Проектная деятельность на уроках физики
материал по физике

Необходимо осваивать метод проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _proektnaya_deyatelnost_na_urokah_fiziki.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках физики

Супругова З.В., учитель физики

г. Ельня, МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина

    Современное общество, в котором мы живем, меняется день ото дня. Современный ученик быстро приспосабливается к новым условиям жизни, активно использует информационные технологии, хочет получить те знания, которые помогут ему правильно найти свое место  в жизни.

 Возникает необходимость научиться добывать  нужную информацию, уметь оценивать ее значимость и с ее помощью выявлять новые проблемы, выдвигать гипотезы, уметь находить и предлагать неординарные методы и средства решения проблем, за ограниченное время создавать продукт своей деятельности.

В  настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний, используя для этого доступные источники информации.

Необходимо осваивать метод проектно-исследовательской деятельности.

       Метод проектов –это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Этот метод – одна из личностно – ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся

Метод проектов дает возможность:

         - формировать информационную компетентность

         - утвердить деятельностный подход в обучении

         - индивидуализировать учебный процесс

         - обеспечить практико-ориентированное обучение

         - формировать коммуникативные компетентности (межличностное

            общение, общение с помощью электронных средств связи и т.д.)

Меняются требования к учителю, занимающемуся проектной деятельностью:

          -ему необходимо отказаться от авторитарного стиля обучения

          -уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку

            зрения

          - владеть методами исследовательских, поисковых методов

          - уметь интегрировать знания из различных областей

          -быть руководителем и координатором, умеющим четко наладить

            взаимодействие членов группы

Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном проекте, в результате которого осуществляется :

         - поиск информации, необходимой для реализации идей проекта

         - выработка гипотезы собственного исследования, экспериментальных

           данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей

         - практическая направленность проекта, отражающая личностно-

            индивидуальную позицию

Основные требования к учебному проекту:

       - работа над проектом направлена на разрешение конкретной проблемы

       - выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта,

         с пооперационной его разработки, в которой проводится перечень

         конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных

       - исследовательская работа учащихся – как обязательное условие каждого

         проекта

       - результатом работы должен быть продукт, который создается

          участниками проекта в ходе решения поставленной задачи

       - презентация продукта и его защита

       - итогом работы будет портфолио, папка с рабочими материалами

. Физика — наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физики — необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной, интересной  и полезной с точки зрения практической направленности.

Возникает вопрос: с чего начинать проектно-исследовательскую деятельность на уроках физики?

Начинать нужно с того, что может заинтересовать детей! В качестве домашних заданий ученикам предлагается написать рассказы и сочинения Вот несколько примеров этих работ: « Если бы не было трения», «Физика на моей кухне», «Физика в походе» .

Еще одной формой работы, которая нравится  ученикам и позволяет им  осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности, является создание самодельных приборов, подготовка занимательных опытов (с последующей демонстрацией в классе).

Или, например:  создание учащимися  7 класса  информационного проекта «Планеты солнечной системы», лучшие работы были представлены на школьной предметной Неделе физики.  

Навыки  работы  по  реализации  проектов,  приобретённые  в  7-8  классах,  помогут  учащимся  ставить  в  старших  классах  более  серьёзные  проблемы  и  успешно  решать  их.  Для проектно-исследовательской деятельности  целесообразно выбирать групповую форму работы.

 При выполнении проектно-исследовательских работ ребятами старших классов, у них  возникает необходимость изучения научных публикаций, поиск новинок науки и техники, т. е. серьезная работа с литературой. Приобщаясь к научному поиску, дети учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках  физики.

Или, например, итогом  работы учащихся стали компьютерные презентация на темы:

«МКС- Международная космическая станция»,

 « Скафандры для открытого космоса».

 Эти работы была представлены на школьном Дне Науки.

Презентации ученики выполняют, как правило, группами, затем проводится защита проекта, например,  на Дне Науки :

« Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС».  

Применение проектной деятельности – это явление времени, так как способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся,. способных принимать адекватные, быстрые, продуманные решения.

    Любая лабораторная работа может стать мини – проектом, если проводить их не по подробной инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что  они делают, лучше усваивают материал.

Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под. ред. доктора педагогических наук Е.С.Полат; Издательский центр «Академия», 2003

2.Метод учебного проекта в образовательном  учреждении» Н.Ю.Пахомова, изд. «Аркти» 2003

3.  Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.- М.,1998

4.Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. -М.: МИПКРО, 2001

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,№7, 2000

6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска, Учитель, №1,2000

7. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. Учитель, №4, 2000

8.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, М., 1996

Ковалева С.Я. Об ученической исследовательской и проектной деятельности // Первое сентября, 2011, № 4. URL: http://volsk-sch5.edusite.ru/DswMedia/fiz-2011-04-506.pdf

Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.  Исследователь: URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html

Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике: Задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения м раздумий/ Сост. Э. М. Браверман.— М.: Школа-Пресс—2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование проектной деятельности на уроках физики"

Статья была опубликована в газете "Льговские новости"...

«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии»

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образова...

Проектная деятельность на уроках физики в 7 классе

В работе представлены 2 презентации с разработкой уроков с элементами проектной деятельности на уроках физики в 7 классе. Оба урока были проведены в 7-в классе ГБОУ СОШ № 356 Московского района ...

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...

Проектная деятельность на уроках физики (Умный дом)

   Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.   ...

Проектная деятельность на уроках физики в дистанционном формате

Статья посвящена основным методам работы на проектами в условиях дистанционного обучения...