Доклад на педагогическом совете
статья по физкультуре по теме

Как сформировать физическую культуру у школьника?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskom_sovete.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Понять и принять»

Как сформировать физическую культуру у школьников?

Ключевые слова: Цель предмета «физическая культура» в школе – формирование физической культуры личности. Этого можно добиться, только если ученик принимает ценности физической культуры, если он заинтересован и мотивирован на освоение этого предмета.

Учитель говорит: «Побежали!» Ученик думает: «Зачем? Для чего? Мне тяжело бегать. Я не хочу. Но учитель говорит, что я ленюсь, грозит двойку поставить. Значит, надо бежать». Возникает конфликт между целями ребенка и задачей, поставленной педагогом.

Конфликта легко избежать, объяснив ребенку, для чего надо бегать, что дает бег для личностного развития, почему важно научиться бегать правильно, как прийти к тому, чтобы бег приносил удовольствие. При этом необходимо научить его понимать и самостоятельно применять принципы тренировки, слышать собственный организм, определять физическую нагрузку в соответствии со своими возможностями.

Тесты физической подготовленности дети часто выполняют для получения отметки, а не для того,  чтобы познать себя и оценить собственные психофизические качества. Лишь некоторые учителя  объясняют, что сила связана с волей, физическая выносливость – с умственной работоспособностью, гибкость – с  умением подладиться, приспособиться к новым условиям, скорость двигательной реакции – с быстротой оперативного мышления. Почему-то педагоги крайне редко раскрывают школьник4ам механизм самопознания, саморазвития через физические упражнения.

Можно обратить внимание учащихся на повышение уровня возможностей и развития способностей при освоении более эффективной техники выполнения двигательного действия или использовании новых средств решения двигательной задачи: чем выше уровень осознании значимости физкультурно-спортивной деятельности и активнее включение в нее, тем весомее эффект ее применения. Указанная деятельность дает возможность развивать определенные качества, расширяет представления ученика о своих возможностях, побуждает к дальнейшему самосовершенствованию.

Только затрагивая ценностно-смысловые ориентиры учащихся: интересы, смыслы, мотивы, установки -  и учитывая их возможности и  личностные особенности, можно сформировать физическую культуру, которая воспринимается всегда субъективно, и чтобы выработать  суждение о ценности или неценности  физической культуры, каждому ребенку необходимо определиться, что нужно узнать, какую информацию присваивать.

Большое значение имеют  индивидуальность педагога, разнообразие применяемых им методов.

Персонализация  информации, т.е. обращение к конкретному ученику, усиливает ее значение и делает более удобной для восприятия. Информацию ценностного характера желательно преподносить с ярко выраженным  личностным отношением к ней, в доступной для понимания форме, созвучно эмоциональной настроенности, сокровенным чувствам детей,  с учетом уникальности их личностных представлений. Необходимо открывать учащимся ценности физической культуры как средства и способы, обеспечивающие успешное удовлетворение их потребностей в самоутверждении,  саморазвитии, самореализации.

Детям свойственно подражательное поведение, они идентифицируют себя со значимыми для них людьми. Педагог может помочь каждому обнаружить вокруг себя многообразие людей, обладающих высоким уровнем физической культуры, демонстрирующих высокое мастерство, милосердие, доблесть, служение идее, нравственное поведение, позитивное решение реальных проблем.

Наличие идеала, усвоение личностных смыслов известных людей позволяет детям открывать в себе новые возможности, совершенствовать себя, менять к лучшему свой образ жизни. При этом особую роль получает значимый образ педагога, несущего позитивную энергию, воспринимаемого в качестве примера.

К освоению ценностей физической культуры школьников побуждает интерес, возникновению которого может способствовать информация, улучшающая настроение, вызывающая положительные эмоции и переживания.

Имеет значение и повышение уровня компетентности учеников и их уверенности в себе. Преодоление, возвышение себя в выполнении трудного, но посильного задания вызывает у ребят чувство удовлетворения от достигнутого, поддерживает интерес к занятиям, для развития которого желательно нестандартное творческое проведение уроков, например с использованием нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности: шейпинга, аэробики, атлетической гимнастики и др., целенаправленное создание ситуаций успеха или неуспеха, обеспечивающих разумное сочетание положительных и отрицательных  эмоций при общем положительном эмоциональном фоне взаимодействия.  Эмоциональный подъем у школьников вызывают виды и формы физкультурно-спортивной деятельности, отвечающие их способностям и склонностям, поощрение педагогом их взаимоотношений, реального продвижения и достижений в физической культуре.

Важно, чтобы каждый ученик был готов принять, освоить и присвоить новые знания и умения. Учитель должен  помогать  детям  познавать  собственные психофизические качества, видеть перспективы саморазвития в физической культуре, вносить необходимые коррективы в восприятие ее ценностей.

Формирование физической культуры в образовательном процессе происходит тогда, когда ученик включается в практическую реализацию социальной ценности, ощущая ее как свою, расширяет свои возможности, приобретая положительные и полезные качества и компетенции.

Интериоризация (присвоение) ценностей всегда происходит в деятельности. Педагог дает общее представление о многообразии средств физической культуры, предъявляя различные виды физкультурно-спортивной деятельности, а ученик выбирает то, что ему понравилось, и начинает заниматься дополнительно. Для развития самопознания и  интериоризации  ценностей физической культуры эффективно использование метода  проектов, при котором ученики разрабатывают программу физического совершенствования для себя или своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...

Доклад к педагогическому совету

Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях.....

доклад на педагогическом совете

Технология проектирования социально-значимых дел на опыте  проведения акций милосердия...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...