Проект "Мини-лапта в школу"
методическая разработка по физкультуре

Шинкарев Михаил Николаевич

В 2017 году мной был разработан проект «Мини-лапта в школу»

Цель проекта:

1.      Популяризация здорового образа жизни.

2.      Стимулирование познавательного интереса к занятиям мини-лаптой.

3.      Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

4.      Создание развитой системы подготовки сборных команд школьников на базах образовательных учреждений и школьных спортивных клубов Санкт-Петербурга.

Задачи проекта:

1.      Пропаганда здорового образа жизни.

2.      Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом

3.      Создание системы спортивных соревнований по мини-лапте позволяющих на протяжении школьного обучения последовательно подводить учащихся к освоению техники игры в русскую лапту.

4.      Организация школьной лиги мини-лапты.

Актуальность темы: Проблема малоподвижного образа жизни и здоровья человека особенно актуальна в последнее время, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет исторический, патриотический, медицинский и педагогический аспекты.

Описание проекта:

Проект «Мини-лапта в школу» представляет собой систему семинаров, мастер классов и соревнований по мини-лапте для учащихся, учителей и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений.

Мысль внести в программу дополнительного образования занятия по мини-лапте привела к появлению данного проекта. Не секрет, что в школьной физкультуре спортивные игры занимают главенствующую позицию. И этому есть свои причины (возможность круглогодичных занятий даже в небольших залах, популярность среди юношей и девушек, доступность, наличие учебных программ и другого методического материала и т.д.).

Для более эффективного внедрения проекта были сформулированы проблемы и обозначены пути их решения.

1.               С кем играть. Для популяризации игры нужны показательные соревнования, для этого нужны команды, умеющие играть.

Для решения этой проблемы, было сделано предложение учителям района о проведении соревнований

по мини-лапте. Откликнулось 23 учителя школ Калининского района.

 1.      Как играть в мини-лапту. Одного желания учителей принять участие в соревнованиях мало, надо, что бы

 

они не только знали, как играть, но и могли научить своих учеников.

Для решения этой проблемы в течении 2017-2018 учебного года были организованы и проведены

следующие мероприятия:

Выездной обучающий семинар для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Калининского района.

Два практико-ориентированных семинара по технике и тактике игры в мини-лапту для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Калининского района.

Практико-ориентированный семинар по правилам игры в мини-лапту для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Калининского района.

Четыре мини турнира с проведением обучающих мастер классов для учащихся и учителей по игре в мини-лапту.

Создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по мини-лапте, рассчитанная на 3 года обучения.

В 2018-2019 учебном году было проведено три семинара по обучению игре в мини-лапту с презентацией учебной программы.

Организованы и проведены первенства Калининского района среди команд мальчиков и девочек образовательных учреждений в трех возрастных категориях 11-12 лет,13-14 лет, 15-17 лет.

Представлено открытое занятие на региональном этапе конкурса «Учитель здоровья» в номинации тренер.

Открытое занятие по мини-лапте в рамках курсов повышения педагогического мастерства, проводимых ИМЦ Калининского района.

Созданы секции по мини-лапте в восьми образовательных учреждениях Калининского района.

Совместно с центром спорта Калининского района, организован и проведен городской турнир по мини-лапте «Кубок Победы», посвященный 75 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.

В 2019-2020 учебном году было проведено два практико-ориентированных семинара по обучению технике игры в мини-лапту.

Проведено два первенства Калининского района среди команд мальчиков и девочек образовательных учреждений в двух возрастных категориях 13-14 лет, 15-17 лет.

Проект «Мини-лапта в школу» опубликован в сборнике интернет семинара «Детско-юношеский спорт: потенциал развития»

Совместно с ГБОУ «Балтийский берег» подготовлен практико-ориентированный семинар по мини-лапте для учителей и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Совместно с центром спорта Калининского района, планируется организация и проведение городского турнира по мини-лапте «Кубок Победы», с привлечением жителей 21 муниципального округа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-lapta_v_shkolu.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Мини-лапта в школу»

Авторы: Шинкарев Михаил Николаевич, (kaffv179spb@mail.ru) учитель физической культуры, педагог дополнительного образования 

ГБОУ лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга;

Шинкарева Наталья Васильевна, (nata.shinkareva.1967@mail.ru) учитель физической культуры, педагог дополнительного образования 

ГБОУ СОШ № 89 калининского района Санкт-Петербурга

2018год.

Цель проекта:

  1. Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  2. Стимулирование познавательного интереса к занятиям мини-лаптой и русской лаптой.

Задачи проекта:

  1. Создание системы спортивных соревнований по мини-лапте позволяющей на протяжении школьного обучения последовательно подводить учащихся к освоению техники игры в русскую лапту.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Закрепление и совершенствование техники игры в лапту.
  4. Развитие двигательных качеств учащихся.
  5. Воспитание соревновательного духа, честности.
  6. Выявление сильнейших команд и участников.
  7. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Актуальность темы: Проблема малоподвижного образа жизни и здоровья человека особенно актуальна в последнее время, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет исторический, патриотический, медицинский и педагогический аспекты.

Описание проекта:

 Проект «Мини-лапта в школу» представляет собой систему семинаров, мастер классов и соревнований по мини-лапте для учащихся, учителей и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений.

Идея проекта родилась после успешного выступления на соревнованиях городского этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры».

Возникла мысль внести в школьную программу по физкультуре занятия по мини-лапте. Не секрет, что в школьной физкультуре спортивные игры занимают главенствующую позицию. И этому есть свои причины (возможность круглогодичных занятий даже в небольших залах, популярность среди юношей и девушек, доступность, наличие учебных программ и другого методического материала и т.д.).

Краткая история мини-лапты.

Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсболкрикетпесапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн:

«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Русская лапта была настолько популярна, что указом Петра I была введена в войска как элемент физической подготовки, где сохранилась вплоть до 1940 года. В послевоенное время популярность лапты постепенно стала уменьшаться и к концу 80-х годов в эту игру играли в основном в сельской местности. Возрождение игры как национального вида спорта началось в 1996 году на территории республики Башкортостан. Говорить о том, что лапта стала популярной игрой в России еще рано, так как во многих регионах эта игра остается забытой.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта «Мини-лапта в школу» запланирована мною в срок от 4 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над проектом. Весь проект основан на постановке конкретных задач и определения путей их решения.

Проблема

Пути решения

1.С кем играть?

Делаем предложение учителям других школ о проведение товарищеских встреч и соревнований по мини-лапте

2.Как играть?

Организовываем и проводим обучающие семинары и мастер классы для учителей

  1. Кто судьи?

Организовываем и проводим обучающие семинары с практическим судейством игр в мини-лапту

  1. Популяризация и массовость

Организация и проведение районных и городских соревнований в различных возрастных категориях

Реализация проекта разбита на несколько этапов:

1 этап (практический)                        2017-2019 учебные года

В результате реализации этого этапа в Калининском районе проведение соревнований по мини-лапте в рамках Спартакиад ОУ и ШСК стало регулярным. В 2018-2019 учебном году в различных соревнованиях по мини-лапте приняло участие 192 команды юношей и девушек в трех различных возрастах.

2 этап (практико-внедренческий)      2019-2021 учебные года.

На этом этапе планируется организация и проведение соревнований городского и регионального уровней.

3 этап (закрепление )                           2021-2023 учебный год

На этом этапе планируется становление проведения регулярных соревнований по мини-лапте, участие во Всероссийских соревнованиях по мини-лапте.

Примерный план реализации проекта в течении года:

Мероприятия

Сроки

1

Районные семинары по правилам игры

Сентябрь -май

2

Школьные соревнования по мини-лапте

Октябрь-

Январь

3

Традиционные районные соревнования по мини-лапте в рамках Спартакиад ШСК и образовательных учреждений

Ноябрь-Декабрь

4

Городские соревнования

Март-май

5

Дружеские встречи по мини-лапте с другими школами, с выпускниками школы

В течении года

6

Традиционные городские соревнования по мини-лапте «Кубок Победы»

Май

Предполагаемый результат:

  1. Развитие массовости при занятиях мини-лаптой.
  2. Формирование системы спортивных соревнований по мини-лапте.
  3. Улучшение игры в мини-лапту.
  4. Укрепление здоровья учащихся.
  5. Организация работы спортивных кружков и секций.
  6. Успешное выступление на городских соревнованиях и получения права участия во Всероссийских соревнованиях.

В качестве примера ниже приводится рабочая программа по мини-лапте для занятий в ШСК.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ПО МИНИ-ЛАПТЕ

Срок реализации 3 года

Составитель программы:

Шинкарев Михаил Николаевич,

педагог дополнительного образования

Санкт – Петербург

2018

Пояснительная записка

Программа мини-лапте относится к физкультурно-спортивной направленности. По уровню освоения программа является базовой

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы по мини-лапте состоит в том, что она способствует удовлетворению потребностей в разнообразной физической активности, азарте и желании достичь успеха, выработки уверенности в себе, чувству безопасности, самоутверждению, реализации потребностей в социальных контактах с людьми всех возрастов, творческому самовыражению, формирует дух товарищества и взаимовыручки. Знакомство с игрой гармонично развивает у детей основные физические качества, что в дальнейшем выражается в интересе к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

Отличительная особенность программы от уже существующих в том, что она адаптирована для детей среднего школьного возраста. Широко используются различные игры на местности, а также в камеральных условиях. Подача материала в игровой форме раскрепощает ребёнка, снимает напряжение в общении, способствует лучшему усвоению предложенного материала.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-лапта» предназначена для детей 13 -16 лет и рассчитана на 3 года обучения. Набор в секцию осуществляется на добровольной основе. Основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.

Цель программы:

  • приобщение к здоровому образу жизни через умение трудиться;
  • повышение спортивного мастерства;

Задачи программы:

обучающие:

  • обучить правильно, выполнять технические приемы игры;
  • обучить основным тактическим взаимодействиям;
  • обучить правилам соревнований;
  • обучить основам познавательной деятельности;
  • обучить технико-тактическим приемам игры.

развивающие:

  • развить образное мышление;
  • развить умение выражать своё отношение к сопернику и партнерам через игру;
  • развить физические данные организма;
  • развить морально-волевые качества.

воспитательные:

  • воспитать культуру поведения на площадке, в общественных местах;
  • воспитать коммуникабельность, взаимопонимание;

- воспитать достойное поведение в коллективе;

Система формы контроля уровня достижений учащихся

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях различного уровня. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

По окончании обучения обучающиеся должны

знать:

  • правила техники безопасности;
  • основы здорового образа жизни;
  • основы судейства мини-лапты;
  • правила соревнований по мини-лапте;
  • правила оказания первой помощи;
  • основы технико-тактической подготовки в мини-лапте;
  • правила игр с использованием бросков и перебежек;
  • комплексы общеразвивающих и специальных упражнений

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности;
  • вести здоровый образ жизни;
  • судить соревнования по мини-лапте;
  • организовать простейшие соревнования по мини-лапте и участвовать в них;
  • оказывать первую помощь;
  • использовать основы технико-тактической подготовки;
  • играть в подвижные игры с бросками и перебежками;
  • выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений

2.Учебный план

Учебный план 1 года обучения

Тема  

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Опрос

2

Общая и специальная физическая подготовка

27

7

20

Тест

3

Техническая подготовка

18

3

15

Тест

4

Тактическая подготовка

16

4

12

Зачет

5

Учебные и тренировочные игры

27

10

17

Опрос

6

Участие в соревнованиях

18

3

15

Тест

7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Опрос

 

Итого:

108

28

80

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы первого года обучения:

№1. Вводное занятие

Теория. Собеседование с родителями и детьми Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование и тестирование детей. Форма, время, место занятий. Цели и задачи программы на учебный год. Мини-лапта как вид спорта. История возникновения игры.

Практика.  Подвижные игры.

№2. Общая и специальная физическая подготовка

Теория. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей систем организма.

Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий.

Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы воспитания основных двигательных качеств.

Практика. Упражнения, направленные на развитие выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы. Сочетание упражнений в движении и на месте. Тестирование уровня физической и специальной подготовленности. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.

№3. Техническая подготовка

Теория. Технические элементы игры. Применение технических элементов игры, их разновидность.

Практика.  Обучение различным способам перемещений. Обучение передачам и ловле мяча на месте и в движении. Обучение подаче мяча. Обучение отбиванию мяча.  Обучение перебежкам.

№4 Тактическая подготовка

Теория.  Основные принципы тактических построений в защите. Взаимосвязь отбивания мяча и перебежки.

Практика. Обучение командным перемещениям в защите. Обучение индивидуальным и групповым перебежкам.

№5. Учебные и тренировочные игры

Теория.  Настройка на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.

Практика. Игры по упрощенным и полным правилам. Игры по заданным параметрам.

№6 Участие в соревнованиях

Теория.  Настройка на игру. Разбор тактики игры соперников. Составление плана на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.

Практика. Применение изученных тактических взаимодействий во время соревнований.

№7 Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов года, награждение лучших занимающихся. Режим самостоятельных занятий в летний период.

Практическая часть. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.

По окончании 1 года занятий обучающиеся должны

знать:

  • технику безопасности;
  • основы знаний о здоровом образе жизни;
  • правила соревнований по мини-лапте;
  • комплексы общеразвивающих и специальных упражнений;
  • правила подвижных игр;
  • судейскую жестикуляцию.

уметь:

  • выполнять правила техники безопасности;
  • вести здоровый образ жизни;
  • участвовать в соревнованиях по мини-лапте;
  • выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений;
  • играть в подвижные игры;
  • «читать» жесты судей.

2-й год обучения направлен на реализацию полученных знаний, улучшение физических кондиций, достижение результата в соревнованиях, а также на решение тактико-технических задач, знакомство с психологической и восстановительной подготовкой спортсмена.

Учебный план 2 года обучения

Тема  

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Опрос

2

Общая и специальная физическая подготовка

27

7

20

Тест

3

Техническая подготовка

18

3

15

Тест

4

Тактическая подготовка

16

4

12

Зачет

5

Учебные и тренировочные игры

27

10

17

Опрос

6

Участие в соревнованиях

18

3

15

Тест

7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Опрос

 

Итого:

108

28

80

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы второго года обучения:

№1. Вводное занятие

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование и тестирование детей. Форма, время, место занятий. Цели и задачи программы на учебный год. Мини-лапта в Санкт-Петербурге и России.

Практика.  Подвижные игры.

№2. Общая и специальная физическая подготовка

Теория. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей систем организма.

Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий.

Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы воспитания основных двигательных качеств.

Практика. Упражнения, направленные на развитие выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы. Сочетание упражнений в движении и на месте. Тестирование уровня физической и специальной подготовленности. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.

№3. Техническая подготовка

Теория. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки. Классификация и терминология технических приемов игры. Анализ выполнения технических приемов, выполняемых в различных игровых ситуациях. Контрольные упражнения по технической подготовке для юных лаптовиков. Основные ошибки в технике игры, пути их устранения.

Технические элементы игры. Применение технических элементов игры, их разновидность.

Практика.  Отработка различных способов перемещений. Отработка передач и ловли мяча на месте и в движении. Отработка подач мяча. Отработка отбивания мяча.  Отработка индивидуальных перебежек.

№4 Тактическая подготовка

Теория.  Классификация тактики игры. Игра в нападении: удары битой, перебежки.

Командная тактика: атакующие комбинации одновременных действий из «кона» и «города».

Тактика игры в защите: расположение игроков «в линию», «веером». Ловля мяча и передача с задней линии в переднюю часть игрового поля.

Осаливание игроков «несущего два очка». Зависимость тактического построения игры от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков своей команды, от размера игрового поля, метеорологических условий и других факторов.

Практика. Отработка командных перемещений в защите. Отработка расположения игроков «в линию», «веером». Отработка ловли мяча и передачи с задней линии в переднюю часть игрового поля.

Обучение осаливанию игроков «несущего два очка».

Игровые упражнения.

№5. Учебные и тренировочные игры

Теория.  Настройка на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.

Практика. Игры полным правилам с привлечением судей. Игры с отработкой поставленных задач. Игровые упражнения.

№6 Участие в соревнованиях

Теория.  Настройка на игру. Разбор тактики игры соперников. Составление плана на игру. Разбор результатов игры.

Практика. Применение изученных тактических взаимодействий во время соревнований.

№7 Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов года, награждение лучших занимающихся. Режим самостоятельных занятий в летний период.

Практическая часть. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.

По окончании 2 года обучения учащиеся должны

знать:

  • правила техники безопасности;
  • жесты судей;
  • правила соревнований по мини-лапте;
  • принципы распределения сил во время перебежек;
  • виды тактических построений;
  • комплексы общеразвивающих и специальных упражнений

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности;
  • применять жесты судей при судействе тренировочных и учебных игр;
  • организовать простейшие соревнования по мини-лапте и участвовать в них;
  • распределять силы во время игры и перебежек;
  • участвовать в различных тактических построениях;
  • выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.

На 3-м году обучения в углублённом режиме решаются вопросы функциональной готовности, психологической подготовки, тактико-технических задач, улучшения результативности в соревнованиях, восстановлению организма.

Учебный план 3 года обучения

Тема  

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Опрос

2

Общая и специальная физическая подготовка

20

7

13

Тест

3

Техническая подготовка

18

3

15

Тест

4

Тактическая подготовка

16

4

12

Зачет

5

Учебные и тренировочные игры

27

10

17

Опрос

6

Участие в соревнованиях

25

5

20

Тест

7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Опрос

 

Итого:

108

28

80

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы третьего года обучения:

№1 Вводное занятие

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование и тестирование детей. Форма, время, место занятий. Цели и задачи программы на учебный год.

Виды травм. Кровотечения и их разновидности. Повязки и способы их наложения. Первая помощь при вывихах и переломах. Первая помощь при укусах и отравлениях. Способы транспортировки пострадавшего.

Практика. Наложение повязок, жгутов, шин. Транспортировка пострадавшего.

№2. Общая и специальная физическая подготовка

Теория. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей систем организма.

Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий.

Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы воспитания основных двигательных качеств.

Практика. Упражнения, направленные на развитие выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы. Сочетание упражнений в движении и на месте. Тестирование уровня физической и специальной подготовленности. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.

№3. Техническая подготовка

Теория. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки. Повторение классификации и терминологии технических приемов игры. Повторение анализа выполнения технических приемов, выполняемых в различных игровых ситуациях. Контрольные упражнения по технической подготовке для юных лаптовиков. Основные ошибки в технике игры, пути их устранения.

Технические элементы игры. Применение технических элементов игры, их разновидность.

Практика.  Совершенствование различных способов перемещений. Совершенствование передач и ловли мяча на месте и в движении. Совершенствование подач мяча. Совершенствование отбивания мяча.  Совершенствование индивидуальных перебежек.

№4 Тактическая подготовка

Теория.  Классификация тактики игры. Игра в нападении: удары битой, перебежки.

Командная тактика: атакующие комбинации одновременных действий из «кона» и «города».

Тактика игры в защите: расположение игроков «в линию», «веером». Ловля мяча и передача с задней линии в переднюю часть игрового поля.

Осаливание игроков «несущего два очка». Зависимость тактического построения игры от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков своей команды, от размера игрового поля, метеорологических условий и других факторов.

Практика. Совершенствование командных перемещений в защите. Совершенствование расположения игроков «в линию», «веером». Совершенствование ловли мяча и передачи с задней линии в переднюю часть игрового поля.

Совершенствование осаливания игроков «несущих два очка».

Игровые упражнения.

№5. Учебные и тренировочные игры

Теория.  Настройка на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.

Практика. Игры полным правилам с привлечением судей. Игры с совершенствованием поставленных задач. Игровые упражнения.

№6 Участие в соревнованиях

Теория.  Настройка на игру. Разбор тактики игры соперников. Составление плана на игру. Разбор результатов игры.

Практика. Применение изученных тактических взаимодействий во время соревнований.

№7 Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов года, награждение лучших занимающихся. Режим самостоятельных занятий в летний период.

Практическая часть. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.

По окончании 3 года обучения обучающиеся должны

знать:

  • правила техники безопасности;
  • основы здорового образа жизни;
  • основы тактики игры;
  • правила соревнований по ориентированию;
  • правила оказания первой помощи;
  • комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.

уметь:

  • применять правила техники безопасности;
  • вести здоровый образ жизни;
  • применять тактические знания игры;
  • организовать простейшие соревнования по мини-лапте и участвовать в них;
  • оказывать первую помощь;
  • выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.
  1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

по программе

Дата окончания обучения

по программе

Всего

учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

10.09

25.05

36

108

3 раза в неделю по 1 часу

2 год

01.09

25.05

36

108

3 раза в неделю по 1 часу

3 год

01.09

25.05

36

108

3 раза в неделю по 1 часу

Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной      программы:

  1. Спортивная площадка (игровой зал)
  2. Баскетбольные, волейбольные, теннисные, набивные, футбольные мячи.
  3. Фишки.
  4. Флажки.
  5. Гимнастические маты.
  6. Гимнастические скамейки.
  7. Гимнастическая стенка.
  8. Скакалки.
  9. Секундомер.
  10. Свисток.
  11. Протоколы.
  12. Биты круглые и плоские.
  13. Обручи.
  14. Эспандеры.
  15. Ростомер.
  16. Рулетка.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:

Тема

Формы проведения занятий

Методы и приёмы

Дидактические материалы

Используемое оборудование

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Теоретическое, инструктаж, беседа

практическое

Метод: словесный, наглядный, Прием: объяснение

Методическая литература:

специальная литература справочные материалы, картинки

2

Общая и специальная физическая подготовка.

Практическое, инструктаж, беседа

Метод: словесный, наглядный,

практический

Прием:

объяснение,

демонстрация, выполнение упражнений

Методическая литература:

специальная литература, карточки, схемы,

Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки

Тестирование, соревнование,

сдача контрольных нормативов

3

Техническая подготовка

Практическое, инструктаж, беседа

Метод: словесный, наглядный,

практический

Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений

видеозаписи

Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки

Кросс, контрольное тестирование

4

Тактическая подготовка.

Практическое, инструктаж, беседа

Метод: словесный, наглядный,

практический

Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений

Методическая литература:

специальная литература, видеозаписи, схемы,

Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки

Опрос

5

Учебные и тренировочные игры

Практическое, инструктаж, беседа

Метод: словесный, наглядный,

Практический, соревновательный

Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений

Схемы

Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки

Соревнования, контрольное тестирование

6

Участие в соревнованиях

Практическое, инструктаж, беседа

Метод: словесный, практический, соревновательный

Прием: объяснение, выполнение упражнений

Схемы

Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки

Соревнования, контрольное тестирование

7

Итоговое занятие

Практическое, беседа

Метод: словесный, наглядный, практический

Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений

карточки достижений

Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки

контрольное тестирование

Литература

  1. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности, М.: Мир, 1992.
  2. Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности, М.: Знание 1987
  3. Правила вида спорта «лапта» утверждённые приказом Минспорта России от 21 декабря 2017 г. № 1090
  4. Р.Н. Разяпова, Л.Н. Малорошвило. «Лапта» Учебно-методическое пособие Оренбург Издательство ОГПУ 2014
  5. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.
  6. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г.Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.
  7. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003.
  8. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И.Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.
  9. Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г.Русская лапта: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. - Уфа: БГПУ, 2000.
  10. Костарев А.Ю.Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.
  11. Платонов В.Н.Теория и методика спортивной тренировки: Учеб.пос. для ИФК. - Киев: Вища школа, 1984.
  12. Теоретическая подготовка юных спортсменов /Под общ.ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: ФиС, 1981.
  13. Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г.
  14. Валиахметов Р. М.  «Лапта» 2007 г.
  15. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г.
  16. Организация работы спортивных секций в школе. Автор-составитель А. Н. Каинов. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...