Образовательные задачи подвижных игр
консультация по физкультуре

Кузнецова Людмила Васильевна

Игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения играют особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников. Они всегда интересны детям, обладая большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети сами  придумывают двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащают и развивают игровые действия, создают новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.  Коллективное творчество, организуемое взрослым, постепенно становится самостоятельной деятельностью детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_zadachi_podvizhnyh_igr.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Теория и методика обучения базовым видам

физкультурно-спортивной деятельности»

        

 По теме:

«Образовательные задачи подвижных игр»

 Исполнитель:

Кузнецова Людмила Васильевна

Москва 2018 год

Содержание                                                                                          стр

Введение                                                                                              2

  1. Классификация ПИ                                                                        5
  2. Методика организации и проведения ПИ

в разных возрастных группах.                                                      7

  1. Алгоритм подвижных игр с детьми младшего  возраста           9
  2. Вариативность подвижных игр                                                    11
  3. Образовательные задачи ПИ                                                        12
  4. Заключение                                                                                     14
  5. Список литературы                                                                        16

Введение

Игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения играют особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников. Они всегда интересны детям, обладая большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети сами  придумывают двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащают и развивают игровые действия, создают новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.  Коллективное творчество, организуемое взрослым, постепенно становится самостоятельной деятельностью детей.

Подвижные игры детей дошкольного возраста являются обязательным элементом свободного и научно организованного воспитания детей. Игры это самый  важный процесс коллективного общения детей. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей и социально адаптируют. Задача взрослых — правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление.

В подвижных играх заложены навыки личностного развития ребёнка. Подвижные игры  очень разнообразны по содержанию. При организации игры, особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Вызывая у ребёнка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные улучшение навыка, знаний и умений

Истоки подвижных игр идут из  в глубокой древности.

 Действиями игры и словами песни люди надеялись обеспечить себе  успех в предстоящих работах.

Древняя игра есть некий ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Так как  человек зависел от природы, основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

 Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности. В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, частой мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и Центральное место... (http://www.studfiles.ru/preview/1792546/)

  1. Классификация подвижных игр.

Подвижные игры  делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, потому что они создают атмосферу радости.

Все  движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и тем самым усиливают все физиологические процессы.

Ситуации в игре не одинаковы, они все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.

Соответственно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Подчиняясь правилам и соответствующим образом реагируя на сигнал  игра организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает смекалку, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют  кругозор детей, стимулируют использование знании об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Классификация подвижных игр.

Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры — баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.

Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.

 Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле.

 Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) кроме соревновательного имеют еще и зрелищный эффект. Самых маленьких они подводят к играм.

  1. Методика организации и проведения подвижных игр

в разных возрастных группах.

В 1-ой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, кот. полностью зависит от творчества воспитателя. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно.

Во 2-ой младшей группе Подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения кот. в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.) Малышей необходимо учить играть. Педагог играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношения, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Постепенно педагог приучает детей выполнять игровые и ответственные роли (назначая на роль необходимо учитывать очерёдность). При выполнении детьми игрового упр. педагог объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства.

Начиная со средней группы,   большинство игр имеет развёрнутые сюжеты, определяющие содержание движений и характер взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель

- называет детям её название,

- излагает содержание,

-  выделяет правила игры,

- подчёркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, - показывает движения, которые могут вызывать у играющих затруднения.

- распределяет роли среди играющих.

В игровых упражнениях создаются условия для достижения определённого результата. Игровым заданиям («кто скорее», «кто бросит дальше» и т.п.) придаётся соревновательный характер.

Для  старшего возраста  занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр в которых нет образов. Правила игр усложняются, формируют у ребёнка умение управлять своим поведением. Применяются все виды игр, в том числе бессюжетные, игры-эстафеты.

При объяснении педагог раскрывает её содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-либо из детей повторить её содержание. После этого указывает место положения играющих и распределяет роли, назначает водящего, предлагает детям самим выбрать водящего. В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приёмов повышает физическую нагрузку.

  1. Алгоритм подвижных игр с детьми младшего  возраста

  1.  Необходимо правильно выбрать игру, согласно поставленной задаче, условия проведения - учёт температуры воздуха,  подготовиться : знать содержание игры, выучить стихотворный текст, в помещении проветривание, влажная уборка, размещение детей;

выделить ведущее правило и подготовить атрибуты, спортивный инвентарь

2) Собрать  детей на игру. Очень важно создать мотивацию и заинтересованность. Чаще всего для создания интереса - используется загадка , наблюдение, беседа .

3) Объяснение Подвижных игр.

 В младшем возрасте оно носит поэтапный характер, по ходу игровых действий (нет предварительного объяснения игры).

В среднем возрасте  короткий  сюжетный рассказ, который выражает основные правила, а второстепенно дети знакомятся поэтапно.

В старшем возрасте объясняется предварительно. Кратко выделить содержание, последовательность. Ведущие правила:

а) по какому сигналу начинается игра, на начало игры «1,2,3 ловишка лови»;

б) на конец игры,  если я ударю в бубен, стоп игра закончилась;

в) что детям делать если их поймал ловишка с помощью вопросов уточнять: как играть в игру «ловишка», по какому сигналу начинать, на конец игры, что делать ; пойманному, как пятнать?

При проведении подвижных игр  воспитатель, в зависимости от ситуации,  должен сочетать фронтальный и групповой методы

- делить группу на команды,

- вся группа принимает участие.

- показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на  площадках. 

Воспитатель  выполняет все роли второстепенные и основные.

Атрибуты раздаются перед началом игры, поэтапно объясняя для чего нужен данный предмет .

Руководство ходом игры: педагог выполняет второстепенную роль (бегает, прыгает и т.д.) и основную.

Дети обязательно должны ответить на вопросы педагога.  

Оканчивается анализом, педагог отмечает всех с положительной стороны.

Рефлексия:

- дети а как же называлась наша игра?

- Если игра понравилась, похлопайте в ладоши…

4.Вариативность подвижных игр.

 Вариативность подвижных игр позволяет использовать их боле целесообразно, с учетом подготовки детей. Их можно усложнять, обосновывая изменения.

Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения («Поезд», «Чье звено скорее передаст флажок»); изменить форму построения игры (просто бегут, обойти обруч).

Можно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении). Или роль выполняет воспитатель, потом ребенок.

Можно ограничить площадь, увеличить расстояние. К составлению новых вариантов игр, можно привлекать детей. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

5. Образовательные задачи подвижных игр

Игра

- влияет  на формирование личности: это  сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

 -  способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

Действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Подвижные игры, таким образом,  положительно влияют на умственное развитие.  Хотя, при проведении подвижных игр, в силу их специфики,  прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Необходимо  приучать детей  использовать эти  навыки в нестандартных условиях.

 Подвижные игры развивают организаторские навыки:

-  участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.).

Заключение

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной активности детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Подвижные игры помогают  оценить пространственные и временные отношения, улучшить восприятие  и  адекватно реагировать на воспринятое.

Игра — это важное звено в общении между детьми.  В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

Список литературы:

1 .Былеева Л., Коротков И., Яковлев П. Подвижные игры. — М.: ФиС, 2002. — 390 с.

2. Володин А.В. К определению предмета и понятий теории и методики спортивных игр: [Электронный ресурс] // #«justify»>.Зайцев В.П. Формирование культуры здоровья студентов // Технолог (журнал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова). — 2006. — 

3. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Изд-во: Академия. – 2000. – 160 с.

4. Эльконин Д.Б  Психология игры  . http://www.studfiles.ru/preview/1792546/

5. Теория подвижных игр методика  и руководство http://elib.bspu.by/bitstream/doc/11708/1/Теория%20подвижных%20игр%20и%20методика%20руководства%20.pdf

6. Яковлева Е. В.  «Значение подвижных игр в жизни маленького дошкольника» .Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 49-51.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой

Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационн...

ИКТ как средство реализации образовательных задач на уроках технологии

Статья содержит метоические рекомендации по теме «ИКТ в деятельности учителя предметника»...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ХОРЕОГРАФИИ

На  сегодняшний  момент  современный  педагог  должен  быть уверенным пользователем  персонального  компьютера, уметь  творчески  и  умело пользо...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Применение ЭОР для решения различных образовательных задач на уроках иностранного языка

Основной целью написания работы является исследовать и проанализировать, как применение электронных образовательных ресурсов решает  образовательные задачи по формированию и развитию коммуникатив...

Дополнительная образовательная программа «Подвижные игры» 3-4 класс

Пояснительная записка        В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы шк...

Воспитательные задачи подвижных игр

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать...