Урок физики "Собирающая линза" 11 класс
план-конспект урока по физике (11 класс)

Смирнова Светлана Георгиевна

 Для решения задач используется формула тонкой линзы, увеличения линзы. Рассматриваются построение изображения предмета в собирающей и рассеивающей линзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sobirayushchaya_linza.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  Решение задач по теме «Собирающая линза» 11 кл

                                                            Учитель Смирнова С.Г.

                                                            г. Саранск, МОУ «Луховский лицей»

Тип урока: Урок-практикум.

Цель урока: Привить умение применять формулу тонкой линзы и навыки построения изображений в тонкой линзе при решении задач

 Задачи урока:

Образовательные: повторить формулу тонкой линзы, увеличения линзы, оптической силы линзы

Развивающие: развивать внимание и речь, совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные  формировать целостное представление обучающихся о мире (природе, обществе и самом себе), о роли и месте физики в системе наук.

Оборудование:  компьютер учителя, мультимедийный проектор, Физика 7-11 Библиотека электронных наглядных пособий. “Кирилл и Мефодий”.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Организация внимания учащихся

Тема урока: Решение задач «Линзы, оптическая сила линзы»»

3. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы повторим формулу тонкой линзы, увеличения линзы, оптической силы линзы, чтобы применить имеющиеся знания при решении задач

-Запишите формулу тонкой линзы

- Запишите формулу увеличения линзы

-Запишите формулу оптической силы линзы

-Ход каких лучей известен при построении изображения в тонкой линзе?

-Какие знаки имеют члены в формуле тонкой линзы? От чего этозависит?

Изучение нового материала (решение задач)

Задача 1. Предмет высотой 6 см расположен на горизонтальной главной оптической оси тонкой собирающей линзы на расстоянии 30 см от её оптического центра. Высота изображения предмета 12 см. Найдите фокусное расстояние линзы.

Решение.

Нарисуем рисунок, в котором проведем лучи от предмета к его изображению в линзе (см. рисунок ниже). На этом рисунке фокусное расстояние обозначено буквой F.

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/13_26.files/image001.jpg

Найдем сначала расстояние OC из двух подобных треугольников AOB и COD. Для их сторон можно записать следующее соотношение:

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/13_26.files/image002.gif,

откуда

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/13_26.files/image003.gif.

Фокусное расстояние F можно найти из уравнения собирающей линзы:

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/13_26.files/image004.gif,откуда

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/13_26.files/image005.gif см.

Задача 2. Предмет расположен перпендикулярно главной оптической оси тонкой собирающей линзы с оптической силой 10 дптр. Расстояние от предмета до линзы равно 30 см. Определите расстояние от линзы до изображения предмета.

Решение.

Оптическая сила линзы в d=10 диоптрий означает, что ее фокусное расстояние F равно

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/1_26.files/image001.gif метр

что составляет 10 см. Найдем расстояние от линзы до изображения предмета, используя соотношение для тонкой линзы:

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/1_26.files/image002.gif,

где http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/1_26.files/image003.gif - расстояние от предмета до линзы; http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/1_26.files/image004.gif - расстояние от линзы до изображения предмета. Из последней формулы имеем:

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/1_26.files/image005.gif см.

Задача 3. Предмет расположен перпендикулярно главной оптической оси тонкой собирающей линзы с оптической силой 5 дптр. Расстояние от линзы до действительного изображения предмета равно 30 см. Определите расстояние от предмета до линзы.

Решение.

Оптическая сила линзы в d=5 диоптрий означает, что ее фокусное расстояние F равно

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_26.files/image001.gif метр

что составляет 20 см. Найдем расстояние от линзы до изображения предмета, используя соотношение для тонкой линзы:

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_26.files/image002.gif,

где http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_26.files/image003.gif - расстояние от предмета до линзы; http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_26.files/image004.gif - расстояние от линзы до изображения предмета. Из последней формулы имеем:

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_26.files/image005.gif см.

Задача 4. Тонкая линза Л даёт чёткое действительное изображение предмета АВ на экране Э (см. рис. 1). Что произойдёт с изображением предмета на экране, если верхнюю половину линзы закрыть куском чёрного картона К (см. рис. 2)? Постройте изображение предмета в обоих случаях. Ответ поясните, указав, какие физические закономерности Вы использовали для объяснения.

Рис. 1

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/20_27.files/image002.jpg

1. Изображением точки в тонкой линзе служит точка. В данной задаче это значит, что все лучи от любой точки предмета, давая действительное изображение, пересекаются за линзой в одной точке.

2. Пока картон не мешает, построим изображение в линзе предмета АВ, используя лучи, исходящие из точки В (см. рисунок 1). Проведя луч 1 через центр линзы, находим точку В' — изображение точки В. Проводим луч 2, попутно находя задний фокус линзы. Затем проводим лучи 3 и 4,

3. Кусок картона К перехватывает лучи 1 и 2, но никак не влияет на ход лучей 3 и 4 (см. рисунок 2). Благодаря этим и аналогичным им лучам изображение предмета продолжает существовать на прежнем месте, не меняя формы, но становится темнее, т.к. часть лучей (например, лучи 1 и 2) больше не участвуют в построении изображения.

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/20_27.files/image003.jpghttp://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/20_27.files/image004.jpg

На дом.

Изображение миллиметрового деления шкалы, расположенной перед линзой на расстоянии d = 12,5 см, имеет на экране длину H = 2,4 см. Определите фокусное расстояние F линзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....