рабочая программа 10 класс
рабочая программа по физкультуре (10 класс)

Власова  Елена Викторовна

Рабочая программа по физической культуре 10 класс:

Ф

Примерной основной образовательной программы начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (автор В. И. Лях),

Положения о Рабочей программе школы-интерната №22 ОАО «РЖД».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass.docx56.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Аннотация

к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10 класса

      Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (- М.: Просвещение, 2013)..  

Предметом обучения физической культуре в 10 классе  является формирование   личности  школьника  посредством  освоения  основ содержания  физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивной  направленностью.      

Реализация данной цели направлена на решение следующих образовательных задач:

- на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений  

  использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия    

  внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;

- на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми

  двигательными действиями и формирование умений применять их в

  различных по сложности условиях;                                                                                                            - на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;                    

 - на формирование знании о закономерностях двигательной активности,

  спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для

 будущей  трудовой деятельности;

- на углубленное представление об основных видах спорта;

 - на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими

   упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;

 - на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.

  Программный материал в 10 класе, делится на две части — базовую и вариативную. Базовая  часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». В базовую часть входит материал в соответствии  с федеральным компонентом  учебного плана, региональный компонент. Учитывая   климатические особенности региона и возможности материальной физкультурно-спортивной базы  кроссовая подготовка заменяется лыжной. Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Так же программа предполагает включение национально-регионального компонента, который направлен на формирование этнокультуроведческой компетенции учащихся (правила и описание национальных игр, ачери биатлон).

 Для прохождения теоретических  сведений  выделяется время в процессе уроков.     Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков.

 В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,деятельностный подходы.     Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

 Компетентностный  подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

    В первом блоке представлены информационный компонент – изучение культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности..

      Во втором блоке  включает в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения.  В третьем блоке представлен мотивационный компонент, который отражает требования к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать).Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

      Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

       Деятельностный подход. Система уроков сориентирована на столько передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическим установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.Основой  является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физкультурного образования. Результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности,что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физической культуры. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методике ролевых игр, спортивных игр, соревновательных упражнений, эстафет, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемые результаты и сопоставлять его с собственными знаниями по физической культуре.

      Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации знания в области физической культуры.    С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовать, свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранений, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

       Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

 Место  предмета  в учебном плане

Согласно  учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы в 10 классе отводится    102 часа в год (3 часа в неделю).  

Основное содержание программного материала

Распределение учебного времени прохождения программного материала  по физической культуре в 10 классе

        № п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

63

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры (волейбол)

21

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

21

1.4

Легкая атлетика

21

2

Вариативная часть

39

2.1

Баскетбол

21

2.2

Лыжная подготовка

18

Итого

102

Содержание   учебного предмета

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках, так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.

Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.

Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.

Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.

Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур указана в программах 1—9 классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.

Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.

Спортивные игры

В 10 классе продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите (табл. 4). Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к 10 классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на техник тактику развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.

Наряду с совершенствование ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10 классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.

В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение.

Программный материал по спортивным играм

Основная направленность        

10  класс

Баскетбол

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек        

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование ловли и передач мяча        

Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)

На совершенствование техники ведения мяча        

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники бросков мяча        

Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники защитных действий        

Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей        

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

На совершенствование тактики игры        

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей        

Игра по упрощенным правилам баскетбола.

Игра по правилам

Волейбол

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек        

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование техники приема и передач мяча        

Варианты техники приема и передач мяча

На совершенствование техники подач мяча        

Варианты подач мяча

На совершенствование техники нападающего удара        

Варианты нападающего удара через сетку

На совершенствование техники защитных действий        

Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка

На совершенствование тактики игры        

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей        

Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам

Футбол

 На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек        

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча        

Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью

На совершенствование техники ведения мяча        

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей        

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

На совершенствование техники защитных действий        

Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват)

На совершенствование тактики игры        

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей        

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам

На совершенствование координационных способностей  (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)        Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метания в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным

На развитие выносливости        

Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин

На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей        

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10—13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность

На знания о физической культуре

Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми

На овладение организаторскими умениями        

Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий

Самостоятельные занятия        

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми

Гимнастика с элементами акробатики

В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах , опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с  гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; на занятиях с девушками – более сложные упражнения с предметами:  скакалкой, обручем, мячом и комбинации этих упражнений.

Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.         

10 класс

Юноши. Девушки

На совершенствование строевых упражнений        

Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов        

Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами        

С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами        

Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими мячами

На освоение и совершенствование висов и упоров        

Пройденный в предыдущих классах материал

На освоение и совершенствование опорных прыжков        

На освоение и совершенствование акробатических упражнений:        

Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов        

Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках.

Комбинации из ранее освоенных элементов

На развитие координационных способностей        

Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатическях упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой,  на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения.  Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений.

На развитие силовых способностей и силовой выносливости        

Лазанье по гимнастической лестнице, стенке без помощи ног.

Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гантелями, набивными мячами        

Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах

На развитие скоростно-силовых способностей        

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча

На развитие гибкости        

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами

На знания о физической культуре        

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах

На овладение организаторскими умениями        

Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшим и школьниками

Самостоятельные занятия        

Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями

Легкая атлетика

В 10 классе продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний (табл. 6). Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряжено воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8-9 классах различных спортивных способов прыжков.

Для усиления прикладной роли занятий и разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности чаще проводятся занятия на местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике создаются условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках физической культуры даются знания и вырабатываются умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами предусматривается необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии

Программный материал по легкой  атлетике

Основная направленность        

10  класс.

Юноши. Девушки

На совершенствование техники спринтерского бега        

Высокий и низкий старт до 40 м.Стартовый разгон.

Бег на результат на 100 м.Эстафетный бег

На совершенствование техники длительного бега.        Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м        . Бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин.Бег на 2000 м

На совершенствование техники прыжка в длину с разбега        

Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега

На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега        

Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега

На совершенствования техники метания в цель и на дальность        

Метание мяча 150 г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в кори - дор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния до 20 м.

Метание гранаты 500-700 г с места на дальность, с 4-5  шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние;

Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в

Метание гранаты 300-500 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние.

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного – четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние

На развитие выносливости        

Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка.(ю)        Длительный бег до 20 мин(д)

На развитие скоростно-силовых способностей        

Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность, круговая тренировка

На развитие скоростных способностей        

Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов

На развитие координационных способностей        

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками

На знания о физической культуре        

Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований

На совершенствование организаторских умений        

Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками

Самостоятельные занятия        

Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой

Лыжная подготовка

В начале занятий лыжной подготовкой выполняется равномерное прохождение дистанции длиной 3-5 км. Затем, с увеличением скорости передвижения, дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов. К концу занятий по лыжной подготовке увеличивается длина прохождения дистанции в равномерном темпе: 5  км для девушек без учета времени, 10 км для юношей без учета времени.

Умению правильно распределять силы на дистанции учащиеся обучаются на кругах длиной до 3 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и последующим анализом результатов.

На каждом занятии уделяется внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.

Успешное освоение техники передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения домашних заданий.

Программный материал по лыжной подготовке

Основная направленность        

Класс 10

На освоение техники лыжных ходов        

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км.

Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одно временные. Преодоление контруклона

Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий .

На знания о физической культуре        

Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в средней школе.

 Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в средней школе оцениваются по трем базовым уровням, , и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты освоения предмета физической культуры

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные  результаты освоения физической культуры

       Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

В области физической культуры:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные  результаты освоения физической культуры

      Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты в области физической культуры:

- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Обучающиеся 10 класса  должны

знать:

- основы истории развития физической культуры в России;

- особенности развития избранного вида спорта;

- педагогические, физиологические и психологические основы обучения      

  двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные    

  формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с        

  разной функциональной направленностью;

- биодинамические особенности и содержание физических упражнений  

  общеразвивающей  и корригирующей направленности, основы их  

  использования в решении задач физического развития и укрепления  

  здоровья;

- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и  

  энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и

  совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные    

  периоды;

- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и

  физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и  

  свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

- психофункциональные особенности собственного организма;

- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств  

  организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями  

  с разной функциональной направленностью, правила использования  

  спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших

  спортивных сооружений и площадок;

- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной

  помощи при занятиях физическими упражнениями;

уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида

  спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной

  деятельности и организации собственного досуга;

- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических

  способностей, коррекции осанки и телосложения;

- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать   физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной   работоспособности;

- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при

  выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и

  совершенствования физических кондиций;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и

  сверстниками, владеть культурой общения;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях

  физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и

  несчастных случаях;

- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,

  специальными техническими средствами с целью повышения эффективности

 самостоятельных форм занятий физической культурой;

 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;

- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;

владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.

Демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Скоростные

Бег 100 м, с.

13,5

14,0

14,3

17,0

17,5

18,0

Бег 30 м, с.

4,4

5,1

5,2

4,8

5,9

6,1

Силовые

Подтягивания из виса на низкой перекладине, количество раз

-

18

13

6

Подтягивание в висе на высокой перекладине, количество раз

11

8

4

-

Прыжок в длину с места, см

230

195

180

210

170

160

К выносливости

Бег 2000 м, мин.

Бег 3000 м, мин.

-

10.3

11.3

12.3

13.5

14.5

15.5

-

Баскетбол

Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры.

Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозировка нагрузки при занятиях баскетболом.

Гимнастика с элементами акробатики

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.

Лёгкая атлетика

Основы биомеханики лёгкоатлетических упражнений. Влияние лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой

Лыжная подготовка

Основы биомеханики лыжных ходов. Влияние лыжной подготовки на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лыжной подготовки. Самоконтроль на занятиях лыжной подготовки

 Приложение

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической  подготовки обучающихся

I. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя),  тестирование.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нём содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За не понимание и незнание материала программы

II. Техника владения двигательными умениями и навыками

  Для оценивания техники двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может  определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполнять учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в соревновании с уроком условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

III. Владение способами и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоя-тельной деятельности выполнены с помощью учителя

Учащийся не может выполнить самостоя-тельно ни один из пунктов

IV. Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовлен-ности и достаточному темпу прироста

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовлен-ности и незначительному приросту

Учащийся не выполняет государствен-ный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовлен-ности

(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки).

Общая оценка успеваемости складывается по видам программ: по гимнастике, баскетболу, лёгкой атлетике, лыжной подготовке – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по отдельным разделам программы. При том преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность

Описание учебно-методического и материально-технического  обеспечения образовательной деятельности интернат № 22 ОАО «РЖД»

Наименование

Количество

1

Легкая атлетика

Стадион с беговыми дорожками

1

Палочки эстафетные

20 шт

Диски для метания

4шт

Гранаты для метания

6 шт

Форма  легкоатлетическая

20 комп

2

Гимнастика

Мостик гимнастический

2 шт

Мат гимнастический

15 шт

Мат поролоновый

8  шт

Обручи

10 шт

Скакалки

15 шт

Козел гимнастический

1 шт

Скамейка гимнастическая

6 шт

Шведская стенка

4 шт

Турники подвесные

6 шт

Кегли

10 шт

3

Баскетбол

Площадка баскетбольная

1

Система б.больная(летняя площадка)

2шт

Щит баскетбольный

4шт

Мячи  баскетбольные

15 шт

Форма баскетбольная

14 комп

4

Волейбол

Площадка волейбольная

1

Набор волейбольный для помещения

1 шт

Мячи волейбольные

15 шт

Форма волейбольная

16 комп

5

Футбол

Футбольное поле

1

Ворота футбольные большие

2 шт

Ворота футбольные малые

2шт

Сетки футбольные

2 шт

Мячи футбольные

4шт

Манишки спортивные

20 шт

6

Настольный теннис

 Столы теннисные

2шт

Мячи теннисные

10 шт

Ракетки теннисные

4 шт

7

Тренажерный зал

Дорожка беговая

1 шт

Общеразвивающий тренажер

1 шт

Велотренажер

2 шт

Тренажер для мышц пресса

1 шт

 Скамьи для жима штанги

2 шт

Штанги

3 шт

Гантели различных весов

30 шт

8

Лыжная подготовка

Помещение для хранения лыж

1

Лыжи беговые

25 пар

Палки лыжные

25 пар

Ботинки лыжные

25 пар

9

Методическое сопровождение

Стандарт основного полного образования

1 шт

Стандарт  среднего(полного) общего  образования (базовый уровень)

1шт

Примерная программа по ФК основного общего образования

1шт

Примерная программа по ФК среднего(полного) общего образования (базовый уровень)

1 шт

Авторские программы

4 шт

Учебники по ФК,

Физическая культура 1-4 класс . В.И.Лях.М. «Просвещение»2017 г

Физическая культура 5 -7 класс . А.П Матвеев.

М. «Просвещение»2017 г

Физическая культура 8-9 класс . В.И.Лях.М. «Просвещение»2017 г

Физическая культура 10-11 класс . В.И.Лях.М. «Просвещение»2017 г

10  шт

Методические издания по ФК:

1.Лыжная подготовка в школе. 1-11 кл. В.В.Осинцев 2010г

2.Физическое воспитание в школе. Е.Л Гордияш.И.В. Жигульская.Г.А.Ильина,О.В.Рыбькова.

3.Комлексная программа по Физическое культуре ,по ФГОС. 1-11 кл. 9 изд. Москва « Просвещение»2012 г. В.И.Лях, А.А, Зданевич

Справочник учителя Ф.К. П.А.Киселев,С.Б.Киселева

Физкультура, Календарно-тематическое планирование по 3х-часовой программе.5-11 кл

4.Спортивные и подвижные игры.Ю.И. Портных «Ф.К и спорт»

5.Физическое воспитание в школе Н К Коробейников,А.А. Михеев,И.Г. Николенко.

6.Легкая атлетика. Л.Г.Анокина. г.Москва

7.Физическая культура 10-11 кл. В.И.Лях. Москва «Просвещение»

8.Спортивно оздоровительные мероприятия в школе.Белоножкина.О.В

9.Гимнастика. Палыгина.В.Д

30 шт

10

Технические средства обучения

магнитофон

1 шт

Компьютер в комплекте

1 шт

секундомер

2 шт

свистки

4 шт

11

Военно-патриотическое воспитание

Макет АК

2 шт

Комплект АЗК

3 шт

Пневматическая винтовка

3шт

Носилки

1 шт

Аптечка для оказания ПМП

2  шт

Методическая литература

10 шт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...