски, за партами

Фронтально и индивидуально

  1. Постановка учебной задачи (5 мин.).

Создание проблемной ситуации(вводное слово учителя или вводная беседа (дискуссия, диспут), или проблемно-познавательное задание)

  1. Обозначение противоречивости фактов изучаемого материала
  2. Введение фрагмента документа (текста) противоречивого характера; создание интриги
  3. Изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос

Главный вопрос урока:

(Проблемный вопрос)

- На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке. Чтобы подтвердить или опровергнут выдвинутые предположения?

Ответы на вопросы, обсуждение, выполнения заданий

Выдвижение гипотез

Формулировка вопросов

Запись темы в тетрадь

  1. Изучение нового материала (20 мин.)
  1. Название пункта плана

Вид деятельности, метод или приём(проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, дискуссия): содержание  изложения, формулировка вопросов и исследовательских заданий

Средствами могут выступать: учебные тексты, тексты документов, карты и картосхемы, схемы и таблицы, задачи (хронологические, картографические, проблемные), иллюстрации

Обобщение, вывод: Итак, ….

  1. Название пункта плана
  2. Название пункта плана

Отвечают, читают, обсуждают, доказывают, сравнивают, решают, составляют, характеризуют, выписывают

  1. Первичное повторение и закрепление (5 мин.).

Повторительно-обобщающая беседа(сочетание вопросов репродуктивного, продуктивного, проблемного характера; последним идёт главный вопрос урока).

фронтально

VI.Подведение итогов урока (2 мин.).

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно удивило? Почему?

- Как можно использовать новое знание? В какой ситуации?

фронтально



Предварительный просмотр:

Показатели

max кол-во баллов

1

Полнота представленного методического и дидактического материала по конкурсному уроку, культура исполнения

10

2

Обеспечение на уроке познавательной атмосферы:

- техническая и дидактическая оснащённость

3

- разумное сочетание видов учебной деятельности

3

- завершённость этапов урока (в соответствии с заявленной технологией)

3

- чётко продуманная обратная связь

3

3

Эффективность применяемых методик и технологий:

ТРКМЧП

5

Проблемное обучение

5

Проектная деятельность

5

Технология сотрудничества  

5

4

Организация деятельности обучающихся:

- побуждение учащихся на совместную постановку цели урока

5

Совместное планирование

5

- соответствие содержания, методов и форм организации урока с его целями и учётом учебных возможностей обучающихся

5

- наличие системы управления учебной деятельностью учащихся, в т.ч. самостоятельной

5

- познавательная целесообразность поставленных учителем вопросов

5

Система работы по формированию УУД

5

- проведение рефлексии по достижению цели урока

5

5

Система контроля

- контроль учителя

4

- самоконтроль

4

- взаимоконтроль

4

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме:

«Первоначальные сведения о строении вещества.

 Механическое движение»          

  Вариант 1.

Часть А.

А1. Физическим телом является:

             А. автомобиль;        Б. воздух;         В. килограмм;        Г. плавление.

А2. Чем отличаются молекулы железа в твердом и жидком состоянии?C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\1.jpg

             А. количеством атомов;                 В. размером;  

             Б. формой;                                       Г. одинаковые.

А3. Определите цену деления мензурки:

             А. 10 мл;            Б. 5мл;           В. 1мл;         Г. 0,5мл.

А4. Определите объем жидкости в мензурке:

            А. 90мл;            Б. 100мл;       В. 95мл;        Г. 125мл.

А5 . К звуковым явлениям относится: 

            А. движение шара;                 В. наступление рассвета;          

            Б. работа звонка;                    Г. таяние снега.  

А6. Молекулы любого вещества беспрерывно движутся, но не распадаются на отдельные  атомы. Какие силы взаимодействия между атомами обеспечивают устойчивость молекул?

            А. только силы отталкивания;       В. силы притяжения и отталкивания;                    

            Б. только силы отталкивания;        Г. между атомами  нет никаких сил.

А7.  Изменение положения тела относительно других тел с течением времени – это…

            А. траектория;   Б. путь;    В. механическое движение.    

А8. Какие из перечисленных свойств относятся к газам?

            А. низкая сжимаемость;               В. высокая сжимаемость.    

            Б. обладание определенным объемом;

А9. В теплом помещении диффузия происходит быстрее, так как:

              А. уменьшаются промежутки между молекулами;            

              В. Уменьшается скорость движения молекул;

              Б. увеличивается скорость движения молекул;                

              Г. изменяются размеры молекул.

А10. Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком направлении будут двигаться пассажиры сразу после начала поворота?

              А. на север;           Б. на юг;          В. на запад;         Г. на восток.

А11. Изменение скорости движения тела происходит:

           А. без действия на него другого тела;      

           Б. пока на него действует другое тело;      

           В. после действия на него другого тела.

А12. За какое время велосипедист пройдет 250м, двигаясь со скоростью 5м/с?C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\3.jpg

            А. 1250с;       Б. 20с;       В. 50с;       Г. 30с.

А13. По графику пути равномерного движения

         определите путь, пройденный телом  за 6

         секунд после начала движения. 

            А. 64м;        Б. 24м;      В. 30м;     Г. 16м.  C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\4.jpg

А14. По графику скорости равномерного движения

        определите скорость тела через  6 секунд после

        начала движения.

           А. 60м/с;      Б. 30м/с;     В. 10м/с;     Г. 0,6м/с.    

Часть В.

В1. Выразите скорость в м/с: 108км/ч;    30м/мин.

В2. Рассмотрите графики движения двух тел и ответьтеC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\7.jpg

      на вопросы:

       - каковы виды этих движений;    

       - чем они отличаются; 

       - каков путь, пройденный  вторым телом

         за 4 секунды?

       - сравните скорости движения этих тел.      

В3. Автомобиль за первые 2мин проехал 800м. Какой путь он пройдет за четверть часа, двигаясь с той же скоростью?

В4. Автомобиль первые 30км прошел со скоростью 15м/с. Оставшиеся 40км он прошел за 1ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль?

Часть С.

С1.  При взаимодействии двух тележек их скорости изменились на 10 и 60см/с. Масса большей тележки 1,2кг. Чему равна масса меньшей тележки?    

Контрольная работа по теме:

«Первоначальные сведения о строении вещества.

 Механическое движение»          

  Вариант 2.

Часть А.

А1. Физической величиной является:

              А. время;        Б. медь;          В. вертолет;         Г. стол.

А2. Чем отличаются друг от друга молекулы льда и воды?

             А. количеством атомов;       В. размером;

             Б. формой;                             Г. одинаковые.

А3. Определите цену деления линейки:

            А. 0,2мм;C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\2.jpg

            Б. 1см; 

            В. 0,2см;

А4. В мензурке находится вода объемом 125см3. Ее перелили в стакан вместимостью 250см3. Изменится ли объем воды?

            А. изменится на 125см3;        В. уменьшится в 2 раза;

            Б. увеличится в 2 раза;          Г. не изменится.

А5. Чтобы овощи быстрее просолились, их необходимо залить:

            А. холодным раствором соли;         В. теплым раствором;

            Б. горячим раствором;                      Г. без разницы.

А6. Какое из перечисленных свойств характерно для жидкостей?

            А. не сохраняют объем;               Б. легко сжимаются;

            В.  принимают форму сосуда.

А7. Если на тело не действуют другие тела то оно:

            А. находится в покое;         Б. движется с изменяющейся скоростью;

            В. движется;           Г. находится в покое или движется равномерно.                

А8. Молекулы притягиваются друг к другу, но не «слипаются», потому что:

            А. движутся;                     Б. слабо притягиваются;

            В. при сближении отталкиваются;       Г. имеют одинаковую массу.

А9. Линию, которую описывает тело при своем движении, называют:

            А. пройденный путь;                   Б. траектория;

            В. механическим движением;    Г. прямой линией.

А10. При движении речного трамвая пассажиры вдруг отклонились вправо. Какой маневр при этом произвел трамвай?

             А. увеличил скорость.              Б. уменьшил скорость;

             В. повернул вправо;                 Г. повернул налево.

А11. В каком направлении будет двигаться мяч, спокойно лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозил?

             А. вперед по направлению движения поезда;             Б. вправо;

             Б. назад, против направления движения поезда;         Г. влево.  

А12. Атомный ледокол за 1 час проходит 36км. Вычислите скорость ледокола.

             А. 15м/с;                Б. 20м/с.              В. 13,4м/с;             Г. 10м/с.C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\5.jpg

А13.  По графику пути равномерного движения

  определить путь, пройденный телом за 3

   секунды после начала    движения.

               А. 5м;                   Б. 15м;

               В. 20м;                 Г. 12кН.  

А14. По графику скорости равномерного движения C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\6.jpg

         определить скорость тела в конце четвертой

         секунды от начала движения.

                А. 18м/с;              Б. 3м/с; 

                В. 9м/с;                Г. 12м/с.  

Часть В.

В1. Выразите скорость в м/с: 18км/ч;    20см/мин.C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\8.jpg

В2. Рассмотрите графики движения двух тел

      и ответьте  на вопросы:

       - каковы виды этих движений;    

       - чем они отличаются;

       - сравните пути, пройденные этими телами

       за 9 секунд.      

В3. Вагон движется с горки, проходя 140м за 20с. До остановки проходит еще 400м. Сколько времени понадобится поезду чтобы остановиться?

В4. Лыжник прошел 3км со скоростью 5,4км/ч. Спускаясь с горы со скоростью 10м/с, он проходит 1км. Определите среднюю скорость движения лыжника на всем пути.

Часть С.

С1. С неподвижной лодки массой 30кг на берег прыгнул мальчик массой 45кг. При этом лодка приобрела скорость 1,5м/с относительно берега. Какова скорость мальчика относительно лодки?


Контрольная работа по теме:

«Первоначальные сведения о строении вещества.

 Механическое движение»          

  Вариант 1.

Часть А.

А1. Физическим телом является:

             А. автомобиль;        Б. воздух;         В. килограмм;        Г. плавление.

А2. Чем отличаются молекулы железа в твердом и жидком состоянии?C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\1.jpg

             А. количеством атомов;                 В. размером;  

             Б. формой;                                       Г. одинаковые.

А3. Определите цену деления мензурки:

             А. 10 мл;            Б. 5мл;           В. 1мл;         Г. 0,5мл.

А4. Определите объем жидкости в мензурке:

            А. 90мл;            Б. 100мл;       В. 95мл;        Г. 125мл.

А5 . К звуковым явлениям относится: 

            А. движение шара;                 В. наступление рассвета;          

            Б. работа звонка;                    Г. таяние снега.  

А6. Молекулы любого вещества беспрерывно движутся, но не

       распадаются на отдельные  атомы. Какие силы взаимо-

       действия между атомами обеспечивают устойчивость молекул?

            А. только силы отталкивания;       В. силы притяжения и отталкивания;                    

            Б. только силы отталкивания;        Г. между атомами  нет никаких сил.

А7.  Изменение положения тела относительно других тел с течением времени – это…

            А. траектория;   Б. путь;    В. механическое движение.    

А8. Какие из перечисленных свойств относятся к газам?

            А. низкая сжимаемость;               В. высокая сжимаемость.    

            Б. обладание определенным объемом;

А9. В теплом помещении диффузия происходит быстрее, так как:

              А. уменьшаются промежутки между молекулами;            

              В. Уменьшается скорость движения молекул;

              Б. увеличивается скорость движения молекул;                

              Г. изменяются размеры молекул.

А10. Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком направлении будут двигаться пассажиры сразу после начала поворота?

              А. на север;           Б. на юг;          В. на запад;         Г. на восток.

Контрольная работа по теме:

«Первоначальные сведения о строении вещества.

 Механическое движение»          

  Вариант 2.

Часть А.

А1. Физической величиной является:

              А. время;        Б. медь;          В. вертолет;         Г. стол.

А2. Чем отличаются друг от друга молекулы льда и воды?

             А. количеством атомов;       В. размером;

             Б. формой;                             Г. одинаковые.

А3. Определите цену деления линейки:

            А. 0,2мм;C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\2.jpg

            Б. 1см; 

            В. 0,2см;

А4. В мензурке находится вода объемом 125см3. Ее перелили в стакан вместимостью 250см3. Изменится ли объем воды?

            А. изменится на 125см3;        В. уменьшится в 2 раза;

            Б. увеличится в 2 раза;          Г. не изменится.

А5. Чтобы овощи быстрее просолились, их необходимо залить:

            А. холодным раствором соли;         В. теплым раствором;

            Б. горячим раствором;                      Г. без разницы.

А6. Какое из перечисленных свойств характерно для жидкостей?

            А. не сохраняют объем;               Б. легко сжимаются;

            В.  принимают форму сосуда.

А7. Если на тело не действуют другие тела то оно:

            А. находится в покое;         Б. движется с изменяющейся скоростью;

            В. движется;           Г. находится в покое или движется равномерно.                

А8. Молекулы притягиваются друг к другу, но не «слипаются», потому что:

            А. движутся;                     Б. слабо притягиваются;

            В. при сближении отталкиваются;       Г. имеют одинаковую массу.

А9. Линию, которую описывает тело при своем движении, называют:

            А. пройденный путь;                   Б. траектория;

            В. механическим движением;    Г. прямой линией.

А10. При движении речного трамвая пассажиры вдруг отклонились вправо. Какой маневр при этом произвел трамвай?

             А. увеличил скорость.              Б. уменьшил скорость;

             В. повернул вправо;                 Г. повернул налево.

А11. В каком направлении будет двигаться мяч, спокойно лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозил?

             А. вперед по направлению движения поезда;             Б. вправо;

             Б. назад, против направления движения поезда;         Г. влево.  

А12. Атомный ледокол за 1 час проходит 36км. Вычислите скорость ледокола.

             А. 15м/с;                Б. 20м/с.              В. 13,4м/с;             Г. 10м/с.C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\5.jpg

А13.  По графику пути равномерного движения

  определить путь, пройденный телом за 3

   секунды после начала    движения.

               А. 5м;                   Б. 15м;

               В. 20м;                 Г. 12кН.  

А14. По графику скорости равномерного движения C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\6.jpg

         определить скорость тела в конце четвертой

         секунды от начала движения.

                А. 18м/с;              Б. 3м/с; 

                В. 9м/с;                Г. 12м/с.  

Часть В.

В1. Выразите скорость в м/с: 18км/ч;    20см/мин.C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\8.jpg

В2. Рассмотрите графики движения двух тел

      и ответьте  на вопросы:

           - каковы виды этих движений;    

           - чем они отличаются;

           - сравните пути, пройденные этими телами

              за 9 секунд.      

В3. Вагон движется с горки, проходя 140м за 20с. До остановки проходит еще 400м. Сколько времени понадобится поезду чтобы остановиться?

В4. Лыжник прошел 3км со скоростью 5,4км/ч. Спускаясь с горы со скоростью 10м/с, он проходит 1км. Определите среднюю скорость движения лыжника на всем пути.

Часть С.

С1. С неподвижной лодки массой 30кг на берег прыгнул мальчик массой 45кг. При этом лодка приобрела скорость 1,5м/с относительно берега. Какова скорость мальчика относительно лодки?

А11. Изменение скорости движения тела происходит:

               А. без действия на него другого тела;      

               Б. пока на него действует другое тело;      

               В. после действия на него другого тела.

А12. За какое время велосипедист пройдет 250м, двигаясь со скоростью 5м/с?

               А. 1250с;          Б. 20с;           В. 50с;         Г. 30с.

А13. По графику пути равномерного движенияC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\3.jpg

         определите путь, пройденный телом  за 6

         секунд после начала движения. 

               А. 64м;            В. 30м;    

               Б. 24м;             Г. 16м.  

А14. По графику скорости равномерного движенияC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\4.jpg

        определите скорость тела через  6 секунд после

        начала движения.

               А. 60м/с;         В. 10м/с;    

               Б. 30м/с;          Г. 0,6м/с.    

Часть В.

В1. Выразите скорость в м/с: 108км/ч;    30м/мин.

В2. Рассмотрите графики движения двух тел и C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\дидактика\7 класс\картинки\к_р_1ч\7.jpg

ответьте  на вопросы:

              - каковы виды этих движений;    

              - чем они отличаются; 

              - каков путь, пройденный  вторым телом

                 за 4 секунды?

             - сравните скорости движения этих тел.      

В3. Автомобиль за первые 2мин проехал 800м. Какой путь он пройдет за четверть часа, двигаясь с той же скоростью?

В4. Автомобиль первые 30км прошел со скоростью 15м/с. Оставшиеся 40км он прошел за 1ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль?

Часть С.

С1.  При взаимодействии двух тележек их скорости изменились на 10 и 60см/с. Масса большей тележки 1,2кг. Чему равна масса меньшей тележки?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....