Новые санитарно-эпидемиологические нормы в рамках физического воспитания
методическая разработка по физкультуре по теме

Агеров Николай Львович

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:

· размещению общеобразовательного учреждения;

· участку общеобразовательного учреждения;

· зданию общеобразовательного учреждения;

· оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

· воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

· естественному и искусственному освещению;

· водоснабжению и канализации;

· помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

· режиму образовательного процесса;

· организации медицинского обслуживания обучающихся;

· санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

· организации питания обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые

 санитарно-эпидемиологические

нормы в рамках

физического воспитания

Агеров Николай Львович ,

учитель физической культуры

МОУ «Гимназия г.Вольска

 Саратовской области»

Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.
 

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» (статья 28).

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.11.02                                                Москва                                                      № 44

О введении в действие санитарно-

эпидемиологических правил

и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, № 14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательств Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 г., с 1 сентября 2003 г.

2. С момента введения СанПиН 2.4.2.1178-02, с 01.09.03, считать утратившим силу санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СП 2.4.2.782-99» (не подлежали государственной регистрации - письмо Минюста России от 22.09.99 № 7648-ЭР), утвержденные и введенные в действие приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.08.99 № 309, а также находившиеся на регистрации в Минюсте России и не зарегистрированные санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.1073-01» и СанПиН 2.4.2.1102-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.01 и 22.04.02.

  1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:

· размещению общеобразовательного учреждения;

· участку общеобразовательного учреждения;

· зданию общеобразовательного учреждения;

· оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

· воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

· естественному и искусственному освещению;

· водоснабжению и канализации;

· помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

· режиму образовательного процесса;

· организации медицинского обслуживания обучающихся;

· санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

· организации питания обучающихся.

  1. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях

  1. Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.2.5. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

В состав физкультурно-спортивной зоны включают: футбольное поле; волейбольную, баскетбольную или комбинированную площадку; беговую дорожку и яму для прыжков. Футбольное поле и площадки для подвижных игр должны иметь травяной покров. Беговая дорожка должна иметь дренирующее покрытие, стойкий  к атмосферным осадкам слой. Ямы для прыжков заполняют чистым песком, борты ямы должны находиться на уровне с землей и обшиты резиной или брезентом.

  1. Требования к зданию

        

Спортивный зал размещают на первом этаже или в пристройке. Допускается размещение спортивного зала  на 2-ом этаже, но не над учебными помещениями. Площадь спортивного зала определяют из расчета не менее 0,9 м2  на 1 учащегося при высоте   зала  не менее 6,0 м. Площади спортивных залов приняты 9 ´ 18 м, 12 ´ 24 м, 18 ´ 30 м при высоте не менее 6 м.

В учреждении должно быть не менее 2-х спортивных залов, один из которых - для средней школы.

При спортивных залах должны быть предусмотрены раздевальные для мальчиков и девочек площадью не менее 10,5 м2 , душевые площадью не менее  9,0 м2 и санузлы для мальчиков и девочек площадью по 8,0 м2 , а также снарядная  - 16-32 м2  в зависимости от площади зала и комната инструктора – 9,0 м2  .       

Среди других помещений для занятий физической культурой  в учреждении следует предусмотреть зал для лечебной физкультуры, тренажерный зал, бассейн (при отсутствии бассейна следует использовать бассейн, расположенный вблизи учреждения).

В перечень оборудования и инвентаря спортивного зала входят: баскетбольные кольца и щиты, стенка гимнастическая, козел и конь гимнастические, кольца гимнастические, перекладина гимнастическая, скамья гимнастическая, бревно и мостик гимнастические, канат для лазанья, маты гимнастические, стойка для прыжков в высоту, мячи для игры в баскетбол, мячи для игры в ручной мяч и др.

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

· в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17 °С;

· в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °С;

2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше 5 °С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии обучающихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15 - 14 °С проветривание зала следует прекращать.

2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40 - 60 %.

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале

В  спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).

· для стен  следует использовать следующие цвета красок: светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого

2.9. Требования к режиму образовательного процесса

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Примерный объем двигательной активности обучающихся

Классы

Ежедневный объем времени (ч)

Культурно-оздоровительные мероприятия

Уроки физкультуры в неделю

Внеклассные формы занятий в неделю спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП (ч)

Общие мероприятия для обучающихся

Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин)

I

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2

1,10

6 - 8

Е

10 - 15

II

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2

1,30

6 - 8

Ж

15 - 20

III

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2

1,30

6 - 8

Е

15 - 20

IV

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2

1,30

6 - 8

М

15 - 20

V

2

5 - 7

5

35 - 45

1

2

1,30

8 - 9

Е

20 - 25

VI

2

5 - 7

5

35 - 45

1

2

1,30

8 - 9

С

20 - 25

VII

2

6 - 8

5

35 - 45

1

2

2

8 - 9

Я

20 - 25

VIII

2

6 - 8

5

35 - 45

1

2

2

8 - 9

Ч

20 - 25

IX

2

6 - 8

-

35 - 45

1

2

2

8 - 9

Н

25 - 30

X

2

6 - 8

-

15 - 20

-

2

2

10

О

25 - 30

XI

2

6 - 8

-

15 - 20

-

2

2

10

-

30 - 35

Требования к проведению занятий по физической культуре

 и организации двигательной активности учащихся

    В основу организации физического воспитания должны быть положены следующие принципы: соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным  возможностям, уровню физического развития и  состоянию здоровья;  постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок;  регулярность физкультурных занятий;  комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта.

           Двигательная активность учащихся должна составлять в учебно-воспитательном процессе до 40% дневного бюджета времени, при этом необходимо чередование умственной и двигательной деятельности на протяжении учебных занятий.

             К урокам физкультуры учащихся допускают при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям.  Наиболее эффективны уроки физкультуры на открытом воздухе. В средней полосе их проводят при температуре воздуха до – 15ْ С при отсутствии сильного ветра.

            Все учащиеся, посещающие школу, должны заниматься физическими упражнениями. Необходимо проводить постоянный медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания учащихся, включая и организацию тестирования физической подготовленности школьников.

Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

            Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого  на выполнение движений к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе – не менее 80%. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивают достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.  В структуре урока физкультуры выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, основная часть урока длится 25-30 минут, заключительная часть – 3-5 минут. Величина физической нагрузки должна постепенно возрастать, достигая своего максимума в основной части занятия, а затем постепенно снижаться в заключительной части. ЧСС у школьников должна возвращаться к исходным значениям сразу после окончания урока; при высокой эмоциональности урока допускается увеличение длительности восстановительного периода до 3-х минут.

            На уроках физической культуры необходимо включать универсальные для каждой возрастной группы детей комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения осанки и отклонений в формировании нормального свода стопы.

          На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны, падение на вытянутые вперед или в стороны руки, сотрясение туловища, передающееся через руки, удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.

        На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное спортивное оборудование и инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено; иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ АПТЕЧКИ

  1. Жгут кровеостанавливающий, резиновый – 1 шт.
  2. Пузырь для льда – 1 шт.
  3. Бинт стерильный, широкий – 2 шт.
  4. Бинт нестерильный – 1 шт.
  5. Салфетки стерильные – 2 уп.
  6. Вата стерильная 1 пачка.
  7. Лейкопластырь 2см. – 1 катушка, 5см – 1 катушка.
  8. Спиртовой раствор йода 5% - 1 флакон.
  9. Водный раствор аммиака (нашатырный спирт) в амп. – 1 уп.
  10. Раствор перекиси водорода 3% – 1 уп.
  11. Марганцово-кислый калий кристаллический -1 уп.
  12. Анальгин 0,5 в таб. – 1уп.
  13. Настойка валерианы – 1 уп.
  14. Ножницы – 1 шт.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые санитарно-эпидемиологические нормы в рамках физического воспитания Агеров Николай Львович , учитель физической культуры МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»

Слайд 2

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. Статья 1 «Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» . Статья 28 «В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» .

Слайд 3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.11.02 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» 1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 г., с 1 сентября 2003 г.

Слайд 4

1. Общие положения и область применения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; участку общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

Слайд 5

естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; организации питания обучающихся.

Слайд 6

2. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях

Слайд 7

2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений Физкультурно-спортивная зона не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений Состав физкультурно-спортивной зоны футбольное поле (травяной покров); волейбольную , баскетбольную или комбинированную площадку; беговую дорожку (дренирующее покрытие, стойкий к атмосферным осадкам слой) ямы для прыжков (чистый песок, борты ямы на уровне с землёй, обшиты резиной или брезентом.

Слайд 8

2.3. Требования к зданию: спортивный зал размещается на первом этаже или в пристройке .; площадь спортивного зала определяют из расчета не менее 0,9 м 2 на 1 учащегося при высоте зала не менее 6,0 м (9 х18; 12 х 24; 18 х 30); раздевалки для мальчиков и девочек не менее 10,5 м 2 душевые не менее 9,0 м 2 санузлы для мальчиков и девочек площадью по 8,0 м 2 снарядная - 16-32 м 2 в зависимости от площади зала комната инструктора – 9,0 м 2 . зал для лечебной физкультуры , тренажерный зал, бассейн (при отсутствии бассейна следует использовать бассейн, расположенный вблизи учреждения).

Слайд 9

Оборудование и инвентарь спортивного зала баскетбольные кольца и щиты , стенка гимнастическая, козел и конь гимнастические, кольца гимнастические , перекладина гимнастическая, скамья гимнастическая, бревно и мостик гимнастические, канат для лазанья, маты гимнастические, стойка для прыжков в высоту, мячи для игры в баскетбол, мячи для игры в ручной мяч и др.

Слайд 10

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять: - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17 °С; - в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °С; Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах . При достижении в помещении температуры воздуха в 15 - 14 °С проветривание зала следует прекращать. Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40 - 60 %.

Слайд 11

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению Естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале В спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). Для стен следует использовать следующие цвета красок - светлые тона желтого, бежевого, розового , зеленого, голубого

Слайд 12

2.9. Требования к режиму образовательного процесса В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Слайд 13

Требования к проведению занятий по физической культуре и организации двигательной активности учащихся Принципы организации физического воспитания : соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям, уровню физического развития и состоянию здоровья; постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок; регулярность физкультурных занятий; комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта . двигательная активность учащихся - до 40% дневного бюджета времени;

Слайд 14

Допуск к занятиям наличии спортивной одежды и спортивной обуви . при организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям. наиболее эффективны уроки физкультуры на открытом воздухе. В средней полосе их проводят при температуре воздуха до – 15 С при отсутствии сильного ветра . постоянный медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания учащихся, включая и организацию тестирования физической подготовленности школьников . школьники , отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

Слайд 15

Моторная плотность урока в зале не менее 70%, на воздухе – не менее 80%. достижение среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин. В структуре урока физкультуры выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, основная часть урока длится 25-30 минут, заключительная часть – 3-5 минут. Величина физической нагрузки должна постепенно возрастать, достигая своего максимума в основной части занятия, а затем постепенно снижаться в заключительной части. ЧСС у школьников должна возвращаться к исходным значениям сразу после окончания урока; при высокой эмоциональности урока допускается увеличение длительности восстановительного периода до 3-х минут.

Слайд 16

включать универсальные для каждой возрастной группы детей комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения осанки и отклонений в формировании нормального свода стопы. исключать физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны, падение на вытянутые вперед или в стороны руки, сотрясение туловища, передающееся через руки, удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.

Слайд 17

использовать современное исправное спортивное оборудование и инвентарь. их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено; иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.

Слайд 18

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ АПТЕЧКИ Жгут кровеостанавливающий, резиновый – 1 шт. Пузырь для льда – 1 шт. Бинт стерильный, широкий – 2 шт. Бинт нестерильный – 1 шт. Салфетки стерильные – 2 уп . Вата стерильная 1 пачка. Лейкопластырь 2см. – 1 катушка, 5см – 1 катушка. Спиртовой раствор йода 5% - 1 флакон. Водный раствор аммиака (нашатырный спирт) в амп . – 1 уп . Раствор перекиси водорода 3% – 1 уп . Марганцово-кислый калий кристаллический -1 уп . Анальгин 0,5 в таб. – 1уп. Настойка валерианы – 1 уп . Ножницы – 1 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Классный час для учащихся 5-6 классов. «Воспитание… Воспитание? Воспитание!»

Классный час на тему «Воспитание… Воспитание? Воспитание!» разработан для учеников 5-6 классов. Цель данного мероприятия - воспитывать в учениках навыки культурного поведения. Класс...