Особенности обучения детей младшего возраста горнолыжному спорту
методическая разработка по физкультуре на тему

Северная Олимпия

Данные рекомендации разработаны для тренеров-преподавателей по горнолыжному спорту, занимающихся с детьми младшего возраста. Представленные рекомендации помогут избежать травм, сохранить здоровье обучающихся при занятиях горными лыжами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornye_lyzhi_sayt.docx234.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»

 Республика Коми, г. Сыктывкар

Составитель: тренер-преподаватель Осадчая Е.С.

Особенности обучения детей

 младшего возраста горнолыжному спорту

Рекомендуемый возраст для начала занятий по горнолыжному спорту.

Родители, которые хотят поставить на горные лыжи своего ребенка, часто задают вопрос: "С какого возраста можно начать занятия лыжами, не опасно ли это для здоровья малыша?! Куда и кому отдать ребенка на лыжное воспитание?". Подобных вопросов очень много. Постараемся ответить на некоторые из них.

Республика Коми разнообразна по своему рельефу, значительная ее часть расположена вдоль полярного круга. Желание скользить по снегу в детстве на санках, лыжах и коньках очень характерно для жителей республики, где снег лежит от 4 до 6 месяцев. И неудивительно, что зимние виды спорта и отдыха с каждым годом становятся все более популярным и модным. В нашей республике обучают катанию на горных лыжах в Сыктывкаре, Ухте, Печоре и Воркуте.  

Многие родители хотят поставить своих детей на лыжи с 3-4-х лет. Им неизвестно, что ученые разных стран уже много лет назад всесторонне разобрались в этой проблеме (в каком возрасте следует начинать обучение) и пришли к окончательному выводу: не раньше, чем ребенку исполнится шесть лет (по СанПину – 8 лет).  Можно, конечно, буквально с двухлетнего возраста "выкатывать" малыша на пологих горках, это укрепит его здоровье, разовьет ловкость и прочие полезные качества. Но столь ранние старты не дают никаких гарантий будущего спортивного мастерства! Ребенок, вставший на лыжи "только" в шесть лет или позже, может даже быстрей и успешнее освоить азы горнолыжной техники, чем его сверстники с "ветеранским стажем".

Занятия с детьми проходят в виде игры на очень пологих склонах с хорошим выкатом на плоскость - так, чтобы лыжи сами могли остановиться. Продолжительность занятий должна быть 40-50 минут. Современная одежда и инвентарь дают возможность проводить регулярные занятия и при достаточно низких температурах. Надо только правильно подобрать костюм, нижнее белье, ботинки и обязательно варежки, а не перчатки. Варежки теплее, так как четыре пальчика вместе, а большой палец - "хватательный" - помогает комфортно чувствовать себя на троссовом лыжебуксире. Кроме того, ребенку так удобнее держать в руках лыжи, палки и игрушки. Одежда для ребенка, подобранная под низкую температуру воздуха, даст возможность не опасаться простуды. Занятия лыжами на свежем морозном воздухе укрепят и закалят организм. Практика показывает, что при температуре воздуха минус 20° можно проводить регулярные занятия на лыжах, не опасаясь простуды.

Выбор инвентаря при обучении детей. Подбор горнолыжного снаряжения - немаловажная деталь в подготовке к предстоящим спускам с горки. Лыжи должны соответствовать росту, весу ребенка. Для первых шагов длина лыж должна быть на 15-20 см ниже роста. Крепления надо отрегулировать на малые усилия срабатывания, и ни в коем случае нельзя на детские лыжи устанавливать крепления, рассчитанные для взрослых людей. Палки на первых занятиях не нужны, но в дальнейшем инструктор или тренер скажет, когда они понадобятся. Лыжные палки выполняют при спуске с горки роль балансира, как шест у канатоходца, и необходимы как опора при передвижении по ровному месту. Иногда ребенок сам их требует, так как он подражает взрослым и ему в этом не стоит отказывать.

Опыт работы с детьми с 6 лет показывает, что методика обучения катанию на горных лыжах постепенно изменяется, обновляется инвентарь, аксессуары, одежда. Начинающим надо знать азы лыжной науки: что такое кант, почему открываются автоматические крепления, как поворачивают лыжи... Но при групповом обучении инструктор обязательно применяет индивидуальный подход к начинающим горнолыжникам. С одними детьми достаточно играть на склоне, а другим, не смотря на их малый возраст, необходимо подробно рассказывать об искусстве скольжения с горки. При групповом обучении дети формируются в группы по 12-15 человек. Ученики подбираются по возрасту.

Начальное обучение детей зависит от вашего желания, от целей, которые вы хотите получить от занятий горными лыжами. Главное - занятия должны нести радость и удовольствие, и тогда результат превзойдет все ожидания.. Современные методики обучения направлены на быстрое и безопасное обучение детей. Все направлено на достижение результатов. Рост мастерства у подростка - понятие очень индивидуальное. Для горнолыжников очень важен "накат", то есть постепенное наращивание навыков, приемов, самобытной манеры ведения лыж в повороте...

Горка, на которой обучаются будущие спортсмены, должна быть достаточно длинной и пологой, с переменны рельефом - это необходимо для занятий, в которых у ребенка развиваются главные качества горнолыжника: чувство скорости, ощущение лыж. Пока этих качеств нет - бесполезно усложнять для ребенка содержание тренировок, наращивать объемы нагрузок. Наоборот, такое форсирование подготовки может привести к чувству страха, да и просто к травме.

Горные лыжи - сложный технический вид спорта. Способность удерживать равновесие в разных ситуациях спуска с горы - одна из наиболее очевидных задач. Дети с хорошо развитым вестибулярным аппаратом имеют хорошую координацию и им легче освоить стойку горнолыжника. Стойка - основа хорошей техники. Стойка является способом выравнивания положения частей тела, она должна быть свободной и спортивной. При первых занятиях надо обратить внимание на руки, так как положение рук влияет на равновесие, а в целом может повлиять и на стойку. Руки должны двигаться свободно, помогая удерживать равновесие тела и давая возможность маневрирования.

Правильно выбранный склон - залог успеха в процессе обучения. Все должно быть направлено на скольжение на параллельных лыжах в широком ведении, никакого упора! Только радость от спусков с горки и никакого страха! Современная методика обучения детей тем и отличается, что в программе отсутствует так называемая упоровая техника, поэтому скольжение "в плуге" занимает малую, незначительную часть времени. Дети, которые учатся кататься на крутых горках, интуитивно встают в положение упора, и тренеру или инструктору в дальнейшем потребуется потратить много времени, чтобы научить ребенка скольжению на параллельных лыжах. К сожалению, на горнолыжных склонах Республики Коми не встретишь детский горнолыжный стадион, оборудованный современными "бебилифтами" с пологим склоном и широким выкатом, огороженным со всех сторон защитной сеткой. При использовании лыжебуксиров надо обязательно поставить дежурных из числа родителей, если отсутствует обслуживающий персонал подъемника.

Перед тем как ставить ребенка на лыжи, его надо подготовить физически и морально. Делать это надо деликатно и ненавязчиво. С  детьми 7-8 лет в летне-осенний период следует устраивать катание на роликовых коньках, прогулки и пробежки по пересеченной местности и т.д. В качестве закаливания организма - плавание и обливание прохладной водой ног, стремление бывать на свежем воздухе в любую погоду.

Зимой холод замедляет работу мышц и мешает вниманию и, соответственно, обучению. Ваши дети могут промокнуть, замерзнуть от ветра на подъемнике или после того, как посидели в теплом помещении. К этому надо быть готовым. Детей обучают элементарным разогревающим упражнениям, они помогут им повысить температуру тела и общий настрой: такие упражнения должны стать привычкой. Начинать их следует в медленном темпе и продолжать, постепенно ускоряя.

 Тренерам, решившим выехать в горы с детьми, необходимо учесть все, что связано с безопасностью ваших детей. Инвентарь должен соответствовать возрасту ребенка и его физическим данным. Одежда - защищать от ветра и влаги, в зависимости от времени года и места отдыха в горах. Иметь для детей солнцезащитные очки и средства против ультрафиолетового облучения для кожи лица и губ - обязательное условие, которым родители при поспешных сборах часто пренебрегают: чем это может закончиться - объяснять не стоит. Мы уже говорили о том, что хорошая физическая подготовка к сезону - это лучший способ избежать возможных травм.  Выбор упражнений велик - от общеразвивающих до специальных. Вот несколько специальных упражнений для развития тех групп мышц, которые испытывают особые нагрузки при "карвинговом" стиле катания:

         Мах ногой в сторону. Серия правой, серия левой ногой, меняйте направление взмахов, наклон корпуса. Освоившись, можно увеличить нагрузку: пусть ребенок делает те же упражнения в горнолыжных ботинках.

 Махи из положения "лежа на спине". Правой ногой надо дотянуться до левой руки - и наоборот. Эти упражнения укрепляют мышце брюшного пресса.

         Лежа на спине, надо приподнять одновременно ноги и туловище, попеременно касаясь локтями колен. 3 серии по 10 - 15 раз.

         Лежа на спине, коснуться пальцами ног пола за головой. Ноги прямые! 3 серии по 10 - 15 раз.

 Сидя и скрестив ноги, надо попеременно одной ногой поднимать другую. Руками старайтесь держаться за краешек мата или другую опору. Можно выполнять в горнолыжных ботинках. 3 серии по 10 раз. Развивает мышцы передней поверхности бедра.

         Гусиный шаг. Пройти в приседе 3 отрезка по 20 метров. Прекрасно развивается сила ног. После каждого из отрезков - короткий отдых.

"Пистолет" - поочередное приседание на одной ноге. 3 серии по 5 раз. Очень хорошее упражнение для укреплений мышц бедра

"Закачивание коленей". Взять резиновый жгут (продается в аптеке), сделать из него петлю: с одной стороны петля крепится, например, за ножку стола, с другой стороны в петлю вдевается нога. Надо, растягивая жгут, сгибать ногу, насколько хватает сил. Основная нагрузка приходится на колено. Тренировка детей не должна превышать получаса. Занятия теряют смысл, если в течении недели проводится менее трех тренировок.

http://64.19.142.10/www.offsport.ru/ski/gornye-lyzhi/img/112.jpg

общеразвивающие упражнения горнолыжников

Рис. 1. Комплексы упражнений по ОФП. 

Между упражнениями следует приводить разминочные пробежки, на выполнение каждого из упражнений не должно уходить более 1 минуты. Если, с течением времени, этот комплекс упражнений уже не дает ощутимой нагрузки - можно добавить другие упражнения для укрепления, растягивания опорных мышц.

 Пока не пришла зима тренировки разнообразить.  Подростки больше всего любят в летнее время гонять футбольный мяч, другие увлекаются плаванием, третьи не слезают с велосипеда... Для подготовки горнолыжника к сезону сгодится любой вид спорта, даже шахматы и автогонки, потому что тактическое мышление "на ход вперед" и мгновенная реакция на высокой скорости - бесценные качества, скажем, и для специального слалома, и для скоростного спуска. Сейчас возможно для занятий  использовать роликовые коньки. Задания которые  могут освоить юные горнолыжники , на роликовых коньках:

умение тормозить одним коньком и боковой поверхностью всех колес обоих коньков;

повороты на двух ногах с использованием подвижности голеностопов и коленей;

баланс на одном коньке;

выполнение серии сопряженных поворотов "змейкой" вправо-влево, загружая то одну, то обе ноги попеременно (не забудьте, что шлем, перчатки и защитные щитки нужны обязательно!).

Лыжероллеры: те же, в основном, упражнения, что и на коньках, но с использованием лыжных палок. Работа лыжных палок - не такая, как при катании на беговых лыжах, а специфически - горнолыжная: обе руки чуть согнуты в локтях, штыри палок направлены немного назад, в зону за пятками, но не дальше! При повороте ученик не опирается на палку, а как бы обозначает быстрым уколом ось поворота. Палка при этом не выставляется вперед, как пика, а удерживается в положении почти перпендикулярном к полотну дороги... Сложно поначалу? Зато интересно. Теперь окрепшему в полуиграх - полутренировках подростку не будут страшны, а даже покажутся приятными кроссы по лесу или парку, спринтерские рывки по беговой дорожке, приседания, подскоки на месте на одной и обеих ногах, прыжки с места вперед и назад, любые гимнастические упражнения. Очень полезно проводить беговые упражнения "под секундомер" - не ради выполнения каких-то нормативов, а для того, чтобы подросток мог сравнивать свои результаты, мог видеть их конкретный рост. Приседания, как и отжимания на руках надо обязательно считать - это превращает занятие в микро-соревнование с самим собой. Да, и не забывайте напоминать ученику: сильные ноги, крепкие колени, надежные мышцы брюшного пресса и спины - вот самое надежное "оружие" горнолыжника!

Приучайте подростка к культуре физических занятий: бережное отношение к своему телу, гигиена, режим дня, продуманное питание, периодические консультации у врача (лучше всего - в спортивном диспансере). Очень желательно, чтобы он вел дневник своих занятий с подробной записью всех нагрузок, своих ощущений, своих результатов. Не ради спорта все это нужно - ради здорового образа жизни!

Время, частоту, интенсивность занятий надо определять в зависимости от индивидуальных особенностей подростка: индикатором служит чувство усталости. Опыт подсказывает, что ребенок никогда "не перегнет палку", если его никто не будет заставлять или подзадоривать. А усталость - верный сигнал того, что организм принял нагрузку и готов под нее перестроиться. Вот почему опытные тренеры подводят пик нагрузки к самому концу тренировки - как бы поднимают планку на максимальную для сегодняшнего дня высоту, чтобы легко преодолеть ее завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...

Особенности развития детей младшего школьного возраста.

Возраст 6-7 лет является узловым этапом в развитии ребёнка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста.

В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сде...

Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом

Семинар «Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом»...

Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом

Семинар "Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом"...

«Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста"

Лепка – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идёт от тех первобытных времён, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом...