Урок по физике 8 класс "Электричество"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Урок обобщения и повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Обобщения и повторения34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по физике в 8-м классе.

Тема: "Электричество"

Урок подготовила и провела Малыгина Инна Петровна учитель физики Лендерская СОШ

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урокасформировать у обучающихся целостное представление о соединении проводников.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятия: о соединении проводников.

Развивающие: развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

развивать умение выполнять задания по имеющемуся образцу;

применять полученные знания для решения задач;

Воспитательные: создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, воспитании настойчивости в достижении цели;

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, наблюдение, сотрудничества.

Ход урока.

Здравствуйте. Ребята. Давайте начнём наш  урок обобщения и повторения  пройденного материала.

Сегодня мы будем двигаться от станции к станции. Каждый получит путевой лист

Нарисуйте свое настроение в начале урока на первом рисунке

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/05/s_58bb8d28ba864/579711_1.png

Название станции

Полученные оценки

1

Физические величины

2

«Люблю задачи я»

3

Работа с текстом (Инсерт)

4

Кейс

5

Собери схему

Время работы на каждой станции 5 минут

1 станция Физические величины

Название

Буквенное обозначение

Единица измерения

Основная формула

Определение

Время

 

 

Электрический заряд

 

 

 

 

Сила тока

 

 

 

 

Напряжение

 

 

 

 

Сопротивление

 

 

 

 

Работа электрического тока

 

 

 

 

Мощность

 

 

 

 


2 станция «Люблю задачи я…» Учащиеся выбирают себе задачу

1. Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 1 мм2, чтобы при напряжении 34 В сила тока в ней была10 А? (Ответ 200 м).

Сила тока в проводнике 4 А, а его сопротивление 10 Ом.

Найдите: А) напряжение на концах проводника. Б) мощность тока в проводнике. В) работу тока за 3 минуты

Найдите общее сопротивление цепи, если сопротивление каждого проводника 30 Ом. (см. рис.) Найдите напряжение и силу тока на каждом проводнике, если показание амперметра 2,8 А, а вольтметра 42 В.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/05/s_58bb8d28ba864/579711_4.png

Сила тока в цепи 0,5 А при напряжении 100 В. Найдите А) сопротивление, Б) мощность тока, В) работу тока за 2 минуты.

Найдите площадь поперечного сечения железного проводника длиной 50 м, в котором при напряжении 10 В сила тока была 2 А. (Ответ: 1 мм2)

Три сопротивлении по 60 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,3 А, вольтметра 12В. Найдите:

А) Общее сопротивление.

Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.

0,3 А

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/05/s_58bb8d28ba864/579711_5.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/05/s_58bb8d28ba864/579711_6.png

3 Работа с текстом (инсерт)

Прочитайте текст

“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

На партах розданы листочки с текстом.

Из истории создания источников тока.

Лейденская банка - первый источник тока. К середине XVIII в. в Голландии, в Лейденском университете, ученые под руководством Питера ван Мушенбрука нашли способ накопления электрических зарядов. Таким накопителем электричества была лейденская банка - стеклянный сосуд, стенки которого снаружи и изнутри оклеены свинцовой фольгой. Лейденская банка, подключенная обкладками к электрической машине, могла накапливать и долго сохранять значительное количество электричества. Разряд лейденской банки имел достаточную мощность. Если ее обкладки соединяли отрезком толстой проволоки, то в месте замыкания проскакивала сильная искра, и накопленный электрический заряд мгновенно исчезал. Так стало возможным получить кратковременный электрический ток. Затем банку надо было снова заряжать. Сейчас подобные приборы мы называем электрическими конденсаторами.

В конце 1780 года профессор анатомии в Болонье Луиджи Гальвани,  занимался в своей лаборатории изучением нервной системы отпрепарированных лягушек, еще вчера квакавших в неотдаленном пруду. Совершенно случайно получилось так, что в той комнате, где в ноябре 1780 года Гальвани изучал на препаратах лягушек их нервную систему, работал еще его приятель – физик, производивший опыты с электричеством. Одну из отпрепарированных лягушек Гальвани по рассеянности положил на стол электрической машины. В это время в комнату вошла жена Гальвани. Ее взору предстала жуткая картина: при искрах в электрической машине лапки мертвой лягушки, прикасавшиеся к железному предмету (скальпелю), дергались. Жена Гальвани с ужасом указала на это мужу.

 Пораженный новым явлением, я тотчас же обратил на него свое внимание. Меня охватила неимоверная жажда и рвение исследовать это и пролить свет на то, что было под этим скрыто». Гальвани решил, что все дело тут в электрических искрах. Для того чтобы получить более сильный эффект, он вывесил несколько отпрепарированных лягушачьих лапок на медных проволочках на железную садовую решетку во время грозы. Однако молнии – гигантские электрические разряды никак не повлияли на поведение отпрепарированных лягушек. Что не удалось сделать молнии, сделал ветер. При порывах ветра лягушки раскачивались на своих проволочках и иногда касались железной решетки. Как только это случалось, лапки дергались. Гальвани, однако, отнес явление все-таки на счет грозовых электрических разрядов. Когда я перенес лягушку в комнату и положил на железную дощечку и когда я прижал медный крючок, который был продет через спинной нерв, к дощечке, те же спазматические содрогания были налицо.

Я производил опыт с разными металлами в различные часы дня в разных местах – результат был один и тот же, разница была в том, что содрогания были более сильные при одних металлах, чем при других.

Затем я испытывал различные тела, которые не являются проводниками электричества, например, стекло, смолу, резину, камень и сухое дерево. Явлений не было.

Он провел, по сути дела, все эксперименты для того, чтобы сделать правильные выводы:

 он показал, что для эффекта необходимы металлы; он показал, что при телах, не являющихся проводниками электричества, никакого эффекта нет; наконец, он показал даже, что разные металлы дают разный эффект.

 Но он не обратил внимания на то, что эффект наблюдался только при наличии двух различных металлов.

Вольта решает поставить опыт Гальвани на себе: он взял две монеты из разных металлов и положил их в рот - сверху, на язык, и под его. Потом соединил монеты тонкой проволокой и ощутил вкус подсоленной воды.

 Вольта отлично знал – это вкус электричества, и рожден он был металлами.

 Его первый источник тока – «вольтов столб» был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой.

- Объясните явление, которое не смог объяснить Гальвани.

-Кем был получен первый источник тока.


4. Физминутка

Нарисуйте свое настроение в середине урока

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/05/s_58bb8d28ba864/579711_1.png


5. станция  Кейс

Действие электрического тока на организм человека”.

Тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое действия.

При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое (химическое) действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава. Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц, вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.)

Работающим с электрическими цепями надо знать как действие электрического тока на организм человека зависит от его силы и соблюдать технику безопасности.

Сила тока          

Действие тока на организм человека

0 – 0,5 мА          

Действие отсутствует

0,5 – 2 мА          

Потеря чувствительности

2 -10 мА             

Боль, мышечные сокращения

10 -20 мА           

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

16 мА   

Ток, выше которого человек уже не может освободиться от электродов

20 -100 мА         

Дыхательный паралич

100 мА – 3 А     

Смертельные желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Более 3 А          

Остановка сердца. ( Если шок был кратким, сердце можно реанимировать.) Тяжёлые ожоги.

электротравмы – повреждение организмов электрическим током – встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в быту. Но их причиной может быть и атмосферное электричество (молния). Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей.

Кейс

Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растет одинокое дерево. Вы ведете на металлической цепочке собачку, в другой руке держите зонт. Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от грозы.

Памятка как вести себя во время грозы ,во время нахождения на открытой местности

  1. Если вы по каким-либо причинам оказались на открытом участке в начало грозы, рекомендуется найти любое строение. В ином случае незамедлительно отключите все приборы, которые имеют питание.
  2. Оглядитесь, нет ли вокруг вас потенциально опасных объектов в виде линий электропередач, деревьев и кустарников. В идеале вам нужно найти углубление и овраг, где земля будет сухой, лучше всего подойдёт песчаная насыпь.
  3. Также следует снять всевозможные украшения и положить их на расстоянии нескольких метров. Сядьте на корточки и опустите голову. Старайтесь не нервничать и не шевелиться. Ложиться на землю запрещается.
  4. Не вздумайте во время природного явления прятаться на открытом месте под одиночными деревьями, металлоконструкциями, мокрыми строениями и сетчатыми оградами. Все перечисленные объекты притягивают молнию.

Перед грозой внимательно оцените ситуацию, не паникуйте. Помните о том, что риск поражения молнией может быть выше при мокром теле и одежде. Немаловажным фактором остаётся то, что нужно подальше держаться от больших деревьев, глинистого грунта, водоёмов, костров. Запрещается находиться на возвышенности и в плотной группе людей.

6. станция Собери схему

Учащимся предлагается вытянуть задание

Измерить силу тока

Измерить напряжение

Измерить мощность

Параллельное соединение (собрать цепь)

Последовательное соединение(собрать цепь)

Подводим итог урока

Рефлексия

Нарисуйте свое настроение в конце урока

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/05/s_58bb8d28ba864/579711_1.png

Ну, вот и наступило время подведения итогов нашего урока. Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной материал по теме «Электричество». Применили свои знания в новых, интересных ситуациях. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудил у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Домашнее задание. Повторить параграфы №35 – 45, подготовить кроссворд, где зашифрованы основные понятия темы.

Большое спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по физике в 11 классе "Ядерная физика"

Презентация содержит слайды для повторения материала и подготовки к тестированию по  теме. "Ядерная физика", а также тест с выбором ответа в формате ЕГЭ....

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...