методическая разработка
методическая разработка по физкультуре (8 класс) по теме

методическая разработка по теме : "Обучение основным приемам волейбола в 8 классе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx341.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Обучение основным

приемам волейбола в 8 классе.»

Содержание разделов

1.Введение

2. Общие положения подготовки юных волейболистов

Общая физическая подготовка

Специальная подготовка

3. Техника нападающего удара

Обучение

Специальные упражнения

Типичные ошибки

4.Техника блокирования

Обучение

Специальные упражнения

Типичные ошибки

5. заключение

Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом  периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол. Волейбол –один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол , необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Контакт с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей и волевых усилий (и умение пользоваться приобретенными навыками). Но чтобы игра доставляла истинное наслаждение, необходимо все же знать ее технику и практику. В данной работе я попытался объединить вопросы обучения основам техники и тактики игры в волейбол.

Основными приемами техники игры в волейбол являются:

-перемещение,

-передачи,

-подача мяча,

-прием подачи,

- нападающие удары,

- прием нападающего удара,

- блокирование.

Обучение навыкам игры в волейбол требует учета как возрастных, так и физических особенностей занимающихся. Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Но все это может быть достигнуто единстве всех сторон подготовки ( общей физической подготовки, специальной физической, технической, и морально-волевой). Занятия по общей физической подготовке и специальной подготовке организовываются преимущественно в игровой форме , на основе знакомых и доступных для занимающихся упражнений, прежде всего гимнастических и легкоатлетических, включение подвижных игр и элементов волейбола способствуют развитию физических качеств. Подбор упражнений и объём нагрузки зависят от систематичности занятий и подготовленности занимающихся.

Упражнения общей физической подготовки.

Общая физическая подготовка в ходе которой, как правило, развиваются сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость направлена на гармоническое физическое развитие любого человека. Чем лучше ОФП, тем быстрее идет овладение специальной физической подготовкой. В качестве основных средств в ОФП применяются:

-гимнастические упражнения, обще развивающие упражнения без предметов и с предметами, висы,  упоры, метания, прыжки, лазание;

-спортивные игры (баскетбол, гандбол).

Занимающиеся должны хорошо овладеть передачами и ловлей мяча, владением мяча, изучить индивидуальные тактические действия и простые взаимодействия игроков в нападении и защите;

-подвижные игры, с предметами, с преодолением несложных препятствий и на быстроту реакций;

-легкоатлетические упражнения – бег на короткие дистанции, кроссы, прыжки и метание.

Упражнения специальной физической подготовки.

В специальной физической подготовке внимание уделяется прежде всего развитию скоростно-силовых качеств ( для укрепления кистей рук, голеностопных суставов, увеличения силы удара по мячу, развития скорости передвижения), ловкости (акробатической в без опорном положении) , прыгучести, прыжковой выносливости и гибкости.

На занятиях специальной физической подготовкой одновременно с развитием физических качеств совершенствуются приемы в нападении и защите. Как известно , нападение, является ключом к победе, состоит из введения мяча в игру, передач и нападающих ударов. Оно тем эффективнее, чем большим разнообразием приемов владеют игроки. Например, волейболисты должны владеть несколькими подачами: прямой, боковой, снизу. Сочетание подач , разнообразных по характеру и силе , затрудняют игру противника. Но для овладения техникой этих подач необходима хорошая подвижность в плечевом суставе, а также достаточная сила плечевого пояса. Тоже самое можно сказать о передачах и нападающих ударах. Чтобы овладеть всеми приемами нападения, помимо гибкости , силы, прыгучести, необходимы хорошая координация, умение ориентироваться в пространстве и другие качества, которые развиваются с помощью упражнений, связанных не только с поступательным , но и вращательным движением вокруг  различных осей.

В защите важнейшее значение имеет выбор места на площадке . При низких и скоростных передачах необходимы быстрая реакция, умение мгновенно оценивать обстановку , принимать мяч с падением и кувырками, быстро перемещаться по площадке, не теряя мяча из поля зрения. В усвоении техники этих приемов важную роль могут сыграть акробатические упражнения. Таким образом , на занятиях специальной физической подготовкой решаются весьма разнообразные задачи: развиваются физические качества , совершенствуются сложные двигательные навыки и игровые приемы.

Упражнения для развития навыков быстроты.

Бег  (рывки) с высокого и низкого старта на 20-30 м лицом, боком, спиной вперед. Передвижение приставными шагами левым  и правым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед.

Бег на 5, 10, 15 м из положения стойки волейболиста (сидя, лежа и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии, перемещение тоже , но приставными шагами.

В беге по сигналу – выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передач в стойке, с падением в прыжке, имитация  нападающего удара, блокировка.

Упражнения для развития прыгучести

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.

 Упражнения с отягощением , приседаниями.

Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.

Напрыгивания на сложенные гимнастические маты ( высота и кол-во прыжков постоянно увеличивается)

Спрыгивания ( до 80 см) последующим прыжком вверх .

Прыжки с места с доставанием подвешенного мяча (отталкивание обеими ногами).

Прыжки со скакалкой , разнообразные подскоки, многоскоки.

Особое значение имеет быстрота ориентировки, в частности быстро и правильно выбрать место на площадки в сложной игровой ситуации. Это качество развивается с помощью упражнений на внимание, упражнений, выполняемых по внезапно поданным командам (звуковым и зрительным), а также действий , требующих мгновенной реакции ( акробатические, на подкидном мостике.)

Техника прямого нападающего удара

Основным техническим приемом в нападении является нападающий удар .  Нападающий удар – одно из самых привлекательных в технике игры в волейбол и вместе с тем является основным тактическим средством ведения борьбы с командой соперника. Прямой нападающий удар  характеризуется сочетанием сложных по координации движений. Подготовка к выполнению прямого нападающего удара осуществляется за счет ускоренной ходьбы, переходящей в бег. Ритм разбега существенно зависит от скорости и траектории передачи мяча. Для выполнения нападающего удара длина разбега составляет 2-3 шага и скачок. В скачке стопа вынесенной вперед ноги становится на пятку (стопорящий шаг), вторая нога приставляется к первой, выпрямленные руки отводятся назад. Отталкивание от опоры начинают с махового движения руками по дуге сзади-вперед-вверх еще до активного разгибания ног. В волейболе прыжок вверх как правило максимально высокий, поэтому учащийся должен оттолкнуться   как можно сильнее. Одновременно со взлетом учащийся выполняет замах бьющей рукой вверх, прогибается в груди и пояснице, ноги слегка сгибает в коленных суставах, правое плечо ( если правая ударная) отводит назад, левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводит вверх- в сторону. В момент удара по мячу бьющая рука выпрямляется в локтевом суставе, растянутые при замахе мышцы живота, груди и руки резко сокращаются. Рука выпрямляется , кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии, удар выполняется в определенном направлении. После удара по мячу учащийся приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стопы.

Обучение.  Основной способ нападения – это прямой нападающий удар по ходу, когда направление полета мяча совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком. При изучении данного способа следует придерживаться определенных методических правил, используя подводящие упражнения.

-изучение ритма разбега и прыжка с отталкиванием двумя ногами: прыжок вверх толчком двух ног, прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два и три шага;

-удары кистью по мячу, стоя на коленях на поролоновом мате ( замах небольшой, рука выпрямлена в момент удара);

-нападающий удар по мячу в держателе, установленном у сетки.

-удар через сетку после разбега в два, три шага. Учитель подбрасывает мяч на 0,5м над сеткой. Удар выполняется в зоне 4, а затем в зоне 2.

-прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в зоне 3. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающие удары  зоне 1, 6 и 5. Тоже задание выполняется , когда нападающие последовательно займут исходное положение в зонах 5 и 1, затем упражнения выполняются в обратную сторону. (см. рисунок)

Типичные ошибки при выполнении нападающего удара.

-ошибки при разбеге и толчке (неправильный ритм разбега, неправильная глубина приседа перед отталкиванием, неправильная постановка ступней);

-недостаточно высокий прыжок;

-несвоевременность замаха, несогласованное движение руки и туловища;

-ошибки при ударе (удар согнутой рукой, неправильное положение кисти на мяч).

5.Техника блокирования.            

Определив направление и высоту передачи мяча для нападающего удара, учащийся передвигается к предполагаемому месту встречи с мячом приставными шагами, скачком или медленным бегом. При этом ноги незначительно согнуты в коленях, а руки –в локтевых суставах, кисти находятся на уровне головы. Перед блокированием учащийся сильнее сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья согнутых рук, поднимаются несколько выше головы. При блокировании нападающих ударов , выполняемых после обычных передач, учащийся отталкивается от опоры в тот момент, когда нападающий находится в безопорном положении. Определив действия нападающего, блокирующий отталкивается от опоры, при этом движения начинается руками , а затем ногами. Резким разгибанием ног, выпрямлением туловища и энергичным махом руками учащийся принимает вертикальное положение. Руки выносятся над головой так, чтобы предплечья имели небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мяча и оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются вперед- вверх в сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных суставах и пальцами выполняется движение вперед-вниз. После блокирования игрок приземляется на согнутые ноги. Описанные выше движения касаются техники выполнения неподвижного блокирования. Подвижное блокирование аналогично неподвижному. Если  для неподвижного блокирования руки выставляются над сеткой с целью прикрытия определенной зоны  площадки, то при подвижном учащийся перемещает руки вправо или влево, в зависимости от направления нападающего удара. Если удара блокируются с краев сетки, ладонь руки, ближняя к краю, разворачивается внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Обучение .    Правильно  выбрать место для  постановки блока ( перед блокированием принять основную стойку блокирующего). Для того, чтобы успеть вовремя переместиться для  блокирования необходимо разворачивать стопы в то направление, куда игрок собирается перемещаться.

-перемещение параллельно сетке;

-корпус держится прямо;

- стараться всегда играть в «мяч»;

-блокирование проводится напряженными, разведенными в разные стороны пальцами;

-руки поднимаются не высоко, но переносятся на сторону атакующего;

-следить, чтобы при блокировании мяч попал точно в руки , а не просто коснулся их. Если блокирование поставили слишком рано или поздно, нужно перенести руки на сторону соперника и развести кисти.

- приземление должно быть на обе ноги .

Специальные упражнения .

- блокирование стоя на подставке, волейбольный мяч бросается в прыжке двумя руками из-за головы через сетку;

-блокирование стоя на подставке, нападающие удары выполняются по подвешенному мячу;

-упражнения 1 и 2 , но блокирование в прыжке;

-блокирующий на подставке, нападающий удар  выполняется с передачи;

-то же, но блокирование в прыжке.

Дополнительные упражнения.

- пять – шесть блокирующих стоят равномерно вдоль сетки. На другой половине площадки  у линии нападения стоят по два учащихся с мячами напротив каждого блокирующего. Каждый игрок с мячом выполняет роль нападающего, который после разбега в направлении сетки проводит прямой удар с собственного подбрасывания мяча. Блокирующий , определив момент для начала действия, прыгает и выносит ладони над сеткой, накатывая мяч. Вслед за первой шеренгой прямой нападающий удар выполняет вторая шеренга. Блокирующие за одну серию ударов должны делать 5-6 попыток. По ходу упражнения учитель за счет перестановок учащихся обеспечивает  каждым выполнение блокирования или нападающий удар. ( см. рисунок)

-нападающие первой шеренги поочередно после разбега выполняют прямой нападающий удар. Блокирующий, стоящий впереди, отражает мяч блоком, затем после перемещения влево прыгает снова на блок, отражая удар второго нападающего и т.д. Вторая шеренга нападающих и второй блокирующий в свою очередь продолжают упражнение. После всех перестановок и выполнения занимающимися различных действий упражнение повторяется при исходном положении группы блокирующих в зоне 4.  

Типичные ошибки при блокировании.

 

- неправильный выбор места для толчка, когда вне зависимости от расстояния передачи на удар до края сетки блокирующий стандартно толкается прямо против мяча;

-несвоевременность прыжка(момент прыжка блокирующего должен быть позже по времени прыжка нападающего);

-блокирующий в прыжке не следит за действием нападающего (конкретное решение в каком направлении блокировать, блокирующий  обязан принимать только в прыжке, исходя из наблюдений за конечной фазой нападающего удара противника);

-в момент блокирования слишком сильно разведены пальцы (при таком неправильном положении пальцев наблюдается их меньшее сопротивление и могут возникнуть травмы, особенно мизинцев.

6.Заключение.

 

Игра в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке для организации атак, организация различных вариантов защиты и нападающих действий- все это обуславливает высокое требование к мышлению юных волейболистов. Им необходимо уметь быстро и точно ориентироваться и оценивать действия партнеров  и соперников игровой обстановке, самостоятельно принимать эффективные тактические решения, разгадывать замыслы соперника и предвидеть результаты. Именно в тактических действиях юных волейболистов и реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение.

 

Используемая литература.

Железняк Ю.Д.         « Формирование двигательных навыков у юных волейболистов», Москва , 1972 год

Чехов О. « Основы волейбола», Москва, «Физкультура и спорт», 1979 год

Железняк Ю.Д.  «К мастерству в волейболе» ,      Москва, «Физкультура и спорт», 1978 год

Перельман М. «Специальная физическая подготовка волейболистов», Москва, «  Физкультура и  спорт», 1969 год

Железняк Ю.Д.,  Кунянский В.А. « У истоков мастерства» ,  Москва, «Фаир-пресс», 1998 год  

Ивойлов А.В., Герман К.Б., Ахмеров Э.К.    «Волейбол», «Высшая школа», Минск, 1972 год

Эйнгорн А. «500 упражнений для волейболистов», «Физкультура и спорт», Москва 1959 год.                                          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...