ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Кулагина Ольга Семеновна

Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца"  Урок проведен с использованием технологии проблемно-развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ

Учитель

Кулагина Ольга Семеновна

Тема урока

Явление электромагнитной индукции

Цель урока:

Формирование у обучающихся целостной физической картины мира средствами изучения явления электромагнитной индукции

Программные требования

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- должен знать определение и условия явления электромагнитной индукции, правило Ленца, зависимость направления индукционного тока от разных характеристик;

- должен уметь определять наличие явления электромагнитной индукции, объяснять сущность явления электромагнитной индукции, определять направление индукционного тока в контуре.

- должен владеть умением находить явления электромагнитной индукции в повседневной жизни.

Планируемые ОР

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Формирование мировоззрения на физическую картину мира для объяснения явления электромагнитной индукции как части общей картины мира.

1.Познавательные: выделять необходимую информацию и её структурировать,  анализировать физическое явление.          

2. Регулятивные:                                                                        самостоятельно формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

3. Коммуникативные: умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Владеет теоретическими основами объяснения явления электромагнитной индукции и его проявление в окружающей жизни.

Мировоззренческая идея

Мир един, знания всеобщие

Программное содержание

  • понятие электромагнитной индукции,
  • условия, при которых происходит явление,
  • правило Ленца

План изучения нового материала

  1. Создание проблемной ситуации. Эксперимент по возникновению электрического тока в катушке.
  2. Знакомство с явлением электромагнитной индукции.
  3. Определение условий, при которых происходит явление электромагнитной индукции.
  4. Эксперимент по установлению зависимости направления и величины индукционного тока от разных факторов.
  5. Изучение правила Ленца.
  6. Итог.

Основные понятия

явление электромагнитной индукции,  опыты Фарадея, условия явления ЭМИ, правило Ленца

Тип урока

Освоение новых знаний

Форма урока

Традиционная

Технология

Проблемно-развивающего обучения

Мизансцена урока

1 этапы обычная посадка обучающихся

2,3 этап посадка по группам (5-6 человек)

4, 5 этапы обычная посадка

Оборудование урока

1. Демонстрационное и лабораторное оборудование:

  • гальванометр (микроамперметр)
  • 2 катушки
  • постоянный магнит
  • реостат
  • соединительные провода.
  • источник питания
  • ключ.

2. Технические средства: ноутбук, проектор, экран

3.Печатные средства:  учебник, картинки с техническими устройствами, карточки с домашним заданиями.

Домашнее задание

§ 48,49, ответить на вопрос (можно рисунком): В чем важность открытия явления электромагнитной индукции?  Выполнить задание по карточкам  

ХОД УРОКА

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Благоприятная психоэмоциональная атмосфера в классе, включение в деловой ритм, подготовка класса к работе

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Оформлено рабочее место учащегося

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)

Предметные:

понимает  взаимосвязь электричества и магнетизма.

Метапредметные:

Познавательные анализирует наблюдаемые  явления, сравнивает, обобщает.

Коммуникативные умение учитывать позицию собеседника.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Демонстр опыта Эрстеда (1820 г.). Ставит проблему

Магнитное поле создается электрическим током.

Но если это так, то не существует ли обратного явления?

Можно ли с помощью магнитного поля создать электрический ток?

Эту задачу пытались решить многие ученые того времени.

В 1822 году английский физик Майкл Фарадей записал в своем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею и 29 августа 1831 года было открыто это явление.

Итак у нас две гипотезы: нельзя и можно.

Учитель организует подтверждение гипотезы

1 группа подтверждает гипотезу — нельзя. 

2 группа подтверждает гипотезу — можно. 

Учащимся дается описание опыта(алгоритм работы)

  • соединить катушку с микроампрерметром
  • вдвигать и выдвигать постоянный магнит внутрь катушки
  • как изменяется положение стрелки прибора
  • сделать вывод

По результатам опытов учитель организует дискуссию.

Почему отклонилась стрелка прибора?

Как изменяется магнитное поле?

Демонстрация опыта Фарадея учителем. Возьмем катушку и замкнем ее на гальванометр. Будем вдвигать в нее магнит. Замечаем, что стрелка миллиамперметра при этом отклоняется, значит в цепи катушки появился индукционный (наведенный) ток.

Физический смысл индукционного тока заключается в том, что это направленное движение заряженных частиц под действием магнитного поля.

Формулировка определения явления ЭМИ

При каких же условиях происходит явление ЭМИ?

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Выдвигают гипотезы.

Имея на партах магниты, микроамперметры и катушки, учащиеся пытаются подтвердить свою гипотезу.

Работают по алгоритму, делает вывод

.

Дискуссия по вопросам

Сопоставляют свои знания с эталоном

Учащиеся дают свою формулировку явления.

Осмысляют понятия.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)

Личностные: понимание явления ЭМИ

Предметные: понимает условия возникновения явления ЭМИ, объясняет зависимость силы тока от скорости изменения магнитного поля.

Метапредметные

Познавательные: анализирует,  обобщает.

Регулятивные:  планирование и контроль процесса выполнения поставленной задачи.

Коммуникативные:

умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

Учитель организует деление класса на 4 группы, которые будут исследовать, в чем же состоит явление электромагнитной индукции.

Вспомните правила работы в группе: задача у всех общая, но каждый выбирает ту часть,  которая лично ему интересна.

Итак, каждой группе дается задание:

1. Собрать установку.

2. Продемонстрировать ее в действии.

3. Объяснить наблюдаемое явление.

4. От чего зависит индукционный ток?

5. Сделать вывод.

Задания группам

1 группа.

2 группа

3 группа

4 группа

Учащиеся работают в группах.

Собирает правильно оборудование

Соблюдает технику безопасности

Фиксирует физическое явление

Отвечает на проблемный вопрос.

Личностные:

Формирование мировоззрения на физическую картину мира для объяснения явления электромагнитной индукции как части общей картины мира.

Итак, вы закончили работу в группах, а сейчас мы выслушаем, что же у вас получилось.

Давайте обобщим полученный вами, ребята, результат.

Составит таблицу сравнивают

Описание опыта

Как отклоняется стрелка

Какое значение имеет индукционный ток

Как изменяется магнитное поле

1 гр

Магнит S полюсом вниз

Магнит S полюсом вверх

Магнит N полюсом вниз

Магнит N полюсом вверх

2 гр

3 гр

4 гр

Отчего зависит величина и направление индукционного тока?

Для ответа на данный вопрос выполним следующие опыты.

Опыт: внесение (вынесение) магнита в замкнутый контур сначала с одним магнитом, затем с двумя магнитами.

Вывод: величина тока зависит от величины магнитной индукции.

Опыт: внесение (вынесение) магнита сначала северным полюсом, затем южным полюсом.

Вывод: направление тока зависит от направления магнитного поля.

Опыт: вносим магнит сначала медленно, затем быстро.

Вывод: величина тока зависит от скорости внесения магнита.

Направление индукционного тока  определяется правилом Ленца.

Откроем параграф 49 учебника и познакомимся с ним.

- Где же применяется это явление электромагнитной индукции на практике?

Группам даны были картинки с техническими устройствами. Где вы могли встретиться с этим явлением.

Перечислите применения явления электромагнитной индукции.

На основе явления электромагнитной индукции были созданы мощные генераторы электрического тока, с которыми мы познакомимся на следующих уроках. Это явление вызвало бурное развитие электро-  и радиотехники.

 

Учащиеся отчитываются по работе в группах.

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, используя знания полученные в ходе эксперимента в своей группе.

Учащиеся обобщают работу всех групп.

Учащиеся заполняют таблицу

Учащиеся делают рисунки по   опытам в тетради

Учащиеся находят картинки на увеличение  магнитного потока, на уменьшение магнитного потока, записывают правило Ленца в тетрадь.

Учащиеся находят устройства, в основе работы которых лежит явление ЭМИ

Учащиеся перечисляют:

фонарь Фарадея, фонарь жук,

велосипедный генератор,

индукционные печи,

походное зарядное устройство для мобильника, генераторы электрического тока на электростанциях.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)

Личностные: формирование позитивной самооценки 

Предметные: 

Владеет способностью определять наличия явления ЭМИ, направление индукционного тока,

Метапредметные

Познавательные:  анализирует физическое явление.

Регулятивные: оценивает свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные:

Умение организовывать  совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Решаем задачи на определение наличия явления ЭМИ и направления индукционного тока

Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждая задания в парах, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Организует подведение итогов работы учащихся и класса в целом.

Итог урока.  Сегодня на уроке мы с вами

  1. изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  2. рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  3. показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

Индукционный ток в замкнутом контуре появляется только в том случае, когда изменяется магнитный поток, который проходит через площадь охваченную контуром.

Дает комментарий к домашнему заданию,

Выполнить тест.

Осмысляют знания, полученные на уроке, анализируют то,что у них получилось,что не получилось и что нужно сделать для того, чтобы усвоить материал.

Отвечают на вопросы рефлексии

Учащиеся записывают в дневники задание

Рефлексия

Оцени свою работу на уроке!

Мои умения и навыки

ДА!

НЕ ЗНАЮ!

НЕТ!

Я умею проводить опыты Фарадея

Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике

Я знаю, что такое индукционный ток

Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике

Общее впечатление от урока

Тест для самостоятельного выполнения

1. Какой из приведённых ниже процессов объясняется явлением электромагнитной индукции?

1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током

2) взаимодействие двух проводников с током

3) появление тока в замкнутой катушке при опускании в неё постоянного магнита

4) возникновение силы, действующей на проводник с током в магнитном поле

2. Две одинаковые катушки А и Б замкнуты каждая на свой гальванометр. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток?

1) ни в одной из катушек 

2) в обеих катушках 

3) только в катушке А 

4) только в катушке Б

3. В первом случае магнит вносят в сплошное эбонитовое кольцо, а во втором случае выносят из сплошного медного кольца. Индукционный ток

1) возникает только в эбонитовом кольце

2) возникает только в медном кольце

3) возникает в обоих кольцах

4) не возникает ни в одном из колец

4. Проводящее кольцо с разрезом вначале поднимают вверх над полосовым магнитом (см. рисунок), затем из того же начального положения смещают вправо. Индукционный ток

1) возникает только в первом случае

2) возникает только во втором случае

3)возникает и в первом, и во втором случаях

4)не возникает ни в первом, ни во втором случая

5. Постоянный магнит вносят в катушку, замкнутую на гальванометр. Если вносить магнит в катушку с большей скоростью, то показания гальванометра

1) не изменятся

2) увеличатся

3) уменьшатся

6. При внесении южного полюса магнита в катушку амперметр фиксирует возникновение индукционного тока. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу индукционного тока?

  1. увеличить скорость внесения магнита
  2. вносить в катушку магнит северным полюсом
  3. изменить полярность подключения амперметра
  4. взять амперметр с меньшей ценой деления

7. Ток в катушке меняется согласно графику на рисунке. В какие промежутки времени около торца катушки можно обнаружить не только магнитное, но и электрическое поле

  1. От  0 до 2 с  и  от 5 до 7 с.

2. Только от  0 до 2 с.

3. Только от  2 до 5 с.

4. Во все указанные промежутки времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике , 8 класс.

Технологическая карта урока по физике , 8 класс....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Технологические карты уроков по физике 7 класс

Технологические карты уроков по теме: «Взаимодействие тел»...