Социальный проект Спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья «Спорт-цель жизни»
проект по физкультуре

Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»

Социальный проект

Спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

«Спорт-цель жизни»

Автор проекта:

учитель адаптивной физической культуры

Галченкова Юлия Николаевна

Рославль 2019г.

Информационная карта проекта

Наименование  проекта:

Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате.

Организация:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленогорская школа-интернат»

Разработчик  проекта:

Галченкова Юлия Николаевна -  учитель адаптивной физической культуры

Паспорт проекта

Наименование  проекта:

Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате.

Цель проекта:

Создание условий  для приобщения детей с ОВЗ  к  занятиям физической культурой и спортом, обеспечивающих полноценную интеграцию и личностную самореализацию в социуме.

Задачи проекта:

  1. Развивать и корректировать психофизические качества детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физкультурно-оздоровительной и внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении.
  2. Улучшать психическое и физическое состояние здоровья детей с ОВЗ.
  3. Создавать условия для приобщения детей с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе.
  4. Развивать навыки и умения, необходимые для самостоятельной жизни в обществе.
  5. Создавать безбарьерную среду, обеспечивающую полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья среди здоровых сверстников.

Теоретическая значимость проекта:

Заключается в развитии представлений о влиянии физической культуры и спорта на организм детей с ОВЗ с различными отклонениями, в оздоровительной и социальной направленности спортивных мероприятий.

Практическая значимость проекта:

Показать значимость физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в улучшении состояния здоровья детей с ОВЗ и возможности социальной адаптации в среде сверстников и обществе.

Сроки и продолжительность проекта:

Проект долгосрочный и осуществляется в 3 этапа:

1-й этап информационно-диагностический

2-й этап деятельностно-практический

3-й этап итоговый

Стадия проекта:

Проект находится в стадии реализации.

Ожидаемые конечные результаты проекта:

1. Улучшение показателей физического и психического здоровья детей с ОВЗ, возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни, реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей, облегчение их социальной адаптации.

2. Пропаганда спорта среди детей с ОВЗ.

3. Приобретение детьми навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Система организации и контроля за ходом исполнения проекта:

Мониторинг уровня физической подготовленности; функциональных возможностей; корректировка проекта.

Краткое описание проекта:

В проекте рассматриваются этапы работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в урочное и внеурочное время. Адаптивные физкультурные мероприятия способствуют организации целесообразного отдыха, формированию здорового образа жизни, нормализации поведения расторможенных, легко возбудимых детей и активизации вялых, пассивных; социальной адаптации и реабилитации учащихся. На физкультурных занятиях формируются поведенческие и гигиенические навыки: соблюдение правил игры и соревнований, поддержание опрятного внешнего вида. В целях совершенствования физического воспитания и образования обучающихся необходим постоянный поиск новых методов и приемов сбережения и укрепления здоровья детей, способов увлечь своим предметом, жить проблемами ученика, желанием узнавать новое.

Социальная значимость проекта:

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Актуальность темы здоровьесбережения подтверждают принятые на государственном уровне специальные меры, ряд положений, предусматривающих создание условий для такой образовательной среды, которая будет способствовать не только сохранению, но и укреплению здоровья обучающихся. Важная роль в создании такой образовательной среды принадлежит учителю физической культуры.

Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда в школе обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различный спектр физических и психических нарушений. Характерной особенностью детей, обучающихся в нашей школе-интернате, является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии. В силу психофизического развития обучающихся с ОВЗ, занятия физической культурой и спортом имеют свою специфику – они направлены на коррекцию и компенсацию вторичных недостатков, возникших в результате биологической неполноценности мозга на ранних этапах развития ЦНС. При этом у детей с нарушением интеллекта встречаются различные дефекты физического развития и моторики – отстают от норм физиометрические показатели (рост, масса тела, окружность груди). Замедляется формирование координации, точность, равновесия, двигательных навыков и умений, а также силы, быстроты, ловкости и выносливости.   Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу детей, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила. 
         Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и развивается самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы, качества, которые имеют существенное значение для социализации и интеграции детей этой категории в общество.

Влияние физических упражнений на коррекцию нарушений моторики и недостатков физического развития, их эффективность рассматривалась в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.).

В настоящее время среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ средствами физической культуры и спорта на первом месте стоят:

-создание условий для занятий физической культурой и спортом;

     -формирование потребности в этих занятиях.

Новизна проекта:

Особое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории физическая культура и спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в общество. Адаптивная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе - интернате - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Само название, говорит о предназначении средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Уроки и занятия физической культурой и спортом в школе, имеют исключительно важное значение. Они способствуют полному раскрытию физических возможностей ребенка с ОВЗ, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают возможность самореализовываться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по физической культуре направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.

В школе проводится работа по привлечению детей-инвалидов в общешкольным спортивным мероприятиям.

Итак, актуальность моего проекта обусловлена необходимостью убеждения и привлечения наибольшего количества детей с ОВЗ к занятиям физкультурой и спортом, развитию потребности в здоровом образе жизни.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется в три этапа с учетом особенностей каждой из решаемых в работе задач.

На первом информационном этапе (июнь-сентябрь) изучалась научно-методическая литература по данной проблеме, осуществлялось накопление материала путем обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ, изучались физиолого-психологические особенности и умения и навыки обучающихся, оформлялись диагностические карты; разрабатывались коррекционно-развивающие, спортивно-оздоровительные программы.

На втором деятельностно – практическом этапе (октябрь-май) проводится основная работа по спортивной адаптации детей с ОВЗ, теоретическое обоснование и практическое внедрение с целью определения эффективности разработанных спортивно-оздоровительных мероприятий в системе физкультурного образования детей – инвалидов.

Третий итоговый этап (июнь) - анализ и обобщение результатов, корректировка программ и оформление материала по проекту.

Содержание работы

За семилетний опыт работы в специальном общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителем, я убедился, что адаптивная физкультура и спорт открывают перед ребенком новые горизонты, учат стойкости и выносливости, заставляют радоваться жизни, преодолевать страхи и комплексы.

Основная цель моих спортивных занятий: коррекция физического развития детей с особыми образовательными потребностями. Занятия физкультурой способствуют:

-повышению интереса к занятиям спортом;

-созданию положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья обучающихся;

-адаптации организма к физическим нагрузкам.

Основным механизмом для решения поставленных мною задач является выстроенная система педагогической, коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы, которая обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье школьников. Система физического воспитания в нашем общеобразовательном учреждении включает в себя: уроки физической культуры как основную форму организации учебной работы, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня, внеклассную и спортивно-массовую работу.

На занятиях физической культуры проводится полноценная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Используется дифференцированная нагрузка и индивидуальный подход к каждому ученику. На занятиях органически сочетаю общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на уроке.

На начальном этапе занятий большой акцент делаю на общеразвивающие упражнения, затем постепенно увеличиваю уровень специального воздействия. Также на занятиях применяю задания активно-двигательного характера, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся: подвижные и спортивные игры для детей. Комплекс таких заданий способствуют эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

На уроках создаю специальные условия, для развития каждого воспитанника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, для удовлетворения индивидуального творческого саморазвития и самосовершенствования. Через формирование потребности обучающихся в здоровом образе жизни в своей работе уделяю большое вниманию укреплению физического и духовного развития: спортивные праздники, соревнования. Реализую дополнительные адаптированные образовательные программы для учащихся с двигательными нарушениями, обусловленные социальным заказом детей и их родителей.

На занятиях развиваю у детей устойчивую мотивацию к созиданию, обучению и самообразованию через деятельность учащихся. Комплексное тестирование физических качеств помогает выявлять и развивать у детей с ОВЗ способности к физкультурно-спортивной деятельности. Оказываю помощь, провожу индивидуальные коррекционные занятия, консультации для участников образовательного процесса, развиваю и поддерживаю их спортивные способности и интерес к физической культуре, применяя различные формы организации урочной и внеурочной деятельности: спортивные праздники. В своей работе сотрудничаю с родителями, приобщая их к учебно-воспитательному процессу. Вместе с детьми они принимают активное участие в общешкольных соревнованиях. Воспитываю у учащихся сознательное и активное отношение к физической культуре, путем разъяснительной работы, убеждаю обучающихся в том, что физические упражнения являются средством укрепления здоровья и средством ликвидации двигательных дефектов. В своей работе применяю прием «успеха», акцентирую внимание на успехах занимающихся, т. к. такой подход способствует воспитанию у детей уверенности в своих силах: поощрение грамотами и памятными подарками.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы направлена мной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации, а применение их (физических упражнений) — всегда педагогический, образовательный процесс. В результате спортивно-оздоровительной работы механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность ребенка-инвалида, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

На уроках обращается внимание на то, чтобы учащиеся умели:

  • анализировать выполнение своих движений и движений товарищей (гимнастика – один выполняет кувырок вперед, остальные анализируют  выполнение упражнения или работа в парах – один командует, второй выполняет повороты, затем меняются);
  • выполнять упражнения по словесной инструкции (во время разминки объясняется упражнение – затем дети выполняют без показа учителя);
  • запоминание комбинаций упражнений, усвоения названий движений и исходных положений (комбинация упражнений на гимнастической скамейке; выполнение на полу с проговариванием исходных положений, упражнений шагов под счет).

Основные технологии, используемые в системе адаптивной физкультурно-спортивной работы:

1) Здоровьесберегающие технологии.

2) Игровые технологии. Использование игр и упражнений: на повышение уверенности в себе, для преодоления затруднений в общении, на развитие чувствовать настроение и сопереживание окружающим, на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.

3) Технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

4) Технологии сопровождения.

5) Технологии коррекционно-развивающего обучения.

6) Работа в малых группах с учетом сопутствующего дефекта.

Для коррекции отклонений и нормализации состояний психоэмоционального уровня (агрессивности, тревожности, неуверенности) используются следующие педагогические приёмы:

  • при малогрупповых формах занятий комплектование группы производится с учётом уровня подготовленности и симпатий друг к другу;
  • положительные стороны занимающихся подчёркиваются, недостатки скрываются;
  • успехи поощряются;
  • использование релаксационных упражнений с целью снятия утомления, перенапряжения, усталости, возбуждения.

Наряду с перечисленными приемами проводятся специальные игры, направленные на чувства эмпатии, умение взаимодействовать со сверстниками, способствующие сплочению детского коллектива, снятию эмоционального и мышечного напряжения, повышению самооценки, преодолению страха.

     На уроках физкультуры применяются речевые упражнения и игры, способствующие развитию речи, выработке хорошей дикции, улучшению слуховой и двигательной памяти, обогащению словарного запаса школьников, регуляции темпа ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Таким образом, решаются задачи направленные на ослабление основного дефекта учащихся.

     На занятиях физического воспитания формируются поведенческие и гигиенические навыки: соблюдение правил игры и соревнований, поддержание опрятного внешнего вида.

Особенностью специальных коррекционных школ являются неоднородность состава учащихся по уровню как психического, так и физического развития. Поэтому оптимизация процесса обучения во многом зависит от индивидуального подхода к детям. Метод круговой тренировки способствует реализации принципа индивидуального подхода в процессе физкультурно-оздоровительной работы на уроках физической культуры: в классе 9 человек – 9 станций. На каждой станции учащийся выполняет хорошо знакомое ему упражнение в течение одной минуты, затем дети меняются станциями. На одной из станций учитель работает с учеником индивидуально. Развивается умение работать самостоятельно.

В настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления аномального ребенка средствами физической культуры, что является одним из направлений его социальной реабилитации. Одной из таких технологий является паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка.

     Паспорт здоровья можно рассматривать как средство мониторинга успешности, саморефлексии, мотивирующей обучающихся на достижение результатов и помогающий избежать стрессового состояния. Паспорт здоровья позволяет наблюдать изменения состояния здоровья детей, создавать определенные условия на уроках и во внеурочное время в соответствии с их нарушениями в развитии, рекомендовать занятия определенными видами спорта.

     Содержанием паспорта здоровья являются показатели физического развития, двигательных способностей, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья. При выполнении какого-либо упражнения результаты ученика сравниваются с прошлогодними, анализируются и, если упражнение выполнено лучше, оценка повышается на 1 балл. Нет отрицательных оценок, нет разочарования в занятиях физкультурой, нет чувства тревоги, страха.

     Постоянное педагогическое наблюдение за каждым учеником способствует выявлению индивидуального развития учащихся, необходимого для осуществления личностно-ориентированного обучения, что является одним из требований к учителю новой школы.

     Для детей с ослабленным здоровьем, имеющим врожденные хронические заболевания и низкую физическую подготовленность, проводятся индивидуальные занятия ЛФК. Занятия направлены на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. Главное средство лечебной физкультуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. На уроках физкультуры, занятиях ОФП и ЛФК   решаются не только образовательные, воспитательные, но и коррекционно-компенсаторные, лечебно-оздоровительные задачи, и владеть специальными педагогическими приемами, направленными на коррекцию развития учащихся. Главное средство лечебной физкультуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения.

В своей работе с детьми с ОВЗ применяю основные принципы коррекционной работы:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного инвентаря;
  • проявление педагогического такта, поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

В нашей школе созданы все условия для повышения эффективности занятий физкультурой и спортом. Есть спортивный зал, тренажерный зал и зал ЛФК, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования, комплекс уличных тренажеров и полоса препятствий.

Использую все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность моей работы зависит от комплексной организации работы, которая заключается в единстве форм учебной и внеклассной, внеурочной деятельности, создании адекватных условий для умственного, физического развития, формирования двигательной сферы с учетом индивидуальных способностей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Система спортивной адаптации включает:

  1. утреннюю гигиеническую гимнастику (способствует организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся);
  2. уроки физической культуры (создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья обучающихся, адаптации организма к физическим нагрузкам);
  3. спортивные секции (создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта, приобщают учащихся к систематическим занятиям, содействуют их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта);
  4. соревнования, спартакиады (способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности, проводятся по разным видам на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию - пионербол, баскетбол, футбол, волейбол);
  5. спортивные праздники (массовые зрелищные мероприятия, стимулируют желание школьников к самостоятельным занятиям физкультурой, посвящены тематическим датам - «Весёлые старты», «Рыцарский турнир», «Широкая масленица»);
  6. спортивные часы (позволяют снять функциональное напряжение и утомление, переключить детей на новый вид деятельности, создают положительный эмоциональный настрой);
  7. дни здоровья (снимают утомление, повышают работоспособность учащихся, популяризируют физкультуру и прививают школьникам любовь к ней, способствуют формированию навыков ЗОЖ у учащихся, способствуют активному отдыху и интересному проведению досуга).

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исключительно важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. Она строится с учетом задач программы по физкультуре. Физкультурные мероприятия способствуют организации целесообразного отдыха, формированию здорового образа жизни, нормализации поведения расторможенных, легко возбудимых детей и активизации вялых, пассивных; социальной адаптации и реабилитации учащихся. Ежегодно дети с удовольствием посещают спортивные секции и кружки: ОФП, настольный теннис, волейбол, футбол, плавание и лыжи.

      Целью спортивных кружков и секций является максимально возможная самореализация детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни и как следствие, социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учётом их собственных условий.

     Специфика двигательной деятельности тренировочных занятий способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также  положительно влияет на развитие психомоторных механизмов ( быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объём поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).

Спортивная секция обобщает  и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно - тренировочный  процесс  получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков.

     Основные задачи для детей с нарушениями в развитии: укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, коррекция основных навыков движения в ходьбе, беге, метании, прыжках, привитие стойкого интереса к занятиям физкультурой и спортом, приобретение знаний по здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек, воспитание черт спортивного характера, приобретение навыков контроля состояния здоровья:

Развитие физических качеств - обязательное условие для каждого занятия, способствующее повышению двигательной подготовленности детей. Главное в работе с детьми с нарушениями в развитии, чтобы занятия вызывали большой интерес, были эмоциональными, носили игровой характер. Подвижные игры применяются целенаправленно с учётом задач   учебно - тренировочного занятия. Важным является подбор наиболее эффективных методов и методических приёмов в организации игровой деятельности занимающихся. Принимается во внимание уровень физической подготовленности занимающихся, а также условия, в которых проводятся занятия. В игре легче показать наиболее целесообразные и экономичные игровые приёмы, выгодные тактические действия.

    Ежемесячно проводятся соревнования внутри школы по футболу, волейболу, лёгкой атлетике, лыжам, настольному теннису. В течении года проводятся спортивные мероприятия «Весёлые старты», «Неделя спорта», «День здоровья», «День защиты детей». Также участвуем в областных соревнованиях по лёгкой атлетике, баскетболу, мини-футболу. Занятия физкультурой и спортом способствуют не только физическому развитию, но и обеспечивают положительное воздействие на соматическую и нервную систему ребёнка, на его моторику как биологическую предпосылку и основу психического развития и роста. Одновременно оказывается и прямое корригирующее воздействие на познавательную деятельность ребёнка, вовлекая его умственные силы выполнение тех действий, которые предстоит выполнять в связи с физическим воспитанием. Специфической особенностью работы спортивной секции в коррекционной школе является то, что она направлена не столько на достижение детьми высоких спортивных показателей, сколько на содействие всестороннему физическому развитию и на коррекцию у учеников, имеющих место дефектов.  

Среди различных видов спорта, применяемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, самым популярным и массовым является плавание. Так как занятие плаванием способствую укреплению и развитию всех групп мышц опорно-двигательного аппарата.

Группу оздоровительного плавания посещают дети группой по 6-8 человек, что позволяет педагогу более четко контролировать процесс обучения.

На начальном этапе данной работы очень важно было изучить особенности проявления двигательной и интеллектуальной способности каждого ребенка в условиях погружения в воду, так как это позволяет подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения для каждого ребенка в зависимости от заболевания.  Дальнейшая работа строилась на основе формирования умений ребенка, путем повторения движений с помощью педагога. Затем ребенок самостоятельно выполнял упражнения. За такими детьми необходим постоянный контроль не только в плавательном бассейне, но и в раздевалке, душевой, туалете. Для этого к процессу обучения были привлечены родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание при обучении двигательным действиям в условиях водной среды уделяю согласованию движений с дыханием. Занятия в воде помогают снять напряжение в скованных болезнью мышцах тела. После нескольких занятий увеличивается амплитуда движений рук и ног. Дети становятся более самостоятельными – сами одеваются, моются; появляется ответственность и взаимопомощь. Плавание само по себе является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур и других изменений внешней среды. Регулярное посещения бассейна связано с мытьем в душе, следовательно плавание прививает стойкие гигиенические навыки.

О результативности занятий физической культурой и спортом в нашей школе можно судить по следующим данным:

- охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %;

- увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в спортивных соревнованиях;

- сборная команда воспитанников на протяжении 3 последних лет занимает призовые места в Специальной олимпиаде Московской области среди коррекционных образовательных учреждений;

- учащиеся школы принимают участие в областных соревнованиях по плаванию и волейболу и занимают призовые места. Это в дальнейшем дает возможность наиболее талантливым спортсменам стать стипендиатами Губернатора Московской области.

Таким образом, занятия физической культурой спортом способны повысить физическое здоровье детей с ОВЗ, значительно улучшить их психическое и физическое состояние, приобщить их к физкультурной и спортивной жизни. И главное, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе-интернате способствует приобретению детьми с нарушениями в развитии навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации и интеграции их в общество.

Для занятий физической культурой и спортом обязателен медицинский осмотр, который дети проходят два раза в год: в сентябре и в феврале, и за два-три дня до участия в соревнованиях.

Систематические занятия адаптивной физической культурой и спортом воспитанниками школы дают положительные результаты. Ребята Зеленогорской школы-интерната занимают призовые места, награждаются кубками, медалями, дипломами на зональных и краевых соревнованиях.

Спортивные мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. «Баскетбольный биатлон» -  общешкольный спортивное мероприятие.

2. «Юные рыцари» - урок - турнир.

3. «Самый быстрый» - урок - конкурс.

4. «Мама, папа, я – спортивная семья» - общешкольное мероприятие.

5. «Веселые старты» - спортивный праздник начальной школы.

6. «День защиты детей» – спортивный праздник

Список используемой литературы

  1. Анциперов В.В. Повышение эффективности формирования двигательного навыка у детей // Адаптивная физическая культура, 2006.
  2. Гаврилова Т. М. Через спорт к здоровому образу жизни //Адаптивная физическая культура, 2000, № 3-4.
  3. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов; Б.И. Марьянов. - М.: Академия; 2004.
  4. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании - М.; Академия; 2002.
  5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.-М.: Советский спорт. Том 1; 2005.
  6. Морозова Г. Ф. Специальное олимпийское движение - реальная помощь людям с нарушениями интеллекта // Адаптивная физическая культура,2002,  № 2.
  7. Ростомашвили Л.Н. АФК - средство интеграции // Адаптивная физическая культура, 2000, № 3-4.
  8. Самыличев А.С., Реутов О.В., Олейник В.М. «Урок здоровья» в специальной коррекционной школе //Адаптивная физическая культура, 2001, № 2.
  9. Стрелецкая Е. П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда // Адаптивная физическая культура, 2004, № 4.
  10. Тимофеева Т. Н. Игровая коррекционная методика занятий с детьми с проблемами развития // Адаптивная физическая культура, 2002, № 4.
  11. Бабенкова, Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей/ Р.Д.Бабенкова, С.Ю.Юровский, Б.И.Захарин. – М:Просвещение, 1977, - 72 с.
  12. Болонов, Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст]: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга / Г.Л.Болонов. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  13. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании [Текст]/ А.А.Дмитриев. – М: изд.центр «Академия», 2002. – 176 с.
  14. Методические рекомендации: Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате / Сост. В.Ф.Мачихина, Н.А. Козленко, А.А.Дмитриев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....