Диагностика социальных компетенций
учебно-методическое пособие по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Колещатова Наталья Васильевна

 Диагностика социальной компетентности обучающегося

Шкала разработана А.М. Прихожан 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sotsialnyh_kompetentsiy.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика социальной компетентности обучающегося

Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

Экспериментальный материал.

Бланк методики. На первой странице бланка проставляются сведения об обучающемся (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.), указывается кем дана оценка социальной компетентности подростка.

Порядок проведения.

Методика проводится педагогами.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

  1. б. — обучающийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
  2. 6. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
  3. б. — не владеет

В графе «Примечания» можно записать ответ, указать другие сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).

Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.

Обработка результатов

1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 1).

Таблица 1

Группа

Количество

баллов

Социальный

возраст

Группа

Количество

баллов

Социальный

возраст

Девочки

102—108

9

Мальчики

95—108

9

96—101

10

88—94

10

89—95

11

81—87

11

82—88

12

74—80

12

75—81

13

67—73

13

70—76

14

62—66

14

63—69

15

57—61

15

56—62

16

50—56

16

49—36

17

43—36

17

2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:

СК=(СВ-ХВ)0,1 где:        •

СК — коэффициент социальной компетентности СВ — социальный возраст (определяется по таблице 1) ХВ — хронологический возраст

  1. В соответствии с ключом (таблица 2) вычисляется балл по каждой субшкале.

Таблица 2.

Субшкала

Шифр

суб

шкалы

Пункты

1.

Самостоятельность

С

2

8 | 16 | 20 | 31 | 36

2.

Уверенность в себе

У

1

13

19

22

27

33

3.

Отношение к своим обязанностям

Об

6

10

24

26

28

35

4.

Развитие общения

О

4

12

15

23

30

34

5.

Организованность, развитие произвольности

П

3

9

14

17

29

32

6.

Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями

и

5

7

11

18

21

25

4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.

Таблица 3

Субшкала

Девочки

Мальчики

Баллы

Социальный

возраст

Баллы

Социальный

возраст

Самостоятельность

15—18

9—11

17—18

9—10

13—14

12—13

15—16

11—12

10—12

14

12—14

13—14

7—9

15—16

9—11

15

6

17

6—8

16—17

Уверенность в себе

16—18

9—11

15—18

9—10

12—15

12

12—14

11

11

13

10—11

12

8—10

14—15

7—9

13—14

6—7

16—17

6

15—17

Отношение к своим обязанностям

10—18

9—12

15—18

9—11

8—9

13—15

12—14

12—14

6—7

16—17

8—11

15—16

6—7

17

Развитие общения

17—18

9

13—18

9—10

15—16

10—11

10—12

11—12

12—14

12—13

7—9

13—15

9—11

14—16

6

16—17

6—8

17

Организованность, развитие произвольности

15—18

9—11

11—18

9—10

12—14

12—13

10—12

11—12

9—11

14—15

7—9

13—14

6—8

16—17

6

15—17

Интерес к социальной жизни

17—18

9—10

14—18

9—11

15—16

11

9—13

12—14

10—14

12—13

6—8

15—17

8—9

14—15

6—7

16—17

  1. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле: СК=(СВ-ХВ) 0,1 где:

СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере СВ — социальный возраст (определяется по таблице 3)

ХВ — хронологический возраст

Интерпретация результатов.

Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности.

Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от —1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

  • 0—0,5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
  • 0,6—0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников.
  • 0,76—1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.
  • 0—(-0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
  • (-0,6)—(-0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.
  • (-0,76)—(-1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.

Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы

«опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствую-

щую психолого-педагогическую программу.

Субшкалы

Сырой балл

Социальный возраст

1. Самостоятельность (С)

2. Уверенность в себе (У)

3. Отношение к своим обязанностям (Об)

4. Развитие общения (О)

5. Организованность, развитие произвольности

(П)

6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями (И)

Бланк методики “Шкала социальной компетентности”

Ф.И. школьника         Школа        

Возраст         Класс        

Кто заполняет бланк (мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель) нужное подчеркнуть)

Дата проведения        

Результаты

Показатели

Значения

Сырой балл

Социальный возраст

Коэффициент социальной компетенции

Внимательно прочтите каждое предложение, оцените, насколько подросток владеет указанным навыком, умением, указанной формой поведения.

Не думайте долго над ответом.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

  1. б. — подросток полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
  2. б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
  3. б. — не владеет

Шифр

суб

шкалы

Пункт шкалы

Оценка

Примечания

1 б

26

3 б

1.

У

Обладает чувством собственного достоинства

2.

С

Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки

3.

п

Умеет принимать решения и выполнять их

4.

О

Имеет друзей-сверстников

5.

и

Интересуется происходящим в стране и мире

6.

Об

Ответственно относится к школьным обязанностям

7.

и

Любит читать

8.

с

Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы

9.

п

Выполняет намеченное дело до конца

10.

Об

Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой

11.

и

Читает газеты, журналы

12.

О

Умеет прийти на помощь другому человеку

13.

У

Проявляет требовательность к себе

14.

п

Владеет средствами, способами достижения цели

15.

О

Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками

16.

с

Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги

17.

п

Может составить план выполнения задания и придерживаться его

18.

и

Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио

19.

У

Правильно реагирует на собственные неудачи

20.

с

Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга

21.

и

Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации

22.

У

Правильно относится к собственным успехам

23.

О

Можно полностью довериться, положиться

24.

Об

Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины

25.

и

Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т. п.)

26.

Об

Участвует в делах класса, школы

27.

У

Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности

28.

Об

Выполняет повседневную работу по дому

29.

П

Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь

30.

О

Получает удовольствие от общения со сверстниками

31.

С

Самостоятельно распределяет свое время

32.

п

Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчиняться им

33.

У

Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни

34.

О

Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих

35.

Об

Без напоминаний выполняет домашние задания

36.

С

Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями

ПРОФИЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        КЛАССА

(на начало реализации программы)

« »        20 г.

ФИО

обу

чающе

гося

коэффициент социальной компетентности

Отметка об организации работы с психологом

/

Само-

стоятель

ность

(С)

Уверенность в себе (У)

Отношения к своим обязанностям (Об.)

Разви

тие

обще

ния

(О)

Органи

зован

ность

(П)

Интерес к жизни (И)

ПРОФИЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        КЛАССА

(по итогам реализации программы)

« »        20 г.

ФИО

обу

чающе

гося

Коэффициент социальной компетентности

Наличие / отсутствие положительной динамики

Само-

стоятель

ность

(С)

Уверенность в себе У)

Отношения к своим обязанностям (Об.)

Развитие

общения

(О)

Орга-

низо-

ван-

ность

(П)

Интерес к жизни

(И)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство диагностики ключевых компетенций учащихся

Одной  из ключевых идей модернизации образования является активное использование проектной деятельности. Суть проектной деятельности состоит в том, чтобы сделать её средой для формирования и разв...

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 5-х КЛАССОВ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТА)

Для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и интеллектуального развития, инструмент познания и самореализации. От уровня речевого развития зависят дальнейшие уче...

Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».

В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматрива...

Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома

Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и  поддержании условий для самореализа...

Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании

Как сопровождать и адаптировать несовершеннолетних "группы риска"посредством дополнительного образования. Использование программ с психологическими тренингами, профилактическим материалом, п...