Конспект урока по теме "Плавление и кристаллизация" для 8 класса
план-конспект урока по физике (8 класс)

Чавкина Яна Александровна

Данный конспект поможет провести интересный урок с отсылками на знаменитое произведение Толкиена 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока620.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока
«Плавление и отвердевание кристаллических тел.»
(8 класс)

Цель урока: создать условия учащимся для изучения тепловых процессов: плавление и отвердевание, с позиции МКТ.

Задачи: 

Образовательные:

познакомить с тепловыми явлениями, происходящими в природе с наступлением весны (с учетом интеграции в другие области знаний).

Развивающие:

развитие творческой самостоятельности и аналитического мышления при изучении нового материала;

развитие интереса к физике – как науке, через музыкально-лирическое восприятие и компьютерные технологии;

развитие потребности в изучении природы.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

I.Орг. Момент:

Приветствую учащихся, говорю им присесть, озвучиваю оценки за контрольную

II. Активизация познавательной деятельности:

«Властели́н коле́ц» (англ. The Lord of the Rings) — роман-эпопея английского писателя Джона Ро́нальда Ру́эла То́лкина,» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части — «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля».

-Поднимите руки те, кто читал эту книгу или смотрел фильм?

Дети поднимают руки

Читаю историю создания Кольца

Магические Кольца были созданы Келебримбором и другими эльфами Эрегиона по наущению и с помощью Саурона. Девять Колец были разданы Сауроном людям, семь — Гномам; во всех них была заложена часть тёмной силы и воли Саурона; ещё три кольца были выкованы эльфами без участия Саурона и не несли в себе тёмной силы. После создания Колец Власти Саурон самолично и тайно выковал на горе Ородруин (запомните, к этому мы ещё вернёмся) Кольцо Всевластия, вложив в него большую часть своей силы и воли. Таким образом, став хозяином Кольца, он одновременно стал зависеть от него; тем не менее, именно Саурон повелевал Кольцом, а не наоборот; но Кольцо было средоточием и основой его силы.

Кольцо обладало собственной волей, благодаря чему могло, в частности, самостоятельно покинуть владельца (например, соскользнув с пальца). Сам же владелец Кольца, как правило, не мог добровольно от него отказаться. Кольцо Всевластья, надетое кем-либо, кроме Саурона (а также Тома Бомбадила), делало его невидимым, продлевало ему жизнь, давало некоторую власть, но одновременно и развоплощало. Оно могло подчинять другие Кольца Власти, что послужило причиной войны, в результате которой был разрушен Эрегион, а Келебримбор был убит.

Проклятие Исильдура

Когда в Битве Последнего Союза Исильдур, сын Элендила, победил Саурона и отрубил ему палец, на котором было надето Верховное Кольцо, последнее перешло к Исильдуру.

Правитель эльфов Ривенделла (в то время глашатай Гил-Галада, короля всех Нолдор Средиземья) Элронд посоветовал Исильдуру уничтожить Кольцо Всевластия. Однако то уже успело оказать влияние на человека, и он отказался, оставив Кольцо себе. Исильдур намеревался сделать Кольцо фамильной драгоценностью и передать его по наследству. Но этому не суждено было случиться, ибо воля Кольца привела его нового хозяина к гибели: на пути к Арнору отряд Исильдура попал в засаду орков Мглистых гор, в которой погиб весь отряд, включая троих сыновей Исильдура: Элендура, Аратана и Кириона. Сам Исильдур, надев Кольцо, попытался бежать. Добравшись до Андуина, он пытался спастись вплавь (без доспехов). Но, пока он плыл, Кольцо соскользнуло с пальца. Исильдур был убит орками-лучниками Мглистых гор. Кольцо же так и осталось на дне.

III. Актуализация знаний о строении жидкого и твёрдого вещества:

-Потеряли кольцо свои магические свойства после того как утонуло?

-нет.

-Правильно. Кольцо Всевластия пролежало в реке Андуин долгие годы, пока не было случайно найдено Деаголом. Его приятель, Смеагол (впоследствии ставший Голлумом), завладел Кольцом, убив Деагола. Поскольку Голлум был слаб духом, то Кольцо немедленно поработило его; и именно под его влиянием Голлум совершил своё первое убийство и бежал в подземные пещеры, по которым протекала часть реки Андуин. Там он вёл жизнь изгнанника. Голлум прожил многие сотни лет, поддерживаемый Кольцом. И хотя само Кольцо он при этом надевал чрезвычайно редко (пользуясь им в основном для охоты на гоблинов), это, однако, не помешало Кольцу навсегда поработить его. Значит кольцо было сложно уничтожить. 

-Каким способом было решено уничтожить кольцо?

-Бросить в жерло вулкана.

-Кто должен был это сделать?

-Хоббит по имени Фродо.

- Правильно, опишите его.

- Он очень смелый, храбрый, справедливый. Он был готов пожертвовать собственной жизнь ради того, чтобы победить мировое Зло.

-Прекрасный главный герой, он мал, но не смотря на это он взял на себя эту тяжёлую ношу. На протяжении всего пути его встречали опасности и трудности, кольцо порабощало его, он сомневался в себе и своих силах и не смотря на всё это он смог он смог справиться со своей нелёгкой миссией. Что ему помогло не поддаваться страху в минуты опасности?

-Сила духа.

-Верно, но вернёмся к предыдущему разговору. Что нужно было сделать с кольцом с точки зрения физики?

-Расплавить.

-Точно. Это значит из какого агрегатного состояния вещества перевести в какое?

-

-Изначально в каком агрегатном состоянии находилось кольцо?

-В твёрдом.

-Да, перешло в какое?

-В жидкое.

-Верно.

-Умницы. Что же такое тогда плавление?

- Это процесс перехода из твёрдого агрегатного состояния вещества в жидкое;

-Значит для того, чтобы разрушить силы кольца надо было разрушить что?

-Его кристаллическую решётку.

-Прекрасно. Теперь давайте подумаем из какого агрегатного состояния в какое переходил металл, когда его отливали для колец?

-Из жидкого в твёрдое. Тогда кристаллическая решётка образовывалась.

Верно. Этот процесс называется отвердевание.

IV.   Объяснение нового материала:

-Правильно, тогда запишем определение. Открываем тетради и записываем тему урока. Называю тему урока «Плавление и отвердивание кристаллических тел.»

-Дети записывают тему урока

-Дальше запишем определение которое сформулировали.

Повторяю, определение, дети записывают.

Хорошо, давайте вспомним с чём заключается особенность твёрдых тел.

- Основой строения кристаллического тела является кристаллическая решётка

Показываю модель кристаллической решётки

-Мы знаем, что молекулы в кристаллическом теле имеют строго определённое положение равновесия относительно которого колеблются молекулы. Тогда скажите какая энергия будет преобладать внутри такого у тела в твёрдом агрегатном состоянии потенциальная или кинетическая?

- Потенциальная энергия будет больше чем кинетическая.

-Здорово, причём потенциальная энергия гораздо больше чем кинетическая потому, что потенциальная энергия зависит от положения материальных точек, составляющих систему, кинетическая энергия завит от скорости движения точек. Какая преобладать внутри такого у тела в жидком агрегатном состоянии?

-Кинетическая. Так как расстояние между молекулами дольше, значит и взаимодействие не такое сильное.

-Не совсем верно, да, расстояние между молекула больше, но не достаточно большое и скорость движения, конечно, больше что у тела, находящегося в твёрдом агрегатном состоянии, но не такая большая, чтобы кинетическая энергия преобладала. Поэтому потенциальная больше кинетической. Какая энергия будет больше в газообразном агрегатном состоянии?

-Кинетическая больше чем потенциальная.

-Верно, только кинетическая будет гораздо больше потенциальной, потому что молекулы в газообразном состоянии вещества очень быстро двигаются, а взаимодействие происходит очень редко. Давайте запишем то, что мы сейчас обсудили.

Включаю слайд №2. Дети переносят к себе в тетрадь табличку.

Убеждаюсь в том, что все дописали, походя по классу и проверяя тетради.

-Хорошо. Вот Фродо преодолел нелёгкий пути, чтобы пробить кольцо в жерло вулкана, но почему нельзя было просто бросить его в костёр?

 -Недостаточная была температура плавления.

Верно, к тому же костёр в конце концов бы потух и при остывании металла, молекулы всё равно выстроились к кристаллическую решетку. Что же такое температура плавления?

-Температура при которой вещество плавиться.

-Правильно. Запишем к себе в тетрадь. Диктую определение температуры плавления. Посмотрите на таблицу с температурами плавления разных веществ в учебнике на стр. 39)

-Для того чтобы вещество расплавило нужно что с ним сделать?

-Нагреть. Увеличить температуру тела.

Здорово.

V. Рассмотрим график плавления. (На слайде появляется график)

- Сначала температура тела увеличивается до температуры плавления. И до этого молекулы сохраняют свой порядок, что характерно для твёрдого тела. По достижении температуры плавления, порядок нарушается, поскольку тело переходит в жидкое состояние. Его температура какое-то время остаётся постоянной, о чем свидетельствует горизонтальный участок графика. После того, как тело полностью расплавилось, температура снова начала увеличиваться.

Перерисуйте график к себе в тетрадь.

-Что происходит с температурой тела при нагревании?

-Увеличивается.

Запишем 1.  При нагревании увеличивается температура тела.

-Что происходит со скорость колебания частиц.

-увеличивается.

-Правильно, возрастает. Запишем. 2.  Скорость колебания частиц возрастает.

--Правильно, при этом внутренняя энергия тела что сделает?

-Увеличиться.

-Верно. Такое тело называется рабочим. Запишем. 3. Увеличивается внутренняя энергия тела.

-При нагревании тела до температуры плавления кристаллическая решетка…

-Разрушается.

Запишем. 4.  Когда тело нагревается до температуры плавления, кристаллическая решетка начинает разрушаться.

-Следовательно, внутренняя энергия тела идёт на …

-Разрушение кристаллической решетки. 

Запишем. 5.  Энергия нагревателя идет на разрушение кристаллической решётки.

Для того чтобы определить какое количество теплоты нужно передать телу нужно знать такую физическую величину,  как удельная теплота плавления. Она показывает какое  количество теплоты необходимо для превращения 1 кг кристаллического вещества, взятого при температуре плавления, в жидкость той же температуры.

Запишем определение. Диктую определение.

Эта величина обозначается λ «ламбда» и измеряется в [Дж/кг]

Что нам нужно ещё знать для того чтобы определи какое количество теплоты нужно передать телу для плавления?

-его массу.

-Правильно, запишем формулу Q=m *λ [Дж]

VI. Закрепление

1.Что случить с банкой наполненной водой выставить на мороз?

(Вода замёрзнет, а бутылка лопнет, потому что плотность льда, равная 916,7 кг/м³ при 0 °C, меньше плотности воды (999,8 кг/м³) при той же температуре. Поэтому вода, превращаясь в лёд, увеличивает свой объём примерно на 9 %.)

2.Если занести в комнату с t = 0 С лёд t = 0 С и воду t = 0 С. Что будет происходить? (Ничего: для плавления нужна энергия, а взять негде; для отвердевания надо отдать энергию, но некуда, т.к. теплообмен происходит только при разности температур). 

3. Рассмотрев график плавления вещества, дайте ответы на вопросы: Для какого вещества составлен график? (воспользовавшись таблицей на стр.39)

С) Медь

Б) Олово

А) Латунь

4. На рисунке изображены графики зависимости изменения температуры от времени двух тел одинаковой массы.
У какого из этих тел выше температура плавления?
У какого тела больше удельная теплота плавления?

VII. Итог урока:

Откройте дневники, запишите домашнее задание :  §12, упр.11.

 Рефлексия:

-Вы были активны на уроке?

-Сумели ли вы показать свои знания?

-А получили ли новые знания?

-Вы с удовольствием будете выполнять домашнее задание?

-В чём испытывали трудности?

-Спасибо за работу!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...