Рабочая программа по ЛФК 1-11 класс
рабочая программа по физкультуре по теме

Рабочая программа по ЛФК 1-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lfk.docx231.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

                                                 Рассмотрено на заседании МО                                                                                                        

                                                  протокол №_____ от _______ г.

                                                                                               Согласованно  МС

                                                                                               протокол №____от ________г.

                                                                                                Утверждено приказом директора

                                                                                                 №_________от_____г.

Рабочая программа по специальной медицинской группе

для 1- 11 -х классов

2012-2013учебный год

                                                                            Составил учитель физической

        культуры  Воробьева О.В.

.

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся гимназии по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов школы (под общей ред. А. П. Матвеева).

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в гимназии является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа по физической культуре для учащихся гимназии, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе  решает следующие задачи:

• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;

• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;

• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;

• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.

Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся гимназии по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:

• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;

• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);

• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;

• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

 

Структура и содержание 

Рабочая программа включает в себя четыре раздела:

1.  «Основы знаний о физической культуре» - включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.

3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.

4.  «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатыва ются в соответствии с рекомендациями врача и ме тодиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

  • Классно-урочная.
  • Индивидуальные.
  • Групповые.
  • Дифференцированного

    обучения.

  • Объяснительно-

    иллюстративные.

  • Информационные.
  • Игровые.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы знаний о физической культуре

Физическая культура как система разнообраз ных форм занятий физической подготовкой и ук реплением здоровья человека.

Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической подготовки с трудовой де ятельностью.

Жизненно важные способы передвижения чело века: сходство и различия.

Режим дня и личная гигиена.

Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.

Способы деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: про ведение утренней зарядки, физкультминуток, ды хательной гимнастики, подвижных игр, комплек сов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.

 

Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика

Комплексы упражнений: упражнения на форми рование правильной осанки (без предметов и с пред метами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с раз личным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на мес те и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.

Ходьба: с изменяющейся скоростью и направле нием передвижения; левым и правым боком; спи ной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; «гусиным шагом»).

Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения.

Физическая подготовка

Гимнастика с основами акробатики: органи зующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», «Вольно!», «Равняйся!», «Налево!», «Направо!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; повороты налево и направо, стоя на месте; постро ение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в груп пировке (с помощью); перекаты из упора присев на зад и боком. Прикладно-гимнастические упражне ния: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; пе редвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-плас тунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастиче ской скамейке; лазание по наклонной гимнастиче ской скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); ими тационные упражнения (подражание передвиже нию животных). Кувырки вперёд, назад. Лазание по шесту. Упражнения с гимнастическими снарядами.

Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чере довании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускоре нием. Прыжки на месте с поворотами вправо и вле во, с продвижением вперед и назад, в длину и вы соту с места; спрыгивание с горки матов, с мяг ким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель способом «с ко лена». Бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.

Лыжные гонки: организующие команды и прие мы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой; подготовка к пере движению на лыжах (расчехление лыж и их за крепление на ноге). Передвижения на лыжах сту пающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с рав номерной скоростью попеременным двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуелочка»; торможение способом «полуплуг».По выбору, по погодным условиям.

Подвижные игры1: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («У медведя во бо ру », « Раки », « Тройка », « Бой петухов », « Совушка », «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мя чом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»); на материале лыжной подго товки («Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»); на материале спор тивных игр: футбол — удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся на встречу и после ведения; подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Вы стрел в небо», «Охотники и утки»).

 

 

1 Игры включаются в учебный процесс по усмотре нию учителя в зависимости от условий проведения заня тий, логики планирования основного материала и подго товленности учащихся.

 

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специ альных медицинских групп должны иметь пред ставления:

• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

• о способах изменения направления и скорости передвижения;

• о режиме дня и личной гигиене;

• о правилах составления комплексов утренней зарядки;

 

• о правилах поведения на занятиях физической культурой;

• о правилах подготовки мест для самостоятель ных физкультурно-оздоровительных занятий.

Уметь:

• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

• выполнять комплексы упражнений (с предме тами и без предметов), направленно воздействую щие на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений на локаль ное развитие отдельных мышечных групп;

• выполнять упражнения на профилактику плос костопия;

• выполнять комплексы дыхательных упражне ний;

• выполнять комплексы упражнений на профи лактику нарушений зрения;

• выполнять упражнения и технические дейст вия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыж ках разными способами;

• выполнять строевые упражнения.

Демонстрировать физическую подготовлен ность по годовому приросту результатов в разви тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — ходьба в течение одной мину ты, м;

сила — прыжок в длину с места (демонстриро вать технику);

координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.

        Учебно-тематический план

   

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Легкая атлетика

20

  1. Подвижные игры

20

  1. Гимнастика

14

  1. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

14

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков по физкультуре для специальной медицинской группы

Классы  1-11

Учитель Воробьева О.В.

Количество часов на год: 68

Всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Тематическое планирование составил(а) ВоробьеваО.В.(_________________)

№№

п.п.

Содержание

Кол-во часов по теме

1-2

Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Строевая подготовка. Лёгкий бег в сочетании с ходьбой. Прыжки

2

3-4

Построение. Дежурство. Ходьба, лёгкий бег Коррекционная гимнастика.. Общеразвивающие упражнения. Игровая эстафета. Выполнение строевых упражнений (повороты на месте)

2

5-6

Коррекционная гимнастика. Техника выполнения высокого старта. Выполнение команд: «На старт», «Внимание», «Марш». Игра «Пионербол»

2

7-8

Коррекционная гимнастика. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча в цель. Подвижные игры

2

9-10

Коррекционная гимнастика. Метание мяча. Прыжковые упражнения. Игры

2

11-12

Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения с набивными мячами. Подвижные игры

2

13-14

Коррекционная гимнастика. Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации

2

15-16

Коррекционная гимнастика. Упражнения с баскетбольными мячами. Подвижные игры

2

17-18

Коррекционная гимнастика. Упражнения с обручем, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки в длину с места

2

19-20

Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения. Коррекционная гимнастика. Упоры, перекаты, группировка.

2

21-22

Коррекционная гимнастика. Строевые упражнения, построение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колону по два. Упражнения, лёжа на спине. Ходьба на носках.

2

23-24

Коррекционная гимнастика. Совершенствование изученных строевых упражнений. Упражнения с гимнастическими палками. Висы, упоры, кувырки. Подвижные игры.

2

25-26

Коррекционная гимнастика. Упражнения с набивными мячами, у гимнастической лестницы. Подвижные игры.

2

27-28

Коррекционная гимнастика. Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижные игры. Подготовительные упражнения  опорного прыжка.

2

29-30

Коррекционная гимнастика. Упражнения с мячами, с гимнастическими предметами, Подвижные игры.

2

31-32

Коррекционная гимнастика. Упражнения на гимнастической скамейке, лестнице. Лазание по шесту. Подвижные игры.

2

33-34

СПОРТ.ИГРЫ. Техника безопасности на занятиях по спорт. Играм. Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением направления и скорости.

2

35-36

Стойки и перемещения игрока.Ведение с изменением  направления и скорости.

2

37-38

Ведение с изменением высоты отскока.Остановка двумя шагами.

2

39-40

Ведение с изменением скорости и высоты отскока .Остановка в два шага.

2

41-42

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча.

2

43-44

Бросок одной от плеча после остановки.

2

45-46

Передачи иловля мяча  в тройках в движении.

2

47-48

Подвижные игры. Техника безопасности по спортивным играм. Коррекционная гимнастика. Пионербол. Подвижные игры. Баскетбольные эстафеты.

2

49-50

Коррекционная гимнастика. Подвижные игры. Броски баскетбольного мяча в кольцо. Ведение баскетбольного мяча.

2

51-52

Коррекционная гимнастика. Пионербол. Упражнения с мячами. Подвижные игры. Эстафеты с мячами.

2

53-54

Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Коррекционная гимнастика.  «Весёлые старты». Метание малого мяча на дальность.

2

55-56

Коррекционная гимнастика. Упражнения для развития быстроты движений, гибкости. Прыжки в высоту. Подвижные игры.

2

57-58

Коррекционная гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки в высоту, в длину, бег в медленном темпе в сочетании с ходьбой.

2

59-60

Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой. Пионербол. Техника низкого старта. Прыжки в высоту.  Выбегание из различных положений

2

61-62

Коррекционная гимнастика. Прыжки в длину с места. Метание мяча в цель. Подвижные игры. Упражнения на гибкость.

2

63-64

Коррекционная гимнастика. Техника высокого старта в сочетании с бегом . Игры. Метание малого мяча в цель. Развитие силовых качеств.

2

65-66

Коррекционная гимнастика.  «Весёлые старты». Бег с равномерной скоростью по дистанции. Прыжки в высоту. Метание малого мяча на дальность. Подвижные игры.

2

67-68

Коррекционная гимнастика. Развитие ловкости и координации. Прыжки через скамейки. Бег в равномерном темпе.Подвижные игры. Подведение итогов года. Индивидуальное задание каждому ученику на лето

2

Приложение

 

                                     Признаки утомления НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Степени утомления

Небольшое.

I степень

Значительное.

II степень

Очень большое.

III степень

Признаки

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Неравномерное покраснение, бледность или синюность

Потливость

Пот на лице, шее, ступнях

Пот в области плечевого пояса и туловища

Появление налета соли на одежде и висках

Дыхание

Учащение дыхания, при сохранении относительной его глубины

Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью

Дыхание поверхностное, неритмичное

Движения

Бодрые, хорошо скоординированные

Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным и временным характеристикам

Вялые, с опущенными плечами, с существенным нарушением координации

Внимание

Концентрированное на заданиях учителя

Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий

Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку

Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту

Литература

1. Обязательный минимум содержания начально го общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).

2. Обязательный минимум содержания основно го общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).

3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразо вания РФ от 19.05.98 г. № 1236).

4. Требования к уровню подготовки учащихся на чальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.

5. Примерные программы по дисциплине «Физи ческая культура» для начальной, основной и сред ней школы (А. П. Матвеев и др.).

6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

7. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова  «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...