Методическая разработка урока "Первоклассные стрелки"
методическая разработка по физкультуре

Зайкова Елена Владимировна

Урок предназначен для обучающихся 2-3-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Учитель: Зайкова Елена Владимировна

Учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       «Подюжская средняя школа им.В.А.Абрамова»

Предмет: физическая культура

Название урока:   «Первоклассные стрелки»

Направление: гуманитарное

Тип урока:  урок с применением сюжетных игровых технологий.

Тема урока: «Совершенствование навыков метаний различных спортивных предметов»

Раздел учебной программы:  легкая атлетика («Метания малого мяча в

                                                     вертикальную цель»).

Обучающиеся: 1 класс (наполняемость класса – 10-16 чел.)

     Цели и задачи  урока: 

1) Развивающие: развитие ловкости, координации, точности выполнения упражнений.

2) Обучающие:  обучение ловле, броску,  метанию различных спортивных предметов.

3) Воспитательные:

- воспитание интереса к метанию, как необходимому двигательному навыку;

- воспитание коллективизма, взаимовыручки, самостоятельности, дисциплинированности  при выполнении заданий;

- воспитание честности и объективности при самооценке выполненных заданий;

4) Оздоровительные:

- формирование двигательной активности ребенка;

- развитие и совершенствование у обучающихся подвижности (гибкости) в плечевых суставах и в грудном отделе позвоночника.

    Методы проведения:  фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой.

    Место проведения: спортивный зал школы.

    Инвентарь: мешочки с песком (12шт.), воздушные шарики (3-4 шт.), волейбольные мячи, маленькие резиновые мячи (по одному на каждого занимающегося), шарики из сухого бассейна (3 цвета по 12 шт.), музыкальное оформление (песни с военной тематикой, с маршировкой).

    Дополнительная информация: урок можно использовать в качестве итогового занятия для закрепления темы «Метания малого мяча в вертикальную цель», проверки освоения учебного материала. Представляется возможным применить данный тип урока, например, к празднику, посвященному Дню защитника Отечества.

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная часть

1.Приветствие учителя

2. Сюжет-загадка, связанный с темой урока

3. Построение  стрелкового отряда для выполнения  первого задания

4. Беговая разминка с переноской снарядов для метания.

5. Сообщение задач военного похода, основных правил безопасности при выполнении заданий с метаниями

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

1 мин

Построение класса. Команды: «Равняйсь! Смирно!» Проверка осанки у детей, Команда: «Вольно», проверка присутствующих на уроке.

Рассуждение с детьми о значимости физкультуры и упражнений с метаниями в жизни человека. Ответы детей (приложение 1).

Рассуждение о важности и значимости Вооруженных сил страны, о воинской службе, о солдатах-стрелках. Ответы детей.

Вынос письма, адресованного  классу, в котором сообщается, что сегодня ребята отправляются в военный поход в составе стрелкового отряда; в походе они должны показать свои умения метать различные снаряды и тогда им присвоят звание «Первоклассные стрелки» (приложение 2).

Учитель: «Первое задание стрелкового отряда: принести все метательные снаряды на линию огня». На другом конце зала  за боковой линией лежат волейбольные мячи (по одному на каждого ребенка), маленькие резиновые мячи (по одному на каждого ребенка), мешочки с песком (по одному на каждого ребенка), цветные шарики из сухого бассейна (3 цвета на каждого ребенка). Задача: перенести весь инвентарь на противоположную сторону спортивного зала. Условие: можно брать  руки только один предмет.

Дети выполняют задание на скорость – кто быстрее справится с переноской предметов.

Учителем определяются самые быстрые «стрелки», перенесшие себе быстрее всех снаряды. Выполнение задания сопровождается музыкальным оформлением.

Учитель сообщает о цели военного похода: проверить умения ребят выполнять различные виды метаний.  Об индивидуальной и групповой работе при выполнении метаний. Учитель напоминает о правилах безопасности при метаниях: выполнять метания только по команде учителя, также по команде прекращать метания; располагаться на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не мешать выполнять упражнения. Главное: выполнять задания честно, помогать друг другу, не смеяться над ошибками других учеников.

Основная часть

  1. Совершенствование навыков метаний мешочков с песком

1.1.Вопрос-актуализация темы урока

1.2.Сообщение второго задания  стрелковому отряду.

1.3.Построение для выполнения задания

1.4. Совершенствование навыка метания мешочка с песком.

1.5. Подведение итогов задания

  1. Совершенствование техники метания малого мяча в вертикальную цель

2.1.Сообщение третьего задания стрелковому отряду

2.2. Перестроение для выполнения задания

2.3 Закрепление навыка хвата малого мяча

2.4. Выполнение подводящих упражнений для метаний

2.5. Метание малого мяча в вертикальную цель

2.6. Подведение итогов выполнения задания

1 мин

1 мин

2 мин

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин.

Упражнения с хватом мяча повторить 3-4 раза

5 мин

Каждое упражнение выполняется 40-50сек

10 мин

Каждый вид метаний выполняется в колоннах по 5 раз

2 мин

Используются мешочки с песком размером 6х10 см. Задание развивает остроту мышечных ощущений, совершенствует зрительно-двигательную координацию, способность управлять движениями.

Учитель предлагает ребятам несколько воздушных шариков (3-4), которые предлагает кинуть как можно дальше. Затем это же задание повторяется с волейбольным мячом. Ставится вопрос: «В чем разница между бросками воздушного щарика и мяча? Какими свойствами обладает мяч? Что можно кинуть, а что метнуть?». Озвучивается тема урока.

Учитель сообщает второе задание стрелковому отряду: «Мы отправляемся в военный поход. Необходимо  уничтожить вражеский дот, забросав его мешочками с песком». Чтобы ускорить выполнение задания сделаем две команды.

Команды: «Класс, на 1-й-2-й рассчитайсь! Первые номера 2 шага вперед. В шеренгах на вытянутые руки приставными шагами разомкнись!»

У каждой команды по 6 мешочков с песком, которые лежат в коробке. Обучающиеся в двух шеренгах перебрасывают  по одному мешочку с песком друг другу способом двумя руками снизу. Мешочки складываются в другую коробку. Как только последний в шеренге положит в коробку первый мешочек, он поднимает руку вверх. Только тогда первый в шеренге берет второй мешочек и начинается его переброску по своей шеренге.

Учитель следить за сохранением между детьми дистанции, правильном подбрасывании мешочка (высотой подброса, траекторией движения по дуге)  и его ловле. Выполнение задания сопровождается музыкальным оформлением.

Побеждает команда, быстрее всех перебросившая мешочки в свою коробку. Учитель поощряет победивших, поддерживает проигравших.

Используются малые мячи (теннисные или резиновые). Задание способствует развитию двигательной ловкости, привитию устойчивого интереса детей к физическим упражнениям.

Учитель сообщает детям третье задание стрелкового отряда: выявить лучших стрелков. Для этого необходимо хорошо выполнить метания специального снаряда – малого мяча (рисунок 1).

Для выполнения упражнений используются настенные мишени для метаний (4шт.). Расстояние от линии метаний до мишени от 3-х до 4-х метров. Мишень – круг диаметром 1м, который расположен чуть выше уровня головы ребенка.

«Класс,  на 1-2-3-4 рассчитайсь!». Учитель сам выстраивает детей в четыре колонны напротив мишеней на расстоянии 2-х метров друг от друга.

Учитель напоминает, что хват мяча должен быть свободным, мяч не нужно сильно сжимать или держать его слишком свободно. Указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку (рисунок 2). Указательный и средний палец производят окончательное финальное усилие броска, посылая мяч в нужное направление после хлестообразного  движения метающей руки.

Обучающиеся выполняют правильный хват мяча. Упражнение: взять мяч в руки и положить его на пол.

Подводящие упражнения для метания:

- броски мяча вверх с ловлей двумя руками

- броски малого мяча вверх с ловлей одной рукой

- броски мяча в стену и его ловля после отскока от пола

- броски мяча в стену и его ловля двумя руками

Для выявления самых метких стрелков ребятам предлагается использовать цветные шарики из сухого бассейна, которые сложены в общую коробку (количество шариков 5-6 шт. на каждого ребенка). На расстоянии 2-3м от каждой колонны стоит коробка. При попадании в цель ребенок кладет шарик в коробку напротив своей колонны. Таким образом, выявляется самая меткая «колонна».

Упражнения:

- метания мяча правой рукой с расстояния 3м

- метания мяча левой рукой с расстояния 3м

- метания мяча правой рукой с расстояния 4м

- метания малого мяча с расстояния 4м

Учитель следит за соблюдением техники безопасности, за безопасным размещением занимающихся, сохранением дистанции между колоннами. Важно сразу исправлять ошибки детей при метаниях (рисунок 3).

Учитель считает количество шариков в каждой коробке, объявляет результаты метаний в каждой колонне, называет самых метких стрелков.

Заключительная часть

1.Закрепление навыков метаний при помощи игрового приема

1.1.Объяснение игры в качестве четвертого задания стрелкового отряда.

1.2. Игра «Метко в цель»

1.3.Подведение итогов игры

2. Подведение итогов урока

1 мин

3 мин

Броски по предметам выполняются 4-5 раз.

1 мин

1 мин

В игровой обстановке происходит окончательное закрепление и совершенствование изучаемых видов метаний, развивается «чувство мяча».

Учитель сообщает о четвертом задании: поразить вражескую цель, сбив ее мячом. Он объясняет правила игры «Метко в цель»: на скамейках на расстоянии 5-6 метров от детей  лежат или стоят несколько предметов (кегли, набивные мячи, булавы, кубики, волейбольные мячи, маленькие элементы мягкого модуля).  Ребятам всем вместе необходимо попасть мячом в указанные предметы, сбить их. Каждый может выполнить только один бросок мяча.  

Считается количество сбитых предметов в каждой попытке. После каждой попытки предметы возвращаются на место. С каждой попыткой количество сбитых предметов должно увеличиваться. Учитель следит за рациональным размещением занимающихся на площадке.

Учитель подводит итог игры, хвалит обучающихся за большое количество сбитых вражеских целей. Присваивает звания «Первоклассные стрелки» с вручением грамоты.

Учитель подводит итоги военного похода. Ребята рассказывают о заданиях, с которыми они справились, чему научились; о значении метаний в жизни человека.

Приложение 1

Характеристика упражнений с метаниями в системе

физического воспитания обучающихся.

      Среди средств физического воспитания особое место занимают упражнения и игры с метаниями  различных предметов. Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениями. Разнообразные упражнения с метательными снарядами, направленные на решение конкретных двигательных задач, в течение многих тысячелетий содействовали совершенствованию физических способностей человека, становлению его мышления, развитию анализаторных систем.

      Метание как осмысленное предметное действие позволяет воспитывать такие разнообразные качества и способности, как управление движениями, двигательная ловкость, сила, быстрота во всех ее проявлениях и многие другие, необходимые человеку в повседневной жизни.

     Дети с малых лет с увлечением и азартом выполняют простейшие виды метаний, соревнуясь в точности и дальности бросков. Интерес к метаниям сохраняется и в более старшем школьном возрасте.

     Метание является сложным упражнением. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с моментом выпуска снаряда, применить наиболее рациональную структуру движения, начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска.

     В младшем школьном возрасте дети выполняют метания за счет усилий проксимальных (ближе расположенных к срединной оси тела) звеньев при  жесткой фиксации дистальных (дальше отстоящих от срединной оси) звеньев тела. При  этом у детей проявляется способность уравновешивать звенья тела по отношению к опоре.

      В комплексную программу физического воспитания обучающихся общеобразовательных школ различные виды метаний включены с 1-го класса. Это метания теннисных и резиновых мячей различного диаметр, броски набивных мячей. Для метания используют также всевозможные нетяжелые предметы – палочки, резиновые кольца, обручи и др.  метание осуществляется как в цель, так и на дальность, с места и с разбега.

     Метание в рабочей программе по физической культуре включено в раздел «Легкая атлетика» и предусматривает разнообразные упражнения и игры с малыми, средними большими набивными мячами. Особое место среди них занимают упражнения  в метании, бросках и ловле малого мяча. Они относятся к «школе мяча» П.Ф.Лесгафта.

     В начальных классах необходимо вести направленное обучение метательным движениям. Обучающиеся должны овладеть основами метания «из-за головы через плечо» - сложным по технике двигательным действием.

     Определенные сложности возникают обычно в 1-ом классе при обучению метанию в связи  с различной подготовленностью обучающихся. Это следует учитывать при проведении уроков физической культуры.

     Учебной программой предусмотрено обучение первоклассников метанию мяча двумя руками из-за головы; набивного мяча 1 кг из положения сидя ноги врозь; броскам и ловле мяча; броскам малого мяча в цель, на заданное расстояние.

Приложение 2

Ребята!

         Главный штаб школы поручил вашему классу отправиться в военный поход. Всем вам присваивается звание «Стрелок». В походе вы должны показать свои умения метко стрелять в цель и доказать, что вы умеете хорошо метать мяч. За успешное выполнение задания вы получите звание «Первоклассные стрелки».

Рисунок 1

http://pandia.ru/text/78/102/images/image004_73.jpg

Рисунок 2

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=e11f495026a2163&mb=imgdb_preview_214

Рисунок 3

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met132/img10.png

Приложение 3

Использование игровых методов физического воспитания с сюжетными ситуациями

на уроках физической культуры в 1-ом классе

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, технологии, приемы и способы физического воспитания. Игровые технологии  на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед учителем.

Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического воспитания; игровые технологии позволяют сделать урок интересным и увлекательным. В игре ребенок может проявить различные качества, проявить себя как личность.

Основные методические особенности игровых технологий на уроках физической культуры:

- игры обеспечивают всестороннее комплексное развитие физических качеств и совершенствования двигательных умений и навыков;

- элементы соперничества заставляют детей проявлять значительные физические усилия, что способствует наиболее эффективному развитию физических качеств;

- наличие импровизации предполагает формирование у детей самостоятельности, инициативы, целеустремленности, других личностных качеств;

- одновременное присутствие единоборства и правил игры, которые необходимо соблюдать, способствуют формированию у детей нравственных качеств (воли, коллективизма, сотрудничества,  дисциплинированности);

- наличие факторов удовольствия, эмоциональности, привлекательности способствуют развитию у детей положительного  интереса к занятиям физической культурой.

       Одной из самых популярных у младших школьников игровых технологий является  сюжетная игра. Тематика такой игры подбирается в зависимости от  решаемых на уроке задач. Урок носит направленность совершенствования ранее приобретенных двигательных навыков, а также реализации их прикладного значения в  повседневной жизни. Общее  требование проведения сюжетной игры – выбор игрового сюжета.  В таком случае урок может превратиться в спортивную инсценировку, где ведущая роль принадлежит учителю. Такие сюжетные игровые уроки делают занятия с первоклассниками увлекательными и разноплановыми.

       В состав сюжетного игрового урока может входить 3-4 спортивных задания, в которые включены движения, являющимися типовыми для детей младшего школьного возраста – это ходьба, бег, прыжки, метания. Двигательная практика в ходе игрового процесса позволяет  приобрести в их исполнении легкость, четкость и привычность, обеспечивая успех в играх.

       На уроках с использованием сюжетных игровых технологий следует помнить, что первоклассники любят игры с использованием считалок, тестовым сопровождением.  Урок превратится в праздник, если разместить в спортивном зале наглядную атрибутику или плакат на спортивную тематику.

      Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры должно стать изменение отношения к предмету.  Игровые технологии являются проверенным средством активизации двигательной деятельности  на уроке физической культуры,  за счёт подключения эмоций обучающихся.

      Важным достоинством игрового метода является  возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более эффективными и плодотворными.

Приложение 4

 Описание педагогических идей  в упражнениях с метаниями, используемых на уроках физкультуры в разделе рабочей программы «Метания малого мяча в цель»

     При проведении урока использовалась сюжетная игровая технология, которая позволила с первых минут занятия сформировать стойкий интерес обучающихся к метаниям, как виду двигательной активности. Такой важный элемент игрового урока, как состязательность,  способствует формированию у детей желания выполнить задание так, как указывает учитель.  Получение статуса «лучшего метателя (стрелка)» повышает самооценку детей, стимулирует их к успешному освоению других двигательных действий.

     Уровень развития  данного двигательного качества оценивается по следующим показателям:

- высокий уровень: из 5 бросков правой (левой) рукой с расстояния 3м – 4 попадания

                                  из 5 бросков правой (левой) рукой с расстояния 4м – 3 попадания;

- средний уровень: из 5 бросков правой (левой) рукой с расстояния 3м – 3 попадания

                                  из 5 бросков правой (левой) рукой с расстояния 4м – 2 попадания;

- низкий уровень:  из 5 бросков правой (левой) рукой с расстояния 3м – 2 попадания

                                  из 5 бросков правой (левой) рукой с расстояния 4м – 1 попадания.

     Эффективнее всего применять обучение метанию малого мяча в течение 8-10 уроков, отводя по 15-20 минут на каждом. Как итоговое занятие рекомендуется провести данный урок, оценив уровень усвоения двигательного навыка.

     Игровые сюжетные технологии при изучении и совершенствовании метаний мяча позволят в дальнейшем положительно сказаться на формировании у обучающихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании, резьбе, лепке и т.д.

Приложение 5

Рекомендуемый комплекс упражнений при совершенствовании навыков

метания малого мяча в вертикальную цель для обучающихся 1-го класса

  1. Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.
  2. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча одной и двумя руками. То же стоя на полу ноги врозь на расстоянии 3-4 метров.
  3. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
  4. Мяч в правой (левой) руке. 1-подбросить мяч вверх; 2-поймать его той же рукой; 3-ударить мяч об пол; 4-поймать мяч.
  5. Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу. Расстояние между партнёрами 2-4 метра. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.
  6. Стоя в парах. Расстояние между партнерами 1-15,м. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
  7. Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То же после отскока мяча от пола и ловля его.
  8. Броски мяча поочерёдно правой (левой) рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.
  9. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую на высоте 1,5 – 2 метра.

       На уроке, в который включено обучение двигательным действиям с мячами, детям рекомендовано выполнять по 4-6 приведённых выше упражнений. При этом общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим – до 30-40 раз. Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Стрелка Васильевского острова»

Комбинированное занятие воспитателя, направленное на активизацию и обобщение знаний учащихся по теме "Стрелка Васильевского острова". Занятие построено как  соревнование двух команд и с...