Конспект урока
план-конспект урока по физике (7 класс)

Уметбаева Айсылу Илдусовна

Конспект урока "Агрегатное состояние"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  (7 класс)

Тема: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Цели урока:

Образовательная – сформировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул.

Развивающая – развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная – способствовать привитию умственного труда, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, воздушный шарик, ножницы.

Этапы урока:

1. Оргмомент
2. Этап актуализации знаний
3. Мотивационный этап
4. Усвоение новых знаний
5. Упражнения на понимание
6. Самостоятельная работа
7. Обобщение знаний
8. Итог урока
9. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Ⅰ Организационный момент.

Приветствие уч-ся. Проверка присутствующих.

Ⅱ Актуализация знаний.

Давайте вспомним ранее изученное и ответим на вопросы. Помните, что отвечаем с поднятой руки.

1. Из чего состоят все тела
2. Мельчайшая частица вещества
3. Существуют между частицами вещества
4. Частица, входящая в состав молекулы
5. Явление, при котором вещества сами собой перемешиваются
6. Диффузия происходит потому, что молекулы находятся в …

Молодцы, на вопросы ответили! А, что мы с вами знаем о строении вещества?

Ⅲ Мотивационный этап.

Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ. 

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман

И летаю, и бегу,

И ручей, и океан

И стеклянной быть могу.

Да, это вода. В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, спирт – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар.

Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

Записываем тему урока

Чертим таблицу в тетради

Агрегатное состояние

Свойства

вещества

Расположение молекул

нарисовать

Расстояние между молекулами

Движение молекул

Твердое

Жидкое

Газообразное

Ⅳ Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства.

Свойства твердых тел.

В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

У вас на партах несколько твердых тел. Какую форму они имеют? (правильную, параллепипеда, цилиндра)

Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)

Можем мы определить объем твердых тел?

(Да, можем. По формуле: V=а*в*с)

Значит какой вывод мы можем сделать:

Вывод 1: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (заполняем табличку графу св-ва тв.тел)

Свойства жидкостей.

Теперь определим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды. (Учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в мензурки, для определения объема)

Что происходит с формой жидкости? (она меняется)

Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод 2: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. (Запись вывода в тетрадях)

Свойства газов.

Выясним, какими свойствами обладают газы. Учитель демонстрирует опыт с воздушным шариком. Сдавливаем надутый шарик, потом отпускаем. Воздух занимает весь шарик.

Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Когда мы сжимали шарик, нам это легко удавалось? (Да)

Что можем сказать о свойствах газов?

Вывод 3: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в тетрадях)

Давайте ещё раз назовем свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Как же можно объяснить эти свойства?

Вода, лед, водяной пар – это состояния одного и того же вещества, а значит, молекулы не отличаются друг от друга. Следовательно, нам надо выяснить, как эти молекулы расположены и как они движутся.

Работа с учебником. Учащиеся читают абзац, выделяют нужную информацию и вносят её в таблицу(столбцы расположение молекул, расстояние между молекулами, движение молекул).

Далее совместно с учителем подводят итог.

Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.

Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.

Твердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке расстояние между молекулами сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки, не могут перемещаться далеко от неё. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем.

Ⅴ Закрепление изученного материала.

1. Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?

2. Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород, азот?

3. Могут ли быть в газообразном состоянии при комнатной температуре: ртуть, железо?

Учащиеся выполняют краткий тест(приложение). Проверка теста.

Домашние задание: §

Ⅵ Рефлексия.

Было ли что-то на уроке, что до этого вам было не известно?

Что на уроке вызвало затруднение?

Что для вас было наиболее интересным?

Приложение

Тест. Вариант 1.

Какие из указанных свойств принадлежат газам?

А.  Имеют собственную форму.

Б.  Сохраняют объём.

В. Не имеют собственной формы и постоянного объёма.

Как расположены молекулы газа?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие расстояния.

В. Расположены в определенном порядке.

В каком состоянии может находиться ртуть?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в твердом.

Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 40% его вместимости?

А. Да, можно.

Б. Нет, нельзя.

В. Определенного ответа нет.

Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?

А. Нет, не изменились.

Б. Да, изменились.

В. Определенного ответа нет.

Тест. Вариант 2.

Какие из указанных свойств принадлежат жидкостям?

А.  Имеют собственную форму и объем.

Б.  Легко меняют форму, но сохраняют объем.

В. Не имеют собственной формы и постоянного объёма.

Как расположены молекулы в твердых телах?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие расстояния.

В. Расположены в определенном  (строгом) порядке.

В каком состоянии может находиться  чугун?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в твердом.

В бутылке находится вода объемом 0,2 л. Её переливают в колбу вместимостью 0,5 литра. Изменится ли объем воды?

А. Не изменится.

Б. Увеличится.

В. Уменьшится.

В помещениях, где пользуются медицинским эфиром, обычно сильно им пахнет. В каком состоянии находится эфир в помещении?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газообразном.

В. Только в газообразном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...