Требования ФГОС к современному уроку
презентация к уроку по физике

Кострулева Ирина Николаевна

Требования ФГОС к современному уроку. Презентация.Предоставлена Ковалевой С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностные УУД ( Л см , Л нэ , Л сп ) Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

Слайд 2

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Слайд 3

Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Слайд 4

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Слайд 5

Виды УУД – Регулятивные действия ( Р цп , Р пл , Р пр , Р кн , Р кр , Р оц , Р вср ) Регулятивные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

Слайд 6

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Слайд 7

Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Слайд 8

Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Слайд 9

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию; - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к преодолению препятствий; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Слайд 10

Познавательные УУД ( П общ )

Слайд 11

Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Информационный поиск Знаково-символические действия Структурирование знаний Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно ) Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий Выделенные красным цветом ууд мы рекомендуем считать одним комплексным УУД по работе с информацией разного типа

Слайд 12

Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование / декодирование Моделирование – рекомендуем как специальное отдельное универсальное учебное действие, часто реализуемое на уроках физики

Слайд 13

Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектовПодведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство

Слайд 14

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем, как универсальные комплексные действия Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 15

Познавательные УУД ( П i лг , П ф рп ) Формулирование проблемы Поиск решения проблем, творческий поиск

Слайд 16

Коммуникативные УУД ( К пл , К пв , К пр , К сд ) по Фунд.яд . Коммуни - кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы - ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Слайд 17

Коммуникативные УУД для уроков физики ( К пл , К п.речи , К сд ) Коммуни - кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Построение речевых высказы - Ваний . Постановка вопросов Лидерство и согласование действий с партнером



Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия должны формироваться на каждом уроке, при этом возможно формирование нескольких разных УУД и словесное прописывание этих элементов планирования  занимает много места, поэтому их удобно изображать аббревиатурой - первыми буквами с индексами. Если вы ввели какие-то обозначения, то их следует пояснить перед тем, как применять в документе.  Пример-рекомендацию  см. в таблице 4. В данном примере при введении индексов для сложных словосочетаний главные смысловые слова подчеркнуты.

Таблица 4

Личностные   УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Смысло-

образование

Лсм

Целеполагание

Рцп

Планиро-

вание

учебного

сотрудни-

чества

Кплс

Планирование

Рпл

Нравственно-

этическое

 оценивание

Лнэ

Прогнозирование

Рпр

Постановка

вопросов

Кпв

Контроль

Ркт

Лидерство и

согласование

действий с

партнером

Клсд

Коррекция

Ркр

Самопознание

и само-

определение

Лсп

Оценка

Роц

Построение

речевых

высказы-

ваний

Кпр

Самооценка

Рсоц

Волевая саморегуляция

Рвср

Познавательные УУД

общеучебные

логические

  • Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

П общвц

  • Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

П логан

  • Информационный поиск с выделением, систематизацией , подбором по теме, работой с источнинами

П общип

  • Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов

П логсин

  • Знаково-символические действия  и операции (замещение, кодирование/декодирование информации, моделирование)

П общзн

П общмод

  • Выбор оснований и критериев для  сравнения, классификации, сериации объектов

П логскс

  • Структурирование знаний

П общст

  • Подведение под понятия, выведение следствий

П логсл

  • Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

П общрв

  • Установление причинно-следственных связей

П логпрс

  • Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения

П общсч

  • Построение логической цепи рассуждения

П лограс

  • Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

П общрд

  • Выдвижение гипотез, их обоснование

П логгип

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

П общср

  • Доказательство

П логдок

Познавательные постановки и решения проблем творческого характера

  • Формулирование проблемы (самостоятельное)

П прпф

  • Самостоятельное создание способов решения проблем

П прпр

Пример использования  подобных обозначений приведен ниже в таблице 4. Темной заливкой обозначены колонки, которые являются отражением требований ФГОС.

Календарно - тематическое планирование уроков по физике в 7 классе  70 часов – 2 час в неделю

(автор Летушов Ю.А., г. Жуковский,  Московской области)

№ п/п

Тема урока.

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Тип урока

Планируемые результаты

Внеурочная и проектная  деятельность

Понятия

Предметные

результаты

УУД, икт-комп., чит. комп.

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение (4часа)

1/1

Первичный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Изучение нового материала

предмет физика

физические явления

физические тела

материя, вещество, поле

овладение научной терминологией, наблюдать и описывать физические явления

Рцп

 Рпр

П общрв

Лсм

выбор тем проектов

2/2

Физические величины. Погрешность измерений.

Изучение нового материала

физическая величина

цена деления шкалы

погрешность измерения

формирование научного типа мышления

Кплс

П общзн

Лсм

Изготовление модели прибора (по желанию)

3/3

Лабораторная работа№ 1

,,Определение цены деления измерительного прибора».

Закрепление

физическая величина

цена деления шкалы

погрешность измерения

овладение практическими умениями определять цену деления прибора

оценивать границы погрешностей результатов

Клсд 

Рпр

П логпрс 

П логгип

П логдок

Лсм

Лсп

Консультация по плану работы над проектом

………..

………..

………..

………..

………..

………..

………..

………..

………..

Действия  по работе с текстом для формирования читательской компетентности  или работа с техникой для ИКТ-компетентности также можно обозначать в планировании сокращенно. Например, «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного: ….формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;..» - ЧКраб.т.

Обозначения  для универсальных учебных действий, описанные выше носят рекомендательный характер. Они могут быть созданы и совершенно отличным образом от приведенного примера. Например, можно каждому из действий присвоить номер в соответствующем блоке УУД. Принцип работы над планированием от этого не меняется и новые планируемые результаты, внеурочная деятельность должны присутствовать в любой рабочей программе, согласно базовым учебным планам ФГОС.

  1. Тематическое  планирование

Соколовская Н.Ю., Поляковская С.А

Раздел планирования ………

Количество часов общее……

№ п/п

Тема  

Количество часов

Количество  контр. р

Количество л.р.

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Внеурочная деятельность (по разделам или четвертям)

……

……

……

……

……

……

……

……

  1. Поурочное планирование (или учебно-тематическое планирование)

Дата  план/реализация

Тема урока,

тип

Элементы  содержания, подлежащие формированию и обучению

Используемые демонстрации, оборудование, средства

УУД, в том числе ИКТ-комп., читательская комп.

Внеурочная деятельность   и/или  д/з

……

……

……

……

……

……

……

«Примерные программы по учебным предметам включают: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;  7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;  8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса»[1].

Рабочая программа дисциплины  «Физика» / сост. А.Н. Худяков – Кирсановка: МАОУ «Кирсановская СОШ» , 2013. - 23 с.

Аннотация 

Рабочая программа  предназначена для преподавания  дисциплины в 7 – 9 классах основной школы, реализуется в учебниках А.В. Перышкина «Физика» для  7, 8 классов и А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль». Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. за № 1897 и  зарегистрированного в Минюсте России (Регистрационный № 19 644 от «01» февраля 2011 г). За основу составления рабочей программы взята Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.

Содержание

1. Пояснительная записка

 1.1. Цели изучения физики в средней (полной) школе. 1.2. Место дисциплины в учебном плане. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины  

2. Содержание и структура дисциплины

 2.1. Содержание разделов дисциплины. 2.2. Структура дисциплины. 2.3. Лабораторные работы. 2.4. Тематическое планирование учебного материала          

3.  Образовательные технологии

3.1 Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях. 3.2. Педагогические технологии организации занятий

4.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  4.1. Основная литература. 4.2 Дополнительная литература .  4.3 Периодические издания. 4.4 Интернет-ресурсы 4.5. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий  в школе

5.  Материально-техническое обеспечение дисциплины 


[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. С. 197


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация составлена в соавторстве с Зайцевой О.Н . (Ольга Николаевна Зайцева, МОУ "Гимназия №4" г.о . Подольск Московской область). В некоторых слайдах презентации используются материалы и разработки Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО (научный руководитель д.п.н ., проф. Петерсон Людмила Георгиевна ), материалы сайта https :// ru.wikipedia.org/wiki , разработки Голевой Н.Л. (г. Балашиха) Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО Ковалева С.Я., к.п.н ., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 1

Слайд 2

О сути образования Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 2

Слайд 3

В лияние реформы на образовательный процесс …. От стихийного формирования умений → К целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий → И как следствие изменения парадигмы образования - Изменение целей обучения…. - Модификация учебны х занятий… Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 3

Слайд 4

Таксономия целей обучения Б. Блума (амер.) (греч. taxis – расположение, строй, порядок; nomos – закон) знать понимать применять анализировать синтезировать рефлексировать Фед.комп . ГОС Критическое мышление ФГОС, 2010-2013 г.г . Ковалева С.Я., к.п.н ., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 4

Слайд 5

Требования ФГОС ООО к современному уроку Фед.комп . ГОС : ∑ ЗУН ФГОС : ∑ ЗУ + УУД ( метапредметные ) +УУД (личностные образовательные результаты) Цель Содержание Результат формы методы средства (в каких условиях?) (как?) (с помощью чего?) средства педагогической коммуникации Ковалева С.Я., к.п.н ., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 5

Слайд 6

Об учебных занятиях Традиционная типология учебных занятий имеет историко-педагогическое обоснование (учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов). В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются : урок, лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа, контрольная работа (экзамен, коллоквиум, зачёт…), конференция, др. виды учебных занятий. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 6

Слайд 7

О типологии учебных занятий и уроков В основу выделения того или иного вида учебных занятий могут быть положены частные (отдельные) признаки : либо дидактические цели, либо состав обучающихся, либо место проведения, либо продолжительность, либо содержание деятельности преподавателя и учащихся, либо учебные средства. Ковалева С.Я., к.п.н ., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 7

Слайд 8

О типологии учебных занятий Отсутствие единства в исходных основаниях приводит к многообразию номенклатур учебных занятий у разных авторов , поэтому такая типология имеет ограничения при объяснении имеющихся и проектировании новых явлений, связанных с обучением Эмпирическая типология учебных занятий Учебные занятия разделяются на три группы на основе различий в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся: - индивидуальные занятия педагога с учеником, включая самообучение; - коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры); - индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты )". Эта типология носит эмпирический характер. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 8

Слайд 9

О типологии учебных занятий и уроков В теоретической типологии используются понятия, ухватывающие сущностные характеристики учебных занятий. Так, по такому существенному признаку, как структура занятия, они делятся на линейные и нелинейные . Если в любой момент времени на занятии практически все ученики охвачены повторением или контролем, или изучением нового материала и т. д., то оно имеет простую, или линейную структуру . Если же в одно и то же время разные группы учеников занимаются разным (например, одни пишут контрольную работу, а другие обсуждают способ конструирования модели), то занятие имеет параллельную, или сложную, или нелинейную структуру . На основе системы теоретических понятий всё многообразие учебных занятий разделяется на три группы : индивидуальные учебные занятия , групповые учебные занятия , коллективные учебные занятия . Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 9

Слайд 10

Урок — тип учебного занятия – - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 10

Слайд 11

Длительность Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время — перемена (5-15 минут, иногда больше, например, на обед). О.А.Саввина и И.А. Марушкина установили, что продолжительность урока в истории России была неодинаковой. Например, в 1828 году урок длился 90 минут, а в 1865 году - 60 минут. Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена. В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения. Уроки в других странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 11

Слайд 12

Классификация часто встречающихся типов уроков (по дидактической цели) Урок изучения нового материала Урок совершенствования и углубления ЗУ Урок обобщения и систематизации ЗУ Урок контроля / коррекции Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 12

Слайд 13

Классификация редко встречающихся типов урока уроки-консультации , уроки создания или применения опорных сигналов, уроки дифференцированного обучения уроки проблемных ситуаций, уроки с игровой ситуацией на повторение, на изучение новой темы, на закрепление материала уроки-смотры самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы, уроки-конференции по достижениям науки и техники в разных областях занний Учебные конференции, интеллектуальные олимпиады. Малые учебные олимпиады. Творческие конкурсы, диспуты, дискуссии, круглые столы, Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 13

Слайд 14

Классификация редко встречающихся типов урока Уроки экспериментальных или теоретических индивидуальных мини-проектов по разделу или изучаемой теме. Урок - исследование Урок - лаборатория Урок - творческий отчет Урок - экспертиза Урок - экскурс в эпоху Урок – защита мнений или гипотез Урок – доказательство истины Урок – презентации домашних исследовательских проектов Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 14

Слайд 15

Классификация «удобных» типов уроков Урок усвоения нового материала Урок формирования умений и навыков 1. Организационный этап 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых знаний 3. Этап усвоения новых умений 4. Этап закрепления новых знаний 4. Этап закрепления новых умений 6. Этап самоконтроля и самопроверки 5. Этап промежуточного контроля 5. Этап коррекции знаний 6. Этап коррекции знаний 7. Подведение итогов урока 7. Инструктаж по выполнению д/з 8. Инструктаж по выполнению д/з Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 15

Слайд 16

Классификация типов уроков Комбинированный урок 1. Организационный этап 2. Этап проверки домашнего задания 3. Этап актуализации опорных знаний 4. Этап усвоения новых знаний 5. Этап первичной проверки знаний 6. Этап закрепления новых знаний 7. Этап самоконтроля и самопроверки 8. Подведение итогов урока 9. Инструктаж по выполнению д/з Урок повторения 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап повторения 4. Этап самоконтроля и самопроверки 5. Этап коррекции знаний 6. Подведение итогов урока 7. Инструктаж по выполнению д/з Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 16

Слайд 17

Классификация типов уроков Урок систематизации и обобщения знаний Урок оценки и проверки знаний 1. Организационный этап 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап систематизации и обобщения знаний 3. Этап всестороннего контроля знаний 4. Подведение итогов урока 4. Инструктаж по выполнению д/з 5. Инструктаж по выполнению д/з Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 17

Слайд 18

Элементы Технологии деятельностного метода – ТДМ Разработано Ассоциацией «Школа 2000» Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 18 Источник http ://www.sch2000.ru/deyatelnostniy

Слайд 19

Деятельностный подход к уроку 1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ 8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ 9 РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 19

Слайд 20

20 МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности, мотивирование к учебной деятельности 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ Подготовка и мотивация к надлежащему самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения Последовательность шагов при деятельностном подходе на уроке Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ

Слайд 21

3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Цель и тема, способ, план, средство 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Фронтально, в группах, в парах Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 21

Слайд 22

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ 8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм 9. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 22

Слайд 23

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Я. ГАЛЬПЕРИНА 1., 2. – то же (МОТИВИРОВАНИЕ, АКТУАЛИЗАЦИЯ) 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 23

Слайд 24

КОНЦЕПЦИЯ В.В. ДАВЫДОВА 1., 2. – то же (МОТИВИРОВАНИЕ, АКТУАЛИЗАЦИЯ) 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ 8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 24

Слайд 25

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания (учителем) Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 25

Слайд 26

Структура самого урока Введения/Формирования/ Открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 26

Слайд 27

1 этап. Мотивирование к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней , предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”,осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 27

Слайд 28

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии . На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию(“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 28

Слайд 29

3 этап. Выявление места и причины затруднения . На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково ) место- шаг,операцию , где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 29

Слайд 30

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения ( цель и тема, способ, план, средство ). Планирование На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),согласовывают тему урока, выбирают способ,строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 30

Слайд 31

5 этап. Реализация построенного проекта . На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи,вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 31

Слайд 32

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 32

Слайд 33

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 33

Слайд 34

8 этап. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания,в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 34

Слайд 35

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог ). На данном этапе фиксируется новое содержание , изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия , и намечаются дальнейшие цели деятельности. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 35

Слайд 36

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА Цели задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику Систематически обучаются школьники осуществлять рефлексивное действие Разнообразие форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающих Обучение технологии диалога Эффективное сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 36

Слайд 37

Четкие критерии самоконтроля и самооценки Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя специальные приемы Оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряются минимальные успехи Учитель планирует коммуникативные задачи Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, обучает корректной форме ее выражения Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 37

Слайд 38

Хорошо известна формула получения результата обучения, которая не нуждается в комментариях: ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА ЦЕЛЬ (система целей) Х СОДЕРЖАНИЕ (предмет, формы, методы) = РЕЗУЛЬТАТ 0 Х СОДЕРЖАНИЕ (предмет, формы, методы) = 0 ЦЕЛЬ (система целей) Х 0 = 0 Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 38

Слайд 39

Более простой способ конструирования урока. Этапы / элементы урока Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 39

Слайд 40

Целеполагание может быть многоуровневым: при модульном обучении - комплексные дидактические цели модуля и цели отдельного занятия, при традиционном подходе к планированию - цели в изучении темы и цели для каждого урока, при дроблении урока на учебные элементы - цели к уроку и к каждому этапу-элементу урока; при проектировании учебного процесса по технологии В.М. Монахова – к каждому уроку система целей тематического модуля и микроцелей как его частей. Процесс целеполагания зависит от применяемой технологии и позиции учителя, так как жестких норм для него нет. Нет и единой позиции у методистов. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 40

Слайд 41

Целеполагание Традиционно, целеполагание для урока представляет из себя систему из общей цели и нескольких задач (по сути микроцелей ) по ее реализации или триаду более конкретных (для одного занятия) целей: образовательные связаны с изучаемыми вопросами содержания предмета, развивающие (или иногда их называют цели развития) и воспитательные – с развитием качеств личности обучаемых. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 41

Слайд 42

Требования ФГОС ООО к современному уроку Урок должен б ыть направлен на ведущие целевые установки и решать комплексно конкретные задачи: Развития ………………………. метапредметные УУД Воспитания ………………….. личностные УУД Образования ………………….предметные УУД Рекомендуем разделять цели педагогические и методические и образовательные цели для учащихся. То есть целеполагание к занятию желательно составлять двух уровневое. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 42

Слайд 43

Как формулировались цели ранее? - Из предложенного списка ниже в зависимости от занятия выбираем то, что нужно….. Цели урока Образовательная : сформировать представления о . . . раскрыть содержание раскрыть физический смысл сформировать умения и навыки решения графических задач по теме ввести понятия о познакомить с современной трактовкой раскрыть физические принципы действия выяснить проблемы, связанные с познакомить учащихся с установить зависимость между выделить главные и существенные признаки обобщить и систематизировать знания учащихся о научить применять знания при углубить и расширить представления учащихся о повторить и закрепить знания учащихся о выяснить уровень усвоения учебного материала проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся по теме Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 43

Слайд 44

Требования ФГОС ООО к современному уроку Как формулировать цели Цели урока Воспитательная : формирование и развитие нравственных, патриотических, эстетических качеств личности; формирование и развитие интереса к познанию законов природы и их применению; воспитание культуры общения, культуры умственного труда; воспитание внимательности, ответственности, организованности в учебном труде. Развивающая: формирование и развитие навыков самостоятельной работы с графиками формирование и развитие навыков критического мышления, логического мышления, абстрактного мышления; формирование и развитие навыков самоконтроля и самооценки; формирование и развитие навыков работы в команде; формирование и развитие умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развитие памяти, речи, волевых усилий; формирование и развитие навыков решения задач Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 44

Слайд 45

Требования ФГОС ООО к современному уроку – стимуляция деятельности учащихся При формулировке целей нового урока желательно использовать глаголы: Анализировать Высказывать Формулировать определения Демонстрировать Использовать Понимать Оценивать Объяснять Предсказывать последствия Создавать Предыдущие слайды нужно переформулировать!!! Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 45

Слайд 46

Структура урока О ргмомент : Рабочий и психологический настрой Целевая установка на учебную деятельность (и это цели не те, которые стоят перед педагогом; см. слайды выше …) Привлечение активного внимания к теме урока И т.д . ! Раздача тетрадей, отмечание отсутствующих, выяснение кто и почему опоздал являются важными организационными моментами в деятельности учителя. Учебное время на уроке обучающегося – учеба, т.е. учебная деятельность, деятельность по присвоению и овладению знаниями и умениями … Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 46

Слайд 47

Структура урока 2. Проверка д/з: Обучающий характер (нужно организовать обучающую деятельность ученика) Составить план ответа Дать рецензию на ответ ученика Прочитать схему, формулу, таблицу Самоконтроль Взаимоконтроль Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 47

Слайд 48

Структура урока 3. Актуализация опорных знаний (форма любая, но наиболее эффективная для активной деятельности всех школьников на конкретном уроке) 4. Формирование ЗУ: Навык и умение связаны между собой. Навык – это умение, доведённое до автоматизма! Но это не у всех, и не всегда. Поэтому мы теперь говорим о знаниях и умениях . Главное, существенное повторять на уроке 3-7 раз, в разной форме, на разных этапах Смена видов деятельности от 4 до 9 раз за урок (каждые 5-10 минут !) в зависимости от уровня подготовленности класса Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 48

Слайд 49

Структура урока, задания Формулирование заданий: Проанализируйте Допишите Объясните Сравните Обобщите Выберите решение Оцените Проиллюстрируйте И т.д. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 49

Слайд 50

Структура урока, средства ТАВСО надо применять НЕ ради ТАВСО Т – технические А – аудио В – видео С – средства О - обучения Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 50

Слайд 51

Первичное закрепление Формирование ЗУ, применение в простой ситуации К доске вызываем среднего ученика Если фронтальная работа- вызываем любого ученика Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 51

Слайд 52

Практическое применение По образцу Вариативное Творческое применение (в новых условиях под контролем учителя) Самостоятельная работа Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 52

Слайд 53

Подача домашнего задания Обязательно до звонка (!) – перемену учитель не имеет права забирать у учащихся… Что и как делать дома должно быть ясно всем сразу после окончания урока Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 53

Слайд 54

Итог урока Оценить деятельность учащихся Рефлексия должна быть эффективной. Она должна влиять на самооценку и стимулировать к совершенствованию знаний Это не может быть на уровне хорошо-плохо или нравится –не нравится… Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 54

Слайд 55

Сравним: Традиционный урок Урок по ФГОС Оргмомент , объявление темы урока Актуализация опорных знаний Формирование ЗУН Первичное закрепление Подача д/з Итог урока Оргмомент Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися Актуализация опорных знаний Поиск решения проблемы учениками Выражение и представление учениками решения Применение знаний учениками Подача д/з Итог урока, рефлексия Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 55

Слайд 56

Тип урока можно определить: По дидактической цели По количеству времени, отводимому на основные этапы урока 1,2,7,8 – вспомогательные этапы урока (могут быть или не быть) 3,4,5,6 – основные этапы урока Этапы остаются – наполнение этапов изменяется! Другие виды деятельности должны быть у учителя и учащихся! Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 56

Слайд 57

Психологические исследования показали: есть карта активности на уроке и приоритетных областей опроса у учителя. Лучше создавать четкую систему…. . … .. … . .. . . парты ряды Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 57

Слайд 58

Статистика: Интерес к предмету формируется на 88% от интереса к личности учителя. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 58

Слайд 59

Модель общения учителя влияет на восприятие предмета и всего действа на занятии. Подумайте, кто Вы в этом действе: Китайская стена (непреодолимая, неприступная) Монблан гора(недостижимая высота) Тетерев (глухарь – поет сам для себя, никого не слыша) Л окатор (избирательное отношение к ученикам) Союз (-ник) (сотрудничество, сотворчество, согласованность) Гамлет (быть или не быть? - вечное сомнение и нерешительность…) Выбор за Вами….. Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 59

Слайд 60

Источники информации Спасибо за внимание! Ковалева С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.

Данное  занятие (№2) проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...

Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии "

В докладе примерная технологическая карта современного урока технологии...

Статья "Требования ФГОС к современному уроку"

В статье рассматриваются особенности многокомпонентного урока как основы современной организации учебного процесса с точки зрения стандарта нового поколения....

Инклюзивное образование и здоровьеформирующие образовательные технологии в современной школе, или требования ФГОС к управлению уроком

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное  образован...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...