Главные вкладки

    Рабочая программа курса дополнительного образования "Общая физическая подготовка"
    рабочая программа по физкультуре на тему

    программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ofp.doc125.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа: «Общая физическая подготовка»

    дополнительное образование

    физкультурно-спортивная направленность

    ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Занятия общей физической подготовкой в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования для детей  являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой и выполнения на этой основе контрольных нормативов по физической подготовке; приобретения умения самостоятельно заниматься физической культурой.

            Программа составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе и рекомендуется для детей, имеющих начальный уровень физической подготовки.

            Тип групп – смешанный (мальчики, девочки).

            При составлении  плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Учебный план необходимо составлять, после предварительного изучения занимающихся (во время беседы с учащимися, в процессе медицинского осмотра, по результатам контрольных упражнений).

            Педагог дополнительного образования должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня, питанию, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.

            Данной программой предусматриваются теоретические, практические занятия, материал распределен от простого к сложному.

            Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

            При подборе средств и методов практических занятий педагог дополнительного образования должен иметь ввиду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры).

            Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

            Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей: подготовительная – упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения - (без предметов, с предметами, в парах и т.д.). Основные  упражнения - из разделов гимнастики, легкой атлетики, элементов  атлетической гимнастики, подвижные и спортивные игры. Заключительные упражнения -  ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры, упражнения на дыхание.


    УЧЕБНЫЙ ПЛАН (рекомендуемый)

    для групп начальной подготовки 1 года обучения

    Содержание занятий

    Всего часов

    Месяцы

    сентябрь

    Октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1. Теоретические занятия

    6

    1,5

    1

    1,5

    1,5

    0,5

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    История физической культуры

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Техника безопасности на занятиях

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    0,25

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    0,25

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    2. Практические занятия

    60

    5,5

    6

    6,5

    6,5

    5,5

    8

    8

    9

    6

    -

    -

    -

    Гимнастика

    12

    1

    2

    2

    0,5

    0,5

    2

    2

    1

    1

    -

    -

    -

    Элементы Л/А

    13

    1

    3

    4

    2

    1

    1

    2

    3

    1

    -

    -

    -

    Элементы спортивных игр, подвижные игры

    25

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    5

    3

    -

    -

    -

    Силовая подготовка

    10

    1,5

    1

    0,5

    2

    1

    2

    1

    -

    1

    3. Контрольные нормативы

    6

    1

    1

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    Сдача контрольных нормативов

    3

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    Контрольные игры и соревнования

    3

    -

    1

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    ВСЕГО

    76

    8

    10

    10

    8

    8

    8

    8

    9

    8

    -

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН (рекомендуемый)

    для групп начальной подготовки 2 года обучения

    Содержание занятий

    Всего часов

    Месяцы

    сентябрь

    Октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1. Теоретические занятия

    6

    1,5

    1

    1,5

    1,5

    0,5

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    История физической культуры

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Техника безопасности на занятиях

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    0,25

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    0,25

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    2. Практические занятия

    60

    5,5

    6

    6,5

    6,5

    5,5

    8

    8

    8

    6

    -

    -

    -

    Гимнастика

    13

    1

    2

    2

    0,5

    0,5

    2

    2

    1

    1

    -

    -

    -

    Элементы Л/А

    21

    2

    2

    3

    2

    1

    3

    2

    3

    3

    -

    -

    -

    Элементы спортивных игр, подвижные игры

    16

    1

    1

    1

    2

    3

    1

    2

    4

    1

    -

    -

    -

    Силовая подготовка

    10

    1,5

    1

    0,5

    2

    1

    2

    2

    -

    1

    3

    3. Контрольные нормативы

    6

    1

    1

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    Сдача контрольных нормативов

    3

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    Контрольные игры и соревнования

    3

    -

    1

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    ВСЕГО

    72

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    -

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН (рекомендуемый)

    для групп начальной подготовки 3 года обучения

    Содержание занятий

    Всего часов

    Месяцы

    сентябрь

    Октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    1. Теоретические занятия

    6

    1,5

    1

    1,5

    1,5

    0,5

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    История физической культуры

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Техника безопасности на занятиях

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    0,25

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм

    2

    0,5

    0,33

    0,5

    0,5

    0,25

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    2. Практические занятия

    60

    5,5

    6

    6

    6

    5,5

    8

    8

    8

    6

    -

    -

    -

    Гимнастика

    10,5

    1

    1

    2

    -

    1,5

    2

    1

    1

    1

    -

    -

    -

    Элементы Л/А

    22

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    2

    -

    -

    -

    Элементы спортивных игр, подвижные игры

    10

    1

    1

    -

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    -

    -

    -

    Силовая подготовка

    17,5

    1,5

    2

    1

    2

    1

    2

    3

    2

    2

    3

    3. Контрольные нормативы

    6

    1

    1

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    Сдача контрольных нормативов

    3

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    Контрольные игры и соревнования

    3

    -

    1

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    ВСЕГО

    72

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    -


    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

            История физической культуры. Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим. Российские спортсмены – чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы.

            Гигиена, врачебный контроль, травматизм. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание. Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Медицинский осмотр во врачебно-физкультурном диспансере.

            Самоконтроль, техника безопасности. Правила поведения на стадионе, в бассейне, в спортивном зале. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в группах общей физической подготовки.

            Техника безопасности. См. Приложение 4.

    ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

            Гимнастика. Строевые упражнения. Построения и перестроения. Шеренга, колонна, размыкание. Расчет по порядку. Рапорт. Ходьба в ногу. Строевой шаг. Интервал. Дистанция. Повороты на месте и в движении. Предварительная и исполнительная команды. Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три. Смыкание строя.

            Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палками), с партнером.

    Упражнения на гимнастических снарядах.  Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Прыжок через козла. Упражнения на бревне. Упражнения на брусьях.

            Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед. Кувырок назад. Стойка на лопатках.  «Мост». Поворот в сторону. Стойка на руках с помощью.

            Силовые упражнения. Вис на перекладине, равновесие, преодоление полосы препятствий, отжимание, подтягивание. Лазание по канату. Мальчики - подтягивание  на перекладине с упором на руки тренера,  подъем силой на перекладине. Девочки -  подтягивание на перекладине при упоре пяток в пол, отжимание  на скамейке и на полу.

            Упражнения на преодоление собственного веса: для мышц верхнего плечевого пояса – отжимание из различных положений, продвижение вперед в упоре лежа 3-5 м; для мышц туловища – упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в т.ч. в парах); для мышц нижних конечностей – приседания на одной и двух ногах, упражнения для мышц голени - стоя на возвышении.

            Упражнения на тренажерах. На тренажерах для мышц плеча, спины, брюшного пресса, бедра, голени.

            Легкая атлетика. Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий старт. Бег на короткие дистанции до 30 м и в медленном темпе до 500 м. Кросс 300-500 м. Медленный бег. Кросс 1000-1500 м. Бег на короткие дистанции до 60 м. Низкий старт. Финиширование.

            Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту способом «перекидной».

            Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность. Метание малого мяча с разбега. Преодоление полосы препятствий.

            Подвижные игры. «У ребят порядок строгий», «Запрещенное движение», «Быстро по местам», «Вызов номеров», «Что изменилось», «Отгадай, чей голосок», «Салки», «Ловкие ребята», «Совушка», «Два мороза», «Волк во рву», «Мяч – соседу», «Через кочки и пенечки», «Космонавты», «Мяч – среднему», «Невод», «Третий лишний», «Предал – беги», «Линейная эстафета», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Удочка», «Не давай мяча водящему», «Бой петухов», «День и ночь», «Перебежка с выручкой», «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Попади в мяч», «Не давай мяч водящему», «Перестрелка», «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «Бег командами», «Встречная эстафета». Эстафеты с лазаньем и перелезанием, эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий.

            Спортивные игры. 

            Настольный теннис. Правила игры. Стойка игрока. Продвижение шагами, выпадами, прыжками, способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа слева. Разновидности ударов, нападающие и защитные; по прямой и косые; короткие и средние, длинные; с низким, средним, высоким отскоком; быстрые, средней силы, медленные. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника. Выбор позиции. Применение изученных ударов против ударов противника. Чередование и сочетание 2-3 различных приемов игры в быстром темпе по заданным квадратам. Сочетание сложных задач с защитными и атакующими ударами. Контрудары.

    Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры. Игра на счет. Соревнования на первенство группы по круговой системе.

            Футбол. Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой. Удар носком, внутренней стороной стопы. Удары после остановки, ведения. Удары по мячу серединой, внутренней и внешней частью подъема. Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Остановка опускающегося мяча внутренней, внешней стороной, серединой подъема, бедром. Удары по мячу головой. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, меняя направление. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Финты.

            Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча.

            Индивидуальные тактические действия. Расстановка игроков на поле. Выбор места, целесообразного для технического приема.

            Тактика игры в нападении. Групповые тактические действия в нападении: игра в «стенку», игра «треугольником».

    Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты.

            Участие в соревнованиях с другими группами. Не менее 5 игр.

            Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении и броске. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Выбор места.

            Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.

            Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.

    Участие в соревнованиях. 8 игр.

               Бадминтон. Правила игры. Правила судейства. Целесообразное использование технических приемов.

    Волейбол. Перемещение из стойки. Передача мяча сверху двумя руками. Отбивание мяча кулаком в прыжке. Нижняя прямая подача. Нападающий удар. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры.

    Силовая подготовка. При силовой подготовке возможно включение таких методов, как метод меняющихся нагрузок и метод предельных нагрузок с применением упражнений:

    - многоскоки,

    - эстафеты с использованием гимнастических снарядов,

    - отжимание с хлопками рук;

    - челночный бег;

    - прыжки через скакалку.

    Инструкторская и судейская практика. Составление плана-конспекта занятия. Проведение (под контролем педагога) пяти занятий с группой. Составление положение о соревнованиях по виду спорта. Судейство пяти соревнований. Получение звания «Судья по спорту».

            ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ:

    1.Контрольные упражнения по общей физической подготовке:

    учащиеся, занимающиеся в секциях дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития.

    Перечень показателей, подлежащих регистрации и вводу в компьютерную программу «Физкультурный паспорт» при проведении мониторинга детей и обучающихся учителями физической культуры.

    № п/п

    Перечень показателей

    А) общие данные

    Фамилия, имя (полностью без сокращений)

    Пол (сокращено м – мальчики, юноши; д – девочки, девушки)

    Дата рождения (в формате – день, месяц, год)

    Медицинская группа (1,2)

    Длина тела (рост) в см.

    Масса тела (вес) в кг, с точностью до 0,5 кг.

    Б) данные по тестам (4 теста в каждой возрастно-половой группе):

    Бег (30 м) – все участники с 4 лет и выше

    Бег 90 м (сек) – только дети ДОУ с 4 лет и выше

    Бег 1000 м (мин и сек) – все учащиеся с 8 лет и выше

    Подтягивание на перекладине (кол. раз) – мальчики

    Прыжок в длину с места (см) – все участники мониторинга


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта ОФП.

    Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной  подготовки. Вид спорта ОФП. Программа составлена в соответствии с методическим пособием представленным материалом по развитию...

    Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта легкая атлетика.

    Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной  подготовки. Вид спорта легкая атлетика. Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей де...

    Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс

    Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...

    Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов

    Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс,  А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....

    Рабочая программа курсов дополнительного образования по обществознанию "Человек и общество" 9 класс

    .Рабочая программа составлена для занятий с одаренными учащимися в Центре дополнительного образования. Обществознание 9 класс....

    Рабочая программа курса дополнительного образования по физическому воспитанию "Секция общей физической подготовки «Играйте на здоровье!»"

    Через внеурочную деятельность по стандартам второго поколения с первого класса можно привести учащихся к осознанию в младшем школьном возрасте необходимости ведения здорового образа жизни. Так возникл...

    Рабочая программа курса дополнительного образования по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

    Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое ура...