Оздоровительная аэробика
методическая разработка по физкультуре (7 класс) на тему

Золотоглавая Галина Юрьевна

Программа по оздоровительной аэробике, адаптированная на основе учебной программы по физической культуре, расчитанная на 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aerobika.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

оздоровительная аэробика

для детей 9 – 14 лет

Адаптированная на основе учебной программы по физической культуре

(программа рассчитана на 2 года обучения)

                                                     Золотоглавая Г.Ю.

                                                                               учитель физической культуры

г. Москва

2006 г.

Введение

       Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из различных исходных положений.

       Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. При разработке программ, прежде всего, нужно определить цели, продумать и подобрать содержание занятий, на различные циклы (год, полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде двигательной активности в занятиях аэробикой решаются три основных типа педагогических задач (воспитательные, оздоровительные и образовательные).

  1. всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функции организма человека направленное на совершенствование физических способностей, укрепления здоровья;
  2. формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков;
  3. воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.

       Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятий и контингента занимающихся. Характерны два типа конструирования программ и проведения уроков аэробики – свободный и структурный.

       В свободном методе конструирование программ происходит во время проведения урока, при этом подбор упражнений происходит спонтанно, широко используется импровизация в движениях и комбинациях простейших шагов, повторяющихся во время танцевального фрагмента.

       В структурном методе конструирование программ осуществляется заранее, при этом используется специально подготовленные музыкальные фонограммы и разработанные хореографические комбинации, состоящие из сочетаний аэробных шагов, повторяющиеся в соединении упражнений в определенном порядке, с заданной частотой, количеством движений и в точном соответствии с музыкальным сопровождением. Занятия, проводимые на основе структурной программы, могут быть более сложными и эффективными для занимающихся разных целевых групп. Преимуществом этого подхода является то, что после разучивания упражнений, занимающиеся более уверенно выполняют танцевальные комбинации в различных сочетаниях.

       При постоянных занятиях оздоровительной аэробикой и использовании заранее разработанных стандартных программ можно придерживаться следующих рекомендаций по продолжительности их изучений, базирующихся на учете адаптации организма занимающихся к нагрузке:

  1. Одну (две) недели выполнять стандартную нагрузку, разучивать танцевальные соединения и совершенствовать технику движений.
  2. Одну (две) недели повышать нагрузку за счет увеличения продолжительности урока. В стандартной программе увеличивать количество повторений разных «блоков» упражнений.
  3. Две (четыре) недели продолжить повышение нагрузки, увеличив длительность урока или увеличив интенсивность упражнений.

       В связи с тем, что в оздоровительной аэробике большая часть движений оказывает нагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений особое внимание уделяют правильной технике и безопасности условий выполнения. Многие упражнения, дающий определенный тренировочный эффект, но подобранные без учета подготовленности занимающихся при длительном, интенсивном повторении могут представлять определенный риск для здоровья и вести к травмам или повреждениям.

Пояснительная записка

       При разработке настоящей программы использовались следующие программы: «Комплексная программа физического воспитания» под редакцией В.И.Ляха и «Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 кл.)» под редакцией А.П. Матвеева, а также методическая литература, в которых описана оздоровительная аэробика.

       В программе представлены задачи для работы в группах первого и второго года обучения для младшего и старшего возраста. Содержание материала разработано по основным компонентам:

  1. теоретической, технической, физической подготовки для первого и второго года обучения;
  2. распределение времени на перечисленные компоненты по недельным циклам;
  3. количество тренировочных занятий, поурочное распределение программного материала и последовательность его изучения;
  4. модельные занятия различной направленности;

       Таким образом, программа детализирует содержание работы последовательно, вплоть до отдельных тренировочных занятий. А задачи учебно-тренировочного процесса следующие:

  1. Укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
  2. Развития быстроты, ловкости и гибкости;
  3. Обучение основным движениями терминологией базовой аэробики;
  4. Привитие занимающимся стойкого интереса к занятиям аэробики.

       Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах – постановка задач, выбор средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдения и требования индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Учебный план необходимо составлять, после предварительного изучения занимающихся. Оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение. Поэтому важное значение имеет правильное распределение времени на разделы для групп. Эти сведения представлены в таблицах, более детально дано в разделах, посвященных отдельно первому и второму годам обучения.

Наполняемость групп и тренировочный режим

п/п

Год

обучения

Возраст

занимающихся

Число

занимающ.

Всего часов

в неделю

Всего часов

в год

1.

1 - й

Младшая 2-4 кл

15

4 часа

108 часов

Старшая 5-8 кл

15

6 часов

216 часов

2.

2 -й

Младшая 3-5 кл

15

4 часа

108 часов

Старшая 6-8 кл

15

6 часов

216 часов

Распределение объемов компонентов в годичном цикле (36 недель)

младшая группа 2 – 4 класс (3 – 5 класс)

при занятии 2 раза в неделю по 2 часа

Содержание занятий

1 – й год обучения

2 – й год обучения

Теоретические занятия

6 часов

9 часов

Техническая подготовка

52 часа

66 часа

Общая физическая подготовка

78 часов

62 часов

Контрольный тест

4 часа

4 часа

Показательные выступления

4 часов

6 часов

Всего часов

144 часов

144 часов

старшая группа 5 – 8 класс (6 – 8 класс)

при занятии 3 раза в неделю по 2 часа

Содержание занятий

1 – й год обучения

2 – й год обучения

Теоретические занятия

8 часов

10 часов

Техническая подготовка

86 часов

104 часа

Общая физическая подготовка

74 часа

54 часа

Силовая подготовка

36 часов

36 часов

Контрольный тест

4 часа

4 часа

Показательные выступления

8 часов

8 часов

Всего часов

216 часов

216 часов

Первый год обучения

       Работа в группах первого года обучения имеет особое значение, так как здесь начинается становление навыков основных движений в аэробике, воспитывается у занимающихся стойкий интерес к занятиям.

       Распределение времени на основные разделы в первый год обучения осуществляется с конкретными задачами, которые изложены в пояснительной записке. В соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки, при разработке документов годового планирования. Основное внимание сосредотачивается на содержании недельных циклов. В первый год обучения большое внимание уделяется физической, а затем только технической подготовке. На протяжении годичного цикла удельный вес отдельных видах подготовки изменяется. Если в начале превалирует физическая подготовка, то в начале второй половины года увеличивается количество часов на техническую подготовку

Учебный план для младшей группы

первый год обучения

(рекомендуемый)

Содержание занятий

Всего

часов

Периоды

осень

зима

весна

I. Теоретические занятия

6 часов

2 часа

2 часа

2 часа

1. Техника безопасности на занятиях

2 часа

1 час

1 час

-

2. История возникновения аэробики

1 час

1 час

-

-

3. Профилактика травматизма

1 час

-

-

1 час

4. Виды аэробики

1 час

-

1 час

-

5. Условные обозначения в аэробике

1 час

-

-

1 час

II Техническая подготовка

52 часа

6 часов

16 часов

30 часов

1. Основные виды базовых шагов:

 - «шаг»

Х

Х

Х

 - «бег»

Х

Х

Х

 - «подъем колена»

Х

Х

 - «мах»

Х

Х

 - «прыжок ноги врозь-ноги вместе»

Х

 - «выпады»

Х

 - «скип»

Х

III Общая физическая подготовка

78 часов

38 часов

28 часов

12 часов

1 Легкая атлетика

Х

Х

2 Гимнастика, акробатика

Х

3 Подвижные (спортивные) игры

Х

Х

IV Контрольный тест

4 часа

2 часа

-

2 часа

V Показательные выступления

4 часа

2 часа

-

2 часа

Учебный план для старшей группы

первый год обучения

(рекомендуемый)

Содержание занятий

Всего

часов

Периоды

осень

зима

весна

I. Теоретические занятия

6 часов

2 часа

2 часа

2 часа

1. Техника безопасности на занятиях

2 часа

1 час

1 час

-

2. История возникновения аэробики

1 час

1 час

-

-

3. Профилактика травматизма

1 час

-

-

1 час

4. Виды аэробики

1 час

-

1 час

-

5. Условные обозначения в аэробике

1 час

-

-

1 час

II Техническая подготовка

73 часа

12 часов

23 часа

38 часов

1. Основные виды базовых шагов:

 Basic step

Х

Х

Х

Step-touch

Х

Х

Х

Mambo

Х

Х

Х

Pivot turn

Х

Х

 Pendulum

Х

Х

 Chasse

Х

Х

 V-step

Х

Grape wine

Х

Cha-cha-cha

Х

III Общая физическая подготовка

93 часа

43 часа

33 часа

17 часов

1 Легкая атлетика

Х

Х

2 Гимнастика, акробатика

Х

3 Подвижные (спортивные) игры

Х

Х

IV Силовая подготовка

32 часа

11 часов

12 часов

9 часов

V Контрольный тест

4 часа

2 часа

-

2 часа

VI Показательные      

     выступления

4 часа

2 часа

-

2 часа

Второй год обучения

       Второй год обучения в группах является продолжением первого.

       Второй год обучения может иметь разные варианты в содержании и длительности, как отдельных фрагментов, так и всего занятия.

       По-прежнему основное внимание сосредотачивается на физической и технической подготовке. Однако по сравнению с  первым годом, происходит уменьшение времени, отводимого на занятия общей физической подготовки и увеличивается на техническую подготовку. Значительно расширяется арсенал изучаемых технических умений.

Учебный план для младшей группы

второй год обучения

(рекомендуемый)

Содержание занятий

Всего

часов

Периоды

осень

зима

весна

I. Теоретические занятия

9 часов

3 часа

3 часа

3 часа

1. Техника безопасности на занятиях

2 часа

1 час

1 час

-

2. Эволюция аэробики

2 час

1 час

-

1 час

3. Профилактика травматизма

1 час

-

-

1 час

4. Аэробика и питание

2 час

1 час

1 час

-

5. Упражнения которые следует избегать

2 час

-

1 час

1 час

II Техническая подготовка

69 часа

9 часов

26 часов

35 часов

1. Основные виды базовых шагов:

 - «шаг»

Х

Х

Х

 - «бег»

Х

Х

Х

 - «подъем колена»

Х

Х

Х

 - «мах»

Х

Х

Х

 - «прыжок ноги врозь-ноги вместе»

Х

Х

Х

 - «выпады»

Х

Х

Х

 - «скип»

Х

Х

Х

III Общая физическая подготовка

56 часов

33 часов

19 часов

7 часов

1 Легкая атлетика

Х

Х

2 Гимнастика, акробатика

Х

3 Подвижные (спортивные) игры

Х

Х

IV Контрольный тест

4 часа

2 часа

-

2 часа

V Показательные выступления

4 часа

2 часа

-

2 часа

Учебный план для старшей группы

второй год обучения

(рекомендуемый)

Содержание занятий

Всего

часов

Периоды

осень

зима

весна

I. Теоретические занятия

6 часов

2 часа

2 часа

2 часа

1. Техника безопасности на занятиях

2 часа

1 час

1 час

-

2. Эволюция аэробики

1 час

1 час

-

-

3. Профилактика травматизма

1 час

-

-

1 час

4. Аэробика и питание

1 час

-

1 час

-

5. Упражнения которые следует избегать

1 час

-

-

1 час

II Техническая подготовка

114 часа

34 часа

33 часа

47 часов

1. Основные виды базовых шагов:

 Basic step

Х

Х

Х

Step-touch

Х

Х

Х

Mambo

Х

Х

Х

Pivot turn

Х

Х

Х

 Pendulum

Х

Х

Х

 Chasse

Х

Х

Х

 V-step

Х

Х

Х

Grape wine

Х

Х

Х

Cha-cha-cha

Х

Х

Х

III Общая физическая подготовка

52 часов

21 час

23 часа

8 часов

1 Легкая атлетика

Х

Х

2 Гимнастика, акробатика

Х

3 Подвижные (спортивные) игры

Х

Х

IV Силовая подготовка

32 часа

11 часов

12 часов

9 часов

V Контрольный тест

4 часа

2 часа

-

2 часа

VI Показательные      

     выступления

4 часа

2 часа

-

2 часа

Программа

       1. Теоретические знания: Техника безопасности на занятиях аэробики; эволюция аэробики; виды аэробики; аэробика и питание; история возникновения аэробики; профилактика травматизма на занятиях по аэробики; упражнения, которые следует избегать.

       2. Техническая подготовка: Основные виды базовых шагов и их разновидности; разнообразные движения руками.

       3. Общая физическая подготовка:

  1. Гимнастика.
  2. Легкая атлетика
  3. Подвижные игры с элементами спортивных игр

       4. Силовая подготовка: Упражнения на преодоление собственного веса; упражнения на тренажерах.

       5. Контрольное тестирование:

  1. челночный бег 3х10
  2. прыжки со скакалкой за 1 минуту
  3. подъем туловища за 1 минуту
  4. наклон туловища вперед из положения сидя на полу ноги врозь

     

Использованная литература.

  1. «Комплексная программа физического воспитания» под редакцией В.И. Ляха 2004 г.
  2. «Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы» под редакцией А.П. Матвеева 1998 г.
  3. Программа для учреждений дополнительного образования детей. Выпуск №10. Москва 2004 г.
  4. Занимайтесь ритмической гимнастикой. Москва 1988 г., О.А. Иванова, И.Н. Шарабарова.
  5. Ритмическая гимнастика, хореография и игры. Дрофа, Москва 2004 г., Г.А. Колодницкий
  6. Оздоровительная аэробика. Москва 2001 г., Н.Г. Михайлова, Н.Н. Никитушкина
  7. Спортивная аэробика в школе. Москва 2002 г.
  8. Аэробика. Ростов-на-Дону 2004 г., И.А. Шипилин
  9. 1001 упражнение для здоровья и физического развития. Москва 2002 г., В.Б. Попов
  10. Танцуем джайв и рок-н-ролл. Ростов-на-Дону 2004 г. А.А. Телегин
  11. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самбо, джайв. Ростов-на-Дону 2003 г.
  12. Основы современного танца. Ростов-на-Дону 2005г. С.С. Полятков



 

Комментарии

Спасибо большое за разработку, воспользовалась ею при составлении своей рабочей программы.