Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
рабочая программа по физкультуре на тему

Пояснительная записка

     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования.

    Программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии со Стандартом второго поколения, с учётом состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·        неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·        факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·        активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·        особенности отношения  школьников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие  ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

·        чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

 

         Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

          При выборе стратегии воспитания культуры здоровья необходимо, учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону  актуального развития.  Исходя из того, что формирование культуры здорового  и безопасного образа жизни   — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации  всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. 

Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovogo_obraza_zhizni.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юрьевская основная общеобразовательная школа

Островского района Костромской области

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы

«___» _____________ 20___ г.

Протокол № ___

Утверждаю

Директор школы

________ /Новожилова В. В./

Приказ № ___

от «___» _____________ 20___ г.

Программа

формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни

на 2015-2018 гг.

с. Юрьево

Пояснительная записка

     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования.

    Программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии со Стандартом второго поколения, с учётом состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения  школьников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие  ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

             Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

          При выборе стратегии воспитания культуры здоровья необходимо, учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону  актуального развития.  Исходя из того, что формирование культуры здорового  и безопасного образа жизни   — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации  всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.  

Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.

Принципы, которые легли в основу создания  программы:

  1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ре6енка.
  2. Учет  возрастных особенностей обучающихся
  3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  4. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  5. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевому и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.
  6. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы.
  7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.

         Наиболее эффективным путём формирования осознания ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

         Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей.

             Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкультурно-оздоровительной деятельности школы.

          Актуальность программы по созданию системы физкультурно-оздоровительной деятельности в школе заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.

 

Цели и задачи программы

 

Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья  школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов  освоения основной образовательной программы  начального и  общего образования.

Задачи программы:

  • дать представление (с учётом принципа информационной безопасности) о факторах, влияющих на здоровье (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление); о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,  структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и  здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, связанным с особенностями роста и развития.

Нормативно – правовой и документальной основой Программы  формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального и  общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106).
  •  СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г.  № 19993)  (Вводятся в действие с 01.09.2011г.);

Дидактические принципы позволяют системно устранять     факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

  • принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
  • принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации образовательного процесса и приведения содержания образования в соответствие с функциональными и возрастными особенностями детей;
  • принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
  • принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки;
  • принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать осознанный  выбор и тем самым снижает у детей напряжение в ситуации выбора;
  • принцип творчества ориентирован  на формирование у учащихся интереса к обучению,  создание для каждого из них условий  для самореализации в учебной деятельности.

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании создаются необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения приводятся в соответствие с санитарными и гигиеническими нормами, нормами пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Расписание уроков составлено на основе Учебного плана, утвержденного директором школы, требованиями СанПиН, с учетом баллов ежедневной и недельной нагрузки обучающихся, исходя из имеющихся возможностей школы.

Школа работают в режиме пятидневной учебной недели (в соответствии с требованиями ФГОС). Максимальное количество часов в неделю выдержано. Согласно требованиям СанПиН, обозначенным в ФГОС, вторник и четверг - самые работоспособные дни, соответственно нагрузка в эти дни выше, чем в остальные.

Учебным планом предусмотрено 3 часа физической культуры во всех классах.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Педагоги используют приём самооценки результатов собственных достижений учащихся на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе . Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В школе есть компьютерный класс, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности  школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий

Организация работы по формированию у обучающихся  культуры здорового и безопасного образа жизни

Первый этап –  анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной  работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
  • организация просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);
  • выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся.

Второй этап – организация просветительской работы.

  1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа  жизни, включает:
  • внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа  жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • проведение дней здоровья,  конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
  1. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и здоровья детей, включает:
  • проведение лекций, семинаров, круглых столов;
  • приобретение для  педагогов, специалистов и родителей (законных    представителей) необходимой научно – методической литературы;
  • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к   совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

          Системная  работа по  формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в виде  следующих взаимосвязанных блоков:

  • Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.  
  • Рациональная организация  учебной и внеучебной деятельности    обучающихся.
  • Дидактические принципы деятельностного метода .
  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
  • Реализация дополнительных образовательных программ.
  • Просветительская работа с родителями (законными представителями).
  • Деятельность социально – психологической службы.
  • Оценка эффективности реализации программы.

 

Здоровьесберегающая инфраструктура школы включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений школы   санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения пищи;
  • организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;  
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учитель физической культуры, медицинские работники).

             В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

 –  спортивный зал, имеется спортивная площадка, с необходимым игровым и спортивным инвентарём. Это позволяет реализовать спортивные и физкультурные программы не только в урочное время, но и во внеурочное время;

 – школьная столовая, позволяющая организовывать горячее питание в урочное время. Бесплатными завтраками обеспечены 100% учащихся  школы.

           Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

           

            Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры поддерживается коллективом школы.

Организация учебного процесса. Виды деятельности:

 1. Рациональная организация учебного процесса,  направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерности функционального  напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

 1.1 Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной  и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения.

 1.2 Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию).

 1.3 Введение любых инноваций в процессе только под контролем специалистов.

 1.4 Строгое соблюдение всех требований к использованию средств обучения (специального оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями техники безопасности.

 1.5 Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

 1.6 Индивидуализация обучения физической культуре (учет индивидуальных особенностей развития).

           Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

           Организация образовательного процесса строится с учётом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

2. Внедрение обучающих программ

         2.1 Включение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;

           Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • проведение классных часов;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;
  • организацию дней здоровья.

 

3. Просветительно-воспитательная работа с учащимися

 

         3.1 Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек.

         3.2 Организация и проведение конкурсов, праздников, дня здоровья.

         3.3 Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.

         3.4 Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

 

Основные направления просветительской и мотивационной работы

 

Направление деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

 4. Профилактика травматизма  

Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  

Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

 2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр;    соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья.

Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей.

                       

4. Организация системы просветительской и методической работы с педагогическими работниками, специалистами, родителями

 4.1 Повышение квалификации работников школы и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся.

 4.2 Проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.

 4.3 Приобретение необходимой научно-методической литературы.

 4.4 Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

 4.5 Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, медицинские работники, психологи, родители) обсуждение и решение  проблем сохранения и укрепления здоровья  с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.

5.  Внедрение оздоровительных процедур в организацию учебного процесса

5.1 Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья.

5.2 Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

6.  Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

7.1.   Создание психологически  комфортного климата в школе;

7.2.   Развитие коммуникативных способностей учащихся;

7.3.   Развитие социальной, социально – личностной сфер учащихся;

7.4.   Реализация принципов гуманизма, индивидуальности, заложенных в образовательной программе школы;

7.5.   Создание условий для развития личности;

7.6.   Повышение психологической культуры учащихся и их родителей.

8.  Организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы

8.1.  Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

8.2. Организация физкультурных пауз на уроках.

8.3. Создание условий и организация спортивных секций в школе.

8.4. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

8.5.  Обязательное участие сборной команды школы во всех спортивных соревнованиях.

                  Данный раздел программы охватывает все виды двигательной активности и в свою очередь решает определенные задачи по укреплению и сохранению здоровья, развивает все физические качества, улучшает работоспособность учащихся, как умственную, так и физическую. Формирует устойчивый интерес и потребность заниматься физической культурой, воспитывает волю, смелость, настойчивость, дисциплину, чувство коллективизма, навыки культурного и физически компетентного поведения.

                Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов. Позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.

 Приоритетные направления деятельности

 1.     Учебно-воспитательная работа

                Научно-обоснованная, строго-регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом.

 2.     Диагностическая работа

          Комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся, изучение изменения работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

 3.     Профилактическая и коррекционная работа. Предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

 4.     Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа

              Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, внедрение в учебный процесс новых  методик и методов обучения.

5.     Информационно-просветительская работа

       Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем  оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.  

Формы деятельности

        Уроки, кружки, секции, дни здоровья, спортивные соревнования.

  Для внедрения программы в полном объеме необходимо реализовать  следующие   функции:

1. Теоретические: изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.

2.   Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы.

3.     Организационные: подбор специалистов, повышение их квалификации.

4.     Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.

Работа с детьми

  • Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.
  • Обучение школьников здоровому образу жизни.
  • Обучение школьников личной гигиене.
  • Беседы, семинары, конференции обучающего характера.
  • Выпуск школьных тематических газет о здоровье.
  • Вовлечение детей в спортивные секции.
  • Привитие школьникам эстетических чувств,

 Работа с родителями

  • Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу  с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
  • Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.
  • Включение родителей в воспитательный процесс в  школе.

 Работа с педагогами

  • Просветительская работа по направлениям «Урок здоровья» и «Здоровый урок», по программе здоровьесберегающих технологий.
  • Постановка новых целей и задач по  развитию школьников в социальном, физическом аспектах.
  • Консультации учителей по сохранению собственного здоровья.
  • Информирование педколлектива о состоянии и профилактике заболеваемости, об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке, о последствиях психической травматизации  школьников в процессе обучения.

 Прогностическое планирование

  • Планирование результатов оздоровительной деятельности в соответствии с «Моделью здоровья» школьника по истечению 3-4 лет от начала деятельности физкультурно-оздоровительной программы.
  • Вероятностное прогнозирование результатов оздоровительной деятельности по итогам диагностики (2 раза в году: сентябрь, май)

Содержание  физкультурно-оздоровительной работы

     Комплексная программа по физическому воспитанию состоит из следующих    разделов:

 — Легкая атлетика.

 — Гимнастика.

 — Спортивные игры (баскетбол, пионербол).

 — Лыжная подготовка.

 — Теоретические сведения.

 

Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий

Оздоровительные физкультурные мероприятия применяемые в ходе учебного процесса:        

 Физическое воспитание школьников

           Вне уроков физкультуры:

 1) гимнастика до занятий;

 2) подвижные перемены;

 3) физкультминутки.

          В ходе внеклассной и внеурочной работы

   Проведение

1)Дней Здоровья 1 раз в четверть,

2) соревнования

 «Мама, папа, я  -

 Спортивная семья»

3) «Весёлые старты»  

           В кружках и секциях:

 1) пропаганда занятий физкультурой и спортом

Гимнастика до занятий.

         Общее руководство проведением гимнастики осуществляет дежурный учитель. Для проведения гимнастики в школе используется спортивный зал школы. Учащиеся занимаются в течение 10 минут. Проводят занятия учитель физической культуры. Основной материал гимнастики – общеразвивающие упражнения без предметов.

Подвижная (динамическая) перемена (25 минут).

         Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.  

     

Физкультминутки и энергизаторы.

            Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.

     Элементы просветительской работы по здоровьесбережению выполняются в ходе уроков образовательного цикла.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников используемых в  школе, в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служит проектная деятельность в урочной и внеурочной работе.

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы.

Задачи внеклассной работы:

  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;
  • углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;
  • организовывать здоровый отдых учащихся;
  • прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.

Дни здоровья.

  Дни здоровья проводятся согласно плану работы школы 1 раз в четверть.

Спортивные праздники и соревнования.

   Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников. 

Оценка эффективности реализации программы

 Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  учащихся оценивается в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся.

   Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей, самооценочные суждения детей.

   В качестве содержательной и критериальной базы  оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

  •   ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  •    представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  •    личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  •   значимость физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  •   знания о возможном негативном влиянии  компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  • Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Модель здоровья школьника

 

Здоровье физическое

Здоровье социальное

Здоровье психическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию.

        Главное условие для успешного решения оздоровительной программы —  воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

 — культуры физической (управление движением);

 — культуры физиологической (управление процессами в теле);

 — культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);

 — культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).

Планируемые результаты

Направление

Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют  представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Учащиеся имеют личный опыт здоровьесберегающей  деятельности.

4. Учащиеся имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

1.Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2. Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Просветительская работа с родителями

Эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменени...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса

В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики»

Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни по ФГОС

Организация работы образовательного учреждения которая всесторонне учитывает сущность, содержание,  а также условия и факторы процесса воспитания и обучения, объединенных следующим приоритетным н...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Данная программа является одним из разделов Основной образовательной программы начального общего образования...

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...