ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
статья по физике

Скурятина Наталья Александровна

Глубокие социально-экономические   преобразования,   происходящие    в    современном обществе, заставляют нас размышлять о  будущем  России,  о  ее  молодежи.  Не является секретом факт искажения нравственных ориентиров, подрастающее  поколение  можно обвинить в  бездуховности,  безверии,  агрессивности.  Поэтому  проблема духовно-нравственного воспитания  является актуальной.

     Гуманизация образования – это потребность, назревшая в мире, единственный путь получить отклик сердца ребёнка на всё, что происходит в мире. В этой связи в своей педагогической деятельности ставлю и решаю следующие задачи гуманистического образования:

·                        признание главной ценностью человека;

·                        признание его права на свободное самоопределение, независимо от внешних воздействий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skuruatina_na.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Скурятина Н.А.

Моральные качества личности имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения.

А. Эйнштейн

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют  нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не является секретом факт искажения нравственных ориентиров, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной.

        Гуманизация образования - это потребность, назревшая в мире, единственный путь получить отклик сердца ребёнка на всё, что происходит в мире. В этой связи в педагогической деятельности необходимо решать следующие задачи гуманистичического образования:

-        признание главной ценностью человека;

        -признание его права на свободное самоопределение, независимо от внешних воздействий

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательносьи. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную воспитания» (3, с. 431).

Целью деятельности педагогов является формирование гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности воспитан том числе через приобщение обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика».

Естествознание во все времена являлось фундаментом научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.

Физику относят к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?» Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Это мнение не совсем верно, потому что физика как одна из составляющих научно-технического прогресса раскрывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности обучающихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности.

Часто применяя готовые формулы или алгоритмы, мы перестаем видеть физики, ее исторические корни. А ведь история физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение  человека.  Известны случаи, когда произведения искусства подсказывали исследователям новые темы. Так рассказ И. Ефремова «Тень минувшего» натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображении - голографии.

В науке, как и в искусстве, существует понятие красоты. «Красота – сияние истины» - говорил Платон. Физика ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее эстетически развитому человеку.

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: целесообразные функционально совершенные изделия наиболее красивы. Слова известного авиаконструктора О.К. Антонова подтверждают его: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим» (2, 4). Чувство прекрасного содействует решению познавательных и техниче блем. И хотя эстетический критерий в исследованиях носит относительный характер, современной науке и технике его роль велика.

Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, ка: наука, научное знание, мышление и деятельность – и этот социокультурный материал принимают как духовное приобретение, как жизненно необходимы и важный элемент собственной культуры

На уроках физики раскрываются ценностные аспекты ее как науки, проявляющиеся во взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализируются ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных-физиков и физиков-инженеров. При проведении на уроках опытов Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца,  Петра Лебедева внимание учащихся обращается не только на научную значимость этих экспериментов, но и на их своеобразную красоту.

Знакомство с крупнейшими техническими изобретениями, с образцами решения технических задач, дает представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращение на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе позволяет объяснить обучающимся, к каким губительным последствиям для всего человечества приводит нарушение условий внедрения и применения технических разработок. Конкретные примеры дают возможность обучающимся понять, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для более ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии.

Изучение фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований дает конкретное представление о том, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.

Знакомство с биографиями ученых приобщает обучающиеся к ценностям творческой деятельности, раскрывает алгоритмы успешной работы в профессии и помогает сформулировать свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.        

Например, когда Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями биологического действия лучей рация, подверг свою руку облучению и в результате получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить которую удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе Пьера Кюри первой заповедью было: «людям, а не себе». Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием». П.Л. Капица - лауреат Нобелевской премии, гордость отечественной науки обладал незаурядным научным талантом, удивительным умением видеть новое во множестве заурядных ситуаций. Особое внимание уделял академик П.Л. Капица проблемам экологии, в частности, сохранению озера Байкал, так как эго связано с проблемой сохранения жизни на Земле.

Гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных знаний - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал- «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине» [2, с. 5]. Физика как наука о природе связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики, учащиеся получают навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий. Например, на районной научно-практической конференции учащихся ученица 10 класса выступила с работой «Физика и Пушкин», в которой были проанализированы произведения великого русского поэта с точки зрения науки физики.

На уроках используются занимательные рассказы из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто было первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать устоявшиеся взгляды. Так при изучении темы «Атмосферное давление» приводится отрывок из книги Григория Мышкевича «Мастер-невидимка». Рассказ «Опыт Отто фон Герике» о том, как бургомистр  Магдебурга много и плодотворно изучал атмосферное давление. В мае 1654 года он поставил опыт с Магдебургскими полушариями, который явился важным этапом в  изучении атмосферы. Проведение опыта с магдебурскими полушариям принимается ребятами с большим энтузиазмом, им интересно принять эксперименте, узнать, что «магдебурские полушария» имеются у каждого человека: головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.  Исторические сведения об истории открытия магдебурских полушарий, а также факты из биографии Отто фон Герике, относящиеся к периоду его работы над изучением атмосферного давления, определенным образом формируют нравственные качества личности.

Для раскрытия материальной природы изучаемых физических явлений на протяжении всего курса рассматриваются виды материи: вещество и поле, физики состоит в том, чтобы постепенно, в процессе изучения разно материи, подвести учащихся к пониманию движения как неотъемлемого свойства материи.

Примеры творческих заданий:

написать фантастические рассказы: «Если бы у Земли не б поля», «Путешествие электрона в проводнике» и др.;

представить эссе: «Теории близкодействия и дальнодействия: какая вернее?», «Если бы между молекулами были только силы притяжения...»;

представить эскиз магнитного поля Земли;

решить задачу: оцените силу тока, протекающую в корпусе самолетв, летящего в магнитном поле Земли;

сочинить сказку, фантастический рассказ и т.п.

Приобщение обучающихся  к духовно-нравственным ценностям проходит в  различных формах: это и уроки, и внеклассные мероприятия, викторины и  предметные недели.

Литература

Мишкевич, Г. Мастер-невидимка / Г. Мишкевич. - Л. : Государственное изд-во детской литературы, 1959. - 73 с.

Тихомирова, С. А. Дидактические материалы по физике / С. А М. : Школьная Пресса. 2003. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Духовно- нравственное воспитание на уроках физики

Одним из главнейших направлений педагогической деятельности учителя является воспитание нравственного, духовно богатого человека....

План по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики

Данный план  по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики составлен на 2013-2014 год....

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

Данная статья предназначена для преподавателей физики, работающих по ФГОС (Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам) второго поколения. Для учителей приводятся в качестве примера нек...

Духовно-нравственное воспитание посредством предмета физики

Моральные качества личности имеют большее значение, чем интеллектуальные достижения. А. Эйнштейн....