методическая разработка
методическая разработка по физкультуре на тему

Арутюнян Армен Сетракович

легкая атлетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg_tehnologii.docx48.37 КБ
Файл легкая атлетика18.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»

 


Введение

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости учащихся, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:

- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- реализация системы просветительской работы  по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у учащихся устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности подростка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п. С введением в действие в 1998 г. нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, физическая культура приобрела особую значимость. В учебниках как курса М.Я. Виленского, И.М.Туревского и ряда других увеличилось число заданий теоретического и практического характера; появилось большое разнообразие упражнений для развития силы, ловкости, быстроты; увеличилось число упражнений, пробуждающих и развивающих интерес учащихся к предмету.

В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Столь важная роль интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности учащегося  и его положительного отношения к коллективу, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Центральным вопросом отечественной дидактики в проблеме познавательного интереса учащихся является отыскание таких средств и методов, которые возбуждали бы их познавательный интерес, привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с педагогом, активизировали бы его учение. А обучающая деятельность преподавателя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебного процесса.

Здоровьесбережение и ее роль в учебном процессе рассматривается и педагогами, и учеными различно. М. А. Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя  к учению; Б. П. Есипов рассматривал ее как средство активизации учебной деятельности; Н. И. Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г. И. Щукиной занимательность – важный стимул возбуждения интереса к предмету.

Анализ состояния современного среднего  физкультурного образования, актуальность проблем и вопросов, связанных с использованием занимательности в качестве стимула познавательного интереса в процессе обучения, а также анализ педагогической и психологической литературы определил тему нашего исследования: “Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной работе”.

Проблема исследования: какое влияние оказывает применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе на здоровье учащихся.

Цель: изучить здоровьесберегающие технологии, особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики и экспериментально доказать необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Объект: процесс обучения детей в условиях здоровьясбережения.

Предмет исследования: здоровьесбережение как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи исследования:

1)Изучить классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающей технологии.

2) выявить оптимальные формы организации обучения.

3) экспериментально проверить необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Гипотеза: предположим, что было бы, если бы не применяли здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Мною были использованы следующие методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, методы арифметической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ НПО ПУ №58 КК преподаватель- Арутюнян Армен Сетракович.Работа состоит из введения, первой главы, второй главы и заключения.

В ведении доказывается актуальность моего исследования, ставятся цель, проблема, определяются объект, предмет, задачи исследования, выдвигается гипотеза, выбираются методы и опытно-экспериментальная база исследования.

В первой главе рассматриваются здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, средства процесса обучения.

Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии, основные формы организации обучения, технология организации урока.

Опытно-экспериментальная работа представлена констатирующим, формирующим и контрольным этапами.

В заключении дается анализ данного исследования и его результаты.

Глава 1. Здоровьесберегающие образовательные технологии

1.1. Классификация образовательных технологий.

Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и преподавателя  (А.С.Арутюнян).

В последнее время становится понятной некоторая ограниченность классно-урочной системы организации учебного процесса в связи, с чем актуальная задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

В классификации образовательных технологий, можно выделить следующие группы:

  1. Технология управленческой деятельности.
  2. Технологии организации учебного процесса.
  3. Технологии организации познавательной деятельности учащихся.
  4. Технологии воспитательной работы.
  5. Частнопредметные технологии.
  6. Коррекционные технологии для учащихся с временными затруднениями в учебе и поведении.
  7. Коррекционные технологии для учащихся с проблемами  в физическом развитии.

Технология управленческой деятельности – функциональная технология, технология программно-целевого планирования, информационные технологии.

Технология организации учебного процесса – это:

а) изменение структуры учебного заведения;
б) технологии селективной дифференциации: профильные классы, классы с углубленным изучением предмета;
в) технологии организации учебного процесса: технология Дальтон, технологическая модель индивидуального обучения, технология проектов;
г) технологии реконструирования учебного материала: технология укрупнения дидактических единиц, технология реализации умственных действий,

технология перспективно-опережающего обучения .

Технология организации познавательной деятельности учащихся- это:

а) технология личностной ориентации педагогического сотрудничества, гуманно-личностная технология  развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (целостная система обучения);
б) технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые технологии, технологии проблемного обучения, технология знаковых моделей, информационная технология, технология программированого обучения ( технологии полного усвоения материала, блочные технологии, модульные технологии), технология коллективного способа обучения;
в) технология эффективной дифференциации: технология элективной дифференциации, технология внутрипредметной дифференциации и обязательного уровня обучения.

Технология организации воспитательного процесса – коллективная творческая деятельность (объединения разных видов деятельности и сочетания форм, средств, способов действия педагогов и учащихся), игровая (освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры), технология моделирования (построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей), технология проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приемов и форм воспитания), технология свободного развития (предоставление ребенку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Частнопредметные технологии – технология Диалога культур, технология совершенствования общеучебных умений, технология на основе эффективных уроков, технология поэтапного обучения предмету и др.

Коррекционные технологии - собственно коррекционные (применение этих технологий позволяет ребенку догнать в развитии сверстников,  компенсационные (включение ребенка в общественную жизнь возможно через формирование у него структур деятельности, которые позволяют исключить использование тех механизмов деятельности, которые   восстановлены быть не могут – слух, зрение и др.), технология адаптирующей педагогики (индивидуальные адаптационные занятия, занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию ребенка, помогающие укреплять здоровье ребенка). Среди перечисленных технологий отсутствует термин “здоровьесберегающие технологии”, т.к.   эта педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, это понятие объединяет в себе все направления  деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современного среднего образования – подготовка учащихся к  профессиональной деятельности. Каждый учащийся должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшнем среднем образовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающией педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса..

Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направлености) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый подросток – практически достижимая норма взрослого развития.
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить  возможность сохранения здоровья за период обучения , сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные

общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические

принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содежержание, организационные формы и методы учебного процесса в соотвествии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.

Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные

особенности, педагог всесторонне развивает учащегося, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности , функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности учащегося.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья учащегося в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению учащихся предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

1.3. Средства здоровьесберегающих технологий

        Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1.средства двигательной направленности;

2.оздоровительные силы природы;

3.гигиенические факторы.

     Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

     К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные

действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих

образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность учащегося (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

     Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

       Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.)  на  определенные

биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на учащихся.

            Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

      К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, от-

Носятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных  СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка

Помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение обучающихся элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ),  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах , ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

               Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

       Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий

С использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудисопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационоро-теоретических и практических

занятий , в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

1.4. Методы здоровьесберегающих технологий

     Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

     Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

               На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:  

Методы обучения

специфические      

   общепедагогические

Рассказ

Дидактический рассказ

Беседа

Лекции

Дискуссия

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

Видеометод

Упражнения

Наглядность

Познавательная игра

Методы программированного обучения

Обучающий контроль

Ситуационный метод

Игровой метод

Соревновательный метод

Активные методы обучения

Воспитательные, просвети-

тельские и образовательные программы

                 +

                      +

                       +

                        +

                         +

                             +

                       +

                         +

                          +

                         +

                          +

    В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

         Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж;  психогимнастика, тренинг, позволяющие  частич-

Но нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы

  закаливания, физические нагрузки, преимы психотерапии, фитотерапии и

др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

           Использование методов и приемов зависит т многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, учебного заведения, группы. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

     

1.5. Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния.

           Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учащимися о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся.

     Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от

нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

          В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать учащегося  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

       Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления обо основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

                Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первыхпопытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2.  Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

 3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

      Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия.

         На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств

(средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

     Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

          Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовавтельно, так как они взаимосвязаны.

        На этом эапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

         В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой

метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает средства в соотвествии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность учащегося (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др.

Глава  П

Организация учебной деятельности в

условиях здоровьесберегающей педагогики.

.

            На практике существуют и применяются несколько различных видов обучения. Наиболее распространены в деятельности нашего училища: традиционное и развивающее обучение.

           Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, которая способствует возникновению глубокого переутомления у  учащихся, как в конце учебного дня, так и в конце учебного года.

      В системе технологий развивающего обучения весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся. В отличие от традиционного обучения технологии развивающего обучения отвечают принципам здоровьесберегающей  педагогики.        

                2.1. Основные формы организации обучения.    

     Раскрывает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось различным формам организации: индивидуально-групповой, взаимообучения, бригадное обучение, наиболее распространенная форма обучения – классно-урочная, возникшая в ХУП веке. В современной школе классно-урочная форма обучения – основная. Она предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса:  домашняя учебная работа (самоподготовка),  экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия,  консультации,  зачеты,  экзамены.

       Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой учащихся (класс) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При

этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

       В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:

- в форме беседы;

- в форме лекции;

- в форме экскурсии;

- самостоятельной работы учащихся;

- лабораторных и практических работ;

- сочетания различных форм занятий.

                Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов:

-вводные;

-первичного ознакомления с материалом;

- образования понятий, установления законов на практике;

- повторения и обобщения;

- контрольные;

- смешанные или комбинированные.

         В бесконечном потоке множества уроков можно отметить известную повторяемость и вычленить структуры уроков, встречающихся чаще других. Таким образом, определяются структуры уроков различных типов:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений.

          Задачи урока, его содержание и структура, методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.

Глава Ш. Описание опытно-экспериментальной работы и ее результаты.

            В теоретической главе мы рассмотрели принципы, средства, методы, структуру здоровьесберегающих технологий и выявили, что здоровьесберегающие технологии обеспечивают учащимся  возможность сохранения и улучшения здоровья за период обучения, формируют у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

            Уровень физического развития и состояние здоровья оказывают огромное влияние на развитие умственной работоспособности.

    Мы признаем, что здоровьесберегающие  технологии – значительный фактор обучения,  позволяющий ребенку сохранить свое здоровье и научиться правильно, использовать свое свободное время в период обучения.

         С этой целью мы рассмотрели основные формы организации обучения и технологии организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики     Рассмотрев,  здровьесбережение мы пришли к выводу, что эти технологии можно использовать как средство сохраняющее здоровье, повышение их  работоспособности на занятиях физкультурой.

        Для того, чтобы проверить возможность использования здоровьесберегающих технологий как средство сохранения и укрепления здоровья на уроках физкультуры, мы провели опытно-экспериментальную работу.

   Основной метод моего исследования – экспериментальный. Моя опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов.

 1 этап – констатирующий эксперимент.

Цель: изучить начальный уровень развития познавательных интересов на 1 курсе на уроках физкультуры; определить уровень физической подготовленности.

Содержание констатирующего эксперимента: определение уровня теоретических знаний по физкультуре и спорту посредством проведения анкеты и определения уровня физической подготовленности учащихся посредством проведения спортивных состязаний.

Содержание анкеты

 Наша анкета состояла из следующих вопросов:

  1. Среди учебных предметов,  поставите ли вы физкультуру на первое место?

2. Нравится ли вам работать самостоятельно на уроках физкультуры?

 3. Часто ли вы поднимаете руку на уроке, чтобы ответить на теоретические     вопросы на уроке физкультуры?

 4. Нравится ли вам выполнять трудные упражнения?

 5. Умеете ли вы сами придумывать упражнения, игры по физкультуре?

 6. Нравятся ли вам интересные задания, игры на уроке физкультуры?

 7. Нравится ли вам выполнять самостоятельные задания по физкультуре?

 8.  Задания по физкультуре вы обычно выполняете охотно?

 9. Выполняете ли вы спортивные задания дома?

10. Посещаете ли вы секции по физкультуре?

За каждый ответ «да» я ставил 5 баллов, за ответ «нет» - 0 баллов.

     Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

- высокий уровень – 40-50 баллов

- средний уровень – 30-35 баллов

- низкий уровень – 25-0 баллов

Из 24 человек:

- высокий уровень -  8  человек – 33,3   %

- средний уровень –  10 человек – 41,7       %

- низкий уровень –  6 человек -  25 %

           

 

 Анализ анкеты показал,  что большинство учащихся ставят физкультуру на первое место ; нравится работать самостоятельно на уроке ; принимают активное участие на уроке  11 из 24 ; нравится выполнять трудные упражнения  (9 из 24 по анкете); умеют сами придумывать  упражнения и игры  по физкультуре  16 из 24 ;  нравятся интересные задания, игры на уроке физкультуры 22 из 24.

          В результате анализа анкеты, мы выявили недостаточное развитие познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры.

Недостаточный уровень физического развития виден и на практике. Участвуя в соревнованиях, дети не всегда точно и правильно выполняют предложенные задания, выполняют медленно и  быстро устают.  Вследствие чего теряют интерес к соревнованиям  и к физической культуре вообще.

 Выводы об уровне физического развития:

- высокий уровень -   1 место

- средний уровень –  2 место

  В результате проведения мною констатирующего эксперимента ,   выявили недостаточное физическое развитие учащихся на уроках физкультуры и недостаточную сформированности у учащихся физических качеств: сила, быстрота, ловкость.

2 этап – формирующий эксперимент.

Цель: развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и формирование

  Содержание формирующего эксперимента: на этом этапе эксперимента мы использовали упражнения, игры, которые развивают физические качества.

  Тема: Отработка техники метания .                                                                

Цель: формирование умения метания .

Задачи: - совершенствование техники упражнений;                      

                    - развивать координацию движений в пространстве;    

                    - развивать силу рук;      

                    - учить метанию в цель;      

                    - воспитание товарищества, взаимопомощи посредством игры;                                      

Инвентарь: мячи, лавочка.

Место занятий: спортивный зал

Используемые технологии: здоровьесберегающая,  игровая, дифференцированного обучения.

Содержание

Доз./

мин.

Организационно-методические указания

1

2

3

1 Подготовительная  часть

1.Построение, рапорт, приветствие.

2. Задачи на урок

3. Беседа

4. Ходьба

5. Бег

6. Ходьба

7. Строевые упражнения

8. ОРУ

П.Основная часть

1.  Метание и ловля  мяча

2. Развитие силы рук

3. Метание в цель

4. Челночный бег 3х10 с кубиками

5. Эстафета

       

        10

 

       

         

 

   

       

25

   

     

   

 

Внимание! Группа, равняйсь! Смирно! Вольно !Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, выявление больных

                                                                                                                               

На уроке будете совершенствовать технику упражнений с мячами; развивать координа-

цию движений в пространстве; развивать силу рук;  метать в цель.

Повторение требований к одежде на занятиях на спортплощадке ; правильное дыхание при ходьбе и беге.

С сохранением правильной осанки; с движениями головы, рук, туловища; разновидности бега.

В медленном темпе

Правильное дыхание

- построение в шеренгу и в колонну по одному; повороты переступанием;

на месте

-  удары мяча об пол и ловля;

- метание с места на заданное расстояние;

- сгибание и разгибание рук в упоре о стену;

С передачей палочки ( команды сидят на скамейках(оббегают стойки)

Ш.Заключительная часть

1.Построение

2.Итог урока

3. Прощание

 5

     

     

     

     

Группа, становись!

- Что нового узнали на уроке? Какие упражнения понравилось выполнять?

- водные процедуры, закаливание;

   - техника прыжков «ножницы».

- Урок окончен. До свидания!

 

(Т а же тема, но во 2б меньшая нагрузка.)

 

            В процессе наблюдения за учащимися  на уроке физкультуры мы пришли к выводу, что именно постоянные занятия физическими упражнениями, небольшие соревнования  и игры активизируют деятельность учащихся на уроке; в процессе игры и ОРУ у них вырабатывается физические навыки и качества, развивается организм и появляется стремление к знаниям и желание систематически заниматься спортом.

      Увлекшись,  учащиеся не замечали, что учатся, познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний и представлений, развиваются физически. Даже самые пассивные юноши активно включались в  игры и занимательные задания с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

     Во время проведения игр и занимательных упражнений, соревнований учащиеся были внимательны,  сосредоточены и дисциплинированы.

    Включение игр и дополнительных теоретических заданий в уроки физкультуры  и проведение дополнительных занятий и внеклассных мероприятий  сделало процесс обучения более интересным, создало у них бодрое рабочее настроение, способствовало преодолению трудностей.

3 этап – контрольный эксперимент.

Цель:  проверить сформированность  познавательных  интересов  учащихся на уроке  физкультуры в экспериментальном и контрольном классах.

Содержание контрольного эксперимента: определение уровня развития познавательных интересов учащихся посредством проведения анкеты и определения уровня физического развития  посредством проведения «Викторины».

      Содержание и критерии оценки анкеты см. в констатирующем эксперименте.

       

     Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

Всего 24 человека:

- высокий уровень -  – 8 человек – 33,3%

- средний уровень –10  человек -41,7%        

- низкий уровень – 6 человек – 25%

               Таким образом,  из результатов анкеты контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся) средний уровень развития познавательных интересов остался на том же уровне, что и в результате проведения анкеты констатирующего эксперимента.

           

           

 

  Выводы об уровне физического развития:

- высокий уровень -   1 место

- средний уровень –  2 место

     

    Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения формирующего эксперимента повысил уровень познавательного интереса учащихся и уровень физической подготовленности учащихся в ходе формирующего эксперимента, мы провели серию уроков, в которые включили занимательную физкультуру.        

Заключение.  

   В первой главе мы рассмотрели  здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, средства процесса обучения.

     Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии, основные формы организации обучения, технология организации урока.

              Опытно-экспериментальная работа представлена констатирующим,  формирующим и контрольным этапами.

     

     Во второй главе мы рассмотрели методы, средства и формы обучения физкультуре   выявили значение и сущность, а также особенности использования игр, проведение различных соревнований  и экспериментально доказали эффективность использования этих приемов  как средства развития . В результате опытно-экспериментальной работы мы установили, что игровая деятельность на уроке и проведение различных внеклассных спортивных мероприятий  является эффективным средством развития познавательных интересов учащихся  и их физического развития.

          Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что упражнения, игры, задания по физкультуре  могут доставлять удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических  способностей, силы и быстроты, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать  физические упражнения и задания, чтобы они вызывали интерес, и возбудить интерес к  занятиям физкультурой и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре.    



Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки  Краснодарского края

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище №58 Краснодарского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ПО ТЕМЕ:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БЕГА

                                                                          Арутюнян Армен Сетракович-

преподаватель физической культуры

                                                                          ГБОУ НПО ПУ №58 КК

                                                            первая квалификационная категория

2017г.

Цель урока: Обучающая, развивающая, воспитательная.

Задачи урока:

1. Совершенствование работы рук при беге; совершенствование параллельной постановки ног (стоп) с передней части.
2. Увеличение длины беговых шагов; увеличение амплитуды маховых движений ногой в большей мере согнутой в коленном суставе.
3. Уменьшение вертикальных колебаний тела во время бега.
4. Совершенствования активного отталкивания за счет большого подошвенного сгибания стопы; совершенствование активной нестопорящей постановки ноги на опору.
5. Обучение бегу в быстром, в среднем и медленном темпе; развитие основных физических качеств; силы мышц разгибателей ног и быстроты.

Место проведения: спортивный зал ГБОУ НПО ПУ №58 КК.

Тип урока: Комбинированный

Время: 45 минут.

Дата: 24.10.2012г.

Инвентарь: свисток, секундомер, гимнастические обручи, гимнастические скамейки, кубики, набивные мячи.


I -
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ УРОКА (10’)
• Построение. - РАПОРТ. - Приветствие.
• Объяснение задачи урока. - Команды: «Ровнясь» «Смирно».
• Перестроение в две шеренги после расчета на первый-второй - и обратно в одну шеренгу. Поворот направо и налево. Спортивная ходьба.
РАЗМИНКА:
• Медленный бег в течение 5 минут. По окончании бега снова ходьба по кругу с упражнениями восстанавливающими дыхание: на «Раз» - вдох, «Два» выдох.
Осознание школьником уровня своего здоровья, постоянная работа по его улучшению победы над собой вдохновляют детей и побуждают к дальнейшему совершенствованию. Ребята получают знания через различные формы физкультурно-спортивной и оздоровительной работы; углубляют их с помощью межпредметных связей; совершенствуют их в жизни. Пользоваться ими нужно разумно.
Также в подготовительную часть входит разминка и растяжка мышц с помощью лёгкоатлетических упражнений:
Вводная часть
№ Содержание Дозировка Методические
указания
1 Исходное положение (и.п.) ноги врозь руки на пояс наклоны головы: вправо, влево, вперёд, назад. Повторение каждого упр. 7 раз. Упражнение для растяжения мышц шеи.
2 И.п. руки на уровне груди согнутые в локтевом суставе: рывком отвести назад за спину. Повторение каждого упр. 10 раз. Упр. на растяжку мышц рук.
3 И.п. круговое вращение туловищем вокруг своей оси. В каждую сторону по 7раз. это упр. хорошо разминает мышцы туловища.
4 И.п. наклоны вперёд к каждой ноге Повторение каждого упр. 7 раз. Растягивание мышц спины
5 И.п. упор сидя, перекаты с ноги на ногу в стороны. 10 раз На паховые мышцы, коленные суставы
6 И.п. упор сидя, к вытянутой вперёд ноге поочерёдные наклоны. Наклоны к каждой ноге по 10раз. Растяжка мышц задней поверхности бедра

2 –
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (25 минут)

Воздействуя на учащихся средствами физической культуры через сознание, добиваюсь, чтобы в их мозгу и в их душе появилась «картинка», образ предстоящего действия, тогда захочется немедленно его выполнить. Если мы постоянно будем обеспечивать детей такими фрагментами то у них может создаться обширная картина-это и есть осознание здорового образа жизни!
СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ:
Серия 1 -развитие двигательных качеств.

№ Содержание Дозировка Методические
указания
1 Челночный бег 5 раз по 5 метров и 3раза по 10метров с переноской набивных мячей массой 2кг. Выполнить
2-4 серии Эфективно развивает скоростно-силовие качества

2 Бег с максимальной скоростью по 10- 12 метров. Выполнить
3-4 отрезка Упр. выполняется максимально быстро с заданной скоростью, в этом условии достигается наибольшая мощность движения
3 Прыжки в приседе правым, левым боком, вперед по 5-6 метров. Выполнить
2-3 раза Отталкиваться стопами на согнутых в коленях и тазобедренных суставах ног прыгать мягко на передней части стопы не касаясь пятками
Основная часть
Содержание Дозировка Методические
указания
4 Прыжки с ноги на ноги (многоскоки) Выполнить
2-4 раза по 8-10 метров с изменением темпа движений Основное беговое упр. с высоким подниманием бедра с акцентом на подъём и на опускание, с захлёстывание голени , всё с продвижением вперёд, отталкиваясь стопой
5 Многократные прыжки в длину с места на обеих ногах с продвижением вперёд по разметкам расположенным на расстоянии 60-70-80-90-100см. друг от друга.

Повторить
3-4 повторений В этом упр. обеспечивается наибольшие показатели абсолютной силы мышц ног.
6 Прыжки вверх из глубокого приседа в глубокий присед с продвижением вперёд По 5 прыжков
2 серии Упр.для взаимодействия при отталкивание с маховыми движениями при перемещен частей тела.
7 Прыжки на месте толчком двух ног с поворотом направо и налево на 180 и 360 градусов Выполнить 1-2раза Упр. для развития вестибулярного аппарата
8 Прыжки толчком обеих ног через 2 скамейки, расположенных параллельно друг другу на расстоянии 50-80см. Выполнить 1раз Для развития скоростно-силовых качеств и повышения мощности отталкивания.
9 Бег спиной вперёд по 10-12метров 3 пробегания Для развития координации движений, (смотреть через левое плечо)
Серия 2 -совершенствование элементов техники бега

10 Бег с акцентом на согласованную работу рук и параллельную постановку ног. Повторить 3-4 раза по 10- 12метров Совершенствовать работу рук при беге
11 Бег по двум гимнастическим скамейкам или (по параллельным линиям нарисованных на полу) Повторить 3- 4 раза Совершенствование параллельной постанови стоп с передней части
12 Бег с максимальной скоростью (ускорение) по 10-15метров 3 раза С увеличением амплитуды маховых движений согнутой ноги
13 Стоя на месте, правая нога впереди, левая
работы рук при беге. Выполнение 2раза по10 секунд Совершенствование работу рук
14 Бег прыжками. по10-15метров 4 раза Акцентируя внимание на подъём бедра: вперед - вверх
15 Бег через препятствия (высота препятствия 20-25см.) расстояние между ними 110-120см. Повторить Зраза это упр. для активного подъёма бедра: маховой ноги вперёд-вверх
16 Бег с ускорением. Выполнить 2-3 раза по 10- 15 метров внимание акцентирует на активном отталкивании

Серия 3 -развитие способности оценивать движения в пространстве,
во времени и по степени мышечных усилий.

17 Бег в быстром, среднем и медленном темпе. Ученикам даю задание первый отрезок пробежать в быстром темпе, затем вернуться на исходное положение и пробежать его в медленном темпе, третий раз пробежать его в среднем темпе. Выполнять пробегания по10-12 метров

№ Содержание Дозировка Методические
указания
Серия 4 - совершенствование техники бега. Акцентировать внимание на
правильной работе рук; нестопорящей постановке стопы с передней части; равномерном дыхании.


18 3-х минутный бег с изменением темпа.

3 минуты. Акцентировать внимание на правильной работе рук; нестопорящей постановки стопы с передней части; равномерном дыхании.
19 Бег в удобном темпе. Повторить 4-5 раз по 10-12метров. Внимание акцентирую на индивидуальных недостатках техники быстрого бега.


КОНТРОЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
Оценку выставляю за правильное выполнение следующих компонентов техники бега: параллельную постановку стоп с передней части стопы; сохранение правильной техники с изменением темпа бега; активное движение маховой ногой (улучшение результата в течение учебного года).
3 -
Заключительная часть.
Уменьшить влияние напряжённой нагрузки помогают несложные физические упражнения. Особенно важно подобрать комплекс упражнений так, чтобы они направленно снижали напряжение в мышцах.
«Разводим облака, черпаем море»: Стоя, руки внизу, левая нога впереди, колени полусогнуты. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх (ладони обращены друг другу), прогнуться назад. Наклоняя туловище вперёд и делая медленный выдох, скрестить руки перед коленями. Выполнить упражнение Зраз.

Проверка пульса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...