Программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Пароллова Ольга Константиновна

Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_5_klass.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 имени А.П. Маресьева

муниципального образования «Город Донецк»

(МБОУ СОШ №2 г. Донецка)

                                                                                             Утверждаю

                                                                    Директор МБОУСОШ № 2 г. Донецка

                                                                                   __________     Е.В. Фролов                                    

                                                                                  Приказ от 09.07.2021 №165

                                                                                                                                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Баскетбол»

Для 5 «а», 5«б» класса

        

Количество часов : 5 «а» 33 часа, 1 час в неделю

                                    5 «б» 34 ч, 1 час в неделю

Учитель : Пароллова О.К.

    Программа разработана на основе:

Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов авторы В.И.Лях, А.А. Зданевича ; Просвещение, 2010г.

2021-2022 учебный год

                                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта  

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 

«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185
«О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». 

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 года №72 «О внесении изменений №2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».  

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам». 

Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе №2 имени А.П. Маресьева муниципального образования г. Донецк

Направленность программы:

Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.

Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений» под редакцией  В.И.  Ляха, А.А. Зданевича  (2010г.).

Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.

Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности, новизна:

В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.

Новизна:

Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.

Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.

Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Цели и задачи

Обучения игре в баскетбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.

Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Программный материал предполагает решение следующих основных задач:

- укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников, ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в баскетбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

- развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости,  скоростно-силовых качеств.

Форма обучения – групповая, индивидуальная.

Методы обучения – игровой, соревновательный.

Форма контроля – тестирование, контрольные испытания.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

– школьные соревнования среди параллелей своих классов;

– участие в муниципальных соревнованиях;

– участие в окружных и городских соревнованиях.

Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе и в зале. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в баскетбол.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными  и предметными результатами:

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения

– владеть основами судейства игры в баскетбол.

Содержание программы

1 .«Теоретическая подготовка»

Правила техники безопасности при проведении занятий.

История рождения и развития баскетбола. Правила соревнований.

2. «Общая физическая подготовка»

Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости, гибкости,  ловкости).

Круговая тренировка.

Подвижные игры.

3. «Техническая подготовка»

Стойки баскетболиста. Остановка прыжком. Остановка в два шага. Ловля и передача мяча. Передача мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Бросок мяча одной рукой с места. Броски мяча в корзину в движении; бросок в корзину одной рукой после ведения; броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки. Штрафной бросок.

Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам

4. «Тактическая подготовка»

Групповые и командные действия в нападении.

Групповые и командные действия в защите.

5. Тестирование, контрольные испытания

Требования к знаниям и умениям, которые обучающиеся должны приобрести

в процессе реализации программы

В ходе реализации программы по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» обучающиеся должны усвоить и применять на практике:

– Правила техники безопасности при проведении занятий.

– Историю рождения и развития баскетбола.

– Основы спортивной тренировки – методы обучения.

– Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований.

– Технические умения:

Ведение мяча правой и левой рукой.

Ведение с разной высотой отскока и с изменением направления.

Передачи мяча.

Ловли мяча.

Броски мяча.

Штрафной бросок.

Специальные упражнения и комбинации.

Эстафеты.

– Тактические знания:

Индивидуальная тактика.

Тактика игры в защите.

Тактика игры в нападении.

Правила игры.

Баскетбольная терминология.

– Физическая подготовка:

Упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, гибкости.

– Морально – волевая подготовка:

В результате реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» у обучающихся развиваются такие качества как: товарищество, доброта, честность, трудолюбие, дисциплинированность, соблюдение порядка, стремление быть сильным и ловким, привычки подчинять свои действия интересам коллектива, развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

  По окончании курса обучающиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий по баскетболу, сформировать первичные навыки судейства.

Календарно - тематическое планирование 5«а» класса

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

1.

История зарождения игры "Баскетбол", Стойка игрока.

1

7.09

2.

Разминка перед игрой. Стойка игрока. Передвижения, остановка шагом, прыжком.

1

14.09

3.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.

1

21.09

4.

Ведение мяча правой и левой рукой.

1

28.09

5.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.

1

5.10

6.

Ведение мяча шагом и бегом.

1

12.10

7.

Бросок мяча от плеча.

1

19.10

8.

Ведение мяча с изменением направления и скорости.

1

16.11

9.

Передача мяча от плеча одной рукой, двумя руками снизу.

1

23.11

10.

Передача мяча в парах на месте.

1

15.11

11.

Передача мяча в движении.

1

30.11

12.

Ведение мяча правой, левой рукой.

1

7.12

13.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.

1

14.12

14.

Ведение мяча шагом, бегом.

1

21.12

15.

Броски по кольцу, сверху, снизу.

1

28.12

16.

Броски по кольцу, одной рукой, двумя руками.

1

11.01

17.

Передвижение в нападении и защите.

1

18.01

18.

Ловля мячей в прыжке двумя руками.

1

25.01

19.

Выбор позиции, опека игрока без мяча.

1

1.02

20.

Взаимодействие двух игроков.

1

8.02

21.

Ведение мяча при сближении с соперником.

1

15.02

22.

Броски по кольцу, сверху, снизу.

1

22.02

23.

Броски по кольцу одной рукой, двумя руками.

1

1.03

24.

Зонная защита.

1

15.03

25.

Ведения мяча правой и левой рукой.

1

22.03

26.

Ловля и передача мяча.

1

5.04

27.

Ведения мяча правой и левой рукой.

1

12.04

28.

Передачи мяча в движении.

1

19.04

29.

Ведение мяча попеременно правой, левой.

1

26.04

30.

Броски мяча одной рукой, двумя руками от головы.

1

10.05

31.

Ведение мяча при сближении.

1

17.05

32.

Броски по кольцу сверху, снизу; одной рукой, двумя руками.

1

24.05

33.

Ловля мячей двумя руками и после отскока

1

31.05

Календарно - тематическое планирование 5«б» класса

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

1.

История зарождения игры "Баскетбол", Стойка игрока.

1

3.09

2.

Разминка перед игрой. Стойка игрока. Передвижения, остановка шагом, прыжком.

1

10.09

3.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.

1

24.09

4.

Ведение мяча правой и левой рукой.

1

25.09

5.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.

1

1.10

6.

Ведение мяча шагом и бегом.

1

8.10

7.

Бросок мяча от плеча.

1

15.10

8.

Ведение мяча с изменением направления и скорости.

1

22.10

9.

Передача мяча от плеча одной рукой, двумя руками снизу.

1

12.11

10.

Передача мяча в парах на месте.

1

19.11

11.

Передача мяча в движении.

1

26.11

12.

Ведение мяча правой, левой рукой.

1

3.12

13.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.

1

10.12

14.

Ведение мяча шагом, бегом.

1

17.12

15.

Броски по кольцу, сверху, снизу.

1

24.12

16.

Броски по кольцу, одной рукой, двумя руками.

1

14.01

17.

Передвижение в нападении и защите.

1

21.01

18.

Ловля мячей в прыжке двумя руками.

1

28.01

19.

Выбор позиции, опека игрока без мяча.

1

4.02

20.

Взаимодействие двух игроков.

1

11.02

21.

Ведение мяча при сближении с соперником.

1

18.02

22.

Броски по кольцу, сверху, снизу.

1

25.02

23.

Броски по кольцу одной рукой, двумя руками.

1

4.03

24.

Зонная защита.

1

11.03

25.

Ведения мяча правой и левой рукой.

1

18.03

26.

Ловля и передача мяча.

1

25.03

27.

Ведения мяча правой и левой рукой.

1

8.04

28.

Передачи мяча в движении.

1

15.04

29.

Ведение мяча попеременно правой, левой.

1

22.04

30.

Броски мяча одной рукой, двумя руками от головы.

1

29.04

31.

Ведение мяча при сближении.

1

6.05

32.

Броски по кольцу сверху, снизу; одной рукой, двумя руками.

1

13.05

33.

Ловля мячей двумя руками и после отскока

1

20.05

34.

Ловля мячей двумя руками и после отскока

1

27.05

Учебно-методические средства

1. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 1986. –111с.

2. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.-111с.

3. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 1984.-24с.

4. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол// Физическая культура в школе. –1991.-№2- с. 27-30.

5. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет.

6. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное пособие. – Алма-Ата,1985-92с.

7. Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы: Учебное пособие, -Алма-Ата, 1987-82с.

8. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах)// Физкультура в школе. – 1993.-№4.-С.13-20.

9. Федосеев В.В. На уроках баскетбола.// Физкультура в школе-1995.- №2-с.26-27.

10. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие, - Омск, 1991.-60с.

11. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. – М.: Физкультура и спорт, 1985.-70с.

12. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1978.-45с

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

Протокол заседания  

методического объединения  

МБОУ СОШ №2 г. Донецка

от______________20__года  № _____                        

Руководитель МО ________/ __________/  

Подпись             Ф.И.О.                           

СОГЛАСОВАНО                                                      Заместитель директора

_____________________/________/

Подпись                 Ф.И.О.                           ______________________20__ года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...