Технологическая карта урока адаптивной фической культуры для глубоко умственно отсталых детей. Тема: Подвижные игры. Морское путешествие.
учебно-методический материал по физкультуре

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для глубоко умственно отсталых детей

Тема: Подвижные игры. Морское путешествие.

Цель урока: формирование двигательных умений и навыков глубоко умственно отсталых обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

Задачи:        

Образовательная: развитие и закрепление умения прогнозировать, анализировать информацию;

Развивающая :развитие умения грамотно высказывать свое мнение; развивать речь и память учащихся, развивать двигательную активность;

Воспитательная – воспитывать бережное отношение к собственному здоровью;

Здоровьесберегающая: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая, индивидуальная

Средства обучения: аудиозаписи музыки.

Методы обучения: игровой, словесный, наглядный.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся организации двигательной деятельности, сочетанию умственного и физического труда.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять общие компоненты здоровья.

Коммуникативные:управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.

Оборудование: ноутбук, аудиозаписи, картинки с морской тематикой, презентация (слайды)

Время урока: 40 мин.

Место проведения: зал лечебной физической культуры

Часть урока

Этапы

Содержание и ход урока

Дозировка, мин

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовительная часть

1.Самоопределение к деятельности

Создаёт ситуацию для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока.

Построение.

- Становись! Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, ребята!

- Скажите мне, какие виды игр вы знаете? (спортивные, настольные, подвижные, компьютерные)

Сейчас поиграем в одну игру, и вы угадайте  её вид.

«Бакланы, Чайки, Альбатросы».

«Бакланы» –передвигаются в полном  приседе

«Чайки» - обучающиеся бегают и машут руками, как крыльями.

«Альбатрос» – ноги врозь на носках, одна нога впереди, руки в стороны, сохранять равновесие.

.    

- Какая была игра?

Проявление интереса к материалу изучения.

Построение.

Приветствие.

В соответствии с индивидуальными особенностями глубоко умственно отсталых детей учитель помогает с ответами детей, направляет на правильный ответ.

(настольные, подвижные, компьютерные)(учитель помогает с ответами)

Звучит музыка: звуки птиц

Дети играют.

Ответы детей (подвижная).

3 мин

1 мин

1 мин

Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные УУД)

2. Формулирование темы урока

- Ребята, давайте вместе с вами определим тему нашего урока. Сегодня будем разучивать новые подвижные игры.

Создает коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог.

-Ребята, а вы знаете где живут чайки?

-А вы знаете, что если во время дальнего путешествия моряки видят чаек, значит скоро на горизонте появиться земля.

- Кто такой капитан? А моряк?

- Что нужно делать, чтобы моряки были очень сильные?

-Назовите физические качества.

-А какие физические качества мы с вами развиваем на каждом уроке?

-А теперь давайте определим цель нашего урока.

-Мы разучим новые подвижные игры, в ходе, которых, будем развивать такие физические качества как ловкость, быстрота, координация движений и учиться приобретать положительные качества характера: взаимопомощь, чувство товарищества.

Дети предлагают варианты ответов, участвуют в обсуждении, учитель подводит детей к правильному ответу.  Тема урока: «Подвижные игры»

В соответствии с индивидуальными особенностями глубоко умственно отсталых детей учитель помогает с ответами детей, направляет на правильный ответ.

Дети предлагают варианты ответов (На побережье моря).

Ответы детей (Человек, возглавляющий экипаж судна; работник морского транспорта)

(Заниматься спортом)

(Ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, координация движений).

(Ловкость, быстрота, координация движений)

Ответы детей (Узнать, какие качества будем развивать во время подвижных игр?)

Использовать имеющиеся знания и опыт (Регулятивные УУД)

Распознавать и называть двигательное действие (Познавательные УУД).

Основная часть

3.Актуализация знаний

- Ребята, а вы знаете, что тех, кто готовится стать моряком, называют юнгами?

Сегодня мы станем юнгами , я вас приглашаю в увлекательное морское путешествие во время,  которого мы сделаем  морскую разминку, побываем на необитаемом острове и обязательно поиграем в морские подвижные игры. В течение урока будем оценивать свою спортивную подготовку. И посмотрим, помогли нам подвижные игры стать такими ловкими и смелыми, как настоящие моряки.

Разминка.

.

- Итак, морская разминка.

- Равняйсь! Смирно!

-По порядку рассчитайсь!  

- Повороты налево, направо, кругом!

- На-право!

1. Разновидность ходьбы.

- На носках, руки вверх!

- На пятках, руки за спиной!

- Шторм.

 Удерживаем равновесие. В полуприсяди, руки на пояс!

2. Бег:

- в медленном темпе

- в среднем темпе

-бег с остановками. По сигналу быстро принять положение упор присев - «Чайка поймала рыбку», затем продолжить бег.

3.  Ходьба с изменением направления.

- «Полный вперёд!»- идут вперёд.

- «Стоп, машина!»- останавливаются.

- «Полный, назад!»- поворачиваются кругом, идут назад.

- «Стоп, машина!»- останавливаются.

- «Полный вперёд!»- идут вперёд.

4. Восстановление дыхания.

«Морской бриз» - лёгкий морской ветерок.

  1. вдох, руки вверх
  2. медленный выдох, руки опустили

   5.Общеразвивающие упражнения

«Морская качка»

И.П. стоя, ноги  на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение наклонов головы 1-2 вперед и назад, на 3-4 вправо и влево.

И.П. стоя, ноги  на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять волнообразные движения головой на четыре счета  вправо и четыре влево.

Ты волна, моя волна,

Ты гуллива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

 Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли.

 «Разминка пловца - Пловец»

И.П. стоя, ноги врозь,  руки  на плечи, на 1-2 вращение рук вперёд, на  3-4 назад –

(3-4 повторения).

И.П. стоя, ноги врозь, руки перед грудью на 1-2 поворот корпуса в право,  на 3-4 в лево. (3-4 повторения).

И.П. стоя, ноги врозь,

1-2 правая рука вверху, левая внизу.

3-4 смена положения рук.

 «У штурвала».

И.п. ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты «держат штурвал», наклоны туловища в стороны.

1-2 в право, 3-4  в  лево.

 «Поднять якорь»

И.п. ноги на ширине плеч, руки  на поясе.

1-Наклон туловища вниз к правой ноге, на -2 к левой ноге, на -3  прогнутся назад.

4- И.П.

«Краб»

И.п. Ноги на ширине плеч. Руки  вытянуты вперёд, подъём ног на уровни пояса 1- 2 хлопок под  правой ногой, на 3-4 под левой ногой.

«Морская звезда»

Эта звезда под водою красуется.

Ею и рыбы и крабы

Любуются.

И.п. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе на 1-2 смена положения, на 3-4 ноги вместе руки на ширине плеч.

 (5-6 повторений).

 «Водоросли»  (считалочка).

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. С правой руки по очередной  начинаем считать и поднимать руки  вверх по туловищу от 1 до 7 на 8 делаем хлопок руками над головой, после хлопка,  по очередно -   с правой руки опускаемся вниз от 1 до 7 на 8 делаем хлопок руками  на уровне пояса. (2-3 повторения).

«Медуза» (махи руками).

И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 махи руками вперёд с подъёмом на носочках, на 3-4 махи руками назад  и подъёма на носочках.

 Равновесие  «морской конёк»

И.п. – правую ногу согнуть в колено и подтянуть к груди на 1-2, на 3-4 смена ног, (следить за осанкой).

И.п. – правую ногу взять  правой рукой за  свод стопы, а левую вытянуть в сторону удерживая равновесие на 1-2,3-4 смена ноги и руки  (2-3 повторения), (следить за равновесием).

 «Морской осьминог».

И.п. пол оборота на право, руки на поясе ноги на ширине плеч. На 1- прогнутся, на 2 нагнутся, на  3 принять упор лёжа, на 4 принять исходное положение.                        (2-3 повторения).

Восстановление дыхания «Морской бриз». Вдох -медленный выдох.

Самооценка разминки:

Ребята, все хорошо выполнили разминку, все получилось! – положите в свою коробочку по одной звездочке.

Построение.

Слайд: корабль, матросы.

В соответствии с индивидуальными особенностями глубоко умственно отсталых детей учитель помогает выполнять упражнения.

Выполняют указания учителя.

Делают  разминку в движении.

В соответствии с индивидуальными особенностями глубоко умственно отсталых детей учитель помогает выполнять общеразвивающие упражнения.

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Слайд: море, (звучит музыка, шум моря)

6 мин

4 мин

7 мин

6 мин

7 мин

Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме.

Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:

находить закономерности (Познавательные УУД)

Использовать имеющиеся знания и опыт (Регулятивные УУД)

4.Проектная деятельность:

4.1. Проблематизация и целеполагание

Морские эстафеты.

- Ребята, а сейчас отправляемся на необитаемый остров.

2. Разновидность бега.

«Трудный фарватер» - Бег с препятствиями

«Коралловые рифы» - Бег змейкой.

«Узкий пролив» - Ползание по гимнастической скамейке  лёжа на животе, подтягиваясь руками.

- Ребята! Мы с Вами прибыли на остров.

 (убрать инвентарь).

Преодолевают препятствия, двигаясь друг за другом в колонну.

Формирование

целей-мотивов учебной деятельности. (Регулятивные УУД)

4.2.Планирование деятельности

Работа в группах (девочки, мальчики). 

- Ребята, сейчас вы  изучить игру.

Даёт инструкцию по проведению работы в группах.

Прослушайте внимательно инструктаж:

1.Будьте вежливы с ребятами в группе. Слушайте друг друга внимательно.

2. Выберите Капитана группы, который поможет вам организовать работу: распределит роли, даст каждому задание.

3. Каждый в группе активно участвует в работе.

4.  Выберете способ показа игры.

 Игра «Прилив - отлив»

Играют 2 команды. На начало игры команды находятся на своих «островах» (гимнастические маты).

Ведущий говорит слова, «отлив» - дети бегают по залу, «прилив» - игроки забегают  на маты – «островки». Выигрывает команда, в которой все игроки быстрее добегут до «островков». Счёт до 5 очков.

 «Золотые рыбки-

В золотые сети,  1, 2, 3!»

2 ребёнка встают лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают вверх- образуют «ворота-сети». Остальные дети,  встают в колонну  друг за другом, положив  руки на плечи впереди стоящего и проходят под «сетью» на слова «Золотые рыбки-

В золотые сети, 1, 2, 3!» На счёт 3 «рыбаки» опускают руки, стараясь поймать двух рыбок. Кто попался в сети, образуют ещё одну сеть. Игра идёт до тех пор, пока не поймают всех рыбок.

«Спасательный круг»

  На второй половине зала в штрафной зоне  расположены фишки, на одну меньше чем  детей. Все дети по команде встают в одну линию, по команде бегут к спасательным кругам и садятся рядом с ними, одному не будет хватать спасательного круга,  той команде   у которого больше участников даётся звездочка. С каждым разом  фишек будет всё меньше и меньше, выигрывает та команда,   чей игрок остался в спасательном круге. За победу даётся 3 звездочки.

«Вязкое болото»

У каждой команды по 2 обруча. По команде начинают переправляются  через болото. Условие: ноги недолжны касаться болота. Чья команда быстрее пройдёт болото, та и выиграла. За победу даётся  3 дублона.

Коллективно обсуждают этапы плана работы.

Анализируют полученные ранее знания и навыки по предмету.

В соответствии с индивидуальными особенностями глубоко умственно отсталых детей учитель помогает обучающимся при работе в группах

Осознание трудностей и стремление  к их преодолению (Личностные УУД)

Формировать навыки поисковой деятельности.

Способность действовать с позиции содержания предмета.

(Познавательные УУД)

Формировать умение учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем, предположений(Коммуникативные УУД)

4.3. Реализация плана - исследование

- Команда – «Юнг Карибского моря», представляют работу своей команды.

- Команда – «Юнг Средиземного моря», представляют работу своей команды.

Мальчики рассказывают правила игры и затем демонстрируют.

Аналогично представляют результат работы в группе- девочки.

Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации (Познавательные УУД)

Учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции (Коммуникативные УУД)

Координировать работу в соответствии со  строго определённым временем (Регулятивные УУД)

4.4.Представление продукта проекта

Проводятся подвижные игры «Прилив-отлив», «Золотые рыбки», «Спасательный круг», Организаторами и ведущими игр становятся сами дети. Учитель контролирует действия детей.

-Какие физические качества понадобились в этих играх?

-Какие качества характера понадобились в этих играх?

Сделайте самооценку. Кто усвоил правила игры – кладёт в коробочку звездочку. Кто нарушал правила –ничего не кладет.

Ответы детей

(быстрота, ловкость, слаженность действий, координация движений)

Взаимопомощь, командный дух, терпение, уважение к сопернику.

Кладут дублоны в индивидуальные коробочки.

Взаимодействовать с партнёром, инициативно сотрудничать в представлении продукта проекта (Коммуникативные УУД).

Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений (Личностные УУД).

Заключительная часть

5. Рефлексия и самооценка

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Упражнение на формирования навыка расслабления (релаксация).

  Дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрыв глаза. Инструктор включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, ощутить её.  Сегодня прекрасный солнечный летний день. Вы лежите на теплом песке на берегу моря. Постарайтесь почувствовать спиной множество маленьких песчинок. Устройтесь  поудобнее, расправьте плечи. Потянитесь, вытяните ноги, как будто вы хотите стать длиннее. А теперь расслабьтесь, почувствуйте, как уютно лежать на песке, разогретом теплыми лучами солнца… Несколько раз глубоко вздохните. Почувствуйте, как наполняется ваша грудь свежим морским воздухом. Мы возвращаемся в детский сад. Полежите спокойно, прислушайтесь к наполняющим нашу комнату звукам, доносящихся с улицы. А теперь можете открыть глаза и сесть.

Рефлексия.

В группах:

-Мальчики - определить  физические качества, которые были необходимы сегодня на уроке в подвижных играх. Выбрать из предложенных на карточках: быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость, координация движений.

-Девочки – определить качества характера, которые нужны для подвижных игр. Выбрать из предложенных на карточках: честность, соблюдение правил игры, взаимопомощь, командноечувство, приветливость, ответственность, любознательность.

Анализируют свою деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы).

Отвечают на вопросы, выполняя действия, в зависимости от своего ответа.

Звучит релакс-музыка

Быстрота, ловкость, выносливость, координация.

честность, соблюдение правил игры, взаимопомощь.

4 мин

2 мин

Рефлексия способности организовать творческую деятельность.

Рефлексия мотивации, способов деятельности, общения. (Личностные УУД)

Самооценивание(Регулятивные УУД)

Итог урока:

Построение

-Какие новые подвижные игры разучили? Сможете вы научить своих друзей играть в них?

-Какие главные физические качества вы развивали на уроке?

-Положите последнюю звездочку в свою копилку достижений. И посчитайте, сколько звездочек вы собрали.  Чья команда собрала больше звездочек та и выиграла!

Выставление оценок.

- До свидания, ребята!

Организованный уход из зала

Командная игра «Прилив-отлив», «Спасательный круг»,  «Золотые рыбки».

-Быстрота, координация движения, выносливость, ловкость.

Кладут звездочки в индивидуальные коробочки. Подсчитывают количество «звездочек»

Прощаются.

Выходят из зала.

Прогнозирование.

Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД)

  1. Классные дела в начальной школе – М.: Творческий центр сфера, 2004
  2. Внеклассные мероприятия 2 класс – М.: «ВАКО», 2006
  3. Маяковский В.В. «Эта книжечка моя про моря и про маяк» Москва «Детская литература», 1975г.
  4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Технологическая карта урока по физической культуре (баскетбол) для обучающихся 6 классов. Тема «Ведение, передача и ловля мяча»

Научиться владеть  мячом, применяя разные технические приёмы, для дальнейшего обучения игры баскетбол.Урок проводлся в рамках районного методического объединения учителей физической культуры....

Технологическая карта урока адаптивной физической культур в 5 специальном классе

Занятие проводиться в форме урока-путешествия с использованием спортивных тренажеров....

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса на тему "Подвижные игры как средство совершенствования физических качеств"

Раздел: Подвижные игрыТема урока:  «Подвижные игры как средство совершенствования  физических качеств»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: урок-путешествие...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Технологическая карта урока по физической культуре для 4 «а» класса (ФГОС).Тема: Подвижные игры. Эстафеты. Развитие координационных качеств.

Тема: Подвижные игры. Эстафеты. Развитие координационных качеств.Цель:Задачи урока: повысить уровень физического развития, развивать физические качества: координацию, быстроту, ловкость.Образовательны...