Практико-значимый проект по физике 11 класс
методическая разработка по физике (11 класс)

Юдина Елена Васильевна

Практико-значимый проект по физике в 11 классе на тему: "Развитие средств связи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimyy_proekt.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект по теме

«Развитие средств связи»

Учитель физики: Юдина Е.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           стр.3

1. Направление проектной деятельности                                                             4

2. Цель и задачи учебного проекта                                                                       5

3. Этапы выполнения учебного проекта                                                              6

4. Методические рекомендации по реализации учебного проекта                   8

5. Критерии оценки результатов выполнения учебного проекта                     10

6. Возможные варианты представления учебного проекта                               11

Заключение                                                                                                            12

Список литературы                                                                                               13

Введение

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Подобные задачи можно решить, используя проектную технологию в образовательном процессе.

Проекты органично вписываются в учебный процесс. При использовании метода проектов на уроках физики создается такая проблемная ситуация, в результате которой учащиеся самостоятельно формируют исследовательские проблемы. Учащиеся делятся своими идеями, мыслями, предлагают разработки, взаимодействуют друг с другом в группах и с учителем, а также с родителями. В качестве примера  хочу привести  проект выполненный учениками 11 класса по теме: «Развитие средств связи».

Актуальность темы исследования. В жизни современного общества средства связи играют огромную интегрирующую роль. Уровень их развития является важнейшим показателем социального прогресса. В условиях глобального сообщества инфокоммуникационные технологии охватили все сферы деятельности человека. В настоящее время они позволяют по-новому формировать систему взаимодействия людей, знаний, культур.

Начиная с последней четверти XX века трансформационные процессы в обществе во многом обуславливаются огромным прорывом в развитии средств связи. Однако при очевидно возросшем значении инфокоммуникационных технологий история средств связи остается малоизученной. Между тем она представляет существенный интерес для понимания процессов развития общества, является неотъемлемой частью истории стран, отдельных регионов.

1.Направление проектной деятельности

Данный проект связан с анализом исторического материала.

 Использование исторического материала в преподавании физики позволяет решать многие задачи. Одна из первых - пробуждение устойчивого интереса к физике – науке, вторая – повышение качества усвоения научных знаний, формирование научного миропонимания, наконец, история физики позволяет раскрыть перед учащимися общие закономерности и принципы научного познания.

2.Цели и задачи учебного проекта

Цель: Изучить этапы эволюции средств связи.

Задачи:

- Подобрать материал, о появлении средств связи начиная с доисторической эпохи.

- Провести анализ динамики развития средств связи.

- По результатам исследования подготовить учебное пособие и презентацию.

Гипотеза.

Средства связи эволюционируют.

3.Этапы выполнения учебного проекта

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом можно разбить на три основных этапа:  подготовительный, основной и заключительный, каждый из которых решает свои задачи.

На первом этапе проводится установочное занятие с учащимися, на котором им:

- сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта;

- формируется мотивация к выполнению проекта;

- определяется общее направление работы.

На этом этапе учитель:

- обращает внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

- анализирует ход, сроки и этапы работы над проектом;

- создает ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

На втором этапе:

- проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями;

- определяются цели, задачи, структура и форма группового проекта;

- определяется поле деятельности, составляется план работы.

На этом этапе учитель должен:

- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

- выделить среди них наиболее удачные;

- помочь учащимся составить план работы над проектом.

На третьем этапе:

- проводится обработка полученной информации;

- интерпретируются факты, делаются выводы;

- уточняется и корректируется структура исследования;

- учащиеся представляют свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы.

На этом этапе учитель:

- помогает участникам проекта в выявлении проблем, в поиске путей их решения;

- продумывает формы совместного обсуждения полученных результатов;

- помогает выбрать форму представления проекта;

- определяет время и форму защиты проекта;

- готовит сценарий;

- анализирует результаты работы над проектом.

4. Методические рекомендации по реализации учебного проекта

Первый этап: Погружение в тему проекта. Учитель формирует тему, ее актуальность, цель, задачи.

Тема «Развитие средств связи».

-Актуальность этой темы очевидна, современный человек не представляет себе жизни без средств связи. Но так было не всегда, а как было…? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в рамках нашего проекта.

Цель проекта:  Изучить этапы эволюции средств связи.

(Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Требования к цели: должна быть реалистична, должна  быть разделена на мелкие составляющие, должна быть диагностируема ). Объект исследования: первые средства связи, телеграф, радио, телефон, телевидение, интернет.

Гипотеза: Средства связи эволюционируют.

(Гипотеза – это возможные способы решения по реализации поставленной проблемы и результатов предстоящего исследования).

Задачи:

- Подобрать материал, о появлении средств связи начиная с доисторической эпохи.

- Провести анализ динамики развития средств связи.

- По результатам исследования подготовить учебное пособие и презентацию.

(Задача в проекте – это конкретная часть цели, которую предстоит реализовать; получить желаемый результат деятельности).

Второй этап (основной). Учитель организует разбивку на группы.

Учитель выделяет из класса шесть руководителей и одну экспертную группу в составе трех человек. Функции экспертной группы: 1- оформление итогового учебного пособия; 2 – создание общей презентации; 3 -  оформление класса для защиты проектов; 4 – оценивание защиты проектов.  Каждому руководителю озвучивается  список подтем (это - первые средства связи, телеграф, радио, телефон, телевидение, интернет) для исследования и предлагается самостоятельно набрать группы. Учащиеся, по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом. Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируются с учителем. Учитель предлагает план по которому дети должны работать: 1- историческая справка (история того как этот вид связи зародился, кто стоял у истоков, какие открытия привели к появлению данного вида связи); 2- динамика развития (что было и  проследить, что стало); 3- актуальность (используется ли данный вид связи сейчас и каковы  перспективы). Учащиеся на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, интернете. Проводят систематизацию собранной информации. Далее начинается работа над поиском идей как оформить свою работу и защиту.

Третий этап (заключительный).

Отчет по проекту оформить в виде учебного пособия и презентации. Защита проектов на уроке – конференции.

(Группы сдают свой реферат и презентацию по конкретной теме в экспертную группу, которая на основании их данных оформляет общий продукт проекта).

5. Критерии оценки результатов выполнения учебного проекта

Оценивание проекта проходит в два этапа:

1.Самооценка (оценивается каждый член группы по пятибалльной системе, решающее слово за руководителем группы), критерий один – личный вклад каждого;

2. Экспертное оценивание группы (по итогам выдаются дипломы первой и второй степени).

Критерии для экспертов (каждый до 10 баллов) :

- соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам проекта:

- понимание проблемы и глубина её раскрытия:

- структура и логичность сообщения, которая обеспечивает понимание и доступность содержания:

- культура выступления:

- грамотность речи:

- наличие и целесообразность использования наглядности, уровень её представления:

- культура  дискуссии (умение понять собеседника и убедительно ответить на вопрос):

- качество оформления работы и презентации:

- анализ хода работы, выводы;

- соблюдение регламента (не более 7 минут);

- особое мнение экспертов.

Диплом первой степени: от 85 – 100 баллов.

Диплом второй степени: от  60 – 84 баллов.

6. Возможные варианты представления учебного проекта

Существует огромное количество представлений учебного проекта: реферат, презентация, видеоролик, модель прибора и т. д.

Защита группового проекта «развитие средств связи» происходила на уроке- конференции с вручением дипломов 1 и 2 степени.

К защите каждая группа подошла  индивидуально. Кроме изложения материала и презентации , ребята оформляли  класс различными предметами. Так при защите первой группы на столе находились посылочные коробки нового и старого образца, конверты, марки, почтовые открытки. При защите темы «телефон» на столе было несколько моделей стационарных и сотовых телефонов. При защите темы «радио» ребята демонстрировали работу собранного ими радио из конструктора. Мальчики из группы, освещающей телеграф, собрали простейшую цепь на дощечке, состоящей из батарейки, кнопки, лампочки и проводов. Данную модель применили для подачи световых сигналов, как более коротких, так и более длинных, эмитируя тем самым работу «телеграфа», предварительно раздав зрителям азбуку Морзе  и предложив отгадать несколько букв. Ребята из «телевидения» устроили телемост, заранее сделав видеозапись. Защита проходила в контексте общения  журналистов находящихся в «студии» и в «телевизоре».

Заключение

Центральным вопросом работы является анализ развития средств связи. В работе рассматривается теоретический материал о истории возникновения тех или иных видов связи, их эволюция. В ходе работы над проектом ребята  пришли к выводу, что средства связи эволюционируют. Появление одного вида связи делало предпосылки для появления другого, также приводило к развитию нужной инфраструктуры. Так первоначально традиционный вид связи как почтовое сообщение претерпел существенные изменения. Эта информация доставляется по железным дорогам и самолетами взамен старинных почтовых карет. С развитием науки и техники появляются новые виды связи. В 19 веке появляется проволочный телеграф, по которому информация передавалась с помощью азбуки Морзе, а затем был изобретен телеграф, в котором точки и тире были заменены буквами. Но этот вид связи требовал протяженных линий передач, прокладки кабелей под землей и водой, в которых информация передавалась посредством электрических сигналов. Все это явилось предпосылками для появления телефона. В конце 19 века появилась радиосвязь – беспроволочная передача электрических сигналов на большие расстояния с помощью радиоволн. Развитие этого вида связи привело к появлению мощных передатчиков и чувствительных приемников. После того как был изобретен телефон , были найдены способы осуществления дальней радиосвязи. Существенными достижениями в развитии средств связи явились изобретения фототелеграфа и телевизионной связи. На смену старым телевизионным приемникам пришли приемники нового поколения, способные принимать передачи цифровые и аналоговые. Настоящая революция в развитии средств связи произошла с появлением всемирной системы общедоступных электронных сетей, которая носит обобщающее название Интернет.

 

Литература

1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990г.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М.,2003г.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М., Владос, 2001г.

4. Чуянов В.А. Энциклопедический словарь юного физика. – М., Педагогика, 1984г.

5. http://nsportal,ru

6. http://festival.1sentember.ru

7. http://scools.techno.ru


Приложения

- Приложение 1 – презентация к практико-значимой работе.

- Приложение 2– конспект урока.

- Приложение 3– презентация к уроку.


Приложение 2.

Урок на тему: «Развитие средств связи».

Цели урока:

•        Образовательная: закрепить знания учащихся по данной теме, оценить положительные и отрицательные стороны используемых в современной жизни средств связи, Расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к предмету.

•        Воспитательная: формирование мировоззрения учащихся, воспитание чувства ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать оппонента, уважать точку зрения оппонента.

•        Развивающая: развить умения выделять главное, работать с дополнительной литературой, приводить нужные аргументы, доказательно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

 компьютер , мультимедийный проектор, презентации, телевизор, видеомагнитофон, модели радио и телеграфа, телефон, конверты, коллекция марок, плакат с головоломкой.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте! Мы завершаем прохождение темы «Электромагнитные волны», теперь вы знаете, что они собой представляют, какими свойствами обладают, на каких принципах  основана работа коммуникационных систем, развитие которых сейчас происходит очень стремительно. Поэтому мы сегодня проведём не совсем обычный обобщающий урок, посвященный распространению информации в мире, урок – конференцию, которая посвящена практическому применению данных волн. Чтобы определиться с названием конференции я предлагаю вам отгадать представленную  на  доске  головоломку,  расшифровав её вы найдете ключевые слова , которые и станут темой нашей конференции.

1 минута на  разгадывание головоломки. Результат – объявление темы конференции. На экране появляется ствол дерева, корни которого представляют слова темы «развитие средств связи», затем появляются ветви, на каждой из которых название мини проекта: 1) голубиная и почтовая связь; 2) телеграфная связь; 3) телефонная связь; 4) радиосвязь; 5) телевидение; 6) интернет.

Каждая ветвь раскрывается в презентацию.

Учитель:  Конференция объявляется открытой, в ней принимают участие 6 исследовательских групп, также имеется экспертное бюро, которое будет внимательно следить за  ходом защиты мини проектов. Слово представляется группе « почтовые голуби», которые поведают о первых видах связи,  руководитель группы – Пиманкина  Софья.

Группа защищает свой проект, сопровождающийся  презентацией.

Вопросы от оппонентов:

  - актуальна ли почта в современном мире?

   - пользуетесь ли вы услугами почтовой связи, если да, то какими?

Учитель: спасибо, занимайте свои места,  для защиты следующего мини проекта приглашается группа  Андреевой  Алины  и я так понимаю речь пойдет о телеграфе.

Группа защищает свой проект, сопровождающийся  презентацией, также представляют изготовленный ими макет простейшего телеграфа. Предлагают отгадать слово, зашифрованное с помощью азбуки Морзе (предварительно раздав листочки с азбукой другим группам).

Вопросы от оппонентов:

  - меня интересует вопрос актуальности телеграфа в современном мире?

Учитель: спасибо, занимайте свои места.

Раздаются  телефонные звонки.

Учитель: да да вы совершенно правы, следующий вид  связи – телефония и сюда приглашается группа  Ангеровой  Алины.

Группа защищает свой проект, сопровождающийся  презентацией.

Вопросы от оппонентов:

 - сейчас есть у всех сотовые телефоны, даже у самых маленьких и стареньких, безусловно, это удобно, но меня интересует вот такой вопрос, вопрос влияния сотовой связи на здоровье, опасно это или безопасно? И какие меры можно предпринять?

Учитель:  с этих звуков начиналось каждое утро советского человека дома,  на предприятии и в школе.

Звучит запись со старого радио - зарядки, дети выполняют движения.

Учитель: как вы наверное догадались речь пойдет о радио. И я приглашаю группу Гаджиевой Ариадны.

Группа защищает свой проект, сопровождающийся  презентацией, представлением работающего радио, изготовленного из конструктора.

Вопросы от оппонентов:

 - слушаете ли вы радио, если да то какое? Какие функции наложено на радио в современном мире?

Учитель: спасибо, занимайте свои места.

Учитель: следующей вехой в развитии коммуникационных систем стало телевидение, о чем поведает группа Щербаковой Анастасии, пожалуйста…

Группа защищает свой проект, сопровождающийся  презентацией .

Вопросы от оппонентов:

 - сейчас в особенности дети очень много сидят у экранов телевизоров, родителям удобно посадил ребенка за мультик и свободен, как вы считаете, отражается ли это на физическом и эмоциональном здоровье?

Учитель: спасибо, занимайте свои места.

Учитель: кстати, а чем это у меня занята Бондарева Лиза?

- сижу в контакте

-а что такое контакт?

-социальная сеть.

-я так понимаю, речь идет об интернете, ну что ж Лиза вам слово.

Группа защищает свой проект, сопровождающийся  презентацией .

Вопросы от оппонентов:

 -какую роль в вашей жизни играет интернет?

- чем он вам полезен?

- усложнилась бы ваша жизнь из  за его отсутствия?

Учитель: наша конференция подходит к концу, слово представляется председателю экспертной группы Громовой Полине:

Мы внимательно следили за выступлениями групп и пришли к выводу, что ребятам удалось в ходе их исследовательской деятельности найти большой объём информации, адаптировать её для понимания каждого участника конференции, выгодно представить её, что значительно расширило наш кругозор. На наш взгляд было очень интересно, познавательно, а теперь нам хотелось бы вручить дипломы участникам конференции:

-диплом научного исследователя вручается группе………..(всем 6 группам).

Учитель: спасибо, Полина, а как вы считаете ребята , удался ли у нас с вами урок? Узнали вы сегодня, чего ни будь нового и интересного для вас? А что особенно вам запомнилось?

А сейчас руководителей групп попрошу сдать аттестационные листы, с выставленными отметками членам ваших групп.

Ну а теперь всем предлагаю вспомнить, как начинался наш проект:

- месяц назад определение темы проекта, постановка целей и задач, разбивка на группы, выбор тем для мини проектов;

-далее работа в группах в урочное и неурочное время;

-результат нашей деятельности – альманах в печатном виде и общая презентация;

-и последнее –изучить по программе; - изучено в ходе исследовательской работы.

-И наконец, мне хотелось бы поблагодарить нашего системного администратора, Лаврентьеву Василису и вручить ей диплом лучшего дизайнера презентаций.

- урок окончен, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"

В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в ...

Практико-значимый проект «Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»

Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических ...