Футбол, как средство развития координационных способностей.
статья по физкультуре на тему

Кондриков Анатолий Валерьевич

Футбол – это вид спорта  с повышенными  требованиями к игрокам по координированному проявлению физических качеств с выполнением сложнотехнических действий в постоянно меняющихся ситуациях. И от того как точно игрок выполняет технические приёмы зависит успех команды. Игрок становится профессионалом, если обладает  такими параметры как физическая, техническая, теоретическая подготовленность. Но основой в подготовке настоящего футболиста - является его техническая подготовленность. А совершенствование выполнения отдельных технических и тактических элементов происходит в течение многих лет. И основой для отработки этих элементов служит развитие координационных способностей игроков на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrikov_a_moy_referat.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат                                на тему:                             Футбол, как средство развития координационных способностей.

Работу выполнил

Кондриков Анатолий Валерьевич

Педагог дополнительного образования ГБОУ № 368

Санкт – Петербург

2017

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………………………..5
  3. Заключение………………………………………………………………………… .…7
  4. Библиографический список………………………………………………. ….8

Футбол – это вид спорта  с повышенными  требованиями к игрокам по координированному проявлению физических качеств с выполнением сложнотехнических действий в постоянно меняющихся ситуациях. И от того как точно игрок выполняет технические приёмы зависит успех команды.

Игрок становится профессионалом, если обладает  такими параметры как физическая, техническая, теоретическая подготовленность. Но основой в подготовке настоящего футболиста - является его техническая подготовленность. А совершенствование выполнения отдельных технических и тактических элементов происходит в течение многих лет. И основой для отработки этих элементов служит развитие координационных способностей игроков на начальном этапе обучения.

В литературе, о футболе, раскрываются многие вопросы по  подготовке подрастающего поколения. Рассматриваются несколько направлений развития и совершенствования физической подготовке  игроков, формирования скоростно-силовых способностей и других навыков способствующих для выполнения координационных задач. Но как показывает анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по футболу, но и личный опыт, в настоящее время уровень технической и физической подготовки на этапе начального обучения не достаточно эффективен. Для того чтобы соответствовать минимальным  требованием  технического мастерства игроков. Необходимо совершенствовать у ребят 6 – 11 лет развитие координационных способностей.  Это и определяет актуальность и цель моего исследования

Прежде чем говорить о развитии координационных способностей, уточню, что же это такое.

Координационные способности – это психомоторные свойства (особенности) человека, которые определяют готовность к управлению и регуляции двигательных действий.

Необходимо различать понятия «координация движений» и «координационные способности».

Координация движений или ловкость – это организация управляемости движений. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой физиолого-психический потенциал (способность к восприятию и скорости обработки информации нейронов). Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения.

Координационные способности – это свойства, необходимые для оптимального протекания этого процесса.(физиологическое строение опорно-двигательного аппарата)

Общая координационная подготовка – сложные в координационном плане упражнения, сочетающие способности и движения.

Специальная координационная подготовка – это система применения сложных упражнений, связанных с выполнением освоенных технических умений и навыков игры футбол. Ее степень меняется с расширением двигательного навыка и с ростом опыта игрока: чем богаче навык, чем больше игрок освоит всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровой ситуации.

Например, В. И. Лях и З. Витковски  в своих исследованиях  рекомендуют для развития координационных способностей  в каждом тренировочном занятии отводить от 15 до 45 минут на общие и специальные упражнения, способствующие улучшению разных координационных движений. Эти упражнения рекомендуется использовать в конце подготовительной или начале основной части занятия, после разминки.

По сведениям А. П. Золотарева, для эффективного развития координационных способностей необходимо с 10 до 12 лет использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени (до 30% общего объема времени практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом.

Г. С. Лалаков  в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов использовал нагрузки малого объема с различной продолжительностью выполнения серий упражнений, нагрузки среднего объема применял с продолжительностью серии, равной 3-4 и 45 минутам, а вот нагрузки большого объема - с длительностью серии, равной 3-4 минутам. Упражнение может выполняться от 4 до 6 секунд (бег на 30 м) до 15-20 минут и более (игровые упражнения). Рекомендуется использовать серии упражнений деятельностью от 34 минут, до 4-5 и 5-6 минут с применением упражнений неспецифического характера, с низкой координационной сложностью.

На основании изученной литературы, опираясь на личный опыт, мной была составлена программа по развитию координационных способностей  начинающих футболистов, как для мальчиков, так и для девочек. К сожалению, год от года здоровье младших школьников не становится лучше. И в первый класс проходят ребята не только с 1-ой, но и со 2-ой и 3-ей группой здоровья.  Однако я считаю, что футбол – это игра для всех. Поэтому при написании программы я учитывал физиологические особенности современных детей, которые могут приступить к занятием  в любой интервал образовательного процесса.  Впервые приходя на занятие по футболу, ребенок проходит  тестирование согласно нормативам утвержденным Министерством спорта РФ. (Приложение 1). Для определения точки физического развития и понимание целей с последующим  подбором упражнений для развития координационных способностей.  

Мной были сформулированы  общие рекомендации и методы, которых необходимо придерживаться при выборе физических упражнений для развития координационных способностей:

1) постоянно повышать  уровень сложность упражнений;

2) менять  время выполнения упражнений;

3) упр. должны содержать элементы новизны, необычности;

4) задания должны  включать организацию по самоконтролю и самооценке различных параметров движений;

5) объединять отдельные элементы  двигательных умений в различные комбинации и доводить их до автоматизма.

6) необходимо применять для развития пространственной ориентации разные прыжки, удары на точность, игровые упражнения с несколькими мячами, групповые и командные упражнения.

Используя при этом  следующие методические приёмы:

1) использование разных  исходных положений;

2) ограничение пространства;

3) выполнение заученных движений в неизвестных  сочетаниях;

4) усложнение упражнений дополнительным инвентарем;

5) совершенствование технических действий в состоянии утомления;

6) воздействие на анализаторы путём введения дополнительных звуковых, световых, зрительных сигналов;

7) прогнозирование  элемента действия;

8) зеркальное выполнение упражнений.

И, придерживаясь программы обучения, учащийся улучшал не только свои результаты, но и здоровье в положительную сторону.   В образовательном учреждении не проводиться профессиональный отбор, как например ДЮСШ,  и мы принимаем всех желающих, а это, как правило, не координированные дети, которые не прошли конкурсный отбор, но с огромным желанием, увлечением данным видом спорта. И поэтому первоочередной задачей ставлю развитие специальной и общей координационной способности, уделяю этому наибольшее количество времени тренировки, используя как циклические, так и игровые занятия. А на  теоретических   занятиях проходит просмотр учебных фильмов не только для разбора сложных координационных движений (по-кадрово), но и для мотивации к занятиям.  

Вывод.

Футбол – один из тех видов спорта, которые требуют координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Ловкость футболистов проявляется: в быстрой перестройке своих действий при изменении ситуации на поле;  в умении точно выполнять сложные движения.

При совершенствовании координационных способностей юных футболистов, а также техники владения мячом и обводки, необходимо:

  • использовать упражнения, сочетающие бег с изменением направления, «слаломный» бег, старты из различных положений, ведение мяча различными способами со сменой ритма и направления движения, скоростную обводку искусственных препятствий и соперников, упражнения с элементами длительного контроля над мячом при скоростных передвижениях;
  • целенаправленно и систематически формировать координационные способности необходимо в тесной связи с физическим, технико-тактическим и интеллектуальным совершенствованием, развитием психических и психофизиологических процессов.

       

   

   

Список использованных источников.

Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М., Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.

Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., Физкультура и спорт,2003. - 360 с.

Титова, Т.М. Футбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре / Т.М. Титова, Т.В. Степанова - М., Чистые пруды, 2006. - 32 с

 Золотарев А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис. . д-ра пед. наук. Краснодар, 1997. 444 с.

Лалаков Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1998. 328 с.

Лях В., Витковски З. Координационная тренировка в футболе. М.: Сов. спорт, 2010. 216 с.

Л.П.Матвеев, 1977; В.И.Лях и др., 2002

Приложение 3

Приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 147 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол"

Приложение № 5
к Федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта футбол

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Быстрота

Бег на 30 м со старта (не более 6,6 с)

Бег на 30 м со старта (не более 6,9 с)

Бег на 60 м со старта (не более 11,8 с)

Бег на 60 м со старта (не более 12,0 с)

Челночный бег 3x10 м (не более 9,3 с)

Челночный бег 3x10 м (не более 9,5 с)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 135 см)

Прыжок в длину с места (не менее 125 см)

Тройной прыжок (не менее 360 см)

Тройной прыжок (не менее 300 см)

Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 12 см)

Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 10 см)

Выносливость

Бег на 1000 м

Бег на 1000 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по теме:«Развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся 5 - 6 классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся в спортивных играх на базе футбола....

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...

План самообразования: "Степ-аэробика как средство развития координационных способностей детей"

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТЕП-АЭРОБИКИ....

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время, в России «в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического и научно-технического развития», наблюдается увеличение заболеваемости ...

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...

Подражательные упражнения как эффективное средство развития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры

Подражательные упражнения как эффективное средстворазвития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры...