Планирование учебно-тренировочного процесса
проект по физкультуре на тему

Содержание и методика учебно-тренировочного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektirovanie_trenirovochnogo_protsessa.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лопуга В.Ф., доцент кафедры здоровьесберегающих технологий

Слайд 2

Система циклов в спортивной подготовке

Слайд 3

УРОВНИ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА 1-й уровень — микроструктура , структура отдельных занятий и микроциклов (от 3 до 10 дней), ++!! микроциклы календарной недели. 2-й уровень — мезоструктура , структура средних циклов тренировки (от 14 до 40 дней), ++!! мезоциклы календарного месяца (4 недели). 3-й уровень — макроструктура , структура больших циклов (от 6 месяцев до 4 лет). Макроцикл имеет законченную структуру цикла спортивной тренировки.

Слайд 4

Основания построения структуры тренировочного процесса закономерности становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта. закономерности явления суперкомпенсации и гетерохронности восстановительных процессов, адаптации организма к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок. Сроки календарных соревнований.

Слайд 5

Условия и организация проведения тренировочного занятия Программное обеспечение: годовое и поурочное планирование, расписание занятий. Кадровое обеспечение: наличие тренера по спорту. Материально-техническое обеспечение: наличие спортивного зала, спортивного стадиона, спортивного инвентаря (лыжи, спортивные снаряды, свисток, хронометр, протоколы). Санитарно-гигиеническое обеспечение: соответствие спортивной формы, спортивных сооружений и снарядов санитарно-гигиеническим требованиям, соблюдение правил занятий на свежем воздухе, в бассейне, спортзале. Врачебно-физкультурное обеспечение: контроль за состоянием здоровья, допуск к занятиям спортом и соревнованиям.

Слайд 6

Педагогическая направленность занятий Схема последовательности задач: Обучение, закрепление, совершенствование. В развитии физических качеств: гибкость, координация, быстрота, сила и выносливость. В развитии энергетических механизмов: анаэробные (креатинфосфатные), анаэробные (гликолитические), аэробные.

Слайд 7

Сочетания средств различной направленности Положительное сочетание, когда очередная нагрузка усиливает физиологические сдвиги, вызванные предыдущей нагрузкой. Например, упражнения алактатной анаэробной работы усиливают эффект гликолитической анаэробной направленности. Нейтральное сочетание, когда очередная нагрузка существенно не изменяет характера и величины ответных реакций организма. Например, нагрузки анаэробной направленности не сказываются на развитии аэроб­ных способностей. Отрицательное сочетание , когда последующая нагрузка уменьшает сдвиги, возникшие в ответ на предыдущие воздействия. Например, длительная аэробная нагрузка снижает эффект гликолитической анаэробной направленности.

Слайд 8

Рациональное построение тренировки вначале тренировки проводить упражнения алактатного анаэробного характера; затем лактатного анаэробного характера; в конце - аэробной направленности.

Слайд 9

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной. 3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90% от максимально доступной. 4 . Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной.

Слайд 10

Организация процессов восстановления после нагрузки смена направленности : восстановление ускоряется вдвое, если после утомительной нагрузки аэробной направленности применяется небольшая по объему скоростно-силовая нагрузка, а после напряженных скоростно-силовых упражнений выполняется небольшая по объему нагрузка аэробной направленности; нагрузка в восстанавливающем режиме (ЧСС 120- 140 уд/мин) на наработавшие мышцы в двое-трое сокращает время восстановления работавших до утомления мышц; смена внешних раздражителей : музыкального сопро­вождения, места занятия, партнеров по команде, — способствует предупреждению переутомления, повы­шает интерес спортсмена к занятиям.

Слайд 11

Характеристика объемов нагрузки Объем Критерии величины нагрузки Решение задач Малая Первая фаза периода устойчивой работоспособности (15- 20% объема работы, выполняемой до наступления явного утомления) Под держание достигнутого уровня тренированности, ускорение процессов восстановления после предшествовавших нагрузок Средняя Вторая фаза устойчивой работоспособности (40-60% объема работы, выполняемой до наступления явного утомления) Поддержание достигнутого уровня тренированности, решение частных задач подготовки Значительная Фаза скрытого (компенсированного) утомления (60-75% объема работы, выполняемой до наступления явного утомления) Стабилизация и дальнейшее повышение тренированности Большая Явное утомление (100% объема тренировки) Повышение тренированности

Слайд 12

Время суперкомпенсации при различной направленности тренировочной работы (часы) Направленность тренировочной работы Скоростные возможности Анаэробная выносливость 1. Скоростной режим 30-32 10-20 2. Режим анаэробной выносливости 18-20 42-44 3. Режим аэробной выносливости 5-6 24-26 4. Объем средств 30-35% 40-42 46-48 5. Объем средств 40-45% 18-20 35-37 6. Комплексное: скоростных и ана­эробной 18-22 16-18 7. Комплексное: анаэробно-аэробной 46-50 42-46

Слайд 13

Ударный микроцикл при двухразовом занятия в день Трениро- вочный день Первая тренировка Вторая тренировка Первый Большая нагрузка анаэробной направленности Средние нагрузки аэробной направленности Второй Большие нагрузки аэробной направленности Средние нагрузки аэробной направленности Третий Большие нагрузки скоростной направленности Малые нагрузки аэробной направленности Четвертый Значительные нагрузки аэробной направленности Малые нагрузки скоростной направленности

Слайд 14

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МИКРОЦИКЛЫ (от 4 до 14 дней) втягиваюшие, ударные, подводящие, соревновательные, восстановительные и т. д. По величине распределения нагрузок микроциклы делятся по пиковости: одно-, двух- и трехпиковые.

Слайд 15

Различия микроциклов по пиковости

Слайд 16

Три типа реакций организма на чередование нагрузок и отдыха а) максимальный рост тренированности — оптимальное количество занятий с малыми, большими или значительными нагрузками при рациональном сочетании и чередовании; б) отсутствие или незначительный эффект тренированности — применение незначительного количества занятий со стимулирующими рост тренированности нагрузками или большому интервалу между занятиями; в) переутомление, перенапряжение и перетренированность спортсмена — злоупотребление большими нагрузками, нерациональное использование чередования и недостаточный интервал времени для восстановления.

Слайд 17

Чередование нагрузок по дням в различных микроциклах

Слайд 18

Средства восстановления организма спортсмена педагогические, Психологические медико-биологические.

Слайд 19

Педагогические средства восстановления вариативность и направленность средств и методов тренировочных воздействий; сочетание объемов и интенсивности нагрузок в тренировке, микро-, мезо- и макроцикле; построение тренировочного занятия, в котором в заключительной части даются нагрузки в восстанавливающем режиме; специальные восстанавливающие тренировочные занятия, микроциклы, переходный период; природные средства: закаливание солнцем, воздухом и водой (холодом и теплом, световое, ультрафиолетовое облучение солнцем и т. д.).

Слайд 20

Психологические средства восстановления саморегуляция, аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, внушенный сон-отдых, рациональная психотерапия, гипноз, медиарелаксация

Слайд 21

Медико-биологические средства электропроцедуры, световое, цветовое и ультрафиолетовое облучение, гидропроцедуры, ультразвуковые процедуры, массаж и мануальная терапия, фито- и аэрофитотерапия, фармакологические средства, система питания, БОС-технологии

Слайд 22

Средства управления работоспособностью и восстановительными процессами Комплекс восстанавливающих мероприятий . Рациональное чередование нагрузок и динамики работоспособности без применения средств восстановления (нагрузка начинается на пике суперкомпенсации от предыдущей тренировки). Избирательное восстановление компонентов работоспособности, которые будут мобилизованы в очередной работе. Первое занятие — скоростные нагрузки, второе — анаэробные (гликолитические) нагрузки. Предварительное стимулирование работоспособности спортсмена перед началом нагрузки с целью повышения общей работоспособности и возможности к быстрой мобилизации функций организма (разминка, стимулирующие средства).

Слайд 23

Средства управления работоспособностью и восстановительными процессами Тре нировка в условиях среднегорья и высокогорья способствует увеличению аэробных и анаэробных возможностей организма, экономизации энергозатрат на стандартную нагрузку, повышению устойчивости к гипоксии, преодолению скоростного барьера, развивает способность к более полной мобилизации функциональных резервов организма. Тренировка в условиях жаркого климата приводит к снижению энергозатрат на поддержание температурного гомеостаза тела спортсмена, что дает ему возможность использовать эти энергозатраты на увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Тренировка в условиях низких температур приводит к многократному увеличению общего обмена веществ в организме, увеличивает расход энергии на поддержание температурного гомеостаза, что заставляет организм увеличить емкости механизмов энергообеспечения. Тренировка при смене часовых поясов . Спортсмены высшей квалификации вынуждены соревноваться в различных часовых поясах мира, что нарушает суточный ритм, и без предварительной подготовки (искусственной смены времени тренировки) может значительно снизить спортивные результаты.

Слайд 24

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МЕЗОЦИКЛЫ ( от 3 до 6 недель) втягивающие, базовые, развивающие, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные.

Слайд 25

Нагрузка микроциклов в мезоциклах различного типа Мезоцикл Номера и нагрузка в микроциклах I II III IV Втягивающий Втягивающий — средняя нагрузка Втягивающий — средние нагрузки , 1 занятие с большой нагрузкой Ударный — значительные 3 занятия с большой Восстанови ­ тельный — малая нагрузка Базовый Ударный — 4 занятия с большой нагрузкой Ударный — значительные нагрузки , 3 занятия с большой на ­ грузкой Ударный — 5 занятий с большой на ­ грузкой Восстанови ­ тельный — малая нагрузка Контрольно - подгото-вительный Ударный — 5 занятий с большой нагрузкой Восстановительный — малые нагрузки Ударный — 5 занятий с большими нагрузками Восстанови ­ тельный — малая нагрузка

Слайд 26

Нагрузка микроциклов в мезоциклах различного типа Предсорев-нователь-ный Ударный — 4 занятия с большой нагрузкой Ударный — значительные нагрузки , 2 занятия с большими нагрузками Подводящий — средняя , 1 занятие с большой нагрузкой Восстанови ­ тельный — малая нагрузка Соревно-вательный Подводящий — средние нагрузки , 1 занятие с большой на ­ грузкой С оревновательный — соревнова ­ тельная и малые на ­ грузки Подводящий — малая нагрузка Соревновательный — соревновательная и малая нагрузка Мезоцикл Номера и нагрузка в микроциклах I II III IV

Слайд 27

Ключевые тезисы Кумулятивный эффект, вызванный наслаиванием нескольких тренировок в фазе недовосстановления, применяется только для тренировки высококвалифицированных спортсменов, организм которых способен их переносить. В тренировке юных спортсменов режим наслаивания нагрузок одного микроцикла на другой противопоказан. Для них чередуют микроциклы с различной суммарной нагрузкой, когда микроциклы с большими и значительными нагрузками проводятся в условиях полного восстановления от нагрузок предыдущих микроциклов.

Слайд 28

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАКРОЦИКЛЫ ( полугодовой и годичный цикл) этапы многолетней подготовки продолжительностью от 2 до 4 лет; годичные циклы подготовки — если чемпионаты проходят раз в год; полугодичные циклы подготовки — если проводятся зимние и летние чемпионаты выделяют три периода: подготовительный, соревновательный, переходный

Слайд 29

Структура годичного цикла подготовки 1. Подготовительный период включает мезоциклы: втягивающий, базовый, развивающий , контрольно-подготовительный; Два этапа : общеподготовительный (втягивающий, базовый и развивающий мезоциклы) специально-подготовительный (базовый, развивающий и контрольно-подготовительный мезоциклы).

Слайд 30

Структура годичного цикла подготовки 2. Соревновательный период Два этапа: предсоревновательный, соревновательный 3. Переходный период Четыре этапа: плавное снижение нагрузок (активное восстановление), активный отдых и медицинская реабилитация, пассивный отдых, подготовка организма к очередному макроциклу.

Слайд 31

СТРУКТУРА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ Этапы многолетней тренировки: начальный или предварительный, общеподготовительный, специализированный базовой подготовки, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений , реадаптации в спорте

Слайд 32

Динамика объема и интенсивности работы на этапах многолетней подготовки Этапы подготовки Общий объем нагрузок , % Объем интенсивных нагрузок , % % интенсивной работы в общем объеме Начальный 0-30 0-12 0-18 Предварительный базовый 30- 5 0 12-25 18-40 Специализированный базовый 60-85 25-55 40-60 Максимальной реализации индивидуальных возможностей 85-100 55-100 60-75 Сохранения достижений 100-90 100 75-77 Реадаптации 25-50 25-65 15-25

Слайд 33

Ключевые тезисы общая продолжительность многолетней подготовки в конкретном виде спорта; время, необходимое для достижения высших спортивных результатов; возраст, в который достигнуты спортивные результаты.

Слайд 34

Стратегия и тактика многолетней подготовки Подведение объема наивысших нагрузок к оптимальному возрасту спортсмена, Осторожное планирование тренировочного процесса в пубертатный период развития, Исключение побочных эффектов ранней спортивной специализации, Оптимальное соотношение интенсификации тренировочного процесса и периода выступлений спортсменов, Необходимость системы коррекции эмоционально-психического, функционального и физического истощения организма спортсмена. Своевременный переход из одной дисциплины в другую дисциплину или другой вид спорта.

Слайд 35

Центр психолого-валеологического образования АКИПКРО Кафедра здоровьесберегающих технологий Отдел сопровождения школ здоровья Электронная почта: lopuga@akipkro.ru интернет-сайт : www.valeo.akipkro.ru Телефоны: 8-3852- 36-19-80 Адрес: 656049, г. Барнаул, пр-т Социалистический,60, каб. 217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и планирование учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки

Организация учебно-тренировочного процесса по греко-римской борьбе  и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочн...

Календарно-тематическое планирование учебно-тренировочной группы третьего года обучения на 2015-2016 год

КТП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Цель КТП: реализация многолетней подготовки баскетболистов путем расш...

Планирование учебно-тренировочного процесса

Планирование учебно-тренировочного процесса. Для достижения максимальной эффективности игровой деятельности команды нужно четко планировать тренировочный процесс, учитывая специфику команды. В на...

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью...

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочногозанятия в соответствии с предложенными схемами (см.дневник по практике)....

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...