Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом
методическая разработка по музыке

Каменная Евгения Александровна
Семинар "Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tekst_2.11.2018.docx28.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

02.11.2018г.

Тема семинара: «Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом»

1.Вступление.

Подходя к вопросу обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом, хочется подробнее остановиться на особенностях , встречающихся в процессе обучения.  

Проблема работы с детьми, у которых есть « нарушение нормального голосообразования»,  является актуальной и будет актуальной всегда, так как в музыкальную школу приходят учиться дети с различным уровнем музыкальных способностей.

Трудно переоценить роль слуха - главного регулятора вокальной и речевой функции. Вопросу развития музыкального слуха уделяется много внимания. Музыкальный слух - качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать. Музыкальным слухом называется способность слушать и слышать музыку, точнее - воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, то есть представлять мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, нефальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Лучше слышать - значит лучше понимать и исполнять музыку. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата.  Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге, возникает фальшивое пение.

Следует различать две стороны, два качества музыкального слуха: музыкальный слух в узком и широком смысле слова. Музыкальный слух в широком смысле слова направлен на выявление образности. Под музыкальным слухом в узком смысле слова со времен К. Штумпфа (видного немецкого психолога конца XIX - первой половины XX века, автора одной из первых работ по психологии музыки) понимают прежде всего способность слышать и воспроизводить звуковысотное движение. Известный психолог Б.М. Теплов видел принципиальное отличие музыкального слуха от всякого другого именно в способности выделять высоту звука и четко ориентироваться в высотной последовательности тонов. Но как с позиций музыкальных, так и с позиций психологических, нельзя обрывать связи музыкального слуха со слухом речевым, со слуховым восприятием натурального - тембровых звуков, шумов и т.д.

Для музыкантов особенно значим факт, что слух ребенка от рождения и примерно до двух с половиной лет преимущественно интонационный. Как же можно способствовать развитию интонационного слуха:

1. Читать детям стихи (не только детские).

2. Стараться при общении с детьми обращать их внимание на свои интонации, которые должны быть достаточно разнообразны; нужно, чтобы ребенок слышал такие "взрослые" интонации, как интонации вопроса, ответа, юмористическую интонацию, восхищение, горе и т.д.

3. Следует заниматься музыкой как интонированием в "чистом виде": учить ребенка петь, играть на детских музыкальных инструментах, в игровой форме ставить перед ним "смысловые задачи" на "открытие интонации" и т.д. Эти три условия снимут противоречие между речевым слухом и интонационным, и в дальнейшем они будут развиваться, дополняя и обогащая друг друга. В противном случае речевой слух поставит серьезную преграду на пути дальнейшего развития интонационного. Ребенок не может спеть чисто простой звук. У него нет координации слуха и голоса (да и откуда ей быть, если на протяжении целого ряда лет оба вида слуха ребенка были оторваны один от другого), ребенок "гудит" один тон, не смотря на то, что ему предлагают спеть ряд звуков, и т.д. Все это - следствие определенной неравномерности в развитии ребенка: то он развивался преимущественно эмоционально, образно, то длительное время – рационально (учитывая уровень технической вооруженности родителей). Так невольно рождается и противоречие между эмоционально - образным и рациональным.

Музыкальный слух в тесном смысле слова особенно важнее в индивидуальном и коллективном исполнительстве, в воспроизведении запомнившейся музыки, при детальном слуховом обследовании фрагментов музыкального произведения. Уже при первой встрече с детьми мы сталкиваемся с фактом наличия у них музыкального слуха в широком смысле слова и довольно слабого развития слуха звуковысотного. Такие дети не поют, а говорят, не могут спеть более или менее чисто даже ранее разученные песенки. И в то же время они узнают песни, танцы, марши, обладают немалым запасом эмоционально окрашенных музыкально - образных впечатлений. Это показывает, что в своем естественном развитии слуха у детей, а также эмоциональные реакции на музыку тесно связаны с различными жизненными представлениями. Музыка - искусство эмоционально - образное. Помня о том, что чистота и тщательность звуковысотного интонирования и восприятия музыки - задача всего цикла музыкальных занятий, наша задача - на первых порах удержать образное отношение детей к музыке. Однако постепенно перевести естественные жизненные впечатления детей в музыкальные с  тем, чтобы музыкальное звучание стало главным "действующим лицом" этих жизненных представлений.

2. Причины «гудошничества».

 Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь. Причин может быть немало, например:

-нелюбовь к пению, музыке;

- стеснительность (в основном у мальчиков);

- испуг, психическая травма, перенапряжение голосового аппарата;

-общая вялость, апатичность ребенка;

- или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса;

- крикливость в звуке, неумение петь в коллективе;

- наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда; нарушение слуха).

Основной причиной неверной интонации является отсутствие координации между слухом и голосом. Этого же мнения придерживаются такие педагоги, как Шереметьев В.А., Огороднов Д.Е. и др.

При этом дети, как правило, пассивны, несобранны, неорганизованны, у них недостаточно внимания. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или возникло в мозгу на основе слуховых впечатлений. Значение слуховых впечатлений в связи с техникой вокального исполнительства и развитием вокальных навыков весьма велико.

Также причина неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Многие же поют “говорком”, у них отсутствует напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они встречаются в любом детском коллективе. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, поэтому их и называют “гудошниками”. Причина этого в большинстве случаев не сенсорная, а функциональная, когда ребенок слышит что поет не тот звук по высоте, что задан учителем, а спеть его правильно не может. Это обычно относится к тем детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов. Именно про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом. Если у ребенка что-нибудь не получается, он, как правило, теряет интерес к делу и старается его избегать. Поэтому открытие у себя способности правильно исполнять мелодию со всеми вместе - это огромная радость и победа для каждого ребенка и педагога. Однако из опыта практической работы замечено, что работа по налаживанию координации между голосом и слухом идет легко и быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8-10 лет, причем существует такая закономерность - чем младше ребенок, тем легче он перестраивается. После 10 лет исправить «гудошника» уже труднее.

Есть еще группа детей, которых называют «лжегудошниками». У таких детей, как правило, ларингоскопическая норма. Такие дети, зачастую, очень впечатлительны, нервозны. Эти учащиеся обычно хорошо поют в хоре, но даже при успешном развитии певческого голоса в дальнейшем при сольных и ансамблевых выступлениях у них бывают срывы. В остальных же случаях «лжегудошниками» оказываются дети, которые трудно привыкают к школе. «Гудение» таких детей в сентябре – своеобразная форма неприспособленности к школе.

Работа по исправлению нарушений голосообразования дает результаты не сразу. Особо трудно работать с детьми, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями не только органов голосообразования, но и центральной нервной системы.

3. Упражнения, применяемые при работе с «гудошниками».

 Поиски методов работы с гудошниками должны быть направлены не только на исправление интонации и расширение диапазона, но и на воспитание основных качеств певческого голоса.

Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор и нижний грудной. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Они должны сидеть ближе к хорошо поющим детям, и к инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение хормейстера и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих сзади. Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение в пении этих детей. В работе с ними необходимо проявлять большую выдержку и терпение. Встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные, так как имеют небольшой объем голоса и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппаратов. Если такое звучание стойко держится у детей, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое важное - научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Предложить детям попевки, вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта), в виде подражания пению кукушки ("ку - ку"), крику гусей ("га - га"), кудахтанью кур ("ко - ко"), игре на дудочке ("ду - ду"). К попевкам можно отнести небольшие песни: "Дятел" (на слово "тук"), "Лошадки" (на слово "цок").  

В процессе работы над чистотой интонации главную роль играет так называемая звуковая наглядность - конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения хормейстер показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких. Участвуют два органа чувств - слух и зрение. А если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимает руку вверх, а при пении низкого опустит, то кроме органов слуха и зрения будет участвовать еще и мышечное чувство.

Проводя индивидуальные занятия, хормейстер должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному показывать, как надо протянуть звук "потоньше", "повыше", другому - какое положение придать рту, губам; третьему предложить спеть погромче, посмелее или наоборот, мягче, тише и т.д. Одной из причин стойкого низкого звучания является низкий разговорный голос ребенка.

Начиная работу с нечисто интонирующими детьми необходим правильный эмоциональный настрой. Детям говорят, что петь могут научиться все, даже если сейчас еще не у всех получается красиво.  Надо только постараться петь повыше. Иногда учитель индивидуально обращается к ребенку и говорит ему спеть сейчас со всеми тоненько, заставить свой голос достать эту высоту.

Подающих надежды «гудошников» сажают между чисто интонирующими учащимися. В практике хормейстера нередко применяется метод «воспитания » чистой интонации «молчанием» или же по-другому предлагается петь «про себя», когда поют сильные дети. Также предлагается вслух больше петь на слоги «лю», «ле», «ли», «ля», «да», чем со словами. Необходимо постоянно вселять уверенность таким детям, говорить, что у них получится красиво петь, только для этого надо стараться петь правильно, тоньше и «тянуть» звуки.

        После рассмотрения теоретической части вопроса хочется перейти к практике. Участниками практической части семинара являются учащиеся, поступившие на первый год обучения в Школу искусств.

(После практического показа)

         В основе выразительного пения, развития слуха и голоса, по словам Л.А. Безбородовой, Ю.Б. Алиева, лежат вокально-хоровые навыки. К основным вокальным навыкам относятся:

1) слуховые навыки;

2) звуковедение;

3) артикуляция;

4) навыки эмоциональной выразительности исполнения;

5) певческое дыхание.

Вопрос развития певческого дыхания осветит О. М. Шурупова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дипломная работа на тему: Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

работа содержит некоторый обобщнный материал по особенностям обучения учащихся коммуникативной компетенции на уроках английского языка в различных школах...

План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...

"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося  на индивидуально-дифференцированной форме обучен...

Методическая работа учителя музыки Булочниковой Н.Н. Тема: «Обучение учащихся разного возраста на уроках ОКФ»

Аспекты возрастной педагогики, возрастной психологии, встреча с которыми неизбежна для педагога в начальном периоде обучения старшего учащегося -  не получили освещения в музыкальной педагогическ...

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста

В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

Особенности обучения детей младшего возраста горнолыжному спорту

Данные рекомендации разработаны для тренеров-преподавателей по горнолыжному спорту, занимающихся с детьми младшего возраста. Представленные рекомендации помогут избежать травм, сохранить здоровье...

Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом

Семинар «Особенности обучения учащихся младшего возраста при работе с голосом»...