Исследовательская работа на тему «Дни движения и танца»
творческая работа учащихся по физкультуре на тему

Монахова Екатерина Сергеевна

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузках, а также расширить двигательные возможности у детей – это активная и определенным образом организованная физическая деятельность.

Целью нашей работы явилось изучение влияния ритмической гимнастики, как средства физического воспитания, на физическое развитие учащихся младшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vybiraem_zdorovye_proekt_itog.docx128.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 91

Исследовательская работа на тему:

«Дни движения и танца»

Автор:

Сафина Аделя Рушановна

ученица 11«А» класса

Научный руководитель:

Васильева Екатерина Сергеевна

учитель физической культуры

Тольятти, 2012

Содержание

Введение                                                                                        3

Ритмическая гимнастика                                                                5

Определение уровня физической подготовленности школьников в возрасте 8-10 лет                                                                                        8

Оценка эффективности предложенных занятий для улучшения физической подготовленности учащихся начальной школы                        10

Заключение                                                                                16

Список литературы                                                                        17


Введение

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, особенно, младших школьников: увеличение хронических заболеваний, резкий упадок уровня физической подготовленности учащихся (по итогам сдачи школьных нормативов), сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и двигательной. При длительном сидении за партой или учебным столом дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма, и особенно, мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Из-за недостаточной двигательной активности снижается и сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого, малотренированного сердца и связанного с этим развития в дальнейшем сердечно-сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания, с избытком углеводов и жиров в дневном рационе, приводят к избыточному весу, а зачастую и к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность учащихся.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузках, а также расширить двигательные возможности у детей – это активная и определенным образом организованная физическая деятельность.

Целью нашей работы явилось изучение влияния ритмической гимнастики, как средства физического воспитания, на физическое развитие учащихся младшей школы.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности ритмической гимнастики.

2. Определить уровень физической подготовленности школьников в возрасте 8-10 лет.

3. Оценить эффективность предложенных занятий для улучшения физической подготовленности учащихся начальной школы.

Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: влияние ритмической гимнастики на двигательную сферу детей по итогам сдачи контрольных нормативов.


1. Ритмическая гимнастика

Ритмичные движения характерны для многих видов спорта. Необходимость в  выполнении ритмичных движений постоянно встречается в окружающей нас действительности. Жизненный опыт показывает, что физическое качество, которое мы называем ловкость и координация движений, неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. Та особенность ее, которая дает шансы человеку с   самыми   средними   телесными   данными   одержать   верх   над любым   великаном   или   атлетом.

Ритмическая гимнастика является одним из видов оздоровительной гимнастики. Ритмическая гимнастика – это своеобразное сочетание общеобразовательных упражнений, бега, прыжков, элементов танца и других гимнастических упражнений, выполняемых под эмоциональную ритмичную музыку преимущественно поточным способом, т.е. без пауз и остановок.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главными возбудителями игры являются удовольствие и желание потратить накопившиеся силы и энергию. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей.

Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание. Они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной.

Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленные сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика не только способствует физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.

В школьной программе по ритмике, которая проводится в 1–4 классах, рекомендуется вести занятия по пяти разделам, включающим:

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве;
  2. Ритмико–гимнастические упражнения;
  3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами;
  4. Игры под музыку;
  5. Танцевальные упражнения.

Рекомендуется включать в занятия ритмикой и ряд таких упражнений, которые проводятся с предметами  – это упражнения с малыми и большими мячами, гимнастической палкой, обручами, шарами, лентами и ряд других, т.е. занятия с применением средств лечебной физической культуры, для коррекции вторичных отклонений, основным из которых является нарушение осанки.

Для реализации этой задачи урок по ритмической гимнастике стоит выстраивать в следующем порядке:

  • Подготовительная часть урока – разминка, включающая в себя различные типы ходьбы, упражнения для осанки, мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног;  танцевальные шаги, упражнения общего воздействия.
  • В основной части урока – разнообразные виды бега и прыжков (пиковая нагрузка), танцевальные связки, специальные упражнения и акробатические элементы.
  • Заключительная часть урока включает в себя упражнения на гибкость, на расслабление и восстановление дыхания.

Кратко остановимся на тех особенностях движения, которые необходимо выделить при занятиях ритмикой.

Темп движений – основное внимание должно быть направлено на выполнение движений, согласованных с музыкальным сопровождением. Целесообразно научить ребенка различать характер музыкального сопровождения движений (медленно и быстро, усиление и ослабление звука) и согласовывать его с выполнением разнообразных упражнений.

Характер движений – научить согласовывать выполнение разнообразных построений и перестроений передвижений в соответствии с различным характером музыки; развить у учащихся восприятие изменение в характере музыки (например, постепенного усиления и ослабления звука) с коллективными перестроениями и передвижениями (например, движение шеренги вперед, назад, в расширяющийся и суживающийся круг и т. д.).

Чувство ритма – выполнение несложных ритмичных движений – хлопков, подскоков – приучит детей чувствовать музыкальное сопровождение, поскольку оно является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску. Подбор музыкального сопровождения должен соответствовать возрасту детей, не должен быть сложным по построению и трудным для восприятия.

Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательной реакции.

Для определения чувства ритма в программе предусмотрены несложные контрольные задания. Учащийся должен воспроизвести хлопками в ладоши, маршировкой тот или иной ритмический рисунок или суметь отличить тот или иной музыкальный размер.

Наиболее оптимальный для развития чувства ритма – младший школьный возраст, но это не значит, что в среднем и старшем работу по развитию чувства ритма у детей нужно прекратить или уменьшить.

2. Определение уровня физической подготовленности школьников в возрасте 8-10 лет.

Учащиеся, принимавшие участие в исследовании, выполняли следующие контрольные нормативы:

А) координационные способности оценивались выполнением теста на равновесие «ласточка» – равновесие на одной ноге, другая отведена назад на 90°, туловище наклонено вперед, руки в стороны или вперед, глаза открыты. Технически правильное выполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации без колебаний за период времени (сек).

Рис.1. Равновесие на одной ноге

Б) гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой, тестировалась упражнением «наклон вперед из положения сидя ноги врозь». На полу мелом проводится линия А–Б, а к ее середине перпендикулярная линия, которая размечается через каждый сантиметр.

Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А–Б. Расстояние между пятками 20–30 сантиметров, ступни вертикальны. Один или два партнера прижимают колени ученика к полу. Выполняется три разминочных наклона, а четвертый  – зачетный, результат которого определяется по касанию сантиметровой разметки средним пальцем соединенных вместе рук.

Учитывается как положительный, так и отрицательный результаты.

Рис.2. Наклон вперед из положения сидя ноги врозь

В) Для определения уровня развития скоростно–силовых способностей используются прыжки через скакалку. Испытуемому необходимо выполнить как можно больше прыжков за ограниченное количество времени. Для обучающихся начальной школы оно составляет 30 секунд.

Рис.4. Прыжки через скакалку

Г) Для оценки динамической организации двигательного акта используется проба Н.И.Озерецкого «кулак–ладонь–ребро». Детям показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Детям предлагается выполнять движения вместе с учителем, затем 5 циклов по памяти самостоятельно.

Оценивается каждое правильное воспроизведение положения руки из 15 возможных.

Рис.5. Проба Н.И.Озерецкого

3. Оценка эффективности предложенных занятий для улучшения физической подготовленности учащихся начальной школы.

Для реализации нашего исследования учащиеся 2 и 3 классов дополнительно к трем урокам физкультуры в неделю посещали еще 2 занятия по ритмической гимнастике с декабря по май 2011-2012 учебного года. Для определения результатов исследования контрольные нормативы принимались у школьников дважды: в начале эксперимента (декабрь), затем в конце (май).

Структура самих занятий не изменялась, протекала с учетом трех частей урока: подготовительная, основная, заключительная.

В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части занятия. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части занятия. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части занятия.

Рис.6. Разделение урока по этапам активности:

1 – подготовительная часть, 2 – основная часть, 3 – заключительная

В подготовительной части урока мы проводили разминку, включающую в себя различные типы ходьбы, бега, упражнения на осанку, упражнения общего воздействия (ОРУ) с различными гимнастическими предметами и без предметов, таким образом, нами решалась одна из наиболее важных задач – улучшение и укрепление здоровья учащихся.

В качестве рабочего инвентаря нами были выбраны следующие предметы:

1. Гимнастическая палка – уникальный и универсальный "тренажер", имеющийся во всех спортивных залах. С ее помощью можно развить практически все двигательные качества, ловкость, координацию, выносливость. Своеобразие упражнений с гимнастической палкой заключается в том, что фиксируются не только исходные и конечные положения рук, ног и туловища, но и путь движения палки. Это позволяет овладевать точностью выполняемых движений с различной амплитудой, усиливать избирательное воздействие на отдельные группы мышц тела, точно дифференцировать мышечные усилия, т.е. развивать и совершенствовать координацию движений. Кроме того, специально подобранные и регулярно выполняемые упражнения с гимнастической палкой способствуют развитию гибкости, а фиксация отдельных положений тела от 1 до 5 сек (статические положения) – развитию силы.

Броски и ловля палки различными способами и на разное расстояние, элементы жонглирования из различных исходных положений требуют от учащихся достаточной ловкости и координации движений, а, следовательно, не только содействуют совершенствованию этих качеств, но и способствуют развитию внимания, сообразительности, быстроты мышления, что особо важно для детей с задержкой психического развития.

Большое значение в занятиях с детьми младших классов с задержкой психического развития нужно уделять упражнениям с подбрасыванием и ловлей палки. Ловля падающей палки воспринимается учащимися с огромным интересом. Выполняются эти упражнения индивидуально.

Парные и групповые упражнения с гимнастическими палками очень эмоциональны и одновременно дают большую нагрузку на организм. Основой этих упражнений являются совместные действия партнеров (захваты, поддержки, помощь, оказание сопротивления и т.д.), которые формируют умения согласовывать свои действия с действиями партнера, с ритмом и характером его движения. Кроме того, воспитывается дисциплинированность, ответственность и чувство коллективизма.

2. Скакалка. С помощью упражнений со скакалкой развивается координация движений, прыгучесть, быстрота и выносливость, чувство ритма. Прыжки со скакалкой укрепляют связки коленных и голеностопных суставов, способствуют развитию силы мышц стопы, а значит, и повышению прыгучести. Многократное выполнение прыжков со скакалкой способствует усилению кровообращения, укреплению сердечно–сосудистой системы, улучшению обмена веществ и повышению мышечного тонуса. Кроме того, ученики учатся согласовывать свои движения со скоростью и направлением скакалки, выполнять движения своевременно и точно, соизмерять свои усилия в пространстве и во времени, совершенствуя быстроту реакции.

Одним из наиболее полюбившихся заданий для экспериментальной группы стало отражение рисунка музыкального произведения прыжками через скакалку. Темп прыжков может быть различным, он зависит от темпа музыкального произведения. Ритм зависит от скорости вращения скакалки и от чередования различных движений с прыжками разной интенсивности.

3. Фитболы. Они эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка — прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка, т.к. на протяжении всего занятия с мячом тренируется вестибулярный аппарат.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки.

Основную часть урока посвящалась изучению танцевальных элементов и различных танцев.

Заключительная часть урока включала в себя дыхательные упражнения,  упражнения для развития гибкости, равновесия, координации и упражнения на расслабление мышц.

Для сравнения результатов сдачи нормативов до и после исследования нами использовались средние значения.

Рис.7. Результаты сдачи норматива «Ласточка» до и после исследования

До исследования учащиеся могли удержать равновесие на одной ноге в среднем 12 секунд, после – 15 секунд.

Рис.8. Результаты сдачи норматива «Наклон вперед из положения сидя на полу» до и после исследования

В начале эксперимента средний результат наклона вперед составлял 3 см, а к концу увеличился почти в 2 раза – 7 см.

Рис.9. Результаты сдачи норматива «Прыжки через скакалку» до и после исследования

Прыжки через скакалку учитывались за 30 секунд. В начале исследования школьники прыгали в среднем 17 раз, в конце – 20 раз.

Рис.10. Результаты сдачи норматива «Проба Н.И.Озерецкого» до и после исследования

Тестирование динамической организации двигательного акта также показало увеличение после эксперимента – 10 раз, в начале – 7 раз.

Чтобы наглядно оценить эффективность занятий ритмической гимнастикой нами была построена гистограмма накоплений. На ней отчетливо виден прирост всех описанных выше нормативов.

Рис.11. Гистограмма накоплений: 1-равновесие, 2-гибкость, 3-прыжки через скакалку, 4-проба Озерецкого


Заключение

Ритмическая гимнастика – сложнокоординированный вид спортивной деятельности. Она содержит в себе огромное количество разновидностей общеразвивающих упражнений, средств развития физических качеств, включает в себя как упражнения из художественной гимнастики и хореографии, так и из народных, современных и  бальных танцев.

В школьной программе предусмотрены три урока физического воспитания во всех возрастных группах, где необходимо решать ряд общих и специальных задач для полноценного физического развития. Однако не следует забывать, что формирование основных движений и развитие физических качеств, приходится на дошкольный и младший школьный возраст, поэтому ритмическое воспитание, как дополнительная возможность воздействия на формирование двигательных умений и навыков младших школьников играет немаловажную роль. На уроках ритмической гимнастики педагог сможет выполнять общие и специальные задачи, внося тем самым разнообразие в школьную программу по физической культуре.

Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в младшем школьном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства.


Список литературы

  1. Драгвоз, Л.А. Использование элементов музыкально–ритмического воспитания по системе К. Орфа в процессе занятий по физической культуре // Физическое воспитание детей школьного возраста: проблемы и перспективы: Тез. док. регион. науч.–практ. конф. / Под ред. С.Б. Шармановой. – Челябинск: УралГАФК, 2009. – С. 77–79.
  2. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Терра–спорт, 2000. – 192с.
  3. Технологии физкультурно–спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы–составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев /Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2004. – 296с.
  4. Тихвинский, С.Б. Определение, методы исследования и оценка физической работоспособности детей и подростков / Детская спортивная медицина / С.Б. Тихвинский, Я.Н. Бобко. – М.: Медицина, 2005. – С.259–273.
  5. Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для школьников / Джим Холл; пер. с англ. Т.В.Сидорина. – 2–е изд. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 184с.
  6. Ясакова, В.И. Музыкальное воспитание детей и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2010. – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Научно-исследовательская работа по теме "Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи "

Открытый урок по данной теме. Все этапы урока соблюдены, присутствует индивидуальная, групповая работа, изложение нового материала, этап закрепления....

Исследовательская работа на тему: Баллистическое движение

—В многочисленных войнах на протяжении всей истории человечества, враждующие стороны, доказывая свое превосходство, использовали с начала камни, копья и стрелы, а затем ядра, пули, снаряды и бомбы. Ус...

исследовательская работа "Страницы истории пионерского движения"

Введение.Тема: «Страницы истории пионерской организации»Цель: Выявить историю зарождения пионерской организации, познакомиться с замечательными делами пионерии нашей школы и развитие детск...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...

Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского движения школьников» Номинация: История детского движения

Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского  движения школьников» Номинация: История детского движения...