Разработка интегрированного урока по физической культуре и биологии с применением ИКТ
видеоурок по физкультуре (9 класс) на тему

Этот материал поможет в работе учмтелям физической культуры и учителям биологии. Это интегрированныйурок, с использованием видеофрагментов упражнений Поля Брега. Сейчас интегрированные уроки очень популярны и я предлогаю воспользоваться моей разработкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока по физической культуре и биологии с применением ИКТ

Ф. И. О. УЧИТЕЛЯ Сафонова О.В.

КЛАСС  9-Б

ПРЕДМЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

          ТЕМА УРОКА «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.»

ТИП УРОКА: Урок отработки умений и рефлексии.

          ЦЕЛЬ         а) образовательная – формирование у учащихся убеждения взаимосвязи физкультуры и биологии на примере оздоровительного  комплекса упражнений.

 б) развивающая – развитие и определение гибкости позвоночника.

 в) воспитательная – воспитание чувства прекрасного через музыкальное сопровождение урока

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

ЗНАНИЯ Инструктаж по ТБ, выполнения упражнений

 УМЕНИЯ Выполнять упражнения Поля Брегга

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)

1.Регулятивные (прогнозирование, контроль выполнения действий, внесение коррективов, оценка деятельности).

2. Познавательные (умение анализировать выполнение действий).

3. Личностные (формирование личностного самоопределения, понимание ЗОЖ, ценностей ОЗ).

ИНСТРУМЕНТЫ и ОБОРУДОВАНИЕ  гимнастические маты, гимнастические палки, ручка, карточки, памятка, проектор, ноутбук.

Ход урока.

  1. Этап «Организационный».

Деятельность учителя - Построение учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Обратить внимание на внешний вид. Мотивация учащихся на   изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания.

Деятельность обучающихся - Организация обучающихся на урок. Приветствие учителя. Мотивация к активной деятельности.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  2. Актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
  3. Исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Задача:

  1. Организовать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память).

Деятельность учителя - Создание ситуации для самоопределения обучающихся и принятия ими цели и темы  урока.

Деятельность обучающихся -

 а) обучающиеся смотрят презентацию, которую подготовил учитель биологии,

б)  называют тему урока,

в) учащийся класса рассказывают, почему важно иметь здоровый позвоночник, почему осанка должна быть правильной.

Деятельность учителя- Учитель биологии дает сведения о состоянии здоровья учащихся нашей школы и количестве учащихся, имеющих заболевание сколиоз.

Почему так важно иметь здоровый позвоночник

От состояния позвоночника зависит здоровье всего организма. Позвоночник отвечает за выносливость человека, а она намного важнее обычной физической силы. Ведь человек бодр, активен, силен только в том случае, если все его мышцы и внутренние органы в хорошем состоянии. От этого зависит не просто отсутствие недугов, а гораздо большее – здоровье.

Почему же для организма человека так важен позвоночник? Позвоночник – это основная часть скелета. Он придает телу необходимую форму. К позвоночнику присоединяются большие и малые мышцы и связки спины и живота. Они противостоят силе тяжести, поддерживая тело в вертикальном положении, и фиксируют место всех жизненно значимых органов, которые размещены вдоль позвоночника.

Искривление позвоночника – сколиоз – пагубно влияет на весь организм. Так как мышцы и связки становятся длиннее или короче, происходит смещение внутренних органов, что и приводит к развитию заболевания.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Задачи:

  1. Проводят самопроверку оценки гибкости тела.
  2. Определяют степень гибкости позвоночника.
  3. Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Деятельность учителя - Учитель физкультуры проводит разминку для подготовки к основной части урока.

Деятельность обучающихся –  Упражнения для коррекции осанки и профилактики                  плоскостопия.

1.Ходьба на носках, руки на поясе (лопатки сведены, смотреть вперед).

2.Ходьба на пятках, руки за головой.

3.Бег с заданиями (бег в медленном темпе).

Упражнения с гимнастическими палками.

1.И.п. – стойка ноги вместе, палку держать внизу хватом сверху.1-2 – поднимаясь на носки, палку поднять вверх, прогнуться, вдох; 3-4 – опуститься в и.п. – выдох. Повторить 8 раз.

2.И.п. – стойка ноги врозь, палка за головой. 1 – наклон влево; 2 – выпрямиться; 3 – наклон вправо; 4 – выпрямиться.

3.И.п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках. 1-2 – наклон вперед прогнувшись; 3-4 – выпрямиться, вернуться в и.п. Выполнить 8 раз. Дыхание: при наклоне делать выдох; выпрямляясь – вдох.

4.И.п. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, палку вперед, прогнуться; 3 – палку вниз; 4 – выпрямиться. Повторить 8 раз. Дыхание: при наклоне делать выдох, выпрямляясь – вдох.

      5.И.п. – основная стойка, палка внизу. 1 – присед, колени врозь, палку вперед; 2 – и.п. Выполнить 10-12 приседаний. Дыхание в произвольном ритме.

      6.И.п. – сед на правой (левой), левая (правая) в сторону. Палка вперед (руки прямые). 1-2-смена ног, не поднимая таза. 3-4 – и.п.(спину держать прямо).

       7.И.п. – ноги вместе, палка внизу. 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх. 2 – и.п. Прыжки повторить 8 – 12 раз.

       8.И.п. – правая нога на носке, левая – на пятке. Палка за спиной. Перекаты с пятки на носок (с носка на пятку). Ноги в коленях не сгибать. Упражнение «Промокашка»

       Вся разминка выполняется под музыкальное сопровождение.

Деятельность учителя - учитель биологии дает сведения о состоянии здоровья учащихся нашей школы и количестве учащихся, имеющих заболевание сколиоз. Просит обучающихся разбиться по группам и показать упражнения для укрепления и гибкости позвоночника и других мышц тела.

Деятельность обучающихся – обучающиеся делятся на 4 группы, вспоминают ранее изученные упражнения и показывают их (от каждой группы 2 упражнения).

Деятельность учителя – учитель физической культуры предлагает обучающимся определить степень гибкости своего позвоночника.

Деятельность обучающихся- обучающиеся  выполняют 3 простых упражнения. Каждое упражнение имеет 3 степени сложности. В зависимости от степени сложности начисляются очки, которые после выполненной серии упражнений складываются; определяется степень гибкости обучающего.

Планируемые достижения:

Познавательные - распознавать и называть двигательное действие, анализ работы с информации.

Регулятивные - выполнять упражнения по укреплению осанки.

Личностные  - Формирование бережного отношения к своему здоровью.

     Упр. №1: и.п. – вертикальное, ноги соединены. Испытуемый медленно наклоняется вперед и достает пол ладонями рук. Если это проделано легко, без особых усилий, то начисляется 4 очка; если испытуемый достает пол только пальцами, то 3 очка; если испытуемый не может коснуться пола, то 0 очков.

     Упр. №2: и.п. – вертикальное, ноги на ширине плеч. Испытуемый наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то начисляется 4 очка; если испытуемый при выполнении упражнения может достать до колен, то 3; если испытуемый не дотягивается до колен, то 0 очков.

     Упр. №3: и.п. – лежа на спине. Испытуемый заводит ноги за голову и в таком положении пытается достать пол пальцами ног. Если упражнение выполнено с помощью прямых ног, то начисляется 4 очка, при согнутых в коленях ногах – 3, если испытуемый не может коснуться пола – 0 очков.

Определение степени гибкости.

Количество очков

Состояние организма

От 12 до 9

У вас очень хорошая гибкость. Продолжайте активно заниматься спортом.

От 8 до 5

У вас нормальная гибкость, но помните, что без занятий физкультурой вы ее легко потеряете.

От 4 до 0

У вас очень плохая гибкость. Надо что – то предпринимать.

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Задачи:

  1. Уточнить алгоритм исправления ошибок;
  2. На основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок- место затруднение;
  3. Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки,- причину затруднений.

Деятельность учителя - учитель физической культуры  информирует о 5 золотых упражнений, влияющих на позвоночник. Показывает  и  следит за правильностью выполнения данных упражнений.

Деятельность обучающихся- правильно выполняют упражнения.

Планируемые достижения:

Познавательные - осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме.

Регулятивные - контролировать свои действия, ориентируясь на показ движений учителем, организовать деятельность в паре

Личностные - проявлять дисциплинированность

Поль Брегг один из самых известный валеологов (наука о здоровье), который разработал специальные упражнения для позвоночника. Всю жизнь он посвятил изучению здорового образа жизни, а благодаря его системе оздоровления помог многим людям избавиться от различных заболеваний и тем самым продлить их молодость. Проблемы с позвоночником могут возникнуть в любом возрасте и причин для этого предостаточно.

      Упр. 1

Это упражнение оказывает воздействие на ту часть нервной системы, которая обслуживает голову и  глазные мышцы, а также на целую сеть нервов, идущих к желудку и кишечнику. Таким образом, выполняя только это одно упражнение, мы оказываем воздействие на источники таких недугов, как головная боль, напряжение глаз, несварение желудка и плохое усвоение пищи.

Упр. 1

      Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину дугой. Тело опирается только на ладони и пальцы ног. Таз должен быть расположен выше головы. Голова опущена. Ноги расставлены на ширину плеч. Колени и локти выпрямлены.

      Опустите таз почти до пола. Помните, что руки и ноги должны быть прямые, что придает особую напряженность позвоночнику. Поднимите голову и резко откиньте ее назад.

      Делайте это упражнение медленно. Опустите таз как можно ниже, а затем поднимите его как можно выше, выгнув вверх спину, снова опустите, поднимите и опустите. Если вы делаете это упражнение правильно, то почувствуете через несколько движений облегчение.

      Упр. 2

      Это упражнение предназначено главным образом для стимуляции нервов, идущих к печени и почкам. Оно приносит облегчение в случае заболеваний этих органов, возникающих по причине нервных расстройств.

      И.п. то же, что и для упр. 1.

      Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину. Тело опирается на ладони и пальцы ног. Руки и ноги прямые. Поверните таз как можно больше влево, опуская левый бок как можно ниже, а затем вправо. Руки и ноги не сгибайте. Движения делаете медленно и постоянно думайте о растяжении позвоночника. Сначала упражнение покажется вам очень утомительным. Но постепенно делать его будет все легче не потому, что усиливаются мышцы, а потому, что значительно укрепляется нервная система. Помните, что это упражнение никогда не будет для вас слишком простым в отличии от обычного раскачивания тела.

   

Упр. 3

      В этом упражнении позвоночный столб расслаблен сверху донизу. Стимулируется каждый нервный центр. Облегчается состояние тазовой области. Усиливаются прикрепленные к позвоночнику мышцы, наиболее важные для его поддержки в вытянутом состоянии, стимулируя рост межпозвоночных хрящей.

       И.п. – сядьте на пол, упритесь на расслабленные прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты. Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и прямые руки. Это упражнение надо делать в быстром темпе. Поднимите тело до горизонтального положения позвоночника. Опуститесь в и.п. Повторите движение несколько раз.

      Упр.№4 придает особую силу той части позвоночника, где сосредоточены нервы, управляющие желудком. Кроме того, оно эффективно для всего позвоночника, растягивает его, приводя организм к сбалансированному состоянию.

      Лягте на пол на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колони, подтяните их к груди и обхватите руками. Оттолкните колени и бедра от груди, не отпуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком колен. Держите это положение туловища в течение 5-ти секунд.

     

      Упр. 5

      Это упражнение одно из самых важных из растягивающих позвоночник. Кроме того оно приносит облегчение толстому кишечнику, стимулируя управляющие нервы.

      И.п. то же, что и для упр. 1.

      Лягте на пол, лицом вниз, поднимите высоко таз, выгнув дугой спину, опустив голову и опираясь на прямые руки и ноги. В таком положении обойдите комнату.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Деятельность учителя - Дыхательная гимнастика. Обсуждение, подведение итогов.

Оценка собственной деятельности. Задача состоит в том, чтобы выяснить какие упражнения дают более интенсивную физическую нагрузку на организм.

Деятельность обучающихся - Построение в шеренгу. Упражнение на внимание        Формирование самооценки.

Планируемые достижения:    

Личностные - дать самооценку собственной деятельности.

 Регулятивные - применять полученные знания в организации и проведения досуга.                 

  1. Этап выход из проблемы.

Деятельность учителя – Объясняя сущность домашнего задания, учителя предлагают изученным упражнениям научить родителей и товарищей.

Деятельность обучающихся - Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

Планируемые достижения:    

Познавательная - осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Коммуникативная - работают дома с текстами или другим источником.

Регулятивная - планируют свои действия в соответствии с самооценкой,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и биологии для 5 класса

Тема: Влияние подвижных игр на укрепление иммунитета.Цель: обучение учащихся основным принципам и методам укрепления иммунитета в летнее время....

Конспект интегрированного урока по физической культуре и биологии в 8 классе.

Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуальных физических особенностей...

Разработка интегрированного урока по физической культуре и физике для учащихся 8 класса.

В данной работе представлен план - конспект интегрированного урока по физической культуре и физике для 8 класса по теме "Электрические явления". Тип урок обобщения и систематизации материала....

Методическая разработка_Интегрированное мероприятие по физической культуре, географии, ОБЖ для 5 класса (по ФГОС)

Интеграция предметов: физическая культура, география, ОБЖИнтеграция осуществляется на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активно...

Методическая разработка урока интегрированного урока по физической культуре в 8 классе на тему "Физика на службе физической культуры"

Методическая разработка составлена полностью с требованиями ФГОС основного образования,интегрированный урок эффективен в освоении упражнений и запоминании и правельном применении физических формул....

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

Разработка интегрированного мероприятия по физической культуре и физике для учащихся 7 класса

Тема: «Взаимодействие тел».Цели: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизацию материала по теме «Взаимодействие тел», развитие ско...