Понятийно-терминологическая игра по теме «Тепловые явления» «Устами восьмиклассников»
методическая разработка по физике (8 класс)

Игра позволяет развивать универсальные учебные действия у обучающихся как способ достижения метапредметных результатов обучения физики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Понятийно-терминологическая игра по теме «Тепловые явления»

«Устами восьмиклассников»

Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

В. А. Сухомлинский

Игра позволяет развивать универсальные учебные действия у обучающихся как способ достижения метапредметных результатов обучения физики.

В широком смысле — это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта.

 В узком смысле — это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом: УУД — это разносторонние и многофункциональные учебные действия интегративного характера, направленные на достижение образовательных, а также социально значимых и жизненно важных целей

Игра — один из видов коллективной работы. Участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, несопоставимое с воздействием других по форме обучения. Игра требует от ее участников большой самостоятельности, инициативы, стимулирует соревновательность.

Новые возможности проведения игр открывают компьютеры: в них можно заложить разнообразную информацию в виде текста, статистических материалов. 

Цель игры: 

  • Изучить ключевые понятия и важнейшие термины, раскрывающие сущность тепловых явлений и роль этих явлений в природе и быту.
  • повысить интерес учащихся к предмету;
  • развивать познавательные способности учащихся;
  • развивать навыки общения, коллективного взаимодействия;

Задачи игры: 

  • Повысить познавательную активность и коммуникационные способности обучающихся в процессе обучения.
  • выявить учащихся, увлеченных предметом, имеющих стабильные знания.
  • Привить навыки организации и проведения дискуссии на основе метода действия малых групп.
  • Научить самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по темам учебного курса.
  • Научить адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень подготовки по учебному курсу.

Организация игры: обучающиеся подразделяется на дискуссионные подгруппы по восемь человек в каждой, а затем выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии.

1.Объяснялки  

На этом этапе каждой подгруппе предлагается дать определение (устно) ключевых понятий по изучаемой теме:

Необходимо объяснить одно из понятий, используя вначале правильные, но не однозначные определения (см приложение 1)

(Теплопроводность.Конвекция.Излучение.

Плавление.Отвердевание.Кипение.Испарение.Конденсация)

Участники игры поочередно устраивают друг другу миниэкзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного понятия, отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых понятий.

2 Показалки

Необходимо продемонстрировать опыт, эксперимент (можно представить презентацию) , который должен объяснить соперник

Оценивается и  презентация и ответ соперников

3 Узнавалки

Необходимо описать личность ученого по схеме

Интересный факт из  жизни ученого

Место жительства и работы. Научное достижение.

(Джоуль, Дизель, Цельсий, Кельвин, )

4 Реклама прибора (устройства, материалов, приспособлений)

5 Агитвыступление (спич)

На этом этапе каждая подгруппа в течение следующих 10 минут составляет связный текст   о учете и применении тепловых явлений , (Парниковый эффект. Ночной бриз. Теплоизоляционные материалы. Теплый дом).

В экспертную комиссию от каждой подгруппы приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой подгруппы.

Протокол

I команда

 II команда

III команда

Раунд и критерии оценивания

вопрос

ответ

вопрос

ответ

1

Объяснялки

Физическое явление.

1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)

 2. Условия, при которых протекает явление.

3. Связь данного явления с другими.

4. Объяснение явления на основе научной теории.

5. Примеры использования явления на практике (или проявления в природе) 

2

Показалки

Физический опыт.

1. Цель опыта

2. Схема опыта

3. Условия, при которых осуществляется опыт.

4. Ход опыта.

5. Результат опыта (его интерпретация) 

3

Узнавалки

  • биография,

  • изобретения,

  • факты из жизни

4

Реклама прибора (устройства, материалов, приспособлений)

Прибор, механизм, машина.

1. Назначение устройства.

2. Схема устройства.

3. Принцип действия устройства

4. Правила пользования и применение устройства.

5

Агитвыступление (спич)

• количество использованных понятий, вошедших в термино- карту;

• точность в употреблении понятий, количество правильно использованных понятий;

• занимательность текста и исполнительское мастерство прочтения.

По итогам проведения игры участникам, успешно справившимся с заданиями, выставляется общая оценка по конкретной теме занятий.

Следует отметить, что терминологическая игра способствует не только углубленному изучению темы в пределах школьного курса, но и развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у учащихся внутренних мотивов к обучению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способствует сближению учителя и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

Игра по теме "Тепловые явления"

Игра проводится в форме "Морской бой"....

конспект урока - игры по теме "Тепловые явления"

Данный урок - повторение  по теме "Тепловые явления" можно проводить перед подготовкой к контрольной работе или после нее, а также в качестве внеклассного мераприятия. Основной задачей...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Урок-игра по физике "Тепловые явления"

Данный урок напревлен на повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач.Основные задачи урока-игры:- Образ...

Интеллектуальная игра для 8 класса «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления».

Работа была написана для использования как внеклассное мероприятие. Данная работа развивает интерес к предмету....

игра по теме "тепловые явления" 8 класс

Игра по теме "тепловые явления" "Что нам стоит дом построить", выполнил учитель физики Качмашева Н.Д., гимназия 177, Санкт-Петербург...